1. Обоснование актуальности проекта
Жизнь постоянно актуализирует и обогащает понятие “качество образования”. В 2006 году началась активная реализация национального проекта “Образование”, основная цель которого “не только утвердить самоценность образования, но и существенно повысить качество жизни граждан России”. Определяя идеи подхода к понятию “качество начального общего образования”, следует отметить, что образование не является синонимом обучения, а есть некая мера достижения целей, поставленных школой, учителем, учеником.
В настоящее время в обществе сложилось новое понимание основной цели образования. Учитель в первую очередь должен заботиться о формировании у ученика определенного набора компетенций, способности к саморазвитию, которая обеспечит интеграцию личности в национальную и мировую культуру. Во главу угла при обучении русскому языку ставится коммуникативно-речевая направленность процесса познания.
Основными принципами, решающими современные образовательные задачи с учетом запросов будущего, становятся: принцип деятельности и целостного представления о мире, принцип непрерывности, минимакса и вариативности, принцип творчества (креативности), актуализация субъективной позиции ребенка в педагогическом процессе.
Таким образом, для современного этапа развития школьного образования характерен переход от экстенсивного обучения к интенсивному. Актуальными становятся проблемы развития интуитивного, образного мышления, коммуникации, а также способности мыслить творчески. В практике обучения русскому языку в настоящее время привлекает огромный развивающий и образовательный потенциал уроков речевого развития.
Признание того факта, что речь является своеобразной деятельностью человека, и научный анализ соответствующего понятия положили начало новому подходу к работе по развитию речи – с позиций теории речевой деятельности. Вследствие этого целью обучения, традиционно именуемого развитием речи, стало совершенствование у детей основных видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма и чтения. Большое внимание следует уделить формированию письменной речи.
Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в реальной практике обучения письменной речи в школе обнаруживаются серьезные недостатки. Обучение этому виду речевой деятельности в традиционной начальной школе строится таким образом, будто в ней самое главное – это умение выводить буквы и не делать ошибок в словах и предложениях, а не умение создавать семантически самостоятельные высказывания.
2. Пояснительная записка
Цель проекта – определить оптимальные условия порождения и функционирования письменной речи как особой речевой деятельности.
Задачи проекта:
- Провести психолого-педагогический анализ понятий “речевая деятельность”, “творческая деятельность”.
- На материале литературных источников выявить
содержания и условия работы по развитию речи
младших школьников; уточнить:
- влияет ли на значения параметров письменной речи творческий характер задачи;
- вносит ли изменения в параметры письменной речи воспроизведение заданного содержания.
- Показать эффективность словесного творчества при развитии письменной речи учащихся начальной школы.
- Преодолеть стереотипность в работе по развитию речи учащихся.
- Разработать методические рекомендации по эффективности развития письменной речи.
- Развивать образное мышление, познавательные и творческие способности учащихся, коммуникативные навыки.
Гипотеза:
Формирование письменной речи младших школьников происходит наиболее успешно при соблюдении следующих условий:
- осуществления на уроках словесного творчества;
- создания у учащихся потребности к этому виду речевой деятельности;
- систематического сочинения сказок и сказочных историй.
Это должно находить отражение в количественных показателях основных параметров, определяющих уровень развития письменной речи. Предполагаю, что в условиях творческой деятельности они будут выше, чем при репродуцировании (изложении заданного текста).
Сроки проекта
Первый этап – констатирующий – был направлен на изучение теоретической литературы по исследуемой проблеме. На этом этапе решались две важные задачи: по каким параметрам вести сравнение текстов и как измерить значение этих параметров. В естественных условиях обучения с учащимися был проведен первый контрольный “срез” (изложение “В чужой клетке”). Использовались следующие методы: наблюдение, беседа, анализ текстов, индекс лексического разнообразия.
Этап проекта | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 этап | формирует проблему; вводит в ситуацию; формулирует задачи | вхождение в проблему; вживание в ситуацию; принятие задачи; дополнение задач проекта |
Второй этап – преобразующий – позволил спланировать работу по экспериментальному обучению: были разработаны конкретные задания и упражнения, которые использовались и используются на протяжении всего обучения.
Этап проекта | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
2 этап | помогает в решении задач; помогает спланировать деятельность; организует практическую деятельность; практическая помощь; направляет и контролирует осуществление проекта | формирование знаний, умений и навыков |
Третий этап – заключительный – ставил целью: проведение второго контрольного “среза” по определению достигнутого уровня развития письменной речи четвероклассников (теми же методами, что и на констатирующем этапе); анализ и сопоставление работ, полученных в ходе двух “срезов” по отобранным параметрам; формулировка выводов и выпуск брошюры с рекомендациями для педагогов; пролонгация полученных результатов, распространение опыта в работе с учащимися нового набора; использование методов математической статистики (дисперсия, среднее квадратичное отклонение и др.) для определения процента достоверности полученных результатов; включение проекта в программу развития образовательного учреждения; создание и выпуск сборников произведений детского словесного творчества (“Книга сказок” и др.); пополнение фондов Сахалинской областной детской библиотеки сборниками литературного творчества учащихся.
Этап проекта | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
3 этап | подготовка к презентации; презентация; выпуск брошюры | продукт деятельности готовят к презентации; представляют продукт деятельности |
Ожидаемый результат
а) Конкретные ожидаемые результаты
- повышение уровня развития письменной речи учащихся, основных ее параметров (Приложение 2);
- психологическое благополучие и здоровье детей в учебной деятельности;
- оформление методических рекомендаций по теме проекта;
- выпуск брошюры с рекомендациями для педагогов по теме проекта;
б) Результаты детской продуктивной деятельности
- словотворчество учащихся;
- издание сборников литературного творчества учащихся и “Книги сказок”: уровень школы, уровень города (Приложение 3, Приложение 4);
- пополнение фондов Сахалинской областной детской библиотеки.
Дальнейшее развитие проекта
В дальнейшем идеи проекта будут реализовываться и развиваться в направлении наработки опыта социального партнерства и опыта программ и методик по развитию письменной речи учащихся, создания для этого вида деятельности благоприятных условий в общеобразовательных учреждениях.
Предполагаемое использование результатов реализации проекта
- Распространение опыта работы по реализации проекта на методических совещаниях педагогических работников.
- Трансляция “Системы развития письменной речи младших школьников”.
- Включение проекта в Программу развития общеобразовательного учреждения.
3. Критерии результативности, оформление результатов
Общее число слов в тексте: Подсчитываются абсолютно все лексические единицы текста, невзирая на их семантический статус. По этому показателю можно судить о степени развития письменной речи в ее целостности. Так как речь младших школьников “предметна” и “глагольна”, то есть, так как имена существительные и глаголы занимают в ней самое большое место, считаю необходимым выдвинуть в качестве параметров и количественные значения отдельных частей речи, чтобы проследить их трансформацию и соотношение в изменяющихся условиях порождения письменной речи. В качестве таких единиц следует выделить: имена существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, наречия, числительные и служебные слова.
Лексическое разнообразие: Лексическое разнообразие выражается через отношение числа различных, неповторяющихся, слов к общему количеству слов. Для сравнения значения индекса лексического разнообразия письменных текстов необходимо провести подсчет различных, неповторяющихся, слов в одинаковых по количеству слов отрывках или текстах. Принято считать, что такой текст должен содержать не менее 50 слов (для детских работ).
Общее количество предложений: Подсчитывается количество предложений в тексте. Объем письменного высказывания указывает на степень развития письменной речи в целом. Так как сложные предложения дети начинают применять очень рано, считаю необходимым выделить в качестве отдельных параметров количество простых и сложных предложений. Чем больше в тексте сложных предложений, тем выше его организация. При этом в отдельные группы выделены простые неосложненные и осложненные предложения, а сложные предложения дифференцируются в зависимости от количества частей. При выделении осложненных конструкций осложняющими словесными группами считала однородные члены предложения; обособленные определения; распространенные определения, выраженные причастными оборотами; уточнительно-пояснительные члены предложения, обособленные учащимися; сравнительные обороты; слова (группы слов) с предлогами “кроме”, “всего” и т. п.; слова, грамматически не связанные с членами предложения, – обращения, вводные слова.
Средняя длина фраз: Значение этого параметра определяется отношением числа всех слов какого-либо текста к числу предложений. По величине данного показателя можно судить, насколько богата или бедна синтаксическая структура фраз. В данном параметре считаю необходимым рассмотреть отдельно средний размер простых и сложных предложений.
Глубина фраз: Этот параметр указывает на уровень сформированности действия по порождению и отбору синтаксических структур. Только в данном случае мы имеем дело не с мерой развернутости фраз, а с отношениями, существующими между синтаксическими единицами. Если средняя длина предложения показывает объем структуры фраз без качественной характеристики последней, то глубина фраз указывает на степень сложности именно структуры фразы, на ее иерархическое строение. Среднее значение параметра “глубина фразы” показывает степень сложности синтаксических структур фраз в тексте. Если началом отсчета считать подлежащее и сказуемое (предикативные члены) как члены подчиняющие, то все второстепенные члены предложения будут занимать по отношению к подлежащему и сказуемому определенную позицию. Дистантные позиции членов предложения выявляются путем анализа зависимостей между членами. Если связь сказуемого с подлежащим рассматривать как первую позицию, то связи второстепенных членов с главными можно определить как вторую, третью и т. д. позиции. Чем больше в предложении позиций высоких рангов, тем сложнее его внутренняя структура.
4. Текст проекта
1 блок. Педагогические принципы:
- принцип творчества (креативности);
- сотворчество детей и взрослых;
- деятельностный подход;
- вариативности;
- актуализация субъективной позиции ребенка в педагогическом процессе;
- взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой и социумом.
2 блок. Содержание проекта (Приложение 1)
1. Подготовительный период.
На первоначальном этапе формирования письменной речи большое значение имеет умение задавать вопросы, так как, по мнению авторитетных отечественных и зарубежных психологов (А. Запорожец, Л. Венгер, А. Фромм, Д. Добсон и др.), умение в контексте разумно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития ребенка. Конечно, в течение дня дети ситуативно задают массу вопросов. Но гораздо труднее им будет поставить шуточный вопрос героям сказки.
Не менее важным является и конструирование слов, словосочетаний и предложений. Вместе с детьми можно: придумать несколько однокоренных слов; срифмовать слова, позже перейдя к составлению рифмованных цепочек и двустиший (как предвестникам словотворчества); составить достаточно длинное, распространенное предложение.
Следующий этап – это составление загадок, телеграмм, коротких писем героям сказок. Берем, например, сказку и решаем с детьми, кому лучше отправить записку, кому письмо, а кому телеграмму (да еще срочную). И вместе с ними начинаем сочинять, затем обсуждаем написанное, корректируя и совершенствуя по содержанию и стилю.
2. Словесное творчество.
Работая с ребятами, я убедилась в том, что, если им предложить что-то новое, необычное, они раскрепощаются, становятся целеустремленными, изобретательными. Этот факт натолкнул меня на мысль – применять нестандартные, необычные приемы обучения письменной речи. Одним из таких приемов является создание сказок и сказочных историй.
Направлениям и методам при работе над сочинением сказок нет предела ( Приложение 5). Можно выделить следующие группы:
- “бином фантазии” (прием Дж. Родари),
- “брошенный камень”, сказки о путешествиях,
- новые свойства предметов, явлений,
- знакомые герои в новых обстоятельствах,
- коллаж из сказок,
- сказки от фантастических явлений,
- магическое “если бы…”,
- сказка продолжается,
- переработка известной сказки в связи с введением нового элемента,
- сказки в заданном ключе,
- грамматические сказки,
- сказки от литературных произведений,
- сказки от рисунка,
- сказки о себе.
5. Методические рекомендации.
Методические рекомендации по формированию письменной речи младших школьников могут быть следующими:
1. При традиционном обучении основным способом формирования действия построения связного текста является изложение – перекодирование средствами письменного языка уже заданного в какой-либо форме смыслового содержания. Этот путь менее эффективен для формирования действия смыслового содержания текста.
2. Учебной ситуацией, создающей мотивацию усвоения письменной речи в процессе построения текстов, является не ситуация репродуцирования уже заданного содержания (написание изложений), а ситуация продуцирования оригинальных текстов, выражающих мысли и чувства ребенка.
3. Учащиеся должны систематически сочинять сказки и сказочные истории. Это один из путей начального формирования письменной речи, который должен иметь практическую направленность. Поэтому учителю важно развивать у детей естественные потребности к этому виду творчества.
4. Учитель должен лично руководить процессом сочинения сказок, при необходимости оказывая помощь каждому ученику.
5. На начальных этапах формирования письменной речи необходимо сочинять сказки вместе с детьми. Тем самым учитель не только покажет ученикам пример того, как надо сочинять, но и вдохновит их.
6. Целесообразно также знакомить ребят с творчеством одноклассников. Это делает детей добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру.
7. Работу по созданию сказок (как основное средство формирования письменной речи) следует проводить уже в первом классе.
Выполнение учителем указанных рекомендаций, на мой взгляд, будет способствовать успешному формированию письменной речи.