Цель урока: создание образовательной среды урока, способствующей развитию творческой самостоятельности ученика.
Задачи урока:
- Обучающие:
- помочь учащимся осмыслить идейно-художественное содержание сказа Н.С.Лескова «Левша», подвести к основной идее автора – патриотизму и талантливости русского народа;
- продолжить формирование навыков анализа литературного произведения, коммуникативной компетенции;
- реализовывать идею непрерывного обогащения духовной культуры ученика за счёт индивидуальной, творческой, созидательной деятельности в процессе освоения содержания нового художественного произведения
- Развивающие:
- развивать навыки аналитического чтения художественного произведения, умение выделять главное в художественном произведении;
- развивать творческие способности ученика, его творческую инициативу через участие в эксперименте по проблеме урока
- Воспитательные:
- воспитывать такие составляющие чувства патриотизма, как чувство гордости за русского талантливого человека, свою нацию;
- воспитывать уверенность в себе, потребность осознавать, что путь к успешной образовательной деятельности лежит через творческое начало.
Методы и приёмы работы: метод эксперимента, метод «погружения»,метод «открытий», метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности, метод диалогичности, метод проекта.
Элементы применяемых на уроке технологий: личностно-ориентированное развивающее обучение, проектно-исследовательская технология, технология проблемного обучения, технология коллективно-познавательной деятельности, ИКТ.
Формы работы: коллективная работа, работа в малых группах; индивидуальная работа в процессе коллективной.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок-эксперимент
Оборудование: художественный текст (сказ Н.С.Лескова «Левша»), наглядный раздаточный материал: «План проведения эксперимента» (Приложение 2), задания-карточки «Опытный образец №…» (Приложение 1), «Алгоритм представления результатов эксперимента»; Презентация «Добро пожаловать в творческую лабораторию писателя Н.С.Лескова», персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран
ХОД УРОКА
№ | Этапы урока. Их содержание |
№слайда |
1 | Организационный момент Здравствуйте, ребята! |
Слайд 1 Урок литературы |
2 | Вступительное слово учителя – Я рада приветствовать вас в творческой лаборатории писателя, где совершается чудо превращения слова в образ, образа в открытие; где, благодаря мастерству писателя-художника, оживают картины природы, быта, а герои произведений, даже самые неказистые с виду, становятся олицетворением талантливости народа, «надеждой нации». |
Слайд 2 «Добро пожаловать…» |
3 | Тема и задачи урока. «Погружение» в
тему урока – Внимание! Дверь в нашу лабораторию открывает поистине «кудесник, волшебник русской прозы» – Николай Семёнович Лесков! – Вглядитесь в глаза этого писателя и человека! Что вы замечаете в них? (…внимательность, сосредоточенность, усталость, грусть, задумчивость…) – Спасибо! Я принимаю все ваши ответы! То, что умел он, не умел никто другой. И сегодня, я уверена, мы с вами в этом убедимся. |
Слайд 3 Н.С.Лесков = портрет |
4 | Знакомство с технологией
проведения эксперимента – Но почему мы с
вами оказались именно в творческой лаборатории? (…выдвигать гипотезы, исследовать, ставить эксперименты, проводить опыты, делать научные открытия…) – Вы правы! Молодцы! Всем сейчас уютно в нашей
лаборатории? Настроение и самочувствие хорошее? – Итак, что необходимо для эксперимента, если
лаборатория уже предоставлена?.. – Я понимаю ваше замешательство и хочу сказать, что главное в творческой лаборатории – творческая атмосфера, атмосфера взаимного уважения и сотрудничества, а с этапами проведения эксперимента я вас сейчас познакомлю:
|
Слайд 4 Коллаж
Слайд 5 Этапы проведения эксперимента |
5 | Изучение нового материала – Н.С.Лесков по-прежнему наблюдает за нами. Ему интересны результаты нашего эксперимента по одному из произведений, которое критики называют «шедевром лесковского творчества», главный герой которого – «косой левша, на щеке пятно родимое, волосы при ученье выдраны» – олицетворяет талантливость русского народа. – О каком произведении идёт речь? (… «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе» или «Левша») |
Слайд 6 «…косой…левша…» Слайд 7 Книга |
5.1 | Творческий эксперимент Итак,
эксперимент! – В разрешении данной проблемы и будет заключаться наш с вами эксперимент. – Как вы думаете, ребята, какие ключевые эпизоды сказа необходимо проанализировать, чтобы разрешить обозначенную проблему? (… «Знакомство с главным героем», «Путешествие Левши в Англию», «Возвращение героя на родину», «Трагическая гибель героя») – Молодцы! А в качестве инструмента у нас с вами будет выступать…? Что? (…слово, художественный текст…) – Молодцы! Конечно же слово: меткое, образное, выразительное слово Н.С.Лескова! – Наша творческая лаборатория делится на 4
группы. У каждой группы, уважаемые юные
учёные, – конкретное задание как часть
эксперимента, а я на правах научного
руководителя и консультанта, если вы мне,
конечно, доверяете, предлагаю ознакомиться с
заданием и приступить к его выполнению. *** Не забудьте назначить руководителя группы, который представит результат эксперимента. |
Слайд 8 «Может ли тульский оружейник – «косой левша, на щеке пятно родимое, волосы при ученье выдраны» – олицетворять талантливость русского народа, «надежду нации»?
Слайд 9 Задание для групп |
5.2 | Работа в малых группах.
Представление результатов эксперимента – Эксперимент подходит к завершению. Слово – руководителю 1 творческой группы … – Послушаем, к каким выводам пришла 2
творческая группа. – Интересно, к каким результатам и выводам пришла 4 группа? …. – Молодцы! Уважаемые коллеги, я вас поздравляю с успешным завершением эксперимента! – Остаётся сделать самый главный вывод по
обозначенной проблеме: |
Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 Может ли тульский … |
6 | Вывод урока – Абсолютно
верно!!! Невзрачный, непривлекательный с виду
герой, но с «ЧЕЛОВЕЧКИНОЙ ДУШОЙ»: добрый,
бескорыстный, трудолюбивый, талантливый,
творческий – безусловно, может олицетворять
талантливость русского народа, «надежду нации»! Поистине, «там, где стоит «Левша», надо читать «русский народ». (Н.С.Лесков) |
Слайд 13 Цитата Лескова о левше = портрет писателя |
7 | Рефлексия – Так совпали ли
наши выводы и творческий замысел Н.С Лескова? |
|
8 | Оценка результативности
деятельности учащихся на уроке – И я хочу
оценить нашу с вами работу, уважаемые коллеги,
как положительную, заслуживающую всяческой
похвалы. |
|
9 | Домашнее задание. Творческий отчёт о проделанной во время эксперимента работе вы сможете выполнить в виде:
– Творческих вам успехов! Спасибо за сотрудничество |
Слайд 14 Домашнее задание – творческий отчёт |