Конспект урока литературы в 9-м классе "Что в имени тебе моем?" (Современные поэты о Пушкине)

Разделы: Литература


Словно зеркало русской стихии,
Отстояв назначенье свое,
Отразил он всю душу России!
И погиб, отражая ее.

Н. Рубцов

Цель: выяснить, почему мы вновь и вновь обращаемся к А.С. Пушкину, что в имени великого поэта привлекает наших современников.

Ход урока

Учитель: На протяжении нескольких уроков мы изучали жизнь и творчество Пушкина. Жизнь великого поэта прошла перед нами (открытки, стенды). Сегодня мы должны выяснить: почему мы вновь и вновь обращаемся к Пушкину. Что в имени великого поэта привлекает наших современников?

Прослушивание грамзаписи.

– Лермонтов был первым из русских поэтов, кто отозвался на смерть А.С. Пушкина, написав стихотворение “Смерть поэта”. А что вы знаете о гибели Пушкина? Назовите цепь трагических событий, повлекших его смерть.

  • 1 января 1834 г. – камер-юнкер.
  • Прошение об отставке и отказ (июнь 1834 г).
  • Двойная цензура (царская и жандармская, но пишет много).
  • Семейные заботы.
  • Столкновение с Дантесом.
  • Оскорбительное анонимное письмо.
  • Равнодушие и любопытство света.
  • Дуэль 27 января (8 февраля) 1837.
  • Смертельная рана.
  • Тайные похороны.

– Какие можно сделать выводы? Кто виновен в смерти поэта?

Прежде всего век – “век вертопрахов и кокеток” (Л. Жданова), царь, который ничего не сделал, чтобы погасить своим словом клевету вокруг поэта и его жены, друзья, которые (за некоторым исключением) с равнодушным любопытством взирали на развивающуюся трагедию и только потом были потрясены случившимся.

Гибель Пушкина – потрясшее всю Россию злодеяние только после смерти произошло понимание, кого потеряла Россия.

Пушкин знал о своем всеобщем признании (стихотворение “Памятник”): “Слух обо мне пройдет по всей Руси великой…” И знал, какой ценой купил он право на бессмертие:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

В России нет поэта, слава которого была бы громче пушкинской. Отражения Пушкина в нынешнем времени можно увидеть в книгах и стихах, прямо посвященных поэту.

Выставка из книг.

Давайте дадим слово поэтам ХХ века и подумаем, что волнует каждого из них в творчестве и личности Пушкина? Само имя “Пушкин” - это целая тема. Неслучайно, что многие стихотворения так и называются “Пушкин”, “Пушкину”, “Дни Пушкина”, “О Пушкине” и т.д. (“России первая любовь”), хотя у некоторых и нет названия, но тему определяем сразу же – это о Пушкине.

Анализ стихотворения А. Ахматовой “Смуглый отрок бродил по аллеям…”

Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы леем
Еле слышный шелест шагов.

Иглы сосен густо и гулко
Устилают низкие пни…
Здесь лежала его треуголка
И растрепанный том Парни.

24 сентября 1911 год
Царское Село
А. Ахматова

Чтение стихотворения учителем.

1) Как вы догадались, что это стихотворение о Пушкине?

“Смуглый отрок” (что-то от истории “Смуглый африканец”, “Отрок” - юный, исконно русское слово)

2) Каким мы видим Пушкина? Какие слова и выражения это подтверждают?

“Смуглый отрок”

“Шелест шагов” - легкость.

“Треуголка” - деталь лицейского костюма.

3) А показан ли внутренний мир юного поэта?

“Растрепанный том Парни” – Почему “растрепанный”? – много читали. Кто такой Парни?

Парни – эпикуреец – легкость – внутренний мир Пушкина – Пушкин сохранил жизнерадостность, был человеком, легким, оптимистичным, веселым, несмотря на трудность жизни.

Эпикуреец – учение древнегреческого философа Эпикура, считавшего удовлетворение жизненных потребностей основой счастья.

Эпикуреец – человек, любящий жизненные удовольствия.

4) Какие элементы этого стихотворения говорят о высокой художественной форме? Как оно звучит?

(особенности фонетики)

(преобладание [л]. Почему? – плавность, гармония – созвучен Пушкину. Аллитерация.

5) Какое чувство, настроение вызывает этот текст? Нам хорошо? Нам приятно прикасаться к Пушкину?

(Чувство гармонии, соответствия)

6) Что говорится об отношении потомков к Пушкину?

“Столетие лелеем” (иск. рус.) – бережное отношение.

1911 г. – дата написания.

1817 г. – поступление Пушкина в лицей.

Дадим слово другому поэту, который, как и А. Ахматова является представителем поэзии “серебряного века”.

И. Северянин “Пушкин” (см. Приложение 1)

Как вы поняли это стихотворение? Чем оно привлекло? Что в имени Пушкина для И. Северянина.

(Это стихотворение говорит о бессмертии Пушкина: “его мгновение прекрасней века моего”)

М. Цветаева “Нет, бил барабан…” (см. Приложение 3)

Какое чувство вызывает это стихотворение? Почему?

(Стихотворение полно гнева и горечи.) С поэтом расправились и после смерти.

 

С. Есенин “Пушкину”

Мечтая о могучем даре
Того, кто русский стал судьбой,
Стою я на Тверском бульваре,
Стою и говорю с собой.

Блондинистый, почти белесый,
В легендах ставший как туман,
О Александр! Ты был повеса,
Как я сегодня хулиган.

Но эти милые забавы
НЕ затемнили образ твой,
И в бронзе выкованной славы
Трясешь ты гордой головой.

А я стою, как пред причастием,
И говорю в ответ тебе:
Я умер бы сейчас от счастья,
Сподобленный такой судьбе.

Но обреченный на гоненье,
Еще я долго буду петь…
Чтоб и мое степное пенье
Сумело бронзой прозвенеть.

(1924)
(обратим внимание на памятник в Москве)

– О чем мечтает поэт Есенин? Что волнует его в имени Пушкина?

“Мечтая о могучем даре”

“Я умер бы сейчас от счастья,

Сподобленный такой судьбе”.

А. Дементьев “А мне приснился сон” (см. Приложение 4)

С чем не может смириться поэт в этом стихотворении? Кто такой С.Соболевский? Данзас? – (3 версии)

Очень много тверских поэтов обращается к Пушкину. Между Пушкиным и Тверью существует тесная связь.

М. Суворов “За все в ответе” (см. Приложение 2)

О чем это стихотворение? О чем заставляет задуматься?

“За все на Руси отвечает… Поэт”

Как можно понять эти строки?

Пушкин никогда не уходил из литературы, всегда оставался ее Солнцем, мерилом ее красоты. К совершенству Пушкина стремились и стремятся многие поэты. А может быть их стремления напрасны?

Глеб Горбовский “Быть после Пушкина поэтом?” (см. Приложение 2)

Сноб* - человек, считающий себя носителем высшей интеллектуальности и изысканных вкусов (недобрый)

А вы как считаете?

Анатолий Передреев “Дни Пушкина” (см. Приложение 1)

Почему стихотворение так называется? О чем оно заставляет задуматься? Каким названо имя Пушкина? Почему?

Очень хотелось бы, чтобы имя Пушкина не упоминалось всуе. Это светлое имя. В наше время, в наш век мы “томимы духовною жаждою”. В бездуховное время России мы должны всегда обращаться к самому духовному имени – Пушкин.

Итак. Что увидел в Пушкине каждый поэт? Что в имени Пушкина для каждого из нас? Попробуйте подобрать эпитеты, которые могут быть отнесены к имени Пушкина.

(Духовное, светлое, доброе, мудрое, пророческое и т.д.)

В тетради.

Итог урока

Пушкин приходил к нам с детства, а мы приходили к Пушкину, став значительно взрослее. В судьбе и поэзии Пушкина современных читателей прежде всего поражает неиссякаемость света, веры в добрые начала человека. В начале урока мы говорили о смерти поэта, о смерти физической, но величие его в том, что “его нам мертвым не представить себе”. Душа поэта живет в слове.

Эпиграф Н. Рубцов (см. Приложение 3).

Домашнее задание

Проанализировать стихотворение, которое учили, и выразить свое отношение к Пушкину и этому стихотворению. Моцарт “ Реквием” (7 часть). Ученик читает стихотворение О. Ситновой.

Зима на Черной речке. Все бело.
Давно следы дуэли замело.
Но каждый год всегда об эту пору
Январские морозы с вьюгой спорят.
Идет февраль предтечею стихий.
И, как капель, потеря кровоточит.
Поэта светоносные стихи
Живут, соединяя дни и ночи.