Проектная работа по математике в 5-м классе

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии


Система образования в Кировской области осуществляет переориентацию на компетентностно-ориентированный подход. Результатом школьного образовательного процесса должна стать способность и готовность школьников самостоятельно решать актуальные для них проблемы на основе собственного опыта, системы знаний, умений и навыков.

Метод проектов, как компонент системы образования, создаёт личностную мотивацию школьника в решении интересной проблемы. Найденный способ решения проблемы имеет практический характер, является социально значимым как для школьника, так и для взрослого человека.

С целью формирования ключевых компетентностей учащихся (проектной, рефлексивной, технологической, социальной, коммуникативной, информационной) в

5 классе нашей школы был введён курс “Основы проектной деятельности”. Курс состоял из четырёх модулей, продолжительность каждого 8 час:

  1. Знакомимся с проектом.
  2. На пути к лучшей идее.
  3. Работа со справочной литературой.
  4. Основы работы на компьютере.

С учётом подготовки и интересов учащихся первый обучающий модуль познакомил с понятием проекта, его структурой, видами и типами проектов. Цели и задачи первого модуля были направлены на побуждение интереса учащихся к освоению нового вида деятельности. Обучение носило практико-ориентированный характер, соотношение теории и практики составило примерно 1:3.

Основными задачами первого модуля являлись:

- формирование устойчивых интересов к овладению проективными умениями и навыками;

- формирование умения работать в команде.

Прогнозировались следующие результаты обучения:

  • Учащиеся получат представления о видах и типах проектов.
  • Учащиеся получат опыт:

- планирования действий (шагов) в соответствии с задачами проекта;

- работы в команде;

- публичной презентации проекта и самооценки.

Контроль достижения планируемых результатов осуществлялся непосредственно при выполнении заданий, а также в ходе презентации индивидуальной или групповой работы учащихся.

Содержание модуля “Знакомимся с проектом”

1. Погружение в проектную деятельность. Проект “Башня”.

Практическая деятельность учащихся: группа из 4-6 человек должна решить проблему построения из двух листов бумаги формата А4 прямостоящего (без помощи рук) сооружения максимально возможной высоты (с помощью ножниц и клея).

2. Что такое проект? Основные черты проекта в 5-9 классах. Проект “День рождения”.

Практическая деятельность учащихся: составить логически организованную схему подготовки к празднованию дня рождения, демонстрирующую этапы достижения цели.

3. Виды и типы проектов. Структура проекта.

4. Этапы работы методом проектов.

Практическая деятельность учащихся: погружение в проект “Модель многогранника”, выполнение развёртки одного из многогранников: куб, параллелепипед, пирамида (по выбору учащегося).

5. Защита проекта. Виды презентации проекта. Мультимедийная презентация.

Практическая деятельность учащихся: подготовка к защите проекта “Модель многогранника”.

6. Презентация проектов “Модель многогранника”.

Практическая деятельность учащихся: защита проектов.

7. Групповой проект “Школа (класс) будущего”.

Практическая деятельность учащихся: группа из 4-6 человек представляет коллективный рисунок школы или класса будущего. Рисунок каждой группы должен быть выполнен на листах бумаги формата А4, объединённых общим замыслом, составляющих единое целое. Учащиеся учатся работать в команде и отвечать за выполнение своей части проекта.

8. Значение проектов и проектной деятельности в современной жизни, бизнес-сообществе.

Защита проектов проходила на открытых занятиях с приглашением администрации школы, учителей, родителей учащихся.

Родители пятиклассников принимали активное участие в подготовке проектов “Модель многогранника”, “Школа будущего”. Творческая совместная деятельность укрепила связи учеников, родителей и учителя, и настолько увлекла ребят, что в конце учебного года многие из них назвали защиту проектов самым запомнившимся классным мероприятием.

В III четверти учащиеся 5 класса осуществили проект-социологическое исследование, который представили на открытом уроке для педагогов района.

Проект-социологическое исследование

“Школа глазами взрослых и детей”

Выполнили учащиеся 5 класса МОУ СОШ №2 п.Суна Сунского района Кировской области. Проект выполнен под руководством преподавателя математики Николаевой И.С., она же является автором идеи проекта.

Предмет: математика. Учебник: УМК “Математика 5” под ред. Г.В.Дорофеева,

И.Ф.Шарыгина.

Тема: Опрос общественного мнения.

Педагогический девиз проекта: “Очень хорошо помогать своим ученикам и направлять их на верный путь. Но все это нужно делать очень осторожно, нужно делать так, чтобы ученик не заметил помощи и подсказки и верил, что все это он делает сам” Ф.Нейман.

Общая характеристика проекта.

Проект - специально организованное учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающих создание объекта труда и его представления в рамках устной или письменной презентации.

Для социального проекта характерна связь с актуальными проблемами повседневности. Результатом опыта проектирования должно быть формирование социальных компетенций. К социальным компетенциям относятся способность работать в команде, обозначение и разрешение конфликтов, понимание других, контактность, социальная ответственность.

Развитие у школьников исследовательских и коммуникативных умений рассматривается как одно из приоритетных направлений образования.

Коммуникативная и исследовательская компетентность формируется через соответствующим образом организованную проектную деятельность, посвященную значимым для обучающихся проблемам. Разновидностью социального проекта является несложные (посильные для учащихся) социологические исследования.

Цель проекта: осмысление подростками некоторых актуальных для них вопросов образования.

Педагогические цели: развить исследовательские и коммуникативные способности ребенка, привить навыки сотрудничества с другими людьми, развить умение собирать информацию и отображать ее в проекте, совершенствовать умение связно, логично и мотивированно излагать выводы.

Задачи проекта (поставленные перед учащимися): собрать информацию по теме мини-проекта, проведя опрос общественного мнения, систематизировать информацию и отразить ее на диаграммах.

Сроки реализации проекта: среднесрочный проект рассчитан на 1 неделю. Защита проекта 05марта 2007 года.

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА

І. Погружение в проект.

Постановка проблемы: провести социологические исследования по актуальным вопросам образования. Мотивация деятельности, максимально возможное дидактическое и информационное обеспечение проекта.

ІІ. Сбор и обработка информации по каждому из вопросов, над которыми работали группы.

1. Настроение учащихся перед контрольной работой.

Что испытывает ученик перед контрольной работой:

- уверенность в успехе;

- беспокойство;

- неуверенность;

- испуг;

- другие чувства.

Отразите в диаграмме ответы на вопросы:

а) Сколько учащихся и в каких классах вы опросили?
б) Сколько ребят уверены в себе?
в) Сколько ребят испытывают беспокойство?
г) Какие чувства испытывают большинство учащихся вашего класса перед контрольной работой?
д) Какие выводы можно сделать по результатам проведенного опроса?

2. Что влияет на выставление учителем оценки за ответ:

а) только знания ученика;
б) настроение учителя;
в) поведение ученика на уроке ( дисциплина);
г) учитель не поставит хорошему ученику плохую отметку, а слабому ученику хорошую;
д) иной ответ.

Постройте диаграмму, отражающую результаты опроса.

Какие выводы вы сделали по результатам опроса?

3. Проведите опрос общественного мнения относительно высказываний:

1) Самое главное для меня – учеба

2) Самый интересный предмет в школе – математика.

3) Математика интересует только мальчиков.

Опросите участников, используя один из вариантов ответа:

- согласен;

- затрудняюсь ответить;

- не согласен.

На основе полученных данных постройте диаграмму.

Какие выводы можно сделать на основе результатов изучения мнения школьников?

4. Образование - основа жизненного успеха.

Опрос родителей школьников.

Какое образование, по Вашему мнению, необходимо для жизненного успеха:

- высшее;

- среднее специальное;

- среднее общее;

- начальное;

- успех не зависит от образования;

- иной ответ.

По результатам опроса постройте диаграмму. Какие выводы можно сделать на основе результатов изучения мнения родителей?

5. Самый необходимый в жизни школьный предмет.

Опрос родителей школьников.

Какой из школьных предметов Вам лично больше всего пригодился в жизни?

По результатам опроса постройте диаграмму. Какие выводы можно сделать на основе изучения мнения родителей?

ІІІ. Деятельность группы по подготовке презентации: анализ информации, консультации с учителем, обобщение, создание креативных идей, подготовка материалов для презентации.

ІV. Презентация результатов.

Примерный план презентации.

1). По какому вопросу проводилось исследование?

2). Кого опрашивали?

3). Представьте в виде диаграммы результаты опроса.

4). Сделайте выводы по опросу.

5). Какой вклад внес в работу каждый участник группы (распределение обязанностей)?

6). Трудности, с которыми встретились участники проекта.

7). Самооценка деятельности:

а) насколько успешно решена проблема.

б) насколько “Я” был успешен в процессе проектирования.

в) кто был лидером группы?

V. Оценка деятельности класса (рефлексия)

1). Какие математические знания вы применили для исследования?

2). Какие качества личности, необходимые для жизненного успеха, вы развивали в ходе реализации проекта?

3). Являются ли вопросы ваших исследований значимыми для других школьников?

4). Где можно рассказать о результатах наших исследований?

Полученные в результате опроса данные явились информацией к размышлению педколлектива и родителей учащихся. Первая группа исследователей установила, что ученики любой ступени обучения (начальной, средней, старшей) в подавляющем большинстве испытывают неуверенность или беспокойство перед контрольной работой. Исследования второй группы установили, что большинство учеников начальной школы и среднего звена считают: оценка, выставленная учителем за ответ, зависит только от знаний ученика. Мнения старшеклассников по этому поводу разделились: многие считают, что на оценку влияют и настроение учителя, и дисциплина ученика на уроке. Третья группа установила: по предложенным вопросам во всех опрошенных классах был полный разнобой мнений. Четвёртая и пятая группы проводили анкету среди родителей перед общешкольным родительским собранием. Абсолютное большинство родителей считают необходимым для жизненного успеха высшее образование, а наиболее пригодившимися в жизни школьными предметами – математику и русский язык. Формой отчёта учащихся являлось публичное выступление по теме проекта с представлением диаграмм, обсуждением и обобщением результатов деятельности.

Выполнение учебных проектов с прикладным содержанием - одна из содержательно-дидактических линий современного школьного курса математики.

Метод проектов, методика сотрудничества вызывают у учащихся неподдельный интерес и формируют жизненный опыт более результативно, чем проведение традиционных уроков.

Литература:

  1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: АРКТИ, 2005.
  2. Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном процессе.- М.:Центр “Педагогический поиск”, 2006.
  3. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника: Методические рекомендации по преподаванию курса (с использованием тетрадей на печатной основе). Под ред. проф. Е.Я.Когана. - Самара: Изд-во “Учебная литература”, Издательский дом “Фёдоров”, 2006.
  4. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности: Рабочая тетрадь для 5-7 класса. Под ред. проф. Е.Я.Когана. – Самара: Изд-во “Учебная литература”, Издательский дом “Фёдоров”, 2006.
  5. Мысль. Разум. Интеллект. Практическое руководство по развитию умственных способностей. – “Ридерз Дайджест”, 2003.
  6. Основы проектной деятельности: программа курса регионального компонента базисного учебного плана. 5-7 класс. Киров: Изд-во КИПК и ПРО, 2006.
  7. Основы проектной деятельности: программа курса регионального компонента базисного учебного плана. 8-9 классы. – Киров: Изд-во КИПК и ПРО, 2006.
  8. Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф. и др. Математика. 5кл. – Дрофа, 2005.
  9. Бунимович Е.А. и др. Математика. Рабочая тетрадь. 5 класс. (К учебнику “Математика”, 5 класс, авт. Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф.)