Конспект урока по теме: "Очерк жизни и творчества И.А. Бунина"

Разделы: Литература


Тип урока: формирование новых знаний.

Форма урока: урок-экскурсия.

Материально-дидактическое оснащение урока: газета по творчеству писателя, музыка Бетховена, карточки-задания.

Цели и задачи урока. Познакомить учащихся с основными этапами жизненного и творческого пути И.А.Бунина, ввести в художественный мир поэта. Развивать навыки публичного выступления и аналитического слушания учебного материала; развивать культуру речи, память, мышление, творческие способности. Формировать интерес к самостоятельному чтению произведений писателя, на примере жизни И.А.Бунина воспитывать чувство патриотизма.

ХОД УРОКА

1. Слово учителя

Сегодня у нас урок по теме “Очерк жизни и творчества Ивана Алексеевича Бунина”. Урок-экскурсия. Экскурсия, как вы помните, коллективная поездка куда-нибудь, посещение чего-нибудь с образовательной, познавательной целью. Экскурсия предполагает наше присутствие в том месте, о котором идет речь, но поскольку вы творческие личности, имеющие прекрасное воображение, то вы не будете испытывать никаких затруднений, мысленно путешествуя по жизненному пути писателя вместе с теми учащимися, которые сегодня будут нашими экскурсоводами. В тетрадях запишите тему урока и эпиграф:

Позабыв про горе и страданья,
Верю я, что кроме суеты,
На земле есть мир очарованья,
Чудный мир любви и красоты.

Иван Алексеевич Бунин – одно из самых ярких имен русской литературы. Прекрасный язык, образность, точность, ритмичность прозы, сила воображения, выразительная живописность, тонкий психологизм – лишь некоторые черты его творчества, уходящего корнями в русскую классику. Готовясь дома к уроку, читая стихи Бунина, я думаю, вы обратили внимание на музыкальность его произведений. И как мне кажется, стихи Бунина очень созвучны музыке Л. Бетховена. Поэтому давайте начнем экскурсию с прослушивания отрывка из “Лунной сонаты”. (Звучит музыка Бетховена). Теперь переходим к прослушиванию рассказов учащихся о жизненном и творческом пути писателя. У вас на столах карточки-задания, которые вы должны выполнить в конце урока, поэтому слушайте внимательно, ведите записи в тетрадях.

2. Сообщения учащихся

1 учащийся. На русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем есть скромная могила. Крест белого камня, небольшой цветничок. На надгробии начертано имя-Иван Алексеевич Бунин. “Вещи и дела, аще не написании бывают, тьмою покрываются и гробу беспамятства предаются, написании же яко одушевленные…”. Духовная жизнь возвысила писателя над хаосом проходящей жизни и обессмертила имя его.

Да, печалью отмечен трудный путь! Хотя, казалось бы, судьба была к нему благосклонна: был всемирно известным, прославленным писателем. “Трудный путь” – удел всех великих творцов. Попробуем понять, от каких истоков и к каким высотам шёл художник…

22 октября 1870 года на Дворянской улице в Воронеже родился мальчик, которого нарекли хорошим русским именем Иван. Его мама, Людмила Александровна Бунина, в девичестве Чубарова, позже рассказывала, что “Ваня с самого рождения отличался от остальных детей”. Уже в его младенчестве она знала, что он будет особенным, ибо “ни у кого нет такой тонкой души, как у него”. Деды и прадеды будущего писателя были родовитыми и богатыми помещиками, владевшими большими землями в Орловской и Воронежской губерниях. Но к тому времени, когда родился Иван, материальное состояние семьи сильно пошатнулось. Его отец, Алексей Николаевич, участник Крымской войны, человек порывистый и беспечный, вёл бурную жизнь кутилы и игрока. Мать была беззаветно предана семье, детям, которых у неё было 9. Тёплую атмосферу в доме создавала она, женщина нежная и душевно тонкая. Из её уст слышал он сказки и стихи русских поэтов, она играла для сына на фортепьяно. Мальчик читал скопленные десятилетиями, с пушкинских ещё времён, книги из богатой домашней библиотеки. “Мать и дворовые любили рассказывать, – от них я много наслушался и песен, и рассказов… Им же я обязан первыми познаниями в нашем богатейшем языке…” Свои детские и юношеские годы будущий писатель и поэт провёл на хуторе Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии. “Тут, – писал он, в глубочайшей полевой тишине, среди богатейшей по чернозему и беднейшей по виду природы, летом среди хлебов, подступавших к самым нашим порогам, а зимой среди сугробов, и прошло все мое детство, полное поэзии печальной и своеобразной”.

Бунин родился поздней осенью, и это время года навсегда осталось его самой любимой темой. (Учащийся читает стихотворение “Не видно птиц, Покорно чахнет…”).

2 учащийся. Уже тогда с редкой силой восприятия он чувствовал “божественное великолепие мира”. “Я всегда мир воспринимал через запахи, краски, свет, ветер, вино, еду – и как остро, Боже мой, до чего остро, даже больно”.

На одиннадцатом году Бунина определяют в Елецкую гимназию. “Гимназия и жизнь в Ельце оставили мне впечатления далеко не радостные…” – вспоминал он. После 4 класса он занимался дома под руководством старшего брата Юлия. Единственное, что вынес из гимназии Ваня Бунин, – это собственные стихи о природе, о поэтическом состоянии души, о вере во все светлое и прекрасное:

Позабыв про горе и страданья,
Верю я, что, кроме суеты,
На земле есть мир очарованья,
Чудный мир любви и красоты.

“Ни лицейских садов, ни царскосельских озер и лебедей, ничего этого мне, потомку “промотавшихся отцов”, в удел уже не досталось”,- сознавал Бунин. Бедность заставила его девятнадцатилетним юношей покинуть родовое гнездо “с одним крестом на груди”. Из имения Озерки Елецкого уезда Бунин вышел в мир уже с жизненным багажом – знанием народного и мелкопоместного быта, деревенской интеллигенции, с очень тонким чувством природы, с сердцем, открытым для любви. С 1889 года Бунин начинает сотрудничать в газете “Орловский вестник”. Вскоре выходит небольшой сборник стихов, по его оценке, “чисто юношеских, не в меру интимных”. Началом серьезной литературной работы Бунин считал 1893 год, когда в журнале “Русское богатство” появляется его рассказ из сельской жизни – “Танька”. Он приносит Бунину известность в литературных кругах Петербурга. “То, что я стал писателем, вышло как-то само собой, определилось так рано и незаметно, как это бывает только у тех, кому что-то на роду написано”, – вспоминал он в 1927 году.

3 учащийся. В 20 лет к нему пришла любовь. Глубоко, без остатка захватило его чувство к Варваре Пащенко. Эту загадочную страсть трудно объяснить житейской неопытностью да сердечной непорочностью юноши-поэта, натура молодой женщины была черствой и расчетливой, и кажется, она не была привлекательна даже внешне. Любовь слепа. Отец девушки весьма состоятельный и практичный человек, врач, был против брака с Иваном Алексеевичем, считая его “не парой дочери”. Варвару, как и ее родителей, отпугивала бедность Бунина. Она отвергла предложение Бунина обвенчаться тайно, но жила с ним как жена почти 5 лет. А в это время тайно встречалась с молодым и богатым помещиком Арсением Бибиковым, за которого потом и вышла замуж. Юношеская любовь Бунина оказалась невечной. Но стремление к любви сохраняет свое очарование. Этот мотив многообразно воплощен в его поэзии. (Учащийся читает стихотворение “Мы рядом шли, но на меня…”).

В 1898 году Бунин отправляется в Одессу. Здесь он сблизился с кружком южнорусских художников, появилось много знакомых. В том же году он внезапно и быстро, всего после нескольких дней знакомства, женился на Анне Николаевне Цакни, дочери издателя и редактора газеты “Южное обозрение”. Брак оказался недолговечным. Разрыв произошел по настоянию жены. По всей видимости, эта вторая печальная история не менее потрясла Бунина. “Ты не поверишь, – писал он Юлию в конце 1899 года, – если бы не слабая надежда на что-то, рука бы не дрогнула убить себя.… Как я люблю ее, тебе не представить…”

Уже после разрыва, в 1900 году, у Бунина родился сын, которого назвали Николаем. К сыну Бунин был очень привязан, но видеть его мог не часто… Этот очаровательный ребенок в пятилетнем возрасте умер от менингита. Больше детей у Бунина не было. Он чувствовал, что не создан для семейного очага и что должен идти своим путем, который не принесет денег и славы, но даст возможность “оставить по себе чекан души своей и обозреть красоту мира”.

4 учащийся. Бунина-прозаика по настоящему заметили после “Антоновских яблок”, с которых и начинается его классическая проза. А в начале 1901 года вышел сборник стихов “Листопад”, вызвавший многочисленные отзывы критики. А.И.Куприн писал о “редкой художественной тонкости” в передаче настроения. А.А.Блок признал за Буниным право на “одно из главных мест” среди современной русской поэзии. “Листопад” и перевод “Песни о Гайавате” Г.Лонгфелло были отмечены Пушкинской премией Российской академии наук (19 октября 1903 года). Он трижды удостаивался высшей литературной награды, а в 1909 году был избран почетным членом академии. “Когда я буду писать отзыв о Вашей книге стихов, я…буду сравнивать Вас с Левитаном, которого тоже горячо люблю, которым наслаждаюсь всегда…Чего желал бы я …Вашему перу – твердости! Т.е. – бодрого духа, радости душевной. Засиять бы Вам однажды, в стихах, улыбнуться бы весело людям”, – писал М.Горький о “Листопаде”.

Прикосновение к богатствам природы воодушевляет героя лирических произведений Бунина. Более того, природа становится источником его мужания, его мудрости. (Учащийся читает стихотворение “Еще и холоден и сыр…”).

5 учащийся. С необычайной остротой воспринимает Бунин и торжество жизни, ее красоту, и краткость человеческого существования. “Свет незакатный”- так он озаглавит одно из самых проникновенных своих стихотворений. (Учащийся читает стихотворение “Свет незакатный”).

Бунин был натурой страстной, любил жизнь, тех, кто творит добро и красоту, ненавидел смерть, тлен, войны, болезни, социальную несправедливость, насилие, жестокость – все, что мешает человеку жить, что нарушает гармонию человека и мира:

Ищу я в этом мире сочетанья
Прекрасного и вечного…

Фольклор, русская сказка, история, бедствующая под соломенными крышами деревня- все входило в душу поэта, все отзывалось в ней. Еще двадцатилетним юношей он резко и мужественно сказал о родной стране – нищей, голодной, любимой. (Учащийся читает стихотворение “Родина”).

Чувство родины, языка, истории у него было огромно. Образ России складывался в стихах исподволь, незаметно. Он был подготовлен уже пейзажной лирикой. (Учащийся читает стихотворение “Шире, грудь, распахнись для принятия…”).

6 учащийся. Размышляя о современном языке, литературе, Бунин в 1913 году писал: “...испорчен русский язык..., утеряно чувство к ритму и органическим особенностям русской прозаической речи, опошлен или доведен до полнейшей легкости … стих”.

В январе 1915 года, когда Европу заливала кровь Первой мировой войны, он выразил один из своих заветов в простых и благородных строках. (Учащийся читает стихотворение “Слово”).

Важным событием в жизни Бунина была встреча в 1907 году с “тихой барышней с леонардовскими глазами из старинной дворянской семьи” – Верой Николаевной Муромцевой. Она окончила естественное отделение Высших женских курсов, владела иностранными языками, увлекалась литературой, искусством. Вера Николаевна сумела создать атмосферу любви, заботы, внимания, скромного самоотвержения, в которой так хорошо жилось и спокойно работалось Бунину. Тридцатисемилетний Бунин, наконец, обрел семейное счастье.

Писатель, тяготевший к старой дворянской культуре, к ее традициям, помимо свой воли оказался втянутым в круговорот бурных исторических событий. Войну 1914 года он принял как “беспримерную катастрофу”, болезненно воспринимал человеческие страдания, бесчисленные и бессмысленные смерти. Октябрьской революции 1917 года Бунин не принял. “В мире тогда уже произошло нечто невообразимое: брошена была на произвол судьбы – и не когда-нибудь, а во время величайшей мировой войны – величайшая на земле страна,…где вдруг оборвалась громадная, веками налаженная жизнь и воцарилось какое-то недоуменное существование, беспричинная праздность и противоестественная свобода от всего, чем живо человеческое общество”, – писал позже писатель. Бунин говорил, что он не может жить в новом мире, что он принадлежит к старому миру Гончарова, Толстого, Москвы, Петербурга, что новая поэзия только там, “а в новом мире он не улавливает ее”. Писатель скорбит о России, “погибшей на наших глазах в такой волшебно краткий срок…”. (Учащийся читает отрывок из стихотворения “Темень. Холод. Предрассветный…).

7 учащийся. Весной 1918 года вместе с женой Бунин уехал из Москвы на юг России. “Подумать только, – возмущался он в Одессе, – надо еще объяснять то одному, то другому, почему именно не пойду служить в какой-нибудь Пролеткульт! Надо еще доказывать, что нельзя сидеть рядом с чрезвычайкой, где чуть не каждый час кому-нибудь проламывают голову, и просвещать насчет “последних достижений в инструментовке стиха…”. В январе 1918 года еще в Москве Бунин начинает вести дневник, продолжает его в Одессе; из дневниковых записей и родилась книга “Окаянные дни”, опубликованная в 20-е годы уже в эмиграции.

Разруха в стране, смена власти на местах, кровопролитие, налеты анархических банд, неопределенность будущего и массовый отъезд интеллигенции за пределы России болью легли на сердце писателя. Неудивительно, что Бунин, как писала Вера Николаевна, был “раздавлен событиями”.

“ Я не хочу стать эмигрантом. Для меня в этом много унизительного. Я слишком русский, чтобы бежать со своей земли”, – писал Бунин. Решение покинуть Россию приходило нелегко. Все медлил и медлил Иван Алексеевич. Но “ ...убедившись, что наше дальнейшее сопротивление грозит нам лишь бесплодной, бессмысленной гибелью, ушли на чужбину”. В начале февраля 1920 года на французском пароходе “Спарта” вместе с женой он покинул красную Одессу. Итак, Бунин – добровольный изгнанник: Константинополь, София, Белград. С марта 1920 года – Париж. Несмотря на то, что Бунина во Франции почитали, хвалили, у него однажды вырвались горькие слова: “Как обидно умирать, когда все, что душа несла, выполняла, никем не понято и не оценено по-настоящему!” (Учащийся читает стихотворение “У птицы есть гнездо, у зверя есть нора...”).

8 учащийся. Память о Родине всю жизнь питала его творчество. В Грасе, небольшом городке под Парижем, где жили Бунины долгие годы, были написаны его наиболее значительные произведения. Среди них роман “Жизнь Арсеньева”, за который ему была присуждена Нобелевская премия. В официальном сообщении говорилось: “ Решением Шведской академии от 9 ноября 1933 года Нобелевская премия присуждена Ивану Бунину за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типичный русский характер”. Константин Паустовский сказал о романе, что он представляет новый жанр в мировой литературе, где поэзия и проза слились воедино. Но сколько грусти в записях Бунина об этих днях: “ ... все новые и новые приветственные телеграммы чуть не из всех стран мира, – отовсюду, кроме России”.

“Талант талантом, а все-таки “всякая сосна своему бору шумит”. А где мой бор? С кем и кому мне шуметь?” – с горечью говорил он. Как вспоминает его жена, больше всего Ивану Алексеевичу хотелось увидеть Родину, чудом вернуть прежнюю, православную Россию. (Учащийся читает стихотворение “В лесу, в горе, родник, живой и звонкий…”).

“Все мы Россию, наше русское естество унесли с собою, и где бы мы ни были, она в нас, в наших мыслях и чувствах”, – писал Бунин. Чувство Родины особенно сильно проявилось во время войны с гитлеровской Германией. Он не отходил от радио, чтобы узнать правду о продвижении советских войск, а потом записывал услышанное в дневнике. Когда немцы оккупировали Францию, материальное благополучие Буниных, и без того относительное, рухнуло. Скромные накопления обесценились, превратились в прах. Почти невероятно, что в этих условиях создавалась одна из лучших книг о Любви! “Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена”, – вот главное, что хотел донести до читателей автор “Темных аллей”. Передавая “Темные аллеи” для публикации в США, Бунин сказал: “Это книга о любви с некоторыми смелыми местами. В общем, она говорит о трагическом и о многом нежном и прекрасном. Думаю, что это самое лучшее и самое оригинальное из того, что я написал в жизни!”…В полном объеме книга Бунина “Темные аллеи” вышла в Париже в 1946 году.

9 учащийся. С 1947 года Бунина не оставляли болезни, и вместе с болезнями и полной невозможностью работать материальные его дела пришли в окончательный упадок. Семья впала в большую нужду. “Все проходит, все не вечно!” – за этими словами – попытка Бунина сохранить мужество. Но ничто не могло заставить его отказаться от мысли о России. Она была в его сердце. “Разве можем мы забыть Родину? Может человек забыть Родину? Она – в душе. Я очень русский человек. Это с годами не пропадает”. В письмах и дневниках Бунин говорит о своем желании возвратиться в Москву. Но в старости и болезнях решиться на такой шаг непросто. Не было уверенности, сбудутся ли надежды на спокойную жизнь и на издание его книг. (Учащийся читает стихотворение “Ту звезду, что качалася в темной воде…”).

В два часа ночи с седьмого на восьмое ноября 1953 года Иван Алексеевич Бунин тихо скончался. От жизни человеческой, от веков, поколений остается на земле высокое, доброе и прекрасное. Только это. Так и от жизни Бунина осталось его высокое, доброе и прекрасное искусство, которое влилось в великую русскую литературу. И останется с нами навсегда! (Учащийся читает стихотворение “И цветы, и шмели, и трава, и колосья…”).

3. Слово учителя

Определяя свое творческое кредо, Бунин писал: “Я не касался в своих произведениях политической и общественной злободневности, я не принадлежал ни к одной литературной школе, не называл себя ни декадентом, ни романтиком… Меня занимали вопросы психологические, религиозные, исторические”.

Совершив прекрасное путешествие по жизненному пути И.А.Бунина, насладившись прекрасными стихами, теперь приступайте к выполнению проверочной работы.

4. Выполнение учащимися проверочной работы

Проверочная работа к уроку
“Очерк жизни и творчества И.А.Бунина”

1 вариант

2 вариант

1. В каком городе родился И.А.Бунин?
2. Какое время года навсегда осталось самой любимой порой И.Бунина?
3. Какой рассказ из сельской жизни, созданный в 1893 году, Бунин считал началом серьезной литературной работы?
4. Какой сборник стихов Бунина, опубликованный в 1901 году, вызвал многочисленные отзывы критики, а А.А. Блок признал за автором право на “одно из главных мест” среди современной русской поэзии?
5. С какой “тихой барышней с леонардовскими глазами из старинной дворянской семьи” тридцатисемилетний Бунин обрел семейное счастье?
6. За какое произведение И.А.Бунин получил в 1933 году Нобелевскую премию?
7. О какой своей книге И.Бунин сказал: “Это книга о любви с некоторыми смелыми местами. В общем, она говорит о трагическом и о многом нежном и прекрасном…”?
1. Назовите годы жизни И.А.Бунина.
2. Где провел детские и юношеские годы будущий писатель?
3. В какой газете начал работать Бунин с 1889 года?
4. Как звали молодую женщину, которую глубоко и страстно полюбил Бунин в 20 лет?
5. Какой высшей литературной награды трижды удостаивался И.А.Бунин?
6. Во время каких трагических событий И.Бунин выразил один из своих заветов в простых и благородных строках:

И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.

7. В какой стране с 1920 года находился И.Бунин в эмиграции?

5. Домашнее задание: Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения И.А.Бунина (по выбору).