Я хочу рассказать о своем приеме педтехники.
Это блочная подача материала. По этой системе я
работаю более 10 лет. Почему я работаю по этой
системе? Как мы знаем, сейчас во многих местах нет
детского сада, дети воспитываются дома, у
бабушек. Словарный запас очень скуден. Детям
трудно выражать свои мысли, память, мышление,
внимание не развиты. Этим детям надо видеть,
много раз повторять, слушать. Мне понравилась
работа учителей-новаторов Юрия Степановича
Меженко, Виктора Федоровича Шаталова, Светланы
Николаевны Лысенковой.
И вот я решила использовать при обучении грамоте
и русскому языку блочную подачу материала.
Главная моя цель – научить детей говорить
свободно, грамотно писать, читать, чтобы каждый
урок приносил не только знания, но и радость
познания, чтобы ученики верили в себя, в свои
возможности.
В работе с нашими детьми требуется много времени
на отработку практических навыков и умений. И вот
я нашла. Весь теоретический материал
сгруппировала в крупный блок. У детей появился
интерес к необычной подаче материала.
Задача опорного сигнала облегчить понимание
новой информации и закрепить ее в долговременной
памяти. Ведь при такой системе обучения работают
в разной степени все три механизма памяти:
слуховая, зрительная, двигательная.
При объяснении нового материала работают
зрительная и слуховая память, при
воспроизведении и контроле блока подключается и
моторная.
Многократное вариативное повторение опорного
сигнала (за мной, хором, в группе, в паре,
индивидуально) помогает учащимся развивать речь.
Они лучше выражают мысль, пересказывают текст,
легко учат наизусть, повышается
результативность знаний и умений, а главное
повышается грамотность.
Как я готовлю блок.
- Беру программу, учебники, справочники, методическую литературу и журнал «Начальная школа».
- Отбираю самое главное из темы. Начинаю составлять «раскладушку» по теме с 1 по 4 кл.
Весь материал отражаю в блоке в доступной форме
для детей своего класса: в виде рисунков, кратких
обозначений, символов, формулировок, стрелок.
Затем по «капелькам» начинаю его использовать с 1
класса.
Каждый год совершенствую свои блоки, дорабатываю
«под детей» нового состава.
При такой системе мы не топчемся на месте,
потихоньку идем чуть-чуть вперед. Сразу, конечно,
не все гладко шло. Не отчаивалась. Училась. Не
спешила. Проявляла силу воли, терпение, с
надеждой: «Все получится!» В нашей работе все
приходит с годами.
Впервые я использовала блочную подачу материала
при обучении грамоте. Увидела в журнале
«Начальная школа» пирамиду из букв, проявила
свое творчество и решила попробовать. Учащиеся
без перегрузки их восприятия, памяти и мышления
овладели механизмом чтения в более короткий
срок. У нас в класс приходят нечитающие дети
(некоторые знают отдельные буквы). И вот мои дети
в конце 1 четверти читают 15-33 слова в минуту. Для
меня – радость, детям – праздник.
Вот эти блоки. Из каждой группы я сразу
«выжимала» все. Повторение, повторение. Смотрю,
говорю, запоминаю. Много детей у нас с дефектом
речи. Приходится развивать артикуляцию, дикцию,
произношение, дыхание. У нас нет ни логопеда, ни
психолога. Учитель – все.
После изучения блока, проводим с детьми «парад»
букв. Лепим буквы из пластилина, печатаем мелом
на индивидуальных досках, составляем «живые
буквы». Детям не скучно, интересно, все нравится.
Поэтому буквы запоминаются быстро, легко и
навсегда. Эта система включает в работу каждого
ученика, нет безделья за партой.
На уроке использую различные формы работы:
классную, групповую, в паре, самостоятельную,
зачетную.
После изучения блока, ученики сдают зачеты в
присутствии родителей. Родители часто посещают
уроки. Для них эта система обучения новая,
поэтому учатся сами. Мы опоры не конспектируем,
но как было приятно, когда я увидела у детей в
уголках (при посещении на дому) эти блоки. Многие
дома играют «в школу» и используют нашу систему.
Сделала вывод, что детям нравится учиться.
На уроке создается положительный настрой на
работу всех учеников. Каждый ученик чувствует
себя личностью. Ощущает мое внимание лично к
нему. Ведь он может говорить, делать выводы,
доказывать, поэтому на каждом уроке получает
оценку своему труду.
В будущем хочу эти блоки усовершенствовать.
Пытаюсь разработать блоки по систематике.
Задумки есть, надо все перенести на бумагу и в
учебную деятельность.
Хочется пожелать учителям, чтобы не боялись
браться за новые системы обучения, чтобы чаще
говорили: «Попробовал, получилось!»