Аннотация
Урок литературы – это, на мой взгляд, всегда больше, чем 45 минут беседы, анализа, обсуждения прочитанного. Это маленький кусочек жизни героев, автора, читателя. «Литературе нужны талантливые читатели», - утверждал С.Я.Маршак. И талант этот в сфере читательской культуры требует постоянного развития, труда, внимания со стороны школьника и педагога. Подумайте, под силу ли такая работа учителю-транслятору? Немирович-Данченко говорил: «Только учитель-артист, то есть художник, имеет право открыть на уроке художественную книгу». Сегодня недостаточно прочитать, объяснить книгу, ею надо увлечь, взбудоражить, дать возможность ученику самовыразиться. Считаю, что театрализация способна научить читать художественное произведение творчески, помочь вслушаться в ритм и музыку слов и фраз, в интонацию и скрытый подтекст диалога, научить наслаждаться вдумчивым медленным чтением… Но все это возможно тогда, когда учитель сумеет пробудить и развить несловесные виды восприятия и мышления через слово.
Что необходимо, чтобы у современного старшеклассника появилось желание прочитать программное произведение? Интерес. Любопытство. Удовольствие от процесса. Осознание радости от достижения конечной цели. Потребность в новых впечатлениях. Опыт моей работы показывает, что создание буктрейлера как материала по анонсированию книги для привлечения внимания к художественному произведению является эффективным средством повышения читательского интереса.
Для педагогов, работающих в старшей школе, такая форма может рассматриваться как интересный опыт взаимодействия в процессе создания творческого продукта, что является не только средством приобщения к чтению и глубокому анализу собственного восприятия, но и мощным толчком саморазвития педагога.
Чтобы этот процесс был интересным, я часто использую фрагменты видеопередач, посвящённых произведению, автору, музыкальные файлы, предметные элементы, важные в художественной канве произведения.
Очень часто словесники испытывают нехватку времени для работы с художественным произведением. Мне в этом случае очень повезло: в школе веду кружки «Любительский театр», «Любительское видеотворчество», это является великолепной возможностью не только восполнить недостаток времени, но и погрузить школьников - читателей в особый мир литературы – яркий, звучащий, живой.
Тема: Смысл споров о сильной, самоотверженной любви (по произведению А.И.Куприна «Гранатовый браслет»)
Цели: раскрыть проблематику и стилевые особенности произведения, углубить представления о роли детали в создании художественного образа, совершенствовать навыки анализа художественного произведения, развивая умение выделять существенные моменты в развитии действия, определять
их роль для раскрытия темы и идеи произведения, делать самостоятельные выводы; формировать у учащихся собственное отношение к событиям и героям рассказа; воспитывать интерес к театральной деятельности, видеотворчеству.
Оборудование: текст рассказа «Гранатовый браслет», иллюстративный материал по теме урока - «Карикатурный альбом Шеиных», выполненный учениками, портрет Бетховена; браслет,ноты; видеофрагмент передачи И.Волгина «Игра в бисер», буктрейлер к произведению – творческая работа одиннадцатиклассников, аудио запись фрагмента «Аппассионаты» Л. ван Бетховена.
Предварительная работа: парты к уроку расставлены в форме лабиринта, на поворотах лабиринта перед учениками лежат ключи-подсказки: браслет, альбом, ноты, письмо Желткова.
Ход урока
1. Организационный этап – чтение эпиграфа
Слайд №1
Человек строит дома, потому что живёт,
а пишет книги, потому что смертен и знает об этом.
2. Мотивация учебной деятельности
Слово учителя, чтение стихотворения на фоне музыки
В 1910 году Куприн написал повесть «Гранатовый браслет». Слайд№2 Позвольте представить, княгиня Вера Николаевна Шеина, – героиня этой повести. Один из осенних дней изменил её жизнь. Прошло время, а память неизменно возвращает её назад.
Она так же живёт не спеша,
Та же дача у моря, обрыв;
И терраса, как каменный сад,
Тонет в тьме виноградной лозы...Она так же живёт не спеша
Много странных, потерянных лет...
Но бывает, шепнёт Ей душа:
"Где гранатовый Твой браслет?"И сорвётся вдруг что-то внутри,
На щеке оставляя след,
И бессмертной сонаты мотив
Звуком страсти зальёт весь свет.Та любовь, что все знает пути,
Прошла мимо. Не стала ждать.
"Я тебя, прежде чем найти,
Так нелепо смогла потерять...
Ты простил?" - тихо шепчет Она.
И ответа с надеждой ждёт
Его голос несёт тишина:
"Да святится имя Твоё..."
- Более ста лет назад написана эта повесть, а она и сегодня поражает читателя глубиной чувств одного из героев, а также вопросом, который не оставляет Веру Николаевну, который задаёт автор.
3. Формулировка темы и целей урока
- Какой же вопрос заставил Куприна взяться за перо? Именно он станет темой нашего урока.
- Что такое любовь, по мнению Куприна? Что понимают под любовью герои повести, которые оказались в её лабиринте, в лабиринте любви.
Слайд №3
Поверьте, это будет интересно, потому что талантливый писатель всегда оставляет ключи для читателя – вот они, у вас на столе: пейзаж, эпиграф, система образов, портрет, предметно-бытовые детали, диалог.
И если вопрос – это тема урока, то ключи Куприна – цели. Сформулируйте их.
4. Работа над темой урока
Сообщение учащегося о творческой истории создания рассказа «Гранатовый браслет»
«Гранатовый браслет» имеет необычную творческую историю. Работа над произведением шла осенью 1910 года в Одессе. В это время Куприн часто бывал в семье одесского врача Л.Я.Майзельса и слушал Вторую сонату Бетховена в исполнении жены врача. Музыкальное произведение настолько захватило Александра Ивановича, что работа над рассказом началась с того, что он записал эпиграф. «L. van Beethoven. 2 Son. (op. 2, № 2). Largo Appassionato». Соната Бетховена «Аппассионата», одно изсамых напряжённых, томительных, страстных созданий человеческого генияв музыке, пробудила Куприна к литературному творчеству. Звуки сонаты соединились в его воображении с историей светлой любви, которой он был свидетелем. 15 октября 1910 года Куприн писал о сюжете рассказа своему другу, критику Ф.Д.Батюшкову: «Это — помнишь — печальная история маленького телеграфного чиновника П.П.Жолтикова, который был так безнадёжно,трогательно и самоотверженно влюблён в жену Любимова (Д.Н. — теперь губернатор в Вильно)».
Слайд №4
Это было у моря, где ажурная пена,
Где встречается редко городской экипаж…
Беседа фронтальная с представлением групповой и индивидуальной исследовательской работы.
«Боже мой! Как у вас здесь хорошо! Как хорошо!»
- Чьи восклицания мы слышим?
С появлением А.Н. меняется течение повествования, оно стало более ритмичным. Какое настроение наполняет начало повести. Откуда это ощущение тревожности, трагедии? Как вы это поняли? (пейзаж)
Слайд №5, 6
- Озвучьте описание осеннего сада, по которому гуляет В.Н.
Красиво, не правда ли? А чем заканчивается вторая глава? В чём вы видите сходство? (холодная красота служит фоном для изображ. красоты В.Н.)
«Какой чудный воздух, представляешь, я поняла, что морская вода во время прибоя пахнет резедой», - щебечет Анна.
- Что отвечает Вера? (Ты фантазёрка).
- Почему она равнодушна к окружающей красоте? Что она любит? (лес)
- Это равнодушие или что-то иное? (желание покоя)
- Теперь и отношение к мужу становится понятнее. Меня интересует сочетание «прежняя страстная любовь» - о чём оно говорит?
Загадочность человеческой души несомненна, каждый из нас – это целый мир, Вселенная, а Куприн умело ведёт нас по этому лабиринту. Наедине с собой мы одни, на людях – порой, совсем другие… Куда идти дальше, чтобы разобраться в характере героев?
Исследовательская работа по тексту
«Пробило пять, стали съезжаться гости…»
Слайд № 7
- Посмотрите на диалог, вас ничего не удивляет? (не знает, кто будет в гостях, это её мало занимает).
- Списка приглашённых В.Н. не составляла, кто возьмётся их представить? Что объединяет собравшихся гостей?
Индивидуальные ответы уч-ся
- Куприн виртуозен в составлении портретных характеристик, чего только стоит Густав Иванович Фрииссе. Посмотрите, вот и ещё одна пара. На чём строятся их отношения?
Истории Аносова – это ещё один ключ к пониманию замысла произведения.
«Люди в наше время разучились любить. Не вижу настоящей любви. Да и в моё время не видел»
Кто даёт такую характеристику обществу, времени?
- Ну как же это так, дедушка? Вы ведь были женаты, значит, любили?
Монолог Аносова читает подготовленный ученик наизусть
- Те истории, которые рассказал Аносов, зачем о них знать Вере? Почему зашёл об этом разговор? Мы узнаём мнение генерала о любви.
Зачем же тогда люди женятся?
- Что вкладывает Аносов в понятие любовь?
Озвучивание фрагмента
Для нее, если она любит, любовь заключает весь смысл жизни — всю вселенную! Но вовсе не она виновата в том, что любовь у людей приняла такие пошлые формы и снизошла просто до какого-то житейского удобства, до маленького развлечения. Виноваты мужчины, в двадцать лет пресыщенные, с цыплячьими телами и заячьими душами, неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию перед любовью. Говорят, что раньше все это бывало. А если и не бывало, то разве не мечтали и не тосковали об этом лучшие умы и души человечества — поэты, романисты, музыканты, художники? Ну скажи же, моя милая, по совести, разве каждая женщина в глубине своего сердца не мечтает о такой любви — единой, всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной? Но ты пойми, о какой любви я говорю. Любовь бескорыстная , самоотверженная, не ждущая награды. Та, про которую сказано сильна как смерть. Та, для которой совершить подвиг, отдать жизнь – не труд, а одна радость. Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться.
- Какова роль этого персонажа в повести Куприна? Вы заметили, как подробно он обрисован? (выражает взгляды автора)
- Тёплый и тихий вечер прерывают взрывы смеха в столовой, кто-то может объяснить почему?
Презентация карикатурного альбома Шеиных - групповая работа
«Господа, кто хочет чаю?» - учитель прерывает ответ вопросом:
- Почему В.Н. прерывает своего мужа? (получен браслет и письмо)-
- Это наше первое знакомство с Желтковым.
(5 глава – подарок)
- Каким вы его увидели? Что есть любовь для него?
- А что говорит об этой любви Шеин?
- Что ещё ставит Ж. в контраст с остальными? Предметно-бытовые детали – в нашем случае браслет – это важный ключ к произведению (учитель демонстрирует браслет) Слайд № 8
- Вы задумывались: 7 лет он был влюблён. 7 лет посылал письма. Так почему же именно браслет так взволновал В.Н.?
- Когда мы знакомимся с Желтковым достаточно тесно? Какие детали обращают на себя особое внимание? (где живёт, поведение во время разговора)
- В какой из моментов встречи мы видим, что он преображается? (вы хотели обратиться к власти?)
Слайд № 9
«Князь, сейчас настала самая тяжёлая минута в моей жизни. Вы выслушаете меня? В продолжение нескольких секунд Ж. ловил ртом воздух и вдруг покатился как с обрыва, губы у него были белыми и не шевелились»
Монолог Желткова читает подготовленный ученик
- Что подталкивает героя к роковому самоубийству? (спор или разгов по телефону)
- Почему смерть не страшит героя? (любовь сильнее смерти).
- В каких произведениях Куприна мы видим подтверждение этому?
- Что считает любовью Куприн?
- В чем ещё Куприн позволяет увидеть нам чувства героя?
Слайд № 10
Письмо Желткова на фоне музыки читает подготовленный ученик
- Получается, что неразделённая, безответная любовь – это трагедия. В жизни кого из известных людей было это чувство?
(Тургенев сказал о ней так: «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью, держится и движется жизнь»)
Слово учителя
«Никакие жизненные удобства не должны её касаться». Любовь Желткова полностью соответствует этим требованиям. Его любовь нельзя было опорочить, запятнать, потому что она была слишком далека от реальной жизни.
- Он был счастлив всё это время? (это было единственное сокровище в этой жизни)
Что заметила Вера, прийдя к Желткову прощаться?
Слайд№ 11
(«Глубокая важность была в его закрытых глазах, и губы улыбались блаженно и безмятежно, как будто бы он перед расставаньем с жизнью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившую всю человеческую его жизнь. Она вспомнила, что то же самое умиротворенное выражение она видела на масках великих страдальцев — Пушкина и Наполеона.»)
Любовь преображает мелкого чиновника. Возвышает его до уровня гениев-страдальцев
- Что происходит с браслетом потом? Почему он оказывается возле иконы? Чем он стал? Символом чего?
Высказывания учащихся
Ребята, у вас есть оппонент. Человек взрослый. Писатель. Публицист.
Видеофрагмент передачи И.Волгина «Игра в бисер», телеканал «Культура» 4.10. мин. критик, профессор Константин Ковалёв-Случевский.
- Что не берёт критик во внимание? Чего, по вашему мнению, он не понял?
А ведь Вера, которую он так жалеет, и не обвиняет Желткова, её заботит совсем другой вопрос! Какой?
Как она понимает, что Ж. её простил?
(Музыка – это последний ключ)
Чтение под музыку
- Настоящая возвышенная любовь способна отпустить, и Куприн нам показал, что Ж. смог возвыситься до этой любви и отпустить Веру.
- Получилось ли это у героя?
5. Подведение итогов урока. Рефлексия
- До сих пор произведение рождает споры, волнует читателя, и мы вновь и вновь обращаемся к жизни купринских героев, которые оказались в Лабиринте Любви.
Талантливый писатель всегда оставляет ключи на страницах своего произведения, но он знает, что талантливый читатель имеет право найти свой выход.
Очень приятно, что классика сегодня оказывается не менее популярной – именно об этом говорит обилие творческих работ, посвящённых классике, в жанре буктрейлера. Буктрейлер – это видеоролик, визуализирующий запоминающиеся моменты худ. произведения, мини-экранизация книги.
Демонстрация творческого проекта учащихся класса
- Подумайте, к кому из героев вы хотели бы обратиться?
- Ответьте на проблемный вопрос: «Что это было? Любовь или сумасшествие? Дар или проклятие?».
«Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность, но в любви», - так писал Куприн в одном из своих писем Ф.Батюшкову.
(В конце урока, на перемене демонстрируется видеоряд из фильма «Гранатовый браслет», 1965 г. - режиссёр Роом Абрам, звучит романс на слова Л.Квинт в исполнении М.Аверина)