Открытый урок литературного чтения на тему: "Ф.И. Тютчев. "Чародейкою Зимою…"

Разделы: Литература


Цели:

  • Учить детей осознанно воспринимать содержание произведения;
  • Развивать в детях творческую фантазию;
  • Совершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного, выразительного чтения;
  • Развивать монологическую речь, творчество и воображение;
  • Обогащать словарный запас;
  • Воспитывать положительные качества в процессе работы в парах;
  • Приобщать детей к миру поэзии, приучать слушать стихи, испытывать чувства радости и волнения при встрече с ними, пробуждать интерес к ним;
  • Обогащать личный опыт ребёнка авторским видением мира, учить детей замечать прекрасное в окружающем мире.

Ход урока

- Здравствуйте, ребята! Начинаем урок чтения.

- Приготовьтесь к дыхательным упражнениям и речевой разминке. Сядьте правильно. Расслабьтесь. Наша задача произносить звуки чётко, читать целыми словами.

- Сначала разомнём язычок.

1. "Проколю щёку". (С силой упираемся языком то в одну, то в другую щёку)

2. "Колечко". ( скручиваем языки колечком)

- Теперь подышим.

1-2-3-4-5 - вдох

1-2-3-4-5 - выдох

1-2-3 - вдох

1-2-3 - задержка

1-2-3 - выдох

1-2-3-4-5 - вдох

На выдохе: Волки рыщут - пищу ищут.

а) удивлённо

б испуганно

в) презрительно

На доске фразы:

Дремлет лес под сказку сна.

- Откуда эта фраза? ( С. Есенин "Пороша")

Тишина, даже ветка не хрустнет.

Вывод: Подготовили речевой аппарат. Вот теперь самое время проверить домашнее задание.

- Откройте учебники. Наша задача проверить свои навыки: правильность, беглость, осознанность, выразительность.

Повторите.

Прочитайте друг другу любой понравившийся отрывок.

Выслушай оценку товарища.

Подумай над вопросом:

- Какие чувства ты бы хотел донести до слушателей?

-Пожалуйста, поделитесь с нами ответом на поставленный вопрос.

- Чьё чтение вам хотелось бы послушать?

Чтение вслух.

- Чьё чтение вам хотелось бы отблагодарить "пятёркой"? Почему?

- Какие бы советы дали остальным ребятам?

- Какой отметкой оцените их чтение?

- Прочитайте слова с доски:

метель, метелица, позёмка, вьюга, пурга, буран

- Что общего в значении этих слов? ( зимний ветер, поднимающий и кружащий в воздухе снег)

- Каким словом называют слабый ветер, который как бы стелется по земле, увлекая за собой снег? (позёмка)

"День всё короче,
А ветер сердит" - сказала поэтесса.

- Какое бы слово подошло для того, чтобы передать силу такого ветра? (буран)

- Расставьте слова в порядке уменьшения силы ветра. (буран, пурга, вьюга, метель, метелица, позёмка)

- В произведении, заданном на дом речь идёт о:? (метели)

- Какие слова из произведения помогают представить картину леса после метели?

Вывод: Молодцы! А теперь подведём итоги. Оцените, пожалуйста, свою работу.

- Почему так?

- Сегодня мы продолжим наше путешествие в зимний лес и познакомимся с одним из прекраснейших стихотворений Ф. И. Тютчева "Чародейкою Зимою:".

Читает учитель наизусть.

- Поделитесь своими впечатлениями. (спокойно, мирно, хочется молчать и любоваться)

Вывод: Слушая вас, я сделала вывод - стихотворение вам понравилось.

- Давайте внимательно прочитаем, а потом подумаем, поразмышляем над его содержанием.

Чтение детьми:

"спринт"

шёпотом

в парах друг другу

Установка: Старайтесь читать плавно, слитно, вчитывайтесь в текст стихотворения.

Зарядка для глаз.

Чтение вслух.

- Представьте, что вы оказались рядом с Тютчевым и наблюдаете эту картину.

- Какое настроение у вас возникает, какие ощущения?

- Не кажется ли вам, что стихотворение напоминает сказку? Почему?

- Кто назван чародеем?

-К какому слову, близкому по значению, можно отнести слово чародейка?

- Кто такой чародей, волшебник? Что он может?

Чародей, волшебник - человек, чем-то очаровывающий других.

На ваш выбор я предлагаю два вопроса:

Что происходит зимой?

Какие волшебства творит чародейка-зима?

- Как вы считаете, какой подходит больше к этому стихотворению?

- Почему зима предстала перед поэтом волшебницей?

- Опишите действия чародейки-зимы. (околдовала лес, очаровала его волшебным сном, сковала лёгкой цепью пуховой)

- Ребята, я думаю, вашему слуху больше знакомо слово - заколдован.

- Как вы думаете -околдован и заколдован - есть ли разница в этих словах? (нет, это одно и то же)

- Как вы себе представляете заколдованный лес?

- Как автор изобразил лес? (не мертвец и не живой)

- Какое чувство пришло к автору в тот момент, когда он увидел лес таким? (растерянность, удивление)

- Давайте прочитаем эту строку с таким чувством.

- Страшно ли лесу? (нет, он очарован волшебным сном, блещет ослепительной красотой)

Очаровать - произвести сильное, неотразимое впечатление на кого-нибудь, что-нибудь.

Чары - волшебство.

- Красив ли этот лес?

- Догадайтесь, в какое время суток поэт увидел этот лес? (утром)

- Как лес изменяется под лучами солнца?

- Знаете, что , ребята, меня поразило?

Краса - красота радует глаз, греет душу, рождает тёплые чувства в сердце. А у автора она к тому же ослепительная.

- Какую красоту можно назвать ослепительной?

- Какие бы вы чувства передали, читая описание леса, освещённого солнцем? (восхищение, любование)

- Как Тютчев рассказал нам о зиме? (словами)

- Он создал "поэтическую" картину. Оказывается, можно рассказать о зиме и музыкой.

- Послушайте, как рассказал о зиме композитор.( на усмотрение учителя)

Слушание музыки.

- Подумайте, отличаются ли их рассказы?

- Что вы видите в них общего?

Вывод: Зима у них красивая, спокойная, неподвижная, торжественная, таинственная.

- Хочется ли вам ещё послушать и прочитать самим это произведение?

- Чем вызвано это желание?

- А теперь самостоятельно друг другу прочитайте это стихотворение, приготовьтесь к выразительному чтению вслух.

- Какое чтение считается выразительным?

Установка: Не забудьте сделать паузы, выделяйте голосом важные слова. Выберите темп, силу голоса.

Прослушивание 3-5 учащихся.

Перед прослушиванием: Постарайтесь донести до слушателей красоту картины и музыку стиха.

После чтения: Можно ли поэта назвать мастером, художником слова?

Вывод: Он сумел подобрать такие слова, которые помогли войти нам в мир красоты.

- Прочитайте его имя. Запомните его.

Фёдор Иванович Тютчев

- Спасибо, ребята, нам с вами так хорошо работалось!

Итог: Пришло время оценить свой труд.

- Как вы работали на уроке? (сигналы)

- Улучшили ли вы свои навыки?

- Над чем надо ещё поработать?

- Какие качества характера надо в себе воспитывать?

Домашнее задание: Стихотворение выучить наизусть. К наиболее понравившимся строкам стихотворения подобрать иллюстрации.