Интерактивное обучение на уроках права в работе с УМК "Живое право"

Разделы: Общепедагогические технологии


Эта статья посвящена опыту работы по применению УМК “Живое право”, издательство Санкт-Петербургского института права им. Принца П.Г. Ольденбургского. Это интерактивный курс практического права, в который входят книги для ученика и дополнительные учебно-методические материалы для учителя. Курс основан на применении современных интерактивных методов преподавания. Чем интересен для меня как учителя истории и обществознания данный УМК?

Во-первых, на его основе возможно выстраивание занятий по практическому применению права, что стимулирует познавательную самостоятельность учащихся в данной области знаний.

Во-вторых, применение методов интерактивного обучения позволяет создавать условия для реализации учащимися умений и компетентностей, связанных с правовыми знаниями.

В-третьих, на занятиях с применением данного УМК совершенствуются коммуникативные умения учащихся. Это происходит в процессе групповой работы и организации дискуссий во время публичных выступлений на презентациях.

В-четвертых, курс “Живое право” очень универсален, его содержание и методы преподавания могут использоваться, как в урочной, так и во внеурочной деятельности, а так же в социальном проектировании.

В-пятых, данный курс, его составные части могут быть востребованы как в среднем звене, так и в старшем, особенно в преподавании курса права в профильных классах.

Несмотря на это, в процессе преподавания данного курса возникает ряд проблем.

Право – это наиболее практико-ориентированный и нужный ребятам предмет, поэтому особое внимание уделяется интерактивным методам. Сложность заключается в том, что эти методы слабо распространены в российских школах, не достаточно глубоко освоены и часто к ним относятся как к “игре”. А именно эти методы создают настоящую ткань права и гражданского общества в классе, позволяют отработать практические умения и навыки, а так же прожить, пропустить через себя знания, которые впитываются и остаются почти навсегда.

Еще одной проблемой является интеграция: правовое обучение и воспитание будет более эффективным, если войдет составной частью в преподавание других дисциплин, прежде всего это история и обществознание, а так же внеурочная работа. Таким образом, учащиеся смогут получить значительную сумму правовых сведений. Они будут живыми, эмоционально насыщенными иллюстрациями к правовым нормам, что способствует повышению правовой культуры школьников.

Трудности вызывает и оценивание учащихся в рамках работы по курсу “Живое право”. Традиционные методы оценивания здесь не могут быть использованы по той причине, что особое внимание уделяется формированию не знаний, а компетенций. Поэтому делается акцент на применение технологии альтернативного оценивания учащихся;

Попытка решения данных проблем предлагается в представленной разработке интерактивного занятия с использованием методов и приемов курса “Живое право”, которые включают в себя

Мотивацию – цель вызвать интерес к обсуждаемой проблеме (не более 5% времени занятия)

Объявление темы, ожидаемых результатов, хода занятия. Цель – обеспечить понимание учащимися смысла их деятельности и что от них ожидает учитель. Желательно привлечь самих учеников (примерно 5 % учебного времени)

Введение в новый материал- цель дать учащимся достаточно информации, что бы на ее основе выполнять практические задачи

Интерактивные упражнения – центральная часть занятия – практическое освоение материала, достижение поставленных целей. 60% времени на уроке

Подведение итогов. Цель – рефлексия, осознание того, что было сделано на занятии, достигнуты ли цели, как можно применить полученное на занятии в будущем до 20 % времени

Оценивание учащихся

Тема: Трудовой договор

Цель занятия: в результате занятия учащиеся должны

- познакомиться с понятием “трудовой договор”, его составными частями, а так же порядком его заключения;

- научиться составлять трудовое соглашение;

- в процессе занятия развивать коммуникативную компетенцию

Основные компетенции:

  • составление трудового договора (контракта)
  • выстраивание модели своего поведения при устройстве на работу
  • анализ договора на предмет его юридически грамотного составления
  • навыки оценки и самооценки своих действий при устройстве на работу
  • Знания и умения, которые сформированы у учащихся на начало работы на данном занятии, социальный опыт:
  • основные понятия по трудовому праву (Трудовой кодекс РФ, Трудовой договор, трудовая книжка)
  • навык работы с нормативно-правовыми документами
  • социальный опыт при устройстве на работу
  • навыки самооценки

Ход занятия

1. Мотивация

Беседа с учащимися:

1) Кто из вас (ваших друзей) уже пытался устроиться на работу или работал?

2) Кто из вас (ваших друзей) считает, что его права при устройстве на работу были нарушены? Если да, то, какие?

3) Испытали ли вы чувство удовлетворения от работы? Поясните свой ответ.

4) Как вы думаете, какой способ защиты ваших прав при устройстве на работу самый надежный? (предполагаемые ответы: знание трудового законодательства, заключение трудового соглашения)

2. Постановка цели занятия:

На основании темы занятия и нашей беседы сформулируйте цель нашего урока. (Предполагаемый ответ: с опорой на трудовое законодательство научиться составлять трудовой договор).

3. Введение в новый материал.

Необходимую информацию о правилах устройства на работу вы найдете на рабочем листе в таблице: “Последовательность действий при устройстве на работу”.

Работа с учащимися организуется следующим образом:

Задание: выстроить последовательность своих действий при устройстве на работу.

На первом этапе идет индивидуальная работа учащихся (заполняется соответствующая графа в таблице)

На втором этапе идет работа в группах (обсуждаются результаты индивидуальной работы, заполняется графа “групповой ответ”)

Целью следующего этапа, условно названного “советы специалистов”, является предоставление информации по наиболее значимым проблемам трудоустройства. В роли “специалистов” могут выступать: учитель, ученик, выполнявший индивидуальное задание; возможно пригласить специалистов молодежных бирж по трудоустройству несовершеннолетних)

После выступления “специалистов” вновь организуется работа в группе, в результате которой учащиеся находят групповые ошибки.

Завершающим этапом работы с таблицей является индивидуальная работа по проверке выполнения своего задания на первом этапе (поиск индивидуальной ошибки).

Рабочий лист к занятию.

Последовательность действий при устройстве на работу.

Действия Индивидуальный Советы специалистов Групповой
Ответ Ошибка Ответ Ошибка
1. Подписание трудового договора     7.    
2. Выяснение ситуации на рынке труда     2.    
3. Собеседование с администрацией фирмы, предприятия, компании об условиях вашей работы     5.    
4. Сбор информации о фирме, предприятии, компании где собираетесь работать (например, имеется ли социальный пакет, какого рода работу вам предстоит выполнять и т.п.)     4.    
5. Изучение условий работы, прописанных в трудовом договоре     6.    
6. Определение целей вашего устройства на работу: профессиональная проба, работа связана с вашими интересами, заработать и т.п., так как от этого будет зависеть выбор места работы     1.    
7. Приступить непосредственно к работе     8.    
8. Обращение за помощью, консультацией в специальные организации, занимающиеся проблемой трудоустройства несовершеннолетних     3.    

С целью рефлексии, организуется фронтальная беседа по вопросам:

1) Поднимите руки, кто из вас имел индивидуальный результат лучше, чем групповой?

2) Кто из вас улучшил свои результаты после работы в группе?

3) Какие вопросы остались ли у вас по последовательности действий?

Мы определили с вами последовательность действий при устройстве на работу, следующий наш шаг научиться составлять трудовой договор.

Задание (в парах): изучить образец трудового соглашения, выделить основные его элементы (части). За образец трудового соглашения учитель может взять любой трудовой договор.

Учащиеся выделяют:

1. Формальная часть

  • указаны стороны, участвующие в подписании договора (работник - фамилия, имя, отчество; работодатель – полное название для юридических лиц)
  • указано место и дата подписания договора
  • указаны адреса сторон
  • имеются подписи сторон
  • написано разборчиво

2. Содержательная часть

  • место работы
  • дата начала работы
  • наименование должности, специальности, профессии
  • права и обязанности работника
  • права и обязанности работодателя
  • характеристики условий труда
  • режим труда и отдыха
  • условия оплаты труда
  • виды и условия социального страхования

3. Интерактивная часть занятия.

Задание в парах, представьте, что один из вас нанимается на работу на летний период, другой является директором совхоза, где выращивают клубнику. Составьте трудовой договор, который бы удовлетворял обе стороны.

Задание: работа в четверках: обменяйтесь своими трудовыми договорами, прочитайте их и оцените каждый критерий (баллы обсуждаются с учащимися, и за каждый критерий и за документ в целом).

Заполните таблицу.

Формальные критерии: Баллы
  • указаны стороны, участвующие в подписании договора (работник - фамилия, имя, отчество; работодатель – полное название для юридических лиц)
  • указано место и дата подписания договора
  • указаны адреса сторон
  • имеются подписи сторон
  • написано разборчиво
 
Содержательные критерии (в соглашении определены):  
  • место работы
  • дата начала работы
  • наименование должности, специальности, профессии
  • права и обязанности работника
  • права и обязанности работодателя
  • характеристики условий труда
  • режим труда и отдыха
  • условия оплаты труда
  • виды и условия социального страхования
 
Итого баллов  

4. Подведение итогов, рефлексия

Задание: на основании анализа трудовых договоров, составьте перечень (банк советов вашим сверстникам, которые собираются устраиваться на работу и заключать трудовой договор)