Методическая разработка урока теоретического обучения по предмету "Учёт и отчётность в магазине" по профессии: "Продавец. Контролёр-кассир". Урок по теме "Уценка и переоценка товаров"

Разделы: Общепедагогические технологии


Время: 45 минут

Метод обучения: словесный, наглядный, самостоятельная работа.

Дидактическое оснащение: карточки- задания, образцы товаров, бланки документов ярлыки, опись-акт

Техническое оснащение: микрокалькуляторы.

Методическая цель: Развитие самостоятельности мышления учащихся.

Тип урока: комбинированный с нетрадиционными элементами.

Цели урока: научить учащихся:

Учебная:

  1. Правилам уценки и переоценки товаров.
  2. Соблюдение правил торговли.
  3. Правильному оформлению документов по уценке и переоценке.

Воспитательная: воспитать у учащихся

  1. Бережливое отношение к товару и документам.
  2. Чувство ответственности и аккуратность.
  3. Привить уважение к профессии продавца.

Развивающая: развитие у учащихся

  1. Самостоятельность с целью получения новых знаний, применяемых на основе приобретённых знаний и их закрепление.
  2. Умение работать самостоятельно и в парах.

ХОД УРОКА

1. Организационная часть:

Организационной части я отвожу 5 минут.

За это время я принимаю рапорт дежурного о готовности группы к уроку. Отмечаю отсутствующих в журнале. Проверяю наличие письменных принадлежностей, тетрадей, наличие на столах микрокалькуляторов.

2. Вводная часть:

Вводной части я отвожу 3 минуты.

Прежде чем приступить к уроку объясняю учащимся, что целью урока является повторение предыдущей темы: “Товарные потери в торговле”, изучение новой темы и её закрепление. Объясняю учащимся ход урока, то есть что вначале урока, учащиеся ответят на поставленные мною вопросы по предыдущей теме, которая плавно перетекает в тему этого урока. Затем я объясню новый материал, а потом провожу закрепление урока, с помощью самостоятельной работы учащихся в парах. Рассказываю учащимся, что в торговой практике часто встречаются такие ситуации, когда необходимы знания, которые даёт изучение предмета “Учёт и отчётность в магазине”

3. Основная часть:

3.1. Повторению пройденной темы: “Товарные потери в торговле” я отвожу 7 минут.

Знание этой темы позволит лучше разбираться в работе продавца, обращать внимание на товар и своевременно его списывать.

Устная работа позволяет учащимся самостоятельно мыслить, правильно строить ход своего ответа, позволяет уметь говорить, вырабатывает уверенность в своих знаниях.

Вопросов всего четыре, но они построены так, чтобы можно было кратко выразить суть ответа.

Задаю подготовленные вопросы по теме.

Вопрос 1: Потери товаров в торговле, их виды?

Ответ:

Товарные потери – это потеря товара при транспортировке, хранении, продаже. Товарные потери делят на 2 вида: нормируемые, которые происходят в процессе работы. Например: естественная убыль – это уменьшение или увеличение массы товара в результате физико-химических свойств товара (это - усушка, утруска, утечка). Списание естественной убыли происходит при инвентаризации по % нормам, в зависимости от времени года. Например: летом усыхают пряники, печенье и т. д. К ненормируемым потерям относят бой, лом, порчу из-за несоблюдения условий хранения или небрежного отношения к товарам. На списание составляется акт и комиссия решает уничтожить товар или уценить.

Вопрос 2: Понятие уценки товаров?

Ответ:

Уценка товаров – это изменение розничной цены товара, то есть той цены по которой товар продаётся покупателю. Товар уценяют из-за того, что произошла потеря первоначального качества или устаревший фасон. Уценка товаров – это ненормируемые потери в торговле, поэтому нормы списания на них не устанавливаются. Если уценка производится от потери качества, то она производится либо за счёт продавца, либо за счёт издержек обращения магазина.

Вопрос № 3: Понятие переоценки товаров?

Ответ:

Переоценка товаров – это уценка или дооценка товара, а именно изменение продажной цены, то есть оптовой, мелкооптовой, розничной цены. Переоценка относится к ненормируемым потерям, и её производят в случае изменения спроса и предложения на товар, а также окончания срока хранения и реализации. Причинами также могут быть моральное старение товара, изменение законодательства (изменения ставки налога на добавленную стоимость).

Вопрос № 4: Что такое реквизиты?

Ответ:

Реквизиты – это все необходимые данные, которые должен содержать документ. Это наименование организации, название товара, единицы измерения, цена, дата, содержание хозяйственной операции, подписи материально – ответственных лиц. На нашем уроке реквизитами являются все графы бланка документа.

Выслушав ответы учащихся, я делаю краткий вывод по ответам на вопросы.

А именно, что потери в торговле неизбежны, потому что любой товар от производителя к покупателю проходит 3 стадии: транспортировку, хранение, продажу. Именно поэтому на пути следования что-то может засохнуть, намокнуть, сломаться и так далее.

Вывод: продавец всегда должен следить за товаром, правильно его хранить и соблюдать весь торгово-технологический процесс.

3.2. Изложению нового материала я отвожу 10 минут.

Я ещё раз напоминаю учащимся, что на прошлом уроке учащиеся изучили нормируемые потери и их списание, а также частично изучили ненормируемые потери, а именно понятия и определения уценки и переоценки. На уроке будет изучен порядок списания ненормируемых потерь, а также правила оформления описи-акта на уценку и переоценку товара. Путём самостоятельной работы учащиеся закрепят полученные знания.

Уценка товаров производится, как правило, по сезонам для непродовольственных товаров и по мере необходимости для продовольственных товаров. Также уценка происходит в случае изменения розничных цен на товары устаревших моделей, фасонов; на товары, потерявшие своё первоначальное качество; на товары, не выдержавшие гарантийных сроков хранения; на мерный лоскут и т. д. Уценка отдельных единиц товара, потерявших своё первоначальное качество, оформляется актом “О порче, бое, ломе”. Размер уценки зависит от потери качества. Уценённые товары должны продаваться в специальных магазинах или отделах, о чём сообщается покупателю на стендах, вывесках, витринах. Если уцененный товар не реализован, он может быть уценен вторично. На весь уцененный товар комиссия составляет опись - акт уценки (приложение 1). Уценка товаров сопровождается прикреплением к нему ярлыка (приложение 2).

Показываю учащимся типовые бланки описи-акта и ярлыка, а также показываю на доске плакаты, в которых содержатся основные реквизиты описи-акта (приложение 3) и основные реквизиты ярлыка (приложение 4).

После показа и изучения основных реквизитов документов, я объясняю учащимся правила оформления переоценки товаров.

Переоценка товаров – это своего рода торговая надбавка или скидка на товар. В результате переоценки изменяется продажная стоимость товаров. Сумма оценки (дооценки) – это разница между стоимостью остатков товаров по прежним и вновь установленным продажным ценам. В результате уценки продажная цена может стать ниже покупной. Переоценка товаров производится на основании распоряжения (приказа) руководителя организации. Если торговая организация ведёт суммовой (стоимостной) учёт товаров, то необходимо произвести инвентаризацию переоцениваемых товаров. В этом случае оформляется инвентаризационная опись – акт. Я показываю учащимся типовой бланк инвентаризационной описи – акта (приложение 5), а на плакате на доске содержатся основные реквизиты этого документа (приложение 6). Если ведётся количественно-суммовой учёт товаров, то переоценка осуществляется на основании данных бухгалтерского учёта. При изменении цены на товар необходимо изготовить новый ценник. Изменять цену товара в старом ценнике путём зачёркивания прежней цены и проставления новой запрещается. Показываю учащимся типовой ценник на товар (приложение 7). В любом случае, прежде чем приступить к уценке или переоценке устанавливают точное количество товаров, подлежащих уценке и переоценке, размер и сумму уценки и переоценки.

Рассказываю учащимся, что все документы необходимо заполнять с учётом требований, применяемых в учёте. Документы должны быть заполнены шариковой ручкой без помарок и подчисток. Исправления допускаются только согласно правилам, а именно тонкой чертой зачёркивается неправильная запись, и над ней делается правильная надпись, и ставятся подписи.

В конце объяснения нового материала привожу примеры, когда может быть проведена уценка или переоценка.

1 пример: Под воздействием солнца выцвела ткань, её можно уценить или списать.

2 пример: На мебельном складе мебель, которая не пользуется спросом, её можно переоценить до более низкой цены. Эта мебель найдёт своего покупателя.

3 пример: Изменилась ставка налога на добавленную стоимость, как правило, товар дооценяют.

4 пример: В конце летнего сезона производят уценку на летнюю одежду.

Таких примеров можно привести много. Со многими из них учащиеся встретятся в своей будущей профессиональной деятельности. Именно поэтому, чтобы быть уверенным в том, что учащимися понят материал, предлагаю задание для закрепления темы урока и переноса полученных теоретических знаний в практическое применение.

3. 3. Для закрепления нового материала я отвожу 15 минут. Закрепление материала будет происходить в ходе самостоятельной работы в парах.

На уроках технологии и товароведения учащиеся изучили ассортимент товаров, на торговых вычислениях учащиеся научились производить товарные вычисления, на учёте учащиеся учились заполнять документы. Все эти знания позволят учащимся самостоятельно изучить товар, уценить или переоценить его и самостоятельно заполнить документы.

Я раздаю весь приготовленный заранее материал, а именно карточки-задания (приложение 8), распоряжения (приложение 9), описи-акты (приложение 1), образцы товаров, ярлыки (приложение 2), алгоритм выполнения работы (приложение 10). Весь материал раздаётся по одному комплекту на парту. Рассказываю учащимся, что акт “О порче, бое, ломе” и инвентаризационная опись-акт будут заполняться на последующих уроках-практикумах по темам: “Товарные потери в торговле”, “Инвентаризация торговых предприятий”, так как учебное время этого урока ограниченно.

Объясняю, что сидящие за каждой партой учащиеся будут исполнять роль комиссии, которая и будет производить уценку и переоценку и оформлять документы. То есть в данном случае я ставлю их в производственные условия. Предлагаю учащимся, ознакомится с заданием, и обратится ко мне с вопросами по разъяснению.

Прежде чем приступить к выполнению задания я показываю учащимся уже переоцененный образец товара и все оформленные документы. Поясняю весь алгоритм действия при выполнении задания (приложение 10), а именно:

  • прочитать карточку-задание;
  • проверить наличие нужного образца;
  • заполнить опись-акт с внесением всех реквизитов;
  • заполнить ярлык и прикрепить его к товару;
  • сдать задание на проверку преподавателю.

Предлагаю учащимся приступить к работе. По мере необходимости оказываю помощь, так как это самостоятельная работа на закрепление материала, а не проверки знания.

По прошествии намеченного времени я собираю работы и оцениваю их после проверки на следующем уроке, поэтому каждый из учащихся будет оценен согласно выполненной задаче.

4. Заключительная часть.

Заключительной части я отвожу 5 минут. За это время я провожу подведение итогов работы группы в целом, а также отдельных учащихся. Выставляю оценки учащимся за устную и самостоятельную работу.

Выявляю положительные и отрицательные моменты урока, а именно с каким заданием учащиеся справились без затруднений, а в каких заданиях возникли сложности.

Делаю основные выводы по теме урока, а именно важность умения для продавца оценить и переоценить товар, грамотно и аккуратно оформить документы и ярлыки.

Делаю упор на необходимость всех приобретённых знаний для будущей профессиональной деятельности. Говорю учащимся, чтобы они никогда не забывали, что они учатся очень важной и ответственной профессии продавца. Ведь от внимательного отношения к работе порой зависит не только здоровье, но иногда и жизнь покупателя.

5. Задание на дом:

В конце урока даю задание на дом:

Нужно составить и заполнить таблицу “Товарные потери”, которая должна состоять из двух колонок, в одну нужно внести примеры ненормируемых потерь, а в другую примеры нормируемых потерь.

Примерная таблица, которую учащиеся будут делать дома, указана на доске (приложение11).

Урок окончен. Все учащиеся свободны.