Цель: В занимательной форме закрепить знания обучающихся по изученным произведениям.
Задачи:
- Вызвать интерес к творчеству русских классиков;
- Развивать познавательную активность, мышление обучающихся на уроке;
- Формировать умение выразительно читать, сопереживать за товарищей в коллективной учебной игре.
Оборудование:
- Портреты русских классиков: А. Пушкин, И. Крылов, Ф. Тютчев, А. Фет, А. Майков.
- Иллюстрации к произведениям А. Пушкина и И. Крылова.
- Бочоночки из лото, «бочка», фишки, призы.
- Картина Г.Г. Чернецова «И.А. Крылов, А.С. Пушкин, В.А. Жуковский, Н.И. Гнедич в летнем саду», «Царскосельский лицей» – фото, фрагмент видеофильма «Сказка о царе Салтане».
- Приложение.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вводное слово учителя.
Сегодня у нас необычный урок. Тема его «Произведения русских классиков XIX века». Это те писатели и поэты, которые жили и создавали свои произведения более 100 лет назад. Это очень давно. Вам маленьким детям, трудно даже представить себе такой период времени. Пройдет еще 100 и 200 лет, а дети в школе будут читать рассказы, учить наизусть стихи русских классиков. А что означает слово «классик»? Классик в литературе – это автор, чьи произведения стали образцом, самыми лучшими.
– Назовите русских классиков, чьи произведения, вы читали на уроках чтения (А. Пушкин, И. Крылов, Ф. Тютчев, А. Фет, А. Майков).
Все они написали замечательные произведения, которые стали образцом для писателей последующих поколений. И все-таки среди этих имен есть одно имя, которое мы по праву называем «началом всех начал». Что это за имя? (Александр Сергеевич Пушкин).
Пушкин – это зеркало русской поэзии.
«Дедушкой» часто называют и взрослые, и дети другого русского классика. Кто это? (Иван Андреевич Крылов).
– Кто из них был старше? Кто прожил более долгую жизнь? (Крылов).
Так вот, ребята, темой нашего занятия станет жизнь, а также произведения этих замечательных людей. А чтобы занятие стало интересным, проведем его в виде игры «Счастливый случай». Игра состоит из нескольких этапов, каждый из которых называется геймом. В игре принимают участие 3 команды (по ряду, за каждый правильный ответ – фишка).
III. Гейм «Дальше, дальше».
Условия его такие. Сегодня мы говорим о произведениях, написанных более 150 лет назад, и поэтому в них встречаются слова, которые употреблялись тогда и уже не употребляются в современном литературном языке. Как они называются? (АРХАИЗМЫ).
Кроме архаизмов, нам часто встречались слова, которые мы не понимали и значение которых мы находили в толковых словарях Ожегова и Даля. Так вот, сейчас каждой команде я буду давать объяснение архаизмам и другим непонятным словам, а вы будете называть их словом, которое употреблял автор того или другого произведения. (Капитаны команд сами выбирают листок с вопросами для членов своей команды).
Вопросы для 1-й команды:
- Часть сада, цветочная грядка. (Куртина).
- Сладкий, приятный сон, который закрывает глаза. (Нега).
- Отсюда. (Отсель).
- Воин дядьки Черномора. (Витязь).
- Идут парами. (Четами).
- Как называли в старину сердце. (Ретивое).
- Морской залив. (Лукоморье).
- Старинная мера числа, равная двенадцати. (Дюжина).
Вопросы для 2-й команды:
- Приятные легкие ветерки. (Зефиры).
- Вчера вечером. (Вечор).
- Не собрался до сих пор. (Доселе не собрался).
- Старинная царская карета. (Колымага).
- Может, свет неправду говорит? (Бает).
- Необразованный, неграмотный человек. (Невежда).
- Легкие волны на море. (Зыбь).
- Нет ни капли пользы. (Нет проку).
Вопросы для 3-й команды:
- Великодушный, щедрый человек. (Тороватый).
- Нити жемчуга. (Перлы).
- Старинная русская мера длины, равная 71 см. (Аршин).
- Металлические доспехи воинов. (Латы).
- Злой колдун, принявший образ коршуна. (Чародей).
- Грубый, невоспитанный человек. (Невежа).
- Надоедливый. (Докучный).
- Человек, который незаслуженно хвалит другого с целью выгоды для себя. (Льстец).
IV. Гейм «Темная лошадка».
В этом гейме каждая команда получает два задания.
ЗАДАНИЕ 1. Узнать автора этих строк. Назвать произведение.
Вопросы для 1-й команды:
– Гремят раскаты молодые.
Вот дождик брызнул, пыль летит. (Ф. Тютчев «Весенняя гроза»).
– Но птички отпели, цветы отцвели,
Лучи побледнели, зефиры ушли. (Ф. Тютчев «Листья»).
Вопросы для 2-й команды:
– Словно кто-то тороватый
Свежей белов пухлой ватой
Все убрал кусты. (А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»).
– Дитя, подойди к нам поближе. (А.К. Толстой «Где гнутся над омутом лозы»).
Вопросы для 3-й команды:
– Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой… (А. Фет «Я пришел к тебе с приветом…»).
– Не гонял я волн морских,
звезд не трогал золотых… (А. Майков «Колыбельная»).
Объявляется поэтическая пауза. Дети рассказывают наизусть стихотворение:
- А. Майков «Колыбельная».
- Ф. Тютчев «Весенняя гроза».
- А. Фет «Мама, глянь-ка из окошка»…
ЗАДАНИЕ 2. Вторым заданием в гейме «Темная лошадка» будут «Заморочки из бочки». Темой этих «заморочек» станут произведения А.С. Пушкина и страницы его биографии.
(Члены каждой команды вынимают из «бочки» бочонки лото с номерами от 1 до 6 и получают соответствующие номерам вопросы). Тот, кто вынет № 5, получает приз «Счастливый случай».
«Заморочки из бочки» (вопросы для трех команд):
№ 1.
- 1. В каком году родился А.С. Пушкин? (1799, 6 июня).
- 2. В каком году умер А.С. Пушкин? (1837, 10 февраля).
- 3. Как звали человека, который смертельно ранил А.С. Пушкин? (Дантес).
№ 2.
- Как звали няню А. Пушкина? (Арина Родионовна).
- Как называлось учебное заведение, в котором учился А.С. Пушкин? (Лицей).
- Что такое лицей? (Высшее учебное заведение для детей дворян).
№ 3.
- Где находился лицей, в котором учился А. Пушкин? (В Царском Селе).
- Как называлась речка, на берегу которой состоялась роковая дуэль? (Черная).
- Как сейчас называется Царское Село? (г. Пушкин).
№ 4.
- Приведи примеры сравнений из стихотворения А. Пушкина «Зимний вечер»?
- Приведи примеры сравнений из стихотворения «Зимнее утро»?
- Примеры сравнений из «Сказки о Царе Салтане»…
№ 5. «Счастливый случай», ПРИЗ.
№ 6.
- Прочитать наизусть стихотворение А. Пушкина «Зимнее утро»
- Прочитать наизусть стихотворение «Зимний вечер»
- Прочитать наизусть отрывок из «Сказки о царе Салтане»…
(Каждая команда может читать наизусть или хором, или «цепочкой»).
V. Гейм «Ты – мне, я – тебе».
Просмотр фрагмента видеофильма «Сказка о царе Салтане»…
Ребята подготовили друг для друга вопросы по «Сказке о царе Салтане»… А. Пушкина. За каждый вопрос и правильный ответ команда получает очко – фишку. У каждой команды подготовлено по 5 вопросов.
(1-я команда задает вопросы 2-й, 2-я – 3-й команде, а 3-я – 1-й команде).
Вопросы 1-й команды для 2-й команды:
- Кем стала первая сестрица? (Повариха).
- В какое время года царь подслушал разговор трех сестриц? (Зимой).
- Как звали сына царя Салтана? (Гвидон).
- Сколько чудес подарила царевна Лебедь князю Гвидону? (4 – остров, белка, витязи, царевна).
- Каким было первым чудо царевны Лебедь? (Остров-город).
Вопросы 2-й команды для 3-й команды:
- Кем стала вторая сестрица? (Ткачиха).
- Какой приказ дал царь гонцу?
- Какое отчество было у князя Гвидона?
- Какую песню пела белка под елью?
- Каким было второе чудо царевны Лебедь? (Белка).
Вопросы 3-й команды для 1-й команды:
- Кем стала третья сестрица? (Царицей).
- В кого превратился князь Гвидон? (Комар, муха, шмель).
- Из чего, лили монету на острове Буяне? (Из скорлупок).
- Сколько богатырей было в войске у дядьки Черномора? (33).
- Каким было третье чудо царевны Лебедь? (Витязи).
VI. Гейм «Спешите видеть».
В этом гейме предлагаются два задания:
ЗАДАНИЕ 1. Учитель показывает иллюстрации к произведениям русских классиков. Если кто-то из команды быстрее назовет произведение, то команда получает очко.
Иллюстрации: «У лукоморья», «Сказка о рыбаке и рыбке» (рис. 2), «Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица», «Лебедь, Щука и Рак» (рис. 3), «Чиж и Голубь» (рис. 1).
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
ЗАДАНИЕ 2. «Фотоглаз».
Каждой команде учитель показывает в течении 1–1,5 сек. по очереди 3 слова, записанные на карточке. По этим словам надо узнать басню И. Крылова и прочитать ее наизусть.
- Рожа, по пальцам, попусту. («Зеркало и Обезьяна»).
- Вертит, никак, на волос. («Мартышка и Очки»).
- Вредна, шейка, от радости. («Ворона и Лисица»).
VII. Гейм «Гонка за лидером».
На вопросы учителя отвечает тот, кто первый поднимет руку. За правильный ответ очко.
- Замени пословицу «Других не суди, на себя погляди» фразой из басни И. Крылова. (Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться»).
- Кто пел все лето? (Стрекоза).
- Из какой басни взяты слова «Ай, Моська!»? (Слон и Моська).
- Скажите мораль из басни «Чиж и Голубь».
- Найдите ошибку в фразе: «мартышка была невежей, вот и не знала, что делать с очками». (Невеждой, т.е. необразованной, глупой).
- Кто из писателей изображен на картине? (И. Крылов, А. Пушкин, В. Жуковский).
- Что за задание изображено на фотографии? (Царский Лицей).
- Лицей – учебное заведение, где учился А. Пушкин. А как называется учебное заведение, в котором учимся мы? (Вот вам образец для подражания).
- Где «живут» книги, о которых мы сегодня говорили? (Библиотека).
– Кто ходит в библиотеку?
VIII. Подведение итогов. Подсчет баллов, набранных каждой командой, вручение призов.
– О чем мы сегодня говорили?
– Что нового узнали на уроке?
Ребята, сегодня вы все хорошо работали, такие занятия мы будем проводить и по другим произведениям. Больше читайте, чтобы могли ответить на любой вопрос.
IX. Литература.
- Журнал «Начальная школа» № 1, 1998.
- Журнал «Начальная школа» № 4, 1998.
- Журнал «Начальная школа» № 1, 2000.
- Энциклопедия для детей, том 9. Русская литература, часть 1. – М.: «Аванта +», 1998.
- Я иду на урок в начальную школу. Чтение. Часть 1. – М.: Первое сентября, 2000.