В творческой лаборатории писателя, или Новые формы работы на уроке литературы

Разделы: Литература


Цель урока: создание образовательной среды урока, способствующей развитию творческой самостоятельности ученика.

Задачи урока:

  • Обучающие:
    • помочь учащимся осмыслить идейно-художественное содержание сказа Н.С.Лескова «Левша», подвести к основной идее автора – патриотизму и талантливости русского народа;
    • продолжить формирование навыков анализа литературного произведения, коммуникативной компетенции;
    • реализовывать идею непрерывного обогащения духовной культуры ученика за счёт индивидуальной, творческой, созидательной деятельности в процессе освоения содержания нового художественного произведения
  • Развивающие:
    • развивать навыки аналитического чтения художественного произведения, умение выделять главное в художественном произведении;
    • развивать творческие способности ученика, его творческую инициативу через участие в эксперименте по проблеме урока
  • Воспитательные:
    • воспитывать такие составляющие чувства патриотизма, как чувство гордости за русского талантливого человека, свою нацию;
    • воспитывать уверенность в себе, потребность осознавать, что путь к успешной образовательной деятельности лежит через творческое начало.

Методы и приёмы работы: метод эксперимента, метод «погружения»,метод «открытий», метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности, метод диалогичности, метод проекта.

Элементы применяемых на уроке технологий: личностно-ориентированное развивающее обучение, проектно-исследовательская технология, технология проблемного обучения, технология коллективно-познавательной деятельности, ИКТ.

Формы работы: коллективная работа, работа в малых группах; индивидуальная работа в процессе коллективной.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок-эксперимент

Оборудование: художественный текст (сказ Н.С.Лескова «Левша»), наглядный раздаточный материал: «План проведения эксперимента» (Приложение 2), задания-карточки «Опытный образец №…» (Приложение 1), «Алгоритм представления результатов эксперимента»; Презентация «Добро пожаловать в творческую лабораторию писателя Н.С.Лескова», персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран

ХОД УРОКА

Этапы урока.   Их содержание

№слайда

1 Организационный момент

 Здравствуйте, ребята!

Слайд 1

Урок литературы

2 Вступительное слово учителя

– Я рада приветствовать вас в творческой лаборатории писателя,  где совершается чудо превращения слова в образ, образа в открытие; где, благодаря мастерству писателя-художника, оживают картины природы, быта, а герои произведений, даже самые неказистые с виду, становятся олицетворением талантливости народа, «надеждой нации».

 

Слайд 2

«Добро пожаловать…»

3 Тема и задачи урока. «Погружение» в тему урока

– Внимание! Дверь в нашу лабораторию открывает поистине «кудесник, волшебник русской прозы» – Николай Семёнович Лесков!

– Вглядитесь в глаза этого писателя и человека! Что вы замечаете в них?

(…внимательность, сосредоточенность, усталость, грусть, задумчивость…)

– Спасибо! Я принимаю все ваши ответы! То, что умел он, не умел никто другой. И сегодня, я уверена, мы с вами в этом убедимся.

 

Слайд 3

Н.С.Лесков = портрет

4 Знакомство с  технологией проведения эксперимента

– Но почему мы с вами оказались  именно в творческой лаборатории?
Чем можно заниматься в лаборатории вообще?

(…выдвигать гипотезы, исследовать, ставить эксперименты, проводить опыты, делать научные открытия…)

– Вы правы! Молодцы! Всем сейчас уютно в нашей лаборатории? Настроение и самочувствие хорошее?
– Я рада!

– Итак, что необходимо для эксперимента, если лаборатория уже предоставлена?..

– Я понимаю ваше замешательство и хочу сказать, что главное в творческой лаборатории – творческая атмосфера, атмосфера взаимного уважения и сотрудничества, а с этапами проведения эксперимента я вас сейчас познакомлю:

  1. Постановка проблемы.
  2. Работа с научной литературой.
  3. Выбор экспериментального инструмента.
  4. Проведение эксперимента по плану.
  5. Представление результата эксперимента.
 

Слайд 4

Коллаж

 

 

 

 

Слайд 5

Этапы проведения эксперимента

5 Изучение нового материала

– Н.С.Лесков по-прежнему наблюдает за нами. Ему интересны результаты нашего эксперимента по одному из произведений, которое критики называют «шедевром лесковского творчества», главный герой которого –  «косой левша, на щеке пятно родимое, волосы при ученье выдраны» – олицетворяет талантливость русского народа.

– О каком произведении идёт речь?

(… «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе» или «Левша»)

 

Слайд 6

«…косой…левша…»

Слайд 7

Книга

5.1 Творческий эксперимент

Итак, эксперимент!
А   может ли тульский оружейник – «косой левша, на щеке пятно родимое, волосы при ученье выдраны» – олицетворять талантливость русского народа, «надежду нации»?

– В разрешении данной проблемы и будет заключаться наш с вами эксперимент.

– Как вы думаете, ребята, какие ключевые эпизоды сказа необходимо проанализировать, чтобы разрешить обозначенную проблему?

(… «Знакомство с главным героем», «Путешествие Левши в Англию», «Возвращение героя на родину», «Трагическая гибель героя»)

– Молодцы! А в качестве инструмента у нас с вами будет выступать…? Что?

(…слово, художественный текст…)

– Молодцы! Конечно же слово: меткое, образное, выразительное слово Н.С.Лескова!

– Наша творческая лаборатория делится на 4 группы. У каждой группы, уважаемые юные учёные, – конкретное задание как часть эксперимента, а я  на правах научного руководителя и консультанта, если вы мне, конечно, доверяете, предлагаю ознакомиться с заданием и приступить к его выполнению.
Желаю удачи!!!

*** Не забудьте назначить руководителя группы, который представит результат эксперимента.

Слайд 8

«Может ли тульский оружейник – «косой левша, на щеке пятно родимое, волосы при ученье выдраны» – олицетворять талантливость русского народа, «надежду нации»?

 

 

 

 

 

Слайд 9

Задание для групп

5.2 Работа в малых группах. Представление результатов эксперимента

– Эксперимент подходит к завершению. Слово – руководителю 1 творческой группы

– Послушаем, к каким выводам пришла 2 творческая группа.

– Слово – творческой группе №3.

– Интересно, к каким результатам и выводам пришла 4 группа? ….

– Молодцы! Уважаемые коллеги, я вас поздравляю с успешным завершением эксперимента!

– Остаётся сделать самый главный вывод по обозначенной проблеме:
может ли тульский оружейник – «косой левша, на щеке пятно родимое, волосы при ученье выдраны» – олицетворять талантливость русского народа, «надежду нации»?

 

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Может ли тульский …

6 Вывод урока

– Абсолютно верно!!! Невзрачный, непривлекательный с виду герой, но с «ЧЕЛОВЕЧКИНОЙ ДУШОЙ»: добрый, бескорыстный, трудолюбивый, талантливый, творческий – безусловно, может олицетворять талантливость русского народа, «надежду нации»!
Именно эти черты – главная составляющая русского национального характера, непреходящие, истинные нравственные ценности!

Поистине, «там, где стоит «Левша», надо читать «русский народ». (Н.С.Лесков)

 

 

Слайд 13

Цитата Лескова о левше = портрет писателя

7 Рефлексия

– Так совпали ли наши выводы и творческий замысел Н.С Лескова?
– Доволен ли он нашей работой? (…)

 
8 Оценка результативности деятельности учащихся на уроке

– И я хочу оценить нашу с вами работу, уважаемые коллеги, как положительную, заслуживающую всяческой похвалы.
Пусть подобная научная работа найдёт продолжение в вашей дальнейшей образовательной деятельности!

 
9 Домашнее задание.

Творческий отчёт  о проделанной во время эксперимента работе вы сможете выполнить в виде:

  1. Иллюстрации к повести «Левша» Н.С.Лескова «Любимый герой или эпизод».
  2. Презентации по теме «Орёл – родина Н.С.Лескова», «Город мастеров», «Заочная экскурсия по музеям народных промыслов» (на выбор)

– Творческих вам успехов! Спасибо за сотрудничество

 

Слайд 14

Домашнее  задание – творческий отчёт