На современном этапе общественного развития образование превращается в одну из самых обширных и важных сфер человеческой деятельности, которая переплетена со всеми другими обстоятельствами человеческой жизни. Способность системы образования удовлетворять потребности личности и общества в высококачественных образовательных услугах определяет перспективы экономического и духовного развития страны. В связи с этим возникает и реализуется потребность в новом типе учителя. Сегодня эффективно действующим называется учитель, реагирующий на новые социальные ожидания, мобильный, способный к творческому росту и профессиональному самосовершенствованию, восприятию и созиданию инноваций и тем самым к обновлению своих знаний, обогащению педагогической теории и практики. Педагогическое образование должно быть направлено на подготовку именно такого учителя.
К настоящему времени в Российской системе языкового образования произошли значительные позитивные изменения, как организационном, так и в содержательном аспектах. Особое внимание при отборе содержания обучения иностранным языкам уделяется его социокультурной направленности, что влечет за собой необходимость переосмыслить компетентность учителя. Учитель, преподающий иностранный язык, должен владеть новыми педагогическими и информационными технологиями, обеспечивающими формирование функциональной социокультурной образованности, речевой активности и готовности к межкультурному общению в соответствующих жизненных ситуациях.
Успех практической реализации указанных инновационных обучающих стратегий зависит от уровня готовности учителя иностранного языка к адаптации к новым условиям социально-культурной среды, формируемой в школе, и от способности преподавать язык функционально, с ориентацией на межкультурную коммуникацию. В этой связи предоставляется важным обратить внимание на использование инновационных технологий в подготовке будущего учителя иностранного языка.
Так, в Кузбасском областном педагогическом институте в качестве ведущей стратегии является личностно-ориентированный подход в образовании. На сегодняшний день в рамках личностно-ориентированного подхода мы отдаем предпочтение таким технологиям обучения, как метод проектов, обучение в сотрудничестве, информационным технологиям. Организация практических занятий посредством данных технологий обеспечивает культуроведческую направленность занятий, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение представать ее средствами иностранного языка, включение в диалог культур.
Среди профессиональных компетенций, которыми должен обладать учитель иностранного языка, социокультурная компетенция занимает приоритетное положение. В целях развития соцокультурной компетенции наряду с традиционными аудиотекстами, видеоматериалами мы обращаемся к информационным технологиям. Погружение в виртуальное пространство - очень эффективное средство развития социокультурной компетенции студентов. Таким виртуальным пространством является аутентичная виртуальная интерактивная языковая среда и мощный инструмент приобретения знаний Интернет. Лишь в Интернете студент, не имеющий возможности побывать в стране изучаемого языка, может сделать это виртуально. Огромные коммуникационные возможности глобальной сети дают полную свободу общения с реальными носителями языка.
Готовые мультимедийные курсы обучения иностранным языкам, мультимедийные энциклопедии, программные комплексы содержат лингвострановедческие элементы, справочники, видеоклипы с культурными зарисовками, аудиоинформацию, дают возможность свободно перемещаться по информационному пространству, распознавать речь, позволяя общаться с компьютером через микрофон.
Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий (НИТ) получило название “информатизация образования”.
К проблеме информатизации образования обращались многие ученые: Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, Д.В.Чернилевский, М.В.Моисеева, А.Е.Петров, Л.П.Халяпина, Г.Д.Громов и многие другие.
Актуальность использования НИТ в образовательном процессе определяет необходимость подготовки будущих учителей к их применению.
Сравнительное исследование, проведенное среди 100 учителей школ г.Ленинска-Кузнецкого показало, что наиболее значимыми позитивными факторами инновационной деятельности учителя являются:
- стремление к профессиональному росту,
- творческая инициатива,
- способность к самоанализу,
- способность к видению психолого-педагогических проблем.
К негативным факторам можно отнести то, что учителя не владеют необходимыми умениями использования инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе в школе (85%) и не видят необходимости внедрения информационных технологий в образовательный процесс. Это связано, прежде всего, с тем, что у учителей отсутствует необходимая теоретическая база о сущности новых информационных технологиях и возможностях их использования в образовательном процессе.
В связи со сложившейся ситуацией необходимо разработать определенную модель подготовки будущих учителей педагогического института к инновационной педагогической деятельности на основе применения НИТ.
Из всего многообразия педагогических применений НИТ на основе современной электронной техники особо можно выделить использование программных средств.
Использование программных средств ориентировано на осуществление учебной деятельности в педагогическом институте.
С помощью программных средств можно представлять учебную информацию в различной форме; инициировать процессы усвоения знаний, приобретения умений и навыком практической деятельности; эффективно осуществлять контроль результатов обучения, тренаж, повторение; активизировать познавательную деятельность студентов; формировать и развивать определенные виды мышления.
Чернилевский Д.В. обращает внимание на ряд методических целей, которые наиболее эффективно реализуются с использованием программных средств [2]. В подготовке будущих учителей среди таких целей мы выделяем:
- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
- осуществление контроля с диагностикой ошибок;
- осуществление самоконтроля и самооценки;
- организация тренировки в процессе усвоения учебного материала и самоподготовки студентов;
- компьютерная визуализация учебной информации;
- проведение практикумов (например, практика перевода по иностранному языку);
- обеспечение доступа к сети информации;
- формирование информационной компетенции студентов;
- усиление мотивации обучения.
Наиболее интересным с точки зрения формирования информационной компетенции является дистанционное обучение, основанное преимущественно на использовании компьютерных телекоммуникаций.
Дистанционная форма обучения в педагогическом институте способствует решению следующих задач:
1.Формирование навыков в области информационных компьютерных технологий.
2. Систематическое применение ИКТ во внеучебной деятельности.
3. Обязательное овладение ИКТ до начала дистанционного обучения.
Дистанционное обучение дает возможность обращаться к разным новым информационным технологиям.
Так, Web-технология позволяет в наибольшей степени реализовать дидактический принцип наглядности за счет широкого использования средств мультимедиа - статической и анимированной графики, видео и звука.
Технология гипертекста, являющаяся одной из составляющих Web-технологии, дает студентам возможность выбора собственной образовательной траектории. Таким образом, реализуется дифференцированный и личностно ориентированный подход к изложению учебного материала.
Интегрировано использование в обучении различных сервисов Интернет (электронная почта, FTP-сервис, видеоконференции, учебные чаты) с единым Web-интерфейсом.
Использование Web-технологий возможно и при отсутствии доступа к Интернет (учебные материалы в виде Web-сайтов, размещенные на локальном сервере, на компакт-дисках или на жестких дисках).
Сравнительная легкость освоения Web-технологии студентами позволяет сделать создание Web-сайта диагностируемым результатом выполнения учебного проекта по любой изучаемой дисциплине.
И, наконец, Web-технология дает возможность проведения on-line тестирования и анкетирования будущих учителей [1].
Большое место в процессе подготовки будущего учителя иностранного языка занимают проблемные ситуации. Проблемные ситуации наиболее целесообразно формировать в рамках специально подобранных небольших научных исследований учебного характера. Новые возможности и качество учебной работы в данном направлении открывает использование Интернета.
Методика проведения семинарского занятия, практикума с элементами научных исследовании по языковым дисциплинам в компьютерном классе, где есть Интернет, с использование элементов научных исследований предполагает выполнение студентами небольшого исследования учебного характера. Задание на выполнение работы содержит постановку задачи, перечень адресов в Интернете, необходимых для альтернативного выполнения поставленной задачи. Как правило, альтернативность решения заложена в большинстве заданий, что требует от студента более широкого научного кругозора, чем при выполнении стандартных работ.
Например, преподаватель дает студентам индивидуальное задание с указанием адресов в Интернете по определенным темам. Студенты должны найти ответы на поставленные вопросы. В первой половине занятия студенты разыскивают материал в Интернете, а во второй половине, разбившись на пары, аргументируют свою точку зрения по тем или иным вопросам. Интерактивное общение студентов между собой происходит в “чатах”, а не в устной форме с соседом по парте.
Пример возможных заданий для учебной работы:
“Проработайте вариант резюме (самопрезентации) и найма на работу”.
Методика выполнения работы ориентирует обучающегося пользоваться специально подобранной литературой, словариком, компьютером с подключением к сети Интернет. Опыт подобного семинарского занятия или практикума показывает, что при этом резко возрастает активность студентов и эффективность учебного процесса.
Итак, на сегодняшний день такая методика себя оправдывает, но использование ее бывает осложнено занятостью интернет-классов и недостаточным количеством компьютеров, а также большим составом академических групп.
В то же время многие из отмеченных сложностей носят преходящий характер. И важно не упускать из виду перспективу все более активного применения прогрессивных форм учебной работы с использованием возможностей интернет-технологий.
Активное обучение в системе профессионального образования позволяет решить ряд задач, трудно достижимых в традиционном обучении:
- формировать профессиональные мотивы и интересы;
- воспитывать системное мышление специалиста;
- учить коллективной мыслительной и практической работе;
- давать целостное представление о деятельности человека в обществе;
- тренироваться в интерактивном общении в среде Интернет.
Итак, при общении студентов с помощью Интернет в ходе работы над учебными заданиями у них тренируются навыки в передаче и восприятии информации, в установлении обратной связи, в умении поддерживать коммуникации.
На современном этапе существует множество технологий для создания и проведения мультимедийных презентаций (например; пакет Microsoft Office, Lotus Same Time Server+ Learning Space).
Из вышеперечисленного мы предлагаем использовать средство для создания презентаций Power Point, входящего в программный пакет Microsoft Office. Выбор данного средства обусловлен следующими причинами:
- простота и доступность в освоении программного продукта (интерфейс универсален для программ Microsoft Office);
- широкие возможности программы.
Рассмотрим более подробно возможности программы для создания презентаций PowerPoint.
1) создание слайдов, содержащих текстовую и графическую информацию;
2) добавление в слайды графиков и диаграмм;
3) добавление в слайды аудио и видеофайлов;
4) возможности трансляции презентации в одной или нескольких аудиториях, оснащенных либо телевизорами, либо компьютерами минимальной конфигурации;
5) сопровождение трансляции голосом;
6) запись трансляции для ее дальнейшего использования без участия лектора.
Рассмотрим процесс создания и проведения лекции с использованием PowerPoint:
1) подборка материала для презентации;
2) оцифровка аудио-, фото-, видео- и других материалов;
3) создание презентации;
4) настройка эффектов, анимации, временных интервалов и т.д.;
5) сохранение в виде демонстрации для размещения на файловом сервере в качестве иллюстрированного материала для лекции;
6) настройка презентации для вещания по сети;
7) проведение лекций;
8) самостоятельное прослушивание лекционного материала студентами, отсутствующими на лекции, или обучение по дистанционной форме.
Отсюда видим, что при использовании мультимедийных курсов, созданных при помощи программного средства Power Point, стираются границы между аудиторными занятиями и дистанционным обучением.
Power Point - это как раз тот программный продукт, который может быть использован для организации процесса обучения в средней школе с целью представления графической информации как одного из видов наглядности, что особенно важно при обучении младших школьников.
Используя принцип интеграции в организации самостоятельной работы по курсу теории и методики обучения иностранным языкам, студентам предлагается выполнить самостоятельные задания, в частности по разработке фрагментов урока, которые посвящены ознакомлению с языковым материалом, формированию речевых умений, различным формам и приемам контроля и т.п. При разработке части уроков студенты используют возможности современных информационных технологий, в том числе программы создания презентаций PowerPoint, и обосновывают с точки зрения психологии и методики целесообразность организации процесса обучения с использованием тех или иных приемов. Таким образом, студенты при подготовке к семинарско-практическим занятиям реализуют знания, умения и навыки по информатике, методике, психологии и языку интегративно. Организация данного вида самостоятельной работы может осуществляться с использованием приема “малых групп”.
Итак, современное программное обеспечение, включенное в педагогический процесс, создает дополнительные резервы, обеспечивающие повышение уровня профессиональной готовности учителя иностранного языка.
Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно отметить следующее:
- процесс подготовки учителя иностранного языка должен осуществляться в соответствии с новыми лингвистическими и культурными требованиями;
- необходимо стимулировать интегрирование культур и инновационных технологий для развития задач, стоящих перед современным обществом;
- в процессе подготовки будущего учителя важную роль должны играть новые информационные технологии;
- отсутствие фундаментальной подготовки учителей в области теории и методики использования НИТ в учебном процессе не позволяет в полной мере использовать возможности самых современных технологий в целях повышения эффективности обучения, поэтому педагогические вузы должны обеспечить опережающую подготовку студентов-будущих учителей в этой области;
- процесс подготовки будущего учителя иностранного языка, построенный на основе использования компьютерных технологий, способствует превращению обучающихся в активных субъектов педагогического процесса, исследователей, умеющих самостоятельно и творчески ставить и решать широкий круг задач.
ЛИТЕРАТУРА
- Злотникова И.Я. Формирование информационной компетенции будущего учителя-предметника в педагогическом вузе // Педагогическая информатика, 2004. - №1 - С.44.
- Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. - М., 2002. - 437с.