Словно зеркало русской стихии, Отстояв назначенье свое, Отразил он всю душу России! И погиб, отражая ее. |
Н. Рубцов |
Цель: выяснить, почему мы вновь и вновь обращаемся к А.С. Пушкину, что в имени великого поэта привлекает наших современников.
Ход урока
Учитель: На протяжении нескольких уроков мы изучали жизнь и творчество Пушкина. Жизнь великого поэта прошла перед нами (открытки, стенды). Сегодня мы должны выяснить: почему мы вновь и вновь обращаемся к Пушкину. Что в имени великого поэта привлекает наших современников?
Прослушивание грамзаписи.
– Лермонтов был первым из русских поэтов, кто отозвался на смерть А.С. Пушкина, написав стихотворение “Смерть поэта”. А что вы знаете о гибели Пушкина? Назовите цепь трагических событий, повлекших его смерть.
- 1 января 1834 г. – камер-юнкер.
- Прошение об отставке и отказ (июнь 1834 г).
- Двойная цензура (царская и жандармская, но пишет много).
- Семейные заботы.
- Столкновение с Дантесом.
- Оскорбительное анонимное письмо.
- Равнодушие и любопытство света.
- Дуэль 27 января (8 февраля) 1837.
- Смертельная рана.
- Тайные похороны.
– Какие можно сделать выводы? Кто виновен в смерти поэта?
Прежде всего век – “век вертопрахов и кокеток” (Л. Жданова), царь, который ничего не сделал, чтобы погасить своим словом клевету вокруг поэта и его жены, друзья, которые (за некоторым исключением) с равнодушным любопытством взирали на развивающуюся трагедию и только потом были потрясены случившимся.
Гибель Пушкина – потрясшее всю Россию злодеяние только после смерти произошло понимание, кого потеряла Россия.
Пушкин знал о своем всеобщем признании (стихотворение “Памятник”): “Слух обо мне пройдет по всей Руси великой…” И знал, какой ценой купил он право на бессмертие:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
В России нет поэта, слава которого была бы громче пушкинской. Отражения Пушкина в нынешнем времени можно увидеть в книгах и стихах, прямо посвященных поэту.
Выставка из книг.
Давайте дадим слово поэтам ХХ века и подумаем, что волнует каждого из них в творчестве и личности Пушкина? Само имя “Пушкин” - это целая тема. Неслучайно, что многие стихотворения так и называются “Пушкин”, “Пушкину”, “Дни Пушкина”, “О Пушкине” и т.д. (“России первая любовь”), хотя у некоторых и нет названия, но тему определяем сразу же – это о Пушкине.
Анализ стихотворения А. Ахматовой “Смуглый отрок бродил по аллеям…”
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы леем
Еле слышный шелест шагов.Иглы сосен густо и гулко
Устилают низкие пни…
Здесь лежала его треуголка
И растрепанный том Парни.24 сентября 1911 год
Царское Село
А. Ахматова
Чтение стихотворения учителем.
1) Как вы догадались, что это стихотворение о Пушкине?
“Смуглый отрок” (что-то от истории “Смуглый африканец”, “Отрок” - юный, исконно русское слово)
2) Каким мы видим Пушкина? Какие слова и выражения это подтверждают?
“Смуглый отрок”
“Шелест шагов” - легкость.
“Треуголка” - деталь лицейского костюма.
3) А показан ли внутренний мир юного поэта?
“Растрепанный том Парни” – Почему “растрепанный”? – много читали. Кто такой Парни?
Парни – эпикуреец – легкость – внутренний мир Пушкина – Пушкин сохранил жизнерадостность, был человеком, легким, оптимистичным, веселым, несмотря на трудность жизни.
Эпикуреец – учение древнегреческого философа Эпикура, считавшего удовлетворение жизненных потребностей основой счастья.
Эпикуреец – человек, любящий жизненные удовольствия.
4) Какие элементы этого стихотворения говорят о высокой художественной форме? Как оно звучит?
(особенности фонетики)
(преобладание [л]. Почему? – плавность, гармония – созвучен Пушкину. Аллитерация.
5) Какое чувство, настроение вызывает этот текст? Нам хорошо? Нам приятно прикасаться к Пушкину?
(Чувство гармонии, соответствия)
6) Что говорится об отношении потомков к Пушкину?
“Столетие лелеем” (иск. рус.) – бережное отношение.
1911 г. – дата написания.
1817 г. – поступление Пушкина в лицей.
Дадим слово другому поэту, который, как и А. Ахматова является представителем поэзии “серебряного века”.
И. Северянин “Пушкин” (см. Приложение 1)
Как вы поняли это стихотворение? Чем оно привлекло? Что в имени Пушкина для И. Северянина.
(Это стихотворение говорит о бессмертии Пушкина: “его мгновение прекрасней века моего”)
М. Цветаева “Нет, бил барабан…” (см. Приложение 3)
Какое чувство вызывает это стихотворение? Почему?
(Стихотворение полно гнева и горечи.) С поэтом расправились и после смерти.
С. Есенин “Пушкину” Мечтая о могучем даре Блондинистый, почти белесый, Но эти милые забавы А я стою, как пред причастием, Но обреченный на гоненье, (1924) |
– О чем мечтает поэт Есенин? Что волнует его в имени Пушкина?
“Мечтая о могучем даре”
“Я умер бы сейчас от счастья,
Сподобленный такой судьбе”.
А. Дементьев “А мне приснился сон” (см. Приложение 4)
С чем не может смириться поэт в этом стихотворении? Кто такой С.Соболевский? Данзас? – (3 версии)
Очень много тверских поэтов обращается к Пушкину. Между Пушкиным и Тверью существует тесная связь.
М. Суворов “За все в ответе” (см. Приложение 2)
О чем это стихотворение? О чем заставляет задуматься?
“За все на Руси отвечает… Поэт”
Как можно понять эти строки?
Пушкин никогда не уходил из литературы, всегда оставался ее Солнцем, мерилом ее красоты. К совершенству Пушкина стремились и стремятся многие поэты. А может быть их стремления напрасны?
Глеб Горбовский “Быть после Пушкина поэтом?” (см. Приложение 2)
Сноб* - человек, считающий себя носителем высшей интеллектуальности и изысканных вкусов (недобрый)
А вы как считаете?
Анатолий Передреев “Дни Пушкина” (см. Приложение 1)
Почему стихотворение так называется? О чем оно заставляет задуматься? Каким названо имя Пушкина? Почему?
Очень хотелось бы, чтобы имя Пушкина не упоминалось всуе. Это светлое имя. В наше время, в наш век мы “томимы духовною жаждою”. В бездуховное время России мы должны всегда обращаться к самому духовному имени – Пушкин.
Итак. Что увидел в Пушкине каждый поэт? Что в имени Пушкина для каждого из нас? Попробуйте подобрать эпитеты, которые могут быть отнесены к имени Пушкина.
(Духовное, светлое, доброе, мудрое, пророческое и т.д.)
В тетради.
Итог урока
Пушкин приходил к нам с детства, а мы приходили к Пушкину, став значительно взрослее. В судьбе и поэзии Пушкина современных читателей прежде всего поражает неиссякаемость света, веры в добрые начала человека. В начале урока мы говорили о смерти поэта, о смерти физической, но величие его в том, что “его нам мертвым не представить себе”. Душа поэта живет в слове.
Эпиграф Н. Рубцов (см. Приложение 3).
Домашнее задание
Проанализировать стихотворение, которое учили, и выразить свое отношение к Пушкину и этому стихотворению. Моцарт “ Реквием” (7 часть). Ученик читает стихотворение О. Ситновой.
Зима на Черной речке. Все бело.
Давно следы дуэли замело.
Но каждый год всегда об эту пору
Январские морозы с вьюгой спорят.
Идет февраль предтечею стихий.
И, как капель, потеря кровоточит.
Поэта светоносные стихи
Живут, соединяя дни и ночи.