Блочная подача материала при обучении грамоте на уроках русского языка

Разделы: Общепедагогические технологии


Я хочу рассказать о своем приеме педтехники. Это блочная подача материала. По этой системе я работаю более 10 лет. Почему я работаю по этой системе? Как мы знаем, сейчас во многих местах нет детского сада, дети воспитываются дома, у бабушек. Словарный запас очень скуден. Детям трудно выражать свои мысли, память, мышление, внимание не развиты. Этим детям надо видеть, много раз повторять, слушать. Мне понравилась работа учителей-новаторов Юрия Степановича Меженко, Виктора Федоровича Шаталова, Светланы Николаевны Лысенковой.
И вот я решила использовать при обучении грамоте и русскому языку блочную подачу материала.
Главная моя цель – научить детей говорить свободно, грамотно писать, читать, чтобы каждый урок приносил не только знания, но и радость познания, чтобы ученики верили в себя, в свои возможности.
В работе с нашими детьми требуется много времени на отработку практических навыков и умений. И вот я нашла. Весь теоретический материал сгруппировала в крупный блок. У детей появился интерес к необычной подаче материала.
Задача опорного сигнала облегчить понимание новой информации и закрепить ее в долговременной памяти. Ведь при такой системе обучения работают в разной степени все три механизма памяти: слуховая, зрительная, двигательная.
При объяснении нового материала работают зрительная и слуховая память, при воспроизведении и контроле блока подключается и моторная.
Многократное вариативное повторение опорного сигнала (за мной, хором, в группе, в паре, индивидуально) помогает учащимся развивать речь. Они лучше выражают мысль, пересказывают текст, легко учат наизусть, повышается результативность знаний и умений, а главное повышается грамотность.
Как я готовлю блок.

  1. Беру программу, учебники, справочники, методическую литературу и журнал «Начальная школа».
  2. Отбираю самое главное из темы. Начинаю составлять «раскладушку» по теме с 1 по 4 кл.

Весь материал отражаю в блоке в доступной форме для детей своего класса: в виде рисунков, кратких обозначений, символов, формулировок, стрелок. Затем по «капелькам» начинаю его использовать с 1 класса.
Каждый год совершенствую свои блоки, дорабатываю «под детей» нового состава.
При такой системе мы не топчемся на месте, потихоньку идем чуть-чуть вперед. Сразу, конечно, не все гладко шло. Не отчаивалась. Училась. Не спешила. Проявляла силу воли, терпение, с надеждой: «Все получится!» В нашей работе все приходит с годами.
Впервые я использовала блочную подачу материала при обучении грамоте. Увидела в журнале «Начальная школа» пирамиду из букв, проявила свое творчество и решила попробовать. Учащиеся без перегрузки их восприятия, памяти и мышления овладели механизмом чтения в более ко­роткий срок. У нас в класс приходят нечитающие дети (некоторые знают отдельные буквы). И вот мои дети в конце 1 четверти читают 15-33 слова в минуту. Для меня – радость, детям – праздник.
Вот эти блоки. Из каждой группы я сразу «выжимала» все. Повторение, повторение. Смотрю, говорю, запоминаю. Много детей у нас с дефектом речи. Приходится развивать артикуляцию, дикцию, произношение, дыхание. У нас нет ни логопеда, ни психолога. Учитель – все.
После изучения блока, проводим с детьми «парад» букв. Лепим буквы из пластилина, печатаем мелом на индивидуальных досках, составляем «живые буквы». Детям не скучно, интересно, все нравится. Поэтому буквы запоминаются быстро, легко и навсегда. Эта система включает в работу каждого ученика, нет безделья за партой.
На уроке использую различные формы работы: классную, групповую, в паре, самостоятельную, зачетную.
После изучения блока, ученики сдают зачеты в присутствии родителей. Родители часто посещают уроки. Для них эта система обучения новая, поэтому учатся сами. Мы опоры не конспектируем, но как было приятно, когда я увидела у детей в уголках (при посещении на дому) эти блоки. Многие дома играют «в школу» и используют нашу систему. Сделала вывод, что детям нравится учиться.
На уроке создается положительный настрой на работу всех учеников. Каждый ученик чувствует себя личностью. Ощущает мое внимание лично к нему. Ведь он может говорить, делать выводы, доказывать, поэтому на каждом уроке получает оценку своему труду.
В будущем хочу эти блоки усовершенствовать. Пытаюсь разработать блоки по систематике. Задумки есть, надо все перенести на бумагу и в учебную деятельность.
Хочется пожелать учителям, чтобы не боялись браться за новые системы обучения, чтобы чаще говорили: «Попробовал, получилось!»

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3