Эффективная воспитательная система, или как вовлечь каждого школьника во внеурочную социально-значимую деятельность

Разделы: Администрирование школы, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Если декомпозировать систему образования школы на две составляющие: подсистему обучения и подсистему воспитания, то обнаруживается противоречие, вносящее дисбаланс в целостность и гармонию образовательного процесса: в реальности получится, что количество школьников, включенных в процесс обучения больше количества школьников, включенных в процесс воспитания и социализации.

Педагоги-практики находятся в постоянном поиске форм и технологий, которые эффективно бы влияли на личность ребенка и давали каждому учащемуся возможность самореализации. Мы создали воспитательную систему, позволяющую включить каждого школьника во внеурочную социально значимую деятельность. В нашем понимании “массовое вовлечение” означает предоставление общеобразовательным учреждением самого широкого спектра возможностей каждому ребенку, при котором он сможет наиболее полно развить свои способности в условиях массовой школы.

Широкий спектр возможностей школа может предоставить ребенку, если объединит свойства четырех основных подсистем: дополнительного образования, детских организаций, ученического самоуправления, внеурочной деятельности. Интеграция вышеназванных сфер образовательной деятельности образует единую систему массового вовлечения школьников во внеурочную деятельность. Элементы системы, взаимодействуя, взаимодополняя друг друга воздействуют на школьный социум, на личность каждого ребенка, предоставляя ему максимальные возможности для разностороннего развития.

Школой создаётся такое количество “мест” социально значимой деятельности, которое позволяет включить всех учеников школы в такую деятельность. Дальнейшая задача педагогического коллектива состоит в поддержании функционирования системы и её связей с постоянно изменяющейся внешней и внутренней средой.

Все четыре подсистемы взаимосвязаны друг с другом, процессами обучения и управления имеют не только внешние, но и внутренние связи. Таким образом, установленные взаимосвязи всех подсистем обеспечивают устойчивое функционирование системы и позволяют создавать оптимальные условия для реализации потребности во внеурочной социально значимой деятельности всех школьников (см.таблицу1).

Таблица 1. Модель взаимопереходов учащихся от одной деятельности к другой.

Данные взаимосвязи обеспечивают важные преемственные процессы взаимопереходов школьников от одной деятельности к другой, с учетом их меняющихся с возрастом интересов и потребностей. В результате у детей появляется широкий спектр выбора внеурочной деятельности, возможность приобретения большего количества полезных знаний, умений, навыков, что позволяет привлечь к активной деятельности максимально возможное количество детей и как следствие, влияет на повышение эффективности образовательного процесса.

С 2000 года в МОУ СОШ №5 система массового вовлечения учащихся во внеурочную деятельность обеспечивает разнообразные потребности и интересы личности ребёнка, реализуется через внеурочную деятельность, деятельность детских общественных организаций “Фантазия” и “Пилигрим”, ученическое самоуправление и широкую сеть дополнительного образования. Все компоненты системы взаимосвязаны между собой, имеют свои цели, задачи, структуру, управление и результативность, которую измеряют мониторинговые исследования, подтверждающие эффективность данных компонентов.

Рассмотрим подробнее каждую из подсистем. Массовое вовлечение обучающихся в подсистему “Внеурочная деятельность” осуществляется с помощью входящих в нее следующих компонентов: традиционные школьные дела, годовая циклограмма школьных дел и праздников, фестивали, конкурсы разного уровня. Все мероприятия, включенные в план воспитательной работы школы, построены на массовом участии школьников и направлены на разностороннее развитие личности ребенка. Сценарный план традиционных мероприятий составляется таким образом, чтобы в них могли принять участие как можно больше учащихся, педагогов и родителей.

С помощью детского и юношеского пресс-центров или классных руководителей, представителей ученического самоуправления осуществляется подсчет количества только активных участников в каждом традиционном деле (см. таблицу 2).

Таблица 2

Динамика охвата участием детей в традиционных мероприятиях МОУ СОШ №5 за 4 года:

Наиболее массовые традиционные мероприятия % участия по годам
2003-2004 2004-2005 2005-2006 2006-2007
День Здоровья 89,2% 89,5% 92% 95%
День школы 97% 97,7% 98,8% 98,6%
Конкурс юных дарований “Школьная звезда” 13% 16,5% 18,9% 26%
Спортивные соревнования 39,2% 39,1% 45,7% 47%
День самоуправления 65,3% 71,6% 64,9% 76%

Таким образом, каждый ребенок в течение года может принять участие в нескольких мероприятиях, попробовать свои силы в разных сферах деятельности. Участие детей строится только на добровольной основе. Важный фактор – самостоятельное творчество. Коллективно-творческие дела, придуманные самими детьми и успешно воплощенные, приводят к повышению инициативности, развитию творчества и мотивируют школьников к участию во внеурочной социально значимой деятельности. Эффективность подсистемы “внеурочная деятельность” подтверждает мониторинг занятости школьников во внеурочных мероприятиях. Например, результат мониторинга занятости учащихся в мероприятиях говорит о том, что каждый ребенок школы не просто имеет возможность, а принимает активное участие в большом количестве мероприятий, в среднем от 4 до 8-10 раз в год. В практику школы был внедрен еще один “забытый”, но эффективный способ повышения мотивации к активной деятельности, используемый в советской педагогике – экран участия классов в общешкольных мероприятиях. Экран позволил резко увеличить и количество классов – участников общешкольных дел и повысил социальную активность ребят внутри классов.

Подсистема “Дополнительное образование” реализуется в школе путем создания внутренней сети кружков, клубов секций, а также расширением связей с городскими организациями дополнительного образования. Начиналось внедрение подсистемы “Дополнительное образование” с изучения условий школы: материально-технических, кадровых, готовности педагогического коллектива к участию в “непредметной деятельности”. Так же изучались возможности привлечения специалистов из центров дополнительного образования детей, детской школы искусств, изучались интересы и потребности детей разного возраста и, исходя из потребностей, количества учащихся и имеющихся школьных ресурсов формировалась подсистема дополнительного образования по семи направленностям (см. таблицу 3).

Таблица 3

Развитие системы дополнительного образования за последние 4 года:

Направленности

Количество клубов, секций и кружков:

2003-2004 2004-2005 2005-2006 2006-2007
научно-техническая - 1 1 3
естественнонаучная 2 2 2 1
эколого-биологическая 1 1 1 2
физкультурно-спортивная 3 4 5 6
художественно-эстетическая 4 6 10 10
социально-педагогическая 3 2 3 3
детские общественные организации 2 2 2 2

Ежегодно количество клубов, секций, кружков увеличивается исходя из социального заказа, пожеланий учащихся и родителей и увеличения внимания педагогов к системе дополнительного образования как к эффективной составляющей образовательного процесса.

Постепенно расширяются связи с городскими учреждениями дополнительного образования, что позволило дополнительно привлечь учащихся к активной деятельности

В результате внедрения подсистемы “Дополнительное образование” количество учащихся занятых внеурочной деятельностью ежегодно увеличивается. Сравнительный анализ занятости обучающихся во внеурочное время свидетельствует о положительной динамике массового участия школьников в социально значимой деятельности и о том, что данная система реализует потребности учащихся и предлагает востребованные клубы, кружки, секции (см. таблицу 4).

Таблица 4

Общая занятость обучающихся в подсистеме дополнительного образования школы на 2006-2007 учебный год

Название учреждения Количество обучающихся Количество детей занятых в свободное время % детей с организованным досугом от общего количества обучающихся Количество детей, занимающихся более чем в одном учебном объединении
МОУ СОШ №5 1266 В школе -982 77,5% 523

41,3%

Всего 1126 89 %

Важным показателем эффективности системы массового вовлечения учащихся во внеурочную деятельность мы считаем высокий процент занятости детей “группы риска”. В начале года ребятам предлагают широкий спектр бесплатных услуг школьного и дополнительного образования. Положительная динамика достигнута за счет профилактической работы службы психолого-педагогического и медицинского сопровождения ребенка, одной задач которой является массовое вовлечение детей “группы риска” в активную деятельность (см.таблицу 5)

Таблица 5.

Занятость детей “группы риска” в школьной и городской системах дополнительного образования.

Годы % занятости группы “Риска” % занятости состоящих на учёте в КДН % занятости состоящих на учёте в ОДН
“Досуг 2005” 81% 86% 100%
“Досуг 2006” 86% 87% 100%
“Досуг 2007” 83% 83% 100%

Подсистема “Детские общественные организации” и “Ученическое самоуправление”.

Внедрение в образовательный процесс подсистемы “детские общественные организации” позволяет не только системно подойти к организации воспитательной работы в данных возрастных ступенях, но и решает важные задачи – преемственности и массового вовлечения учащихся в разнообразную, активную деятельность. Результаты внедрения данной программы в МОУ СОШ №5 “превзошли все ожидания” – в детскую организацию вступали целыми классами. Ежегодно количество членов организации увеличивалось, с 2004 года членство в детских организациях достигло 100%. Подробно деятельность данных подсистем была представлена в материалах фестиваля “Открытый урок” в 2005-2006 учебном году в статье “Преемственность в системе ученического самоуправления как фактор развития лидерских качеств ребенка”.

Подсистема “детские общественные организации” тесно взаимодействует с подсистемой “Ученическое самоуправление”.

Опыт практического внедрения ученического самоуправления показал, что именно интерес к определенному виду деятельности, отношениям, общению является главной побудительной причиной участия подростков в системе ученического самоуправления.

Ученическое самоуправление осуществляется на трёх уровнях:

Первый уровень ученического самоуправления развивается в классных коллективах. Органы самоуправления избираются под каждый вид деятельности так, чтобы все учащиеся входили в тот или иной орган. У каждого члена классных органов самоуправления есть свои обязанности. Высшим органом самоуправления является собрание учащихся класса.

Второй уровень – составляют органы управления школьного уровня. Педагоги являются советниками, консультантами. Высшим органом ученического самоуправления является конференция учащихся школы.

Третий уровень – участие в работе Совета школы. Этот орган состоит из представителей самоуправляемых коллективов: ученического, педагогического, родительской общественности. Целостность и преемственность школьного самоуправления реализуется через вовлечение учащихся в процессы управления со 2 по 11 классы.

Описание деятельности органов школьного самоуправления и полномочия субъектов:

Совет школы. Год создания - 2005 г. Состоит из: педагогов школы, родителей и обучающихся. Имеет исключительное право принятия решения по следующим вопросам: утверждение локальных актов школы, утверждает правила внутреннего распорядка, решает вопросы охраны школы, утверждает отдельные Положения, формирует Советы дела и оргкомитеты.

Школьная Дума Демократической Республики Атлантида. Год создания – 2000. В этом году Школьная Дума: разработала материалы к методическому пособию по организации ролевой игры “День Дублера”, Положение о конкурсе “Школьная форма”; организовала День здоровья, Митинг “Мы за здоровый образ жизни”, конкурс “Самый классный Дед Мороз”; школьные спортивные соревнования, “Веселые старты” и соревнования “Пилигрим-Олимп”. Для самых маленьких лидеров - “Фантазеров” ребята организовывали традиционные “Школы лидера”. Имеет исключительное право по решению следующих вопросов: законотворческая деятельность, формирование детских Советов дела, объявление конкурсов, акций, планирование работы, внесение предложений в план воспитательных мероприятий.

Для проверки эффективности деятельности по организации школьного самоуправления используются следующие диагностические методы: наблюдение, интервьюирование, анкетирование, социологический опрос (изучающие отношение учащихся разных классов к школьному самоуправлению, удовлетворенность организацией школьного и ученического самоуправления).

Эффективность данной модели школьного самоуправления состоит в том, что в ней реализуется ученическое самоуправление со 2 по 11 класс, при котором успешно решается задача преемственности. Представленная система ученического самоуправления эффективна, потому что основана на: добровольности, демократичности отношений и деятельности социально-творческого характера.

Таким образом, для создания системы массового участия школьников во внеурочной социально значимой деятельности необходимо заинтересовать детей каким-то делом, а также иметь необходимые ресурсы. Но одно дело создать систему, другое дело необходимо удержать ее в режиме нормального функционирования, а также обеспечивать ее постоянное развитие. В этом в школе неукоснительно осуществляется принцип добровольности. Поэтому в школе ежегодно проводится мониторинг пожеланий учащихся по участию в той или иной деятельности, а также проводятся различные информационные мероприятия, учитываются возрастные и индивидуальные интересы учащихся.

Мониторинг эффективности функционирования системы

Совместно с психологической службой школы кабинет воспитания и классные руководители ежегодно изучают эффективность внеурочной деятельности. Методики подбираются с учетом возрастных особенностей и круга изучаемых вопросов. Методы диагностик тоже разнообразные: наблюдение, тесты, недописанный тезис, социологический опрос и т.д. результаты обсуждаются на педагогических советах, заседаниях органов самоуправления.

Следствием функционирования системы массового вовлечения учащихся в активную социально значимую деятельность стало изменение уровня воспитанности школьников. Ежегодно в школу прибывают разные первоклассники и убывают одинадцатиклассники. Объективная картина складывается только при сравнении учащихся с самими собой. Тем не менее, диагностика дает возможность вывести общие данные по параллелям и по школе в целом (см. таблицу 6).

Таблица 6.

Сравнительная таблица данных уровня воспитанности школьников МОУ СОШ №5

Уровень воспитанности 2002-2003 учебный год 2005-2006 учебный год 2006-2007 учебный год
Высокий уровень 51% 54 % 60,1%
Хороший 33% 38% 31 %
Средний 12% 7 % 8,6%
Низкий 4% 1% 0,3%

Результатом функционирования системы массового вовлечения учащихся в активную социально значимую деятельность стало следующее процентное включение в деятельность школьников (% указан от общего количества учащихся на 2006-2007 учебный год):

  • в подсистеме “массовая внеурочная деятельность” - включение в активную социально значимую – 100% школьников;
  • в подсистеме “ученическое самоуправление” на общешкольном уровне – 30,7% (8-11 кл.; на внутриклассном уровне процент учащихся 2-11 классов активно участвующих в ученическом самоуправлении составил – 82,4%;
  • в подсистеме “детские общественные организации” активное участие принимают 51,7% школьников, учащихся 2-7 классов;
  • в подсистеме “дополнительное образование” - 89% школьников.

В заключении хочется сказать о том, что несомненно дети обладают разными способностями, но как уже сказано выше, в школе получили развитие многие виды деятельности, поэтому при желании каждый ребёнок может проявить, попробовать себя в деле. Многие дети, неуверенные в себе, но обладающие теми или иными способностями, со временем при помощи педагогов становятся активными участниками школьных дел. Можно сказать, что каждому находится дело по душе. Педагоги нашей школы делают всё, что в наших силах, чтобы способности детей были востребованы, а сами они чувствовали себя уверенно и комфортно. Многие родители бывают удивлены, впервые увидев своих детей выступающими на школьных и городских сценах. И выражают свою благодарность за то, что их дети заняты полезным делом. А это важный результат. Если ребёнок проводит внеурочное время в школе, занимаясь интересным и полезным делом – значит, ему здесь нравится, он чувствует себя комфортно.

К 10-у классу возрастает самооценка учащихся, появляется уверенность в себе, объективное отношение к окружающим. В школе есть ряд положительных примеров, когда из “социальнозапущенных” дети превращаются в активных лидеров. И это радует педагогов, вызывает в них гордость за свой труд. Девиз нашей школы: “Солнце спрятано в каждом, надо помочь ему вспыхнуть!”. Мы глубоко уверены, что бесталанных детей не бывает, бывает отсутствие времени, профессионализма и желания педагогов помогать детям быть талантливыми.