Общепедагогические технологии
-
Учебно-методический проект по технологии Intel "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать" 2008
Проект расширяет кругозор учащихся, обогащает их знаниями о географии, истории, экологии приграничных территорий нашего региона и стран-соседей, стимулирует самостоятельную работу над языком, формирует положительные мотивы учебно-познавательной деятельности учащихся, способствует развитию их творческих способностей. Проект направлен на широкое общение с живой природой родного края и развитие у школьников экологической культуры, воспитание ответственного отношения к природным объектам, патриотизма, любви к природе, к городу, к родине, на усиление практической направленности обучения иностранному языку.
-
Учебная интеграция в условиях профильного обучения (на примере преподавания истории и обществознания) 2008
Интеграционный подход в условиях профильного обучения на втором концентре создаёт возможности для реализации личностно-ориентированного образовательного процесса. Как технология обучения интеграционный подход предполагает содержательную интеграцию, где знания отдельных учебных предметов объединены в образовательную область для устранения дублирования, для согласованности и синхронности задач обучения.
-
Модель формирования исследовательских навыков как условие подготовки компетентного специалиста 2008
Под профессиональной компетентностью специалистов понимается интегральная характеристика, определяющая способность специалиста решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального опыта и наклонностей. Целью работы является построение модели формирования профессиональной компетентности выпускников, разработка методов и путей подготовки компетентного специалиста через исследовательскую деятельность.
-
Методическая разработка урока теоретического обучения по предмету "Учёт и отчётность в магазине" по профессии: "Продавец. Контролёр-кассир". Урок по теме "Уценка и переоценка товаров" 2008
Уроки теоретического обучения по предмету "Учёт и отчётность в магазине" по профессии продавец, контролёр-кассир можно проводить интересно и с максимумом получаемой информации. Данный урок запланирован и проведен как комбинированный с нетрадиционными элементами, то есть с элементами практического обучения. Целями урока являются: научить правилам уценки и переоценки товаров в магазине, а также правилам оформления всех необходимых документов; привить ответственное и аккуратное обращение с документами и товаром.
-
Урок русского языка в 4-м классе "Глагол. Общее понятие" 2008
При планировании урока я использовала ТРИЗ, а именно метод синектики - метод активизации творчества. Аналогия-отражение: образ похож на реально существующий предмет в природе. Личная аналогия - эмпатия. На уроке идёт развитие гибкости воображения и способности к переносу (аналогизирование), формирование основ логического анализа, окружающей действительности. Развитие пространственных представлений, развитие речи.
-
Использование информационных технологий на уроках географии и истории 2008
Мастер-класс состоит из частей: 1) представление информационно-коммуникационных технологий, наиболее часто используемых в УВР; 2) практическое знакомство с элементами программ Word, Excel, PowerPoint, Movie Maker для уроков географии и истории; 3) методические рекомендации; 4) положения конкурсов для педагогов, использующих ИКТ. Автором представлены образцы материалов из опыта работы, подготовлены диски с рекомендациями для практического обучения и использования на уроках.
-
Формирование общеучебных умений и навыков в начальной школе 2008
Среди умений, которыми учащиеся овладевают в процессе обучения, выделяется группа общих учебных умений и навыков. Специфика этих умений заключается в том, что они являются инструментом учения, средством овладения знаниями и могут формироваться и развиваться в процессе обучения любому предмету, находя применение во всех предметных областях. Достигнув определенной стадии своего развития, общеучебные умения и навыки во взаимосвязи с другими компонентами становятся основой такого важного новообразования, как умение учиться. Однако наблюдения показали, что учащиеся, оканчивающие начальную школу, не все умеют учиться. Поэтому эта тема актуальна. Одна из причин актуальности – неразработанность нормативных документов и отсутствие научно-обоснованных рекомендаций формирования общеучебных умений. А именно они помогают выполнить главную задачу начальной школы – научить детей учиться.
-
Блочная подача материала при обучении грамоте на уроках русского языка 2008
Во многих местах сельской местности нет детского сада, словарный запас детей очень скуден, детям трудно выражать мысли; память, мышление, внимание не развиты. Этим детям надо видеть, много раз повторять, слушать. Цель данной работы: научить детей говорить свободно, грамотно писать, читать, чтобы каждый урок приносил не только знания, но и радость познания, чтобы ученики верили в себя, в свои возможности.
-
Визитная карточка к профессиональным конкурсам 2008
Данные презентации были подготовлены к районному конкурсу «Учитель года». Они будут интересны как учителям, желающим принять участие в конкурсах профессионального мастерства, так и педагогам, проходящим аттестацию. Некоторые стихи заимствованы из книг И.Мухиной и В. Бояриновой «800 лучших поздравлений в стихах на все случаи жизни» (Рипол Классик); Л.Е.Чубаровой «Поздравления на все случаи жизни» (АСТ-Пресс, 2000)
-
Чтение 2008
Данная презентация представляет разные способы чтения в той последовательности, в какой происходит освоение этого навыка. Определены причины нарушения чтения и пути коррекции дислексии.
-
Интегрированный урок по химии и технологии приготовления пищи по теме: "Белки пищевых продуктов и их изменения при кулинарной обработке" 2008
Интегрированный урок с мультимедийным сопровождением позволил студентам самостоятельно исследовать изменения белков пищевых продуктов и выявить проявление этих изменений в технологии приготовления пищи. Тестирование и взаимоконтроль помогли оценить студентам полученные на уроке знания.
-
Урок русского языка в 4-м классе, проведённый в технологии деятельностного метода на областном конкурсе "Учитель года - 2007" 2008
Предлагаю тематический урок русского языка в 4-м классе. Это урок общеметодологической направленности, проведённый на областном конкурсе «Учитель года 2007» в технологии деятельностного метода. (Аналогичный урок, но по теме «Зима», проведён мною на городском конкурсе «Учитель года–2007».) Часто в своей практике я использую приём «совместимость несовместимого». На уроке закрепление изученного материала я совмещаю с «открытием» нового знания в «творческом» плане. Это делает урок интересным, незабываемым.
-
Тестирование как метод контроля качества усвоения учебного материала учащимися 2008
Тестирование нельзя назвать универсальным методом педагогического контроля, ведь усвоение не всех умений и навыков можно проконтролировать при помощи тестов. Тестирование не должно заменить существующие методы контроля, однако может дополнить их и способствовать решению некоторых проблем современной российской системы образования. Грамотно составленные тестовые задания требуют от учащихся тщательной подготовки и осмысления материала.
-
Использование информационных технологий в преподавании экономики 2008
Применение информационных технологий на уроках экономики позволяет реализовать дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению. Интерактивные обучающие программы, основанные на гипертекстовой структуре и мультимедиа, дают возможность организовать одновременное обучение школьников, обладающих различными способностями и возможностями, создать адаптивную систему обучения. При условии систематического использования информационных технологий в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения можно значительно повысить эффективность обучения.
-
Проектная работа по математике в 5-м классе 2008
В статье представлен опыт введения в 5-м классе нового регионального компонента базисного учебного плана модульного курса "Основы проектной деятельности" и опыт применения метода проектов на уроке математики в 5-м классе. Проект – социологическое исследование "Школа глазами взрослых и детей" разработан и осуществлён на базе УМК "Математика. 5" (авт. Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин и др.) в процессе изучения темы "Опрос общественного мнения".
-
Идеи образования в интересах устойчивого развития на уроках иностранного языка 2008
В школе № 1967 изучаются два иностранных языка. Английский — со второго класса и немецкий, как второй иностранный язык, с пятого класса. Я учу ребят немецкому языку. Чтобы обучение проходило успешно и дети не чувствовали перегрузок, своей главной задачей я поставила привить интерес учащихся к своему предмету. Курс обучения я начинаю с рассказа о стране, о ее географическом положении, о реках и городах, населении, о культуре, о великих людях с мировым именем, которые внесли огромный вклад в мировую науку, культуру, образование и т.д. Германия — это действительно очень интересная страна с многовековой историей и культурой.
-
Творческая мастерская "Организация групповой работы как средство для развития познавательных способностей учащихся" 2008
Все мы говорим сейчас о том, что обучение должно носить развивающий характер, а одна из форм работы, которая предопределяет развивающий характер обучения и опирается на зону ближайшего развития ребёнка — групповая. Технология групповой работы подробно описана в трудах В.К. Дьяченко и Г.К. Селевко, но мне хотелось бы остановиться подробнее на психологическом аспекте введения данной технологии.
-
Урок обществознания в 11-м классе "Цивилизация Древнего Рима" 2008
При изучении темы "Цивилизация Древнего Рима" используются различные приемы: работы с текстовым информационным материалом; работа с исторической картой; фрагмент художественного фильма; информация на электронных носителях; работа с текстом учебника; используется прием опережающего задания. Урок дает возможность отстаивать учащимся свои точки зрения на развитие древнеримской цивилизации; выявить сходства и различия в ценностях древнегреческой и древнеримской цивилизаций. Этот урок тесно связан с курсом истории.
-
Джордано Бруно. Внеклассное мероприятие из цикла "Физики и лирики" 2008
Внеклассное мероприятие из цикла "Физики и лирики". Посвящено жизни и деятельности Джордано Бруно, итальянского ученого, философа и поэта. Показывается роль ученого в развитии и отстаивании взглядов Н.Коперника, создании новой картины мироздания, значение идей Бруно для развития науки и мировоззрения.
-
Использование компьютерных технологий в процессе подготовки будущего учителя иностранного языка 2008
Процесс подготовки будущего учителя иностранного языка должен осуществляться в соответствии с новыми лингвистическими и культурными требованиями. Необходимо стимулировать интегрирование культур и инновационных технологий. В процессе подготовки будущего учителя важную роль играют новые информационные технологии. Отсутствие фундаментальной подготовки учителей в области теории и методики использования НИТ в учебном процессе не позволяет в полной мере использовать возможности самых современных технологий в целях повышения эффективности обучения, поэтому педагогические вузы должны обеспечить опережающую подготовку студентов - будущих учителей в этой области.
-
Информационно-педагогическая карта класса как инструмент педагогической диагностики 2008
Предлагается технология диагностирования учащихся, которая позволяет выяснять, насколько оценка усвоения содержания учебной дисциплины соответствует уровню умственного развития ребенка, а значит, позволяет определить, какую коррекционную работу следует проводить учителю, чтобы обучение проводилось в пределах "зоны ближайшего развития" ученика.
-
Формирование и развитие самостоятельной экспериментальной деятельности учащихся как способ повышения качества образования 2008
Эксперимент требует от учащихся умения наблюдать, выделять существенные и несущественные признаки, предсказывать результаты опыта. Порой результаты эксперимента бывают неожиданны и удивительны для учеников, что способствует возникновению желания разобраться в наблюдаемом явлении. Формирование и развитие навыков самостоятельной экспериментальной деятельности учащихся можно считать одним из способов повышения качества образования.
-
Игровая деятельность в обучении 2008
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности в усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка.
-
Эффективная воспитательная система, или как вовлечь каждого школьника во внеурочную социально-значимую деятельность 2008
В статье представлен опыт построения и развития воспитательной системы массового вовлечения школьников во внеурочную социально значимую деятельность. Широкий спектр возможностей для самореализации школа может предоставить ребенку, если объединит свойства четырех основных подсистем: дополнительного образования, детских организаций, ученического самоуправления, внеурочной деятельности. Элементы системы, взаимодействуя, взаимодополняя друг друга, воздействуют на школьный социум, на личность каждого ребенка, предоставляя ему максимальные возможности для разностороннего развития.
-
Внеклассное мероприятие "Малые Олимпийские игры для детей младшего школьного возраста" 2008
Праздник проведен согласно запланированной программе. Все ребята приняли самое активное участие, остались довольны самим праздником, всеми мероприятиями, награждениями. Ребятам очень понравилась сама тема праздника, все атрибуты, связанные с Олимпийскими играми, что способствовало формированию чувства патриотизма, гордости, взаимопомощи, уважения к сопернику. Чего и добивались.
-
Интерактивное обучение на уроках права в работе с УМК "Живое право" 2008
Статья посвящена особенностям работы с новым учебно-методическим комплексом "Живое право". Опираясь на собственный педагогический опыт, я выделяю проблемы, которые возникают перед педагогами в процессе преподавания курса права и предлагаю свои пути их решения. В статье приводится пример занятия с использованием современных образовательных технологий: альтернативное оценивание, интерактивное обучение учащихся.
-
Смена сфер деятельности учебного процесса при обучении учащихся в начальной школе 2008
У детей рано складывается "картина мира". При всем своем несовершенстве она имеет важное преимущество - целостность. С приходом в школу эта целостность разрушается из-за границ между предметами. В результате знания, приобретенные детьми, мало связанны между собой. Знания – это единое, взаимосвязанное целое – такими они должны предстать перед учащимися. Это и привело меня к необходимости существенно пересмотреть задачи и методы обучения младших школьников.
-
Межгрупповые отношения 2008
Необходимость выделения области межгрупповых отношений диктуется усложнением общественной жизни, где межгрупповые отношения оказываются непосредственной ареной сложных этнических, классовых и других конфликтов. Межгрупповые отношения - это социально психологические отношения групп друг к другу как к элементам социальной системы, в которую они входят; это субъективная оценка группами социально-психологических отношений друг к другу в соответствии со степенью их воспринимаемого вклада в изменение событий социальной системы, в которой эти группы являются элементами.
-
Инновационный проект "Формирование письменной речи младших школьников в процессе словесного творчества" 2008
Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в реальной практике обучения письменной речи в школе обнаруживаются серьезные недостатки. Обучение этому виду речевой деятельности в традиционной начальной школе строится таким образом, будто в ней самое главное - это умение выводить буквы и не делать ошибок в словах и предложениях, а не умение создавать семантически самостоятельные высказывания. В работе представлена "Система формирования письменной речи младших школьников".
-
Учет психофизиологических особенностей учащихся с асимметрией полушарий головного мозга в учебном процессе 2008
Полноценная психика предполагает согласованную работу обоих полушарий. Левое отвечает за аналитическое мышление, а правополушарные обладают образным мышлением, у большинства людей доминирует смешанный тип. Если в процессе обучения учитывать индивидуальные психофизиологические особенности учащихся, то потенциальные возможности самого учащегося будут реализовываться наиболее полно. Целью данной работы стала разработка рекомендаций по психолого-педагогической помощи в образовательном процессе с учетом психофизиологических особенностей детей.