Идеи образования в интересах устойчивого развития на уроках иностранного языка

Разделы: Общепедагогические технологии


Устойчивое развитие невозможно без общения. “Средства коммуникации все более совершенствуются, появляются новые возможности передачи информации, но в основе всех их лежит язык человеческий, несущий в себе опыт, эмоции, чувства. Язык, как средство общения, отражает всю историю развития человечества, поэтому аккумулирует в себе все проблемы его жизни, в том числе  отношение к себе, к окружающей среде”.[1]

Потребность в преодолении языковых и межкультурных барьеров, ставшая еще более острой в последние десятилетия, может удовлетворяться разными способами. Один из распространенных способов состоит в овладении вторым языком.

“Предмет "Иностранный язык" учит общению средствами нового для учащихся языка. Помимо сугубо языковой стороны, обучение предполагает организацию общения на уроках иностранного языка.”[1] Отбор тем и ситуаций общения происходит на основе анализа типичных жизненных ситуаций, в которых человеку требуется совершить речевой поступок.
С другой стороны, в процессе учебного общения можно подсказывать детям темы для обсуждения, прогнозировать и моделировать жизненно значимые ситуации, которые требуют самостоятельности мышления, ориентированы на принятие определенных решений, на достижение результата в процессе речевого контакта.
“В зависимости от роли, которую учащиеся выполняют в ходе общения ( дипломат, учитель, эколог, врач, кассир, родители и их дети и т. д.), страны, которую они представляют, ученики будут выполнять разные  социальные позиции, отстаиваемые собеседниками. Происходит это через погружение в культуру иного народа, проникновение в специфику его восприятия, мышления, взаимодействия с природой, обусловленных ее особенностями”.[1]
В школе  № 1967 изучаются два иностранных языка. Английский со второго класса и немецкий, как второй иностранный язык, с пятого класса. Я учу ребят немецкому языку. Чтобы обучение проходило успешно, и дети не чувствовали перегрузок, своей главной задачей я поставила привить интерес учащихся к своему предмету. Курс обучения я начинаю с рассказа о стране, о ее географическом положении, о реках и городах, населении, о культуре, о великих людях с мировым именем, которые внесли огромный вклад в мировую науку, культуру, образование и т.д. Германия - это действительно очень интересная страна с многовековой историей и культурой.
Ежегодно я организую поездки для учащихся по городам Германии: в Берлин, Дрезден, Нюрнберг, Галле, Мюнхен, Ротенбург, Регенсберг, Баден-Баден, замки Баварии. Отрадно видеть и сознавать неподдельный интерес ребят к нашим экскурсиям, где они могут своими глазами увидеть великолепные средневековые замки, соборы, побродить по улочкам древних городов, полюбоваться на Рейнский водопад, а также более современные достопримечательности больших и малых городов, известные им из курса географии, истории и ,конечно, уроков немецкого языка.
И я считаю наивысшей оценкой работы учителя вопрос ребят, который они начинают задавать, едва придя в школу в начале учебного года: "А в Германию мы поедем?!"
Наши поездки помогают учащимся насытить содержание курса обучения неизвестными для них сведениями о культуре, истории, литературе, быте, традициях народов, говорящих на немецком языке. Именно поэтому мы расширили географию наших поездок и посетили все немецкоговорящие страны: это, помимо Германии, еще и Швейцария, Австрия, королевство Лихтенштейн, Бельгия. Собранный видео- и фото материал мы воплощаем в великолепные презентации, которые используем на уроках, на кружковых занятиях и элективном курсе "Страноведение", тем самым заинтересовывая и привлекая все новых ребят к изучению немецкого языка.

Но и этим не заканчивается мое стремление к привитию познавательного интереса учащихся к своему предмету. Большое внимание на уроках уделяется игре, как средству подготовки учащихся к решению реальных жизненных ситуаций. Игра помогает  снять психологический барьер, который неизбежно возникает при попытке сформулировать мысль на иностранном языке, преодолеть чувство скованности, путем органичного сочетания речевых и неречевых действий. Например: инсценирование ситуаций на основе реплик и сопровождающих их необходимых действий, перемещение учащихся по классу и т.д. Лучше использовать парные и групповые формы работы. Индивидуальные формы работы я использую лишь тогда, когда каждый из участников имел достаточную тренировку или хочет выступить по собственному желанию.
Все изложенное прекрасно воплотилось в одном из наших уроков в 8 классе (учебник И.Л.  Бим  "Шаги-4") на обобщающем уроке по  теме "Мы готовимся к путешествию по Германии".

В ходе подготовки к уроку  класс был разделен на группы, каждая из которой имела определенное задание. Из состава класса была выбрана "семья" (по желанию): папа, мама, дочь и сын, которые заранее сходили в магазин и сняли видео - сюжет о покупках для предстоящего путешествия. Ребята прошли  отделы: "Одежда","Обувь", "Сумки" , "Игрушки", "Продукты". Получился замечательный материал на 13 минут. Другая группа съездила в аэропорт и сняла на видеокамеру стоящие в аэропорту самолеты, билетные кассы и вид приземляющегося и взлетающего самолетов. Третья группа оформляла в электронном виде материал учебника: таблицы "Подготовка к путешествию", "Покупки". Четвертая группа готовила инсценировки мини-юморесок по теме.

Начало урока было посвящено краткому экскурсу в географию страны, ее достопримечательности. Затем ребята рассказывали о подготовке к путешествию, пользуясь таблицами и схемами учебника. И ,наконец, самым интересным моментом стало озвучивание членами "семьи" видеоролика, снятого в магазине, на немецком языке. Закончив с "покупками", "семья" упаковывала чемоданы и сумки, комментируя, что они берут с собой и для чего это им пригодится в путешествии. (Все необходимые вещи: обувь, одежду, игрушки, сумки и чемоданы были заранее принесены в класс.) Видя, что вещей набралось слишком много, "семья" садится отдохнуть и начинает вспоминать, как раньше путешествовали люди. Далее вступает следующая группа учащихся, которая в форме диалога передает информацию о путешествиях конца 19 века на примере отрывка из книги Г. Фаллады "В те далекие времена". Затем третья группа ребят инсценирует веселые истории, а "семья" ,тем временем, набрав слишком много вещей, торопится в аэропорт. (Ребята берут сумки, чемоданы и под задорную немецкую песенку перемещаются  по классу). На экране в это время возникает приземляющийся самолет. Пока "семья" подбегает к кассе и выясняет о наличии билетов, самолет взлетает. Удрученные опозданием, члены "семьи" садятся в "зале ожидания" (специально подготовленное место в классе), а все остальные учащиеся дают им советы, как правильно подготовиться к путешествию.
Урок получился очень интересным, насыщенным учебным материалом, веселым. Весь урок в классе не прекращалось движение, не было никакой скованности или боязни перед языковыми трудностями. Дети чувствовали себя  комфортно, доброжелательно относились друг к другу, выполняли задания с хорошим настроением. Психологическая обстановка на уроке была самая благоприятная. В процессе данного урока удалось подключить ритмодинамические процессы к информационной сфере. Урок прошел с использованием биоадекватных методов преподавания.

Хороший настрой, доброжелательная обстановка, игра, динамичный ритм урока - все это залог успешности учеников. Такие уроки надолго остаются в памяти учащихся, при этом  их знания языка совершенствуются, школьники развиваются. На мой взгляд “образование  в интересах устойчивого развития зависит от среды и атмосферы, создаваемой всеми участниками образовательного процесса. Это должна быть дружеская, радостная атмосфера общего успеха”.[2]  

Используемая литература:

  1. Н. М. Мамедов "Введение в теорию устойчивого развития" "Устойчивое развитие и экологизация школьного образования". (Статья М. З. Биболетова, Н. В. Добрынина "Иностранный язык и экология"
  2. Маслова Н.В.Ноосферное образование: монография. - М: Инст. Холодинамики, 2002.