В настоящее время в Российском образовании мы наблюдаем, что традиционные формы и методы обучения не удовлетворяют целям, поставленным перед образованием. И как следствие этого, в средней школе активно идет разработка различных вариантов содержания образования, появляются новые педагогические технологии, в том числе и информационные.
Применение информационных технологий позволяет реализовать дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению. Интерактивные обучающие программы, основанные на гипертекстовой структуре и мультимедиа, дают возможность организовать одновременное обучение школьников, обладающих различными способностями и возможностями, создать адаптивную систему обучения.
Адаптивная система обучения с использованием информационных технологий имеет ряд преимуществ:
- она позволяет уменьшить непроизводительные затраты живого труда учителя;
- дает учащимся широкие возможности свободного выбора собственной траектории учения;
- предполагает дифференциальный подход к учащимся;
- повышает оперативность и объективность контроля и оценки результатов обучения;
- гарантирует непрерывную связь в отношениях “учитель - ученик”;
- способствует индивидуализации учебной деятельности (дифференциация темпа обучения, трудности учебных заданий и т.п.);
- повышает мотивацию учения;
- развивает у учащихся продуктивные, творческие функции мышления, интеллектуальные способности, формирует операционный стиль мышления.
Формы и методы проведения уроков экономики, с использованием информационных технологий.
Рассмотрим, какие методы, кроме традиционных форм и методов проведения уроков, могут быть использованы при изучении экономики:
- Методика работы с Интернет-технологиями (путешествие по сети Интернет, посещение экономических сайтов, поиск экономической литературы и необходимой информации);
- Методика использования метода проектов на уроках экономики с применением средств Microsoft Office (создание баз данных, электронных таблиц).
- Методика использования творческих заданий на уроках экономики с применением средств Microsoft Office (создание рекламных проспектов, бизнес-планов и т. д.)
- Методика организации компьютерного практикума на уроках экономики (деловые игры, составление кроссвордов, тестовые задания).
- Методика использования обучающе-контролирующих программ на уроках экономики (электронное пособие “Экономика и право” и др.).
- Методика проведения сетевых конференций на уроках экономики (по локальной сети или по сети Интернет).
Формы организации учебных занятий:
- лекция, семинар, лекционно-практическое занятие, самостоятельные работы, дискуссии, компьютерные практикумы, творческие задания, проекты, деловые игры и т. д.
Формы контроля на уроках экономики:
- письменные или устные работы, приуроченные к теме занятий, диктанты, тестовые задания, зачеты, контрольные работы, фронтальный опрос, викторины, самоконтроль, лабораторные работы.
При условии систематического использования информационных технологий в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения можно значительно повысить эффективность обучения.
Средства Microsoft Office, как инструмент подготовки и проведения уроков экономики.
Использование типовых приложений пакета Microsoft Office: Word, Excel, Power Point, Access, Publisher в работе учителя дает богатые возможности для подготовки к урокам и их проведению.
Текстовый редактор Word представляет богатые возможности для создания профессионально выполненных документов, художественного оформления текстов: нестандартное расположение текста на странице, придание впечатления объемности тексту, изображение тени от написанного текста, закрашивание букв узором произвольного текста, работа с таблицами, диаграммами, рисунками.
Использование презентационной графики (Power Point) позволяет дополнить текстуальные части работы визуальным рядом: рисунком, фотографиями, картинками, эффекты анимации. Поиски последовательности в построении визуального ряда являются, безусловно, творческими компонентами компьютерного изложения материла. Программа Power Point позволяет подготовить выступление с использованием слайдов, которые можно напечатать, продемонстрировать на компьютерах индивидуально или с помощью видеопроектора, а также включить в конспект доклада или в комплект материалов для раздачи учащимся.
Программа Excel позволяет внедрять в текстуальную часть работы: таблицы, численную информацию, формулы, диаграммы и графики; является одним их наиболее удобных методов решения экономико-математических задач.
Использование баз данных (Access) предоставляет возможности размещения в работе нужной справочной информации, отобранной по определенным критериям, является способом хранения больших объемов информации.
Информационные технологии на разных этапах урока.
1. Организационный этап.
Во вступительной части урока ученикам поясняются цель и содержание последующей работы. На данном этапе целесообразно показать слайд с указанием темы и перечня вопросов для изучения. Показ этой информации на экране ускоряет конспектирование.2. Мотивационно-познавательная деятельность
. Мотивационно-познавательная деятельность учителя формирует заинтересованность ученика в восприятии информации, которая будет рассказана на уроке или отдается на самостоятельное изучение. Формирование заинтересованности может происходить разными путями:- разъяснение значения информации для будущей профессиональной деятельности, демонстрация задач науки, которые могут быть решены с помощью этой информации;
- рассказ о производственных проблемах, которые были решены с помощью этой информации.
Эффект от применения какой-либо информации может демонстрироваться в виде графиков или диаграмм, показывающих прибыльность, экономический или другой эффект от ее применения.
Изображение на экране является равнозначным словам учителя. В этом случае учитель поясняет то, что показано на экране.
Изображение на экране дополняет слова учителя. При изучении общих понятий явлений, законов, процессов основным источником знаний являются слова учителя, и изображение на экране позволяет продемонстрировать их условную схему.
3. Проверка усвоения предыдущего материала.
С помощью контроля может быть установлена степень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, узнанного при самостоятельной работе, на практическом занятии и воспроизведение знаний при тестировании.Обучающая и образовательная функция состоит в том, что ученик не просто отвечает на вопросы теста, но и, получая обратную связь по поводу данных ответов, вносит в них необходимые коррективы.
Воспитывающая функция проверки и оценки знаний при работе с компьютерными тестами обусловлена самим контролем, а еще больше – самоконтролем. Компьютер как бы “воспитывает” пользователей, приучает трудиться, повышает их ответственность, “вынуждая” самостоятельно принимать решение о собственной готовности к ответу, реально оценивать свои учебные возможности.
Корректирующая функция дает большой материал учителю, поскольку частота повторяемости ошибки при ответах учеников, которую может фиксировать компьютер, ориентирует учителя на необходимость дополнительного анализа предлагаемого материала с целью определения его доступности.
Информационная функция компьютера позволяет учителю получить ценные сведения об эффективности работы баз данных, доступности схем и таблиц, адекватности иллюстративного материала обучающему тексту, целостности представлений о предмете “Экономика”.
Еще более значимая функция контроля – фиксация уровня освоения материала: умения творчески применять полученные знания, давать адекватную характеристику явлениям, даже когда они находятся вне привычного контекста, отслеживать их взаимосвязи, взаимообусловленность при написании творческих работ, эссе и т.п.
4. Изучение нового материала.
При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Соотношение между словами учителя и информацией на экране может быть разным, и это определяет пояснения, которые дает учитель.Изображение на экране выступает основным источником информации. Например, реальное изображение кривой спроса. В этом случае учитель должен назвать составные части графика, установить взаимосвязь между ними, причины смещения кривой и т.д. По мере возрастания подготовки учеников стоит вовлекать их в обсуждение и сокращать комментарии учителя.
5. Систематизация и закрепление материала
. Систематизация и закрепление материала необходимы для лучшего запоминания и четкого структурирования. С этой целью в конце урока учитель делает обзор изученного материала, подчеркивая основные положения и их взаимосвязь. При этом повторение материала происходит не только устно, но и с демонстрацией наиболее важных наглядных пособий на слайдах, выполнение тестов на компьютере. В литературе, посвященной тестированию и организации контроля, по форме выделяют две основные группы заданий: со связанными ответами (альтернативные вопросы, вопросы с множественным выбором) и со свободными ответами (самостоятельный ответ без каких-либо ограничений и подсказок). Задания со связанными ответами содержат подсказку, что повышает их обучающую функцию, но снижает объективность контроля. Что касается заданий “со свободными ответами”, то они предполагают самостоятельный ответ учащихся без каких-либо ограничений и подсказок. Это широко известные традиционные вопросы, применяемые при устном и письменном опросе. Они позволяют проверить любые уровни знаний, но их трудно оценить однозначно. В силу этого обстоятельства их использование в компьютерном тестировании практически невозможно.Планируя урок с применением новых информационных технологий, учитель должен соблюдать дидактические требования, в соответствии с которыми:
- четко определять педагогическую цель применения информационных технологий в учебном процессе;
- уточнять, где и когда он будет использовать информационные технологии на уроке в контексте логики раскрытия учебного материала и своевременности предъявления конкретной учебной информации;
- согласовывать выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения;
- учитывать специфику учебного материала, особенности класса, характер объяснения новой информации;
анализировать и обсуждать с классом фундаментальные, узловые вопросы изучаемого материала.
Пример использования информационных технологий на уроке экономики по теме “Безработица. Виды безработицы”. (Приложение 1)
В данном примере опрос домашнего задания и частичное объяснение новой темы сопровождается презентацией, подготовленной учителем заранее (Приложение 2). Оставшаяся часть нового материала отводится на самостоятельное изучение учащимся, используя электронное учебное пособие “Экономика и право”. Закрепление полученных знаний осуществляется с помощью тестовой программы по данной теме и в форме фронтального опроса