Игровые программы в дополнительном образовании и индивидуальное развитие личности ребенка (на примере студии художественного чтения и музыкально-театрализованных представлений "Калейдоскоп")

Разделы: Общепедагогические технологии


Игра – важнейший вид детской деятельности, потому велика ее роль в развитии и воспитании ребенка. Она является эффективным средством формирования личности, воспитания его нравственных качеств.

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, знания им детской психологии, учета возрастных и индивидуальных особенностей ребят. Игра – отражение жизни. Здесь все “как-будто”, “понарошку”, но в этой условной обстановке, которая создается воображением, много настоящего; действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни.

В игре раскрываются особенности каждого ребенка, его интересы, хорошие
и дурные черты характера. Наблюдения за ребятами в процессе этого вида дея
тельности дают педагогу богатый материал для изучения своих воспитанников,
помогают найти правильный подход к каждому и позволяют реализовывать их
творческие возможности.

С древнейших времен человечество использовало формы театрального действия в целях образования, развития личности и общества. Основной язык театрального искусства – действия, основные видовые признаки – диалог и игра, понимаемые в самом широком смысле. Эти особенности делают театральное искусство очень близким для детей, потому что игра и общение для наших школьников и подростков – ведущая психологическая деятельность. Именно поэтому основой программы студии художественного чтения и музыкально-театрализованных представлений “Калейдоскоп” в Доме детского творчества г. Балтийска является игра и общение.

Организация игрового коллектива и становление в этом коллективе личности каждого ребенка – главная цель объединения, в которое принимаются все желающие, с различным уровнем развития способностей.

Одной из основных особенностей объединения является его музыкальная направленность. Ребята не только учатся играть, выражая свои чувства и мысли словом, движением, но и должны научиться передавать это через пение.

Особый интерес у ребят младшего возраста вызывает игра в театр по сюжетам сказок. Идея сказки – борьба Добра со Злом – помогает им выработать определенное нравственное отношение к жизни. Театрализованные игры способствуют нравственно-эстетическому воспитанию, обогащают ребят новыми впечатлениями, развивают интерес к театру, литературе, музыке, формируют диалогическую и вокальную речь, активизируют словарь. Кроме того, театрализованные игры носят психопрофилактический характер, так как помогают эмоционально и физически разряжаться.

Современный ребенок чаще всего оторван от естественных условий общения с окружающим его миром. В детской среде он практически лишен межвозрастного общения, замкнут в одновозрастной среде, общение со взрослыми сведено до делового минимума, общение с природой тоже часто затруднено. Контакты ребенка с миром – торопливы и поверхностны. Нарушенная структура общения ведет, естественно, к всевозможным нарушениям развития. Разбалансированными оказываются физический, эмоциональный и интеллектуальный аппараты ребенка, которого характеризуют эмоциональная агрессивность, отсутствие мотивации собственного поведения, полная или частичная дезориентация в культурной жизни. Занятия в объединении включают в работу и физический, и эмоциональный аппарат человека. Это помогает восстановить утраченный баланс, активизировать затрудненные процессы общения, сделать их радостными и плодотворными.

Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве. Творческая деятельность поднимает личность со ступени потребителя духовных ценностей до ступени их создателя. Художественное воспитание – процесс формирования отношения человека к искусству и внутренней потребности в общении с художественными ценностями. Искусство помогает растущему человеку в обретении внутренней гармонии. Это достигается тем, что художественное произведение способно давать целостный гармоничный образ мира. Это знание гуманистически специфично. Основной его смысл – в познании человеком самого себя. Поэтому целью всей работы объединения является создание условий для творческого развития личности ребенка и реализации его “Я”.

Главными задачами объединения являются:

  • приобщить ребят к общечеловеческим ценностям культуры, отраженных в художественных и музыкальных произведениях;
  • развивать эмоциональную среду и культуру чувств;
  • научить ребят сознавать собственную ценность (рефлексировать) и ценность другого человека;
  • развивать диалогическую и вокальную речь;
  • дать сведения о сценическом действии, актерском мастерстве и кукловождении;
  • формировать потребность в общении со взрослыми и сверстниками, воспитывать культуру общения;
  • развивать музыкальные и артистические способности;
  • способствовать физическому и нравственному оздоровлению ребят.

Работа в объединении ведется в трех направлениях: развитие сценической речи и театральные игры, музыкальное воспитание и основы вокала, подготовка и показ театрализованных представлений.

Развитие сценической речи – очень важная часть работы студии “Калейдоскоп”. Ее цель – научить ребят свободно общаться друг с другом и другими людьми на вербально-речевом уровне. Актуальность данной проблемы очевидна: приобщение школьников к элементам, основам ораторского искусства имеет большое воспитательно-образовательное значение. Специалисты считают, что чем больше у ребенка создается возможностей для развития речи, тем больше шансов раскрыть для него окружающий мир, сделать более широким круг общения, развить интерес и внимание к родному слов. Для этого используются игровые тренинги, направленные на развитие артикуляционного и дыхательного аппарата, знакомство с общечеловеческими ценностями, развитие эмоциональной отзывчивости, пересказы, придумывание историй, упражнения, направленные на развитие продуктивного воображения.

Учитывая психологические особенности возраста, одной из основных форм занятий является литературно-игровая деятельность, где ребята проигрывают, “проживают” ситуацию сказки, выполняя различного рода развивающие задания: выразительное чтение, анализ, сравнение, сочинение и пр. Занятия часто строятся в виде игр, путешествий, конкурсов или просто праздников. Широко применяются интегрированные занятия (одновременное сочинение и рисование, сочинение и пластическое изображение персонажей, сочинение и пение).Кроме игр-драматизаций, ребятам часто предлагается игра в театр кукол, потому что он по своей природе близок и понятен им больше, чем какой-либо другой вид искусства. Процесс “оживления” – эффект с сильным нравственным зарядом. Одушевление, лежащее в основе кукольного театра, помогает проникнуться сочувствием ко всему живому.

Ребята овладевают простейшими приемами кукловождения, используя в работе в основном перчаточные куклы. Управление куклой требует от них выдержки, терпения, определенных мышечных усилий.

Велико значение музыкального оформления, которое не только воспитывает эстетический вкус, создает эмоциональный настрой, но и приучает исполнителей организовывать свое поведение во времени.

В процессе музыкального воспитания ребята приобщаются к музыкальной культуре, развивают вокальные навыки. Основная форма занятий – музыкально-игровая деятельность, в ходе которой ребята выполняют развивающие и творческие задания с постепенным усложнением: от слушания музыки, определения ее характера, чистого интонирования в ансамбле до исполнения сольной песни, выражения характера героя через песню.

Личностно-ориентированные технологии, работа в микрогруппах являются ведущими принципами работы студии; используется и индивидуальная работа по развитию сценической речи, вокальных навыков.

Одно из направлений работы – реабилитационное. Часто в объединение приходят ребята с физическими недостатками (заикание, инвалидность, логопедические недостатки). Специальные тренинговые игры помогают их уменьшить или даже устранить (искажение звуков), а доброжелательная атмосфера и игровая деятельность – снять комплекс неполноценности, поверить в себя, реализовать свои творческие потребности. Участие ребят с ограниченными возможностями здоровья в театрализованных представлениях воспитывает и других ребят, развивая в них внимание, сочувствие и желание помочь тому, кто в этом нуждается.

Подготовка музыкальной зарисовки-сказки, театрализованного представления или концертного номера завершает учебный год. Кроме закрепления приобретенных умений и навыков, ребята получают возможность творческого самовыражения, что помогает им почувствовать себя участниками коллектива, осознать себя, свои возможности, развить самоконтроль , самооценку и интуицию.

При подготовке любого концертного номера перед педагогом встает трудная задача: без принуждения распределить все роли: ведь каждому ребенку хочется играть главную роль (даже если он об этом не говорит вслух). И здесь все зависит от умения и мастерства руководителя: дать возможность сыграть агрессивному ребенку положительную и мягкую роль, а нерешительному – смелую и задорную. В конечном итоге это влияет на формирование личности в коллективе.

Выступления перед зрителями эмоционально раскрепощают ребят, повышают уверенность в себе, развивают артистические и творческие способности, умения слышать и видеть другого человека, дают возможность положительной самореализации. Родители активно участвуют в подготовке выступления: шьют костюмы, маски, гримируют актеров. Иногда в представлениях, концертах наряду с ребятами принимают участие и сами педагоги. И это создает особую атмосферу взаимопонимания и педагогического контакта.

. Таким образом, возникает тесная духовная связь между родителями и детьми, детьми и педагогами, родителями и педагогами. И в этой атмосфере доброжелательности, радости и фантазии непременно появляется стремление к творчеству, импровизации. Так рождаются сюжеты, стихи, музыка, сочиненные самими ребятами.

Главное в работе студии “ Калейдоскоп”, построенной на игровой программе, не столько то, чтобы сделать из каждого ребенка певца или актера, сколько дать ему возможность выразить себя, расширить возможности общения с другими людьми, приобрести уверенность в себе, расти в атмосфере творчества, радости и успеха, без чего просто невозможно развитие личности.

Приложение