Цели
Образовательные:
- повторить и усовершенствовать знания учащихся о существенных признаках глагола;
- формировать навыки контроля при работе с текстом;
Развивающие:
- развивать навыки точного употребления глаголов в речи;
- логическое мышление,
- гибкость воображения и способность к переносу – аналогизирование;
- формировать основу логического анализа окружающей действительности;
- развивать пространственные представления,
- речь учащихся;
Воспитывающие:
- словом привлечь внимание к краскам и звукам октября;
- изучать характерные признаки осеннего месяца;
- формировать чувство гордости за красоту родной природы.
Оборудование: ребусы: осень, перемена; анаграммы, загадки, информационные таблицы, названия осенних месяцев, пословица, карточки для групповой работы, осенние листья. Фонограмма “Времена года. Октябрь”. П.И.Чайковского.
Светофорик для самооценки.
Ход урока
Мотивация на дальнейшую деятельность.
Пробудилось утро!
Здравствуй, день!
Здравствуй, класс уютный!
Дети, здравствуйте!
Улыбнитесь, я прошу вас, веселей,
И работайте сегодня посмелей!
-У вас сегодня много гостей, но мы поговорим о гостье, которая забрела к вам в класс уже давно. Кто она вы узнаете, отгадав загадку и ребус:
Жёлтой краской крашу я
Поле, лес, долины.
И люблю я шум дождя,
Назови-ка ты, меня?
О7мн
Бродит осень по дорогам,
Ищет осень, где присесть,
Чтобы с грустью и тревогой
О себе оставить весть…
- Вот и к нам заглянула вечная странница – осень. Какие же весточки она нам оставила?
- Каллиграфическая.
- Словарик.
- Исследовательская.
- Творческая.
- Оценочная.
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Поставьте учебную задачу.
- Вспомнить, повторить то, что знаем, что умеем, понимаем.
Анаграммы:
УАМСМ
ЬАОСТЗРН
АОЛЛГГ
ОЕАСТЧН
- Расшифруйте анаграммы, найдите “лишнее” слово.
(Глагол - часть речи. Сумма, разность, частное – названия математических действий).
Актуализация знаний.
Каллиграфическая минутка.
- Сравните информацию в верхних клетках и в нижних, найдите в ней логическую связь.
Это даст возможность заполнить пустую клетку.
упала крупная капля ? П С
дом печь куст О Е ?
1 3 13 А В ?
- Какое слово можно составить из этих букв? Запишите, меняя последовательность букв в слове, соблюдая каллиграфические правила: соединения, высота, наклон букв.
Луг гул улг лгу
Словарь.
- Ребята, назовите осенние месяцы.
Сентябрь
Октябрь – грязник.
Ноябрь
- О каком месяце говорят: “Ни колеса, ни полоза грязник не любит”.
(Полоз – гладкая, скользящая поверхность).
- Почему месяц так называют? (Потому что на улице грязно, идёт дождь.)
- Чем живёт этот месяц?
Рассказ учителя.
Дуют ветры – листобои. Люди собирают шиповник. Ульи убирают в погреб. Пчела слыла в народе наимудрейшим существом: “От пчелы ничто ни на земле, ни под землёй не укроется: всё она видит, всё слышит, обо всём Богу говорит!”
17 октября – Ерофеев день. На Ерофея буйствуют лешие: бродят по лесам, кричат, хохочут, хлопают в ладоши, ломают деревья, гоняют зверей и проваливаются под землю. В этот день в лес не ходят. В конце октября заготавливают дрова для русской печи. Телегу в сарай ставят, сани на свет вытаскивают. Часто идут дожди.
- Ребята, как вы думаете, с помощью какой части речи текст получился живой, эмоциональный, выразительный? Почему именно эти слова “оживили” рассказ? (Обозначают действие предмета).
Работа по теме урока.
Работа в группах.
1 группа.
Оживите картину.
Ночь. Маленькая деревушка. Огни. Ветер. Одинокие деревья. Дождь. Бесконечное поле.
Прочитайте текст, вставьте в каждое предложение глаголы.
(Наступила ночь. Маленькая деревушка уснула. Погасли огни. Шумит ветер. Качаются одинокие деревья. Пошёл дождь. Чернеет бесконечное поле.)
2 группа.
Рассмотрите рисунок. Закончите предложение:
Глаголы называют не только_______________(действия), но и ____________(состояния).
3 группа.
Слово ГЛАГОЛ в старославянском языке означало слово РЕЧЬ. Предки наши рассматривали его как слово из слов – важнейший вид слова. Ведь глагол одна из двух частей речи. Без которых не построишь предложения, не передашь собеседнику никаких сообщений.
- О каких двух частях речи говорит автор? (О существительном и глаголе).
- По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного.
Творческая работа.
Солнышко усталое,
Скупо греешь ты.
Жёлтые да алые кружатся листы.
В шелесте да шорохе
Наш осенний сад,
На дорожках ворохи
Пёстрые лежат.
- Почему на дорожках лежат пёстрые ворохи листьев?
(Листья опали, их сорвал ветер.)
- Приходилось ли вам наблюдать, как падают листья? Как такое явление называется в природе?
(Листопад).
- Где можно наблюдать листопад?
(В лесу, в саду, в парке).
Физминутка.
- Как падают листья в тихую погоду?
(Медленно, плавно.)
- А при сильном ветре?
(Кружатся, вертятся, летают в воздухе, сталкиваются друг с другом).
- Представьте, что вы листья. Покажите их действия.
- Послушайте мой рассказ.
Жили-были листья. У них был один дом – дерево, одна дружная семья. Вместе им было весело, тепло, уютно. Они рассказывали друг другу сказки, играли с летним тёплым ветерком. В жаркий день под деревом отдыхали люди. И листья ласкали гостей своей прохладой и шелестом. Так они прожили целое лето. Но вот наступила осень. Похолодало. Листья пожелтели. Подул злой осенний ветер. Он врывал листья с дерева, кружил их в воздухе и разгонял по белому свету. Полетели листья в далёкое путешествие. У каждого листочка была своя дорога.
- Попытайтесь вообразить, что чувствовали, думали листья? Что бы мог рассказать нам лист о своём путешествии?
- Представь себя листочком. Если ты осенний лист, то какой ты?
Что ты видел на своём пути, какие действия совершал, прежде, чем оказался в школе на парте?
(У детей на партах лежат осенние листья)
- Потрогайте их, поднесите к уху и послушайте их рассказ, закрыв глаза. Напишите свой.
Помните:
Чтобы сочинение получилось хорошим, необходимо добиваться связности в изложении, красочности в описании, правильности построения предложений.
- Какую же историю поведают нам путешественники?
Фонограмма “Времена года. Октябрь”. П.И.Чайковского
По окончании работы прослушиваются 2-3 сочинения.
Рефлексия.
- Давайте вспомним учебную задачу, которую мы ставили на урок?
(Повторили, вспомнили, активные помощники – глаголы).
- Я начну, а вы продолжите:
глагол – это____________,
которая обозначает_______________
и отвечает на вопросы ____________________,
чаще всего в предложении является ___________________.
Самооценка.
- Поставьте себе оценки с помощью светофора. Какой свет обозначает опасность? (Красный).
“Красный” -
Стоп! Вперёд нельзя, друзья!
Повторять усядусь я.
“Жёлтый” -
Здесь – внимание, друзья!
Сомневаюсь ещё я.
“Зелёный” -
А теперь вперёд, друзья!
В знаниях уверен я.
Ребус “Перемена”.
Прозвени-ка, дружок,
Голосистый звонок.
Перемену ждут ребята.
Поиграть, попрыгать надо!