Цели урока:
- сформировать знания учащихся о римской цивилизации и её ценностях;
- оказать вклад древнеримской цивилизации в развитие человечества;
- одвести учащихся к ответу на вопрос: “Была ли самостоятельная древнеримская цивилизация или нет?”.
Учебное оборудование:
- карты по истории “Римская республика в III – I вв. до н.э.”, “Римская империя в I – III вв. н.э.”;
- раздаточный материал (взгляды ученых на древнеримскую цивилизацию);
- мультимедийный учебно-методический комплекс “Древние цивилизации – Европа”;
- художественный фильм “Гладиатор”; учебник “Человек и общество” 2 часть, 11 класс под редакцией Л.Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, М., “Просвещение” 2006 г.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Проверка домашнего задания.
- Что такое “цивилизация”?
- Когда и где зародились первые цивилизации?
- Что представляла собой полисная система Древней Греции?
- Работа у доски: записать ценности древнегреческой цивилизации.
III. Изучение нового материала.
План.
- Спор: существовала ли самостоятельная римская цивилизация?
- Истоки римской цивилизации.
- Легенда о братьях Ромуле и Реме.
- Периоды в развитии цивилизации.
- Гражданская община Рима.
- Ценности римской цивилизации.
- Культура древнеримской цивилизации.
Ученик читает: “Иди и возвести римлянам: так хотят небожители, чтобы мой Рим был главою вселенной; поэтому пусть они усердно занимаются военным делом и пусть сами знают и так передадут потомкам, что никакие человеческие силы не в состоянии противиться римскому оружию”.
Пророчество Ромула, основателя Рима.
1. Сообщение учителя:
“Мы с вами изучили древнегреческую цивилизацию, познакомились с её системой ценностей (учитель обращает внимание учащихся на записи на доске). Сегодня мы познакомимся с римской цивилизацией. Она во многом была похожа на древнегреческую. Поэтому между историками давно идет спор: существовала ли самостоятельная древнеримская цивилизация. Некоторый ученые отвечали на этот вопрос отрицательно. Например, О. Шпенглер и Тойнби, которые считали, что история Рима – это лишь последняя стадия жизни единой греко-римской цивилизации. Большинство историков утверждают, что Рим создал свою оригинальную цивилизацию со своеобразной системой ценностей и государственностью, резко отличающих древний Рим от древней Греции.
Римляне гордятся тем, что в отличие от других народов знают свою историю до глубокой древности. Они ведут счет со дня основания Рима – 21 апреля 753г. до н.э.”
2. Рассказ учителя о географическом расположении Рима. (Используется настенная карта).
Рим – единственный город в мире, который заслужил своеобразный титул: “Вечный город”.
3. Выступление учащегося: легенда о Реме и Ромуле (2 минуты, задание дано учащемуся с опережением).
Каков же Рим сейчас? Что сохранилось с древности? (Просмотр мультимедийного учебно – методического комплекса “Древние цивилизации – Европа” - “Цивилизация Рима”. Время - 5 минут).
4. Учитель: “Каков же путь Рима к величию?”. Исследователи определили 8 периодов: архаический, ранняя республика, средняя республика, поздняя республика, ранняя монархия, расцвет империи, закат империи, крах Запада.
Что же представляла собой римская община (Учитель объясняет, а учащиеся записывают в тетради основные черты общины:
а) сочеталось коллективное и частное землевладение;
б) все граждане имели равные права и являлись не только землевладельцами, но и воинами;
в) община поддерживала равновесие между личной и общественной пользой;
г) люди, занимающие высшие должности не получали жалования; д) служба в армии была не только обязанностью, но и почестью;
е) рационализм и практицизм римской религии.
Вывод: на первом месте стоял долг перед обществом.
5. Рассказ учителя о кризисе римской общины:
а) завоевательные войны (работа с настенной картой);
б) развитие товарно – денежных отношений и увеличение числа рабов;
в) рабы – основная производительная сила.
(Римский политик Катон считал, что “раб должен работать или спать”.
6. Просмотр фрагмента художественного фильма “Гладиатор” (4 минуты) (по времени продолжительность фильма с 1 часа 17 мин. до 1 часа 21 мин.
М.Ю. Лермонтов писал:
“Ликует буйный Рим… торжественно гремят
Рукоплесканьями широкая арена:
А он – пронзенный в грудь, - безмолвно лежит,
Во прахе и крови скользят его колени”
(“Умирающий гладиатор”).
Вставал вопрос: как управлять государством дальше?
Вывод: только с помощью сильной единоличной власти можно было сохранить государство. Устанавливается императорская единоличная власть.
Из курса истории вы знаете, что Римская империя пала под натиском варваров.
Каковы же ценности древнеримской цивилизации?
(Работа учащихся с текстом учебника под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой “Человек и общество”. Часть 2. М., “Просвещение” 2006г., с. 40-41. В тетрадях записывают ценности древнеримской цивилизации).
Сравните ценности Древней Греции и Древнего Рима.
Какой же след оставила в истории человечества римская цивилизация?
а) римляне – народ, подаривший человечеству право. (Просмотр диска “Римское право” 2 мин.)
б) практицизм: римляне строили главным образом сооружения не для красоты, а ради пользы. Это были дороги, городские стены, водопроводы и т. д. Римляне изобрели бетон, без которого человечество не обходится и сейчас.
Интересно:
Водопровод “Аппиева вода” - первый водопровод в Риме – длина 16 км 617 м.
Самый мощный Марцелов водопровод (длина 91 км 300м), который действует, по сей день. В I веке Рим был обеспечен водой лучше, чем Петербург в начале ХХ века. Например, на одного человека в Риме приходилось от 600 до 900 литров воды, а в Петербурге – 200 литров.
В Испании используется до наших дней мост высотой в 27,5 м и 823 м в длину. Кроме того, все дороги обязаны Риму. Дороги Рима могли существовать более 100 лет без ремонта. Много можно говорить об ораторском искусстве, скульптуре, римском праве…
IV. Закрепление нового материала:
а) работа учащихся в группах по взглядам Н.Я. Данилевского и О.Шпенглера на древнеримскую цивилизацию.
Н.Я. Данилевский. Россия и Европа, 1869
Н.Я. Данилевский (1822-1885) – выдающийся российский культуролог.
Политический смысл римлян не имеет себе подобного. Небольшое зерно кристаллизует около себя племена Лациума и подчиняет себе мало – помалу, постепенно, систематически, а не завоевательными порывами – весь бассейн Средиземного моря и всю западную европейскую окраину Атлантического океана. Свободолюбивые римляне никогда, однако же, не теряют дара повиновения, дара подчинения своей личной воли воле общей, для воплощения которой среди республики оставляется ими место для диктатуры... Этого мало. Сообразно возрастанию государства они изменяют форму правления, переменяя республику на империю, которая делается учреждением вполне народным, держащимся не внешнею силою, — ибо сколько было слабых, ничтожных императоров, — а волею народною, инстинктивно чувствовавшей необходимость империи для поддержания разросшегося государства в трудные и опасные времена. Взаимные отношения граждан определяются в продолжение государственной жизни Рима самым точным и полным образом и составляют собою совершеннейший кодекс гражданских законов.
Но в Риме, так же как и в Греции, рабство составляет основной, фундаментальный факт общественного строя. Культурная деятельность... совершенно незначительна: в науке, в философском мышлении, так же как и в искусствах, за исключением архитектуры, Рим не производит ничего оригинального.
О. Шпенглер. Закат Европы, 1918-1922
Цивилизация - неизбежная судьба культуры. Они - завершение; они следуют за становлением как ставшее, за жизнью как смерть, за развитием как оцепенение... Они — конец без права обжалования...
Только это и приводит к пониманию римлян как наследников эллинов. Только таким образом и предстает поздняя античность в свете, разоблачающем ее глубочайшие тайны. Ибо что же еще может означать тот факт... что римляне были варварами, но варварами, не предшествующими великому подъему, а замыкающими его? Бездушные, далекие от философии, лишенные искусства, с расовыми инстинктами, доходящими до зверства, бесцеремонно считающиеся лишь с реальными успехами, стоят они между эллинской культурой и пустотой. Их направленная только на практическое фантазия... представляет собою черту характера, которая вообще не встречается в Афинах. Греческая душа и римский интеллект — вот что это такое. Так различаются культура и цивилизация.
Задание: прочитайте и сравните две оценки римской цивилизации. Какая из них кажется вам более объективной? Объясните.
Домашнее задание: §3, написать эссе о вашей точке зрения на высказывания ученых о древнеримской цивилизации.