Цели:
- Учить детей осознанно воспринимать содержание произведения;
- Развивать в детях творческую фантазию;
- Совершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного, выразительного чтения;
- Развивать монологическую речь, творчество и воображение;
- Обогащать словарный запас;
- Воспитывать положительные качества в процессе работы в парах;
- Приобщать детей к миру поэзии, приучать слушать стихи, испытывать чувства радости и волнения при встрече с ними, пробуждать интерес к ним;
- Обогащать личный опыт ребёнка авторским видением мира, учить детей замечать прекрасное в окружающем мире.
Ход урока
- Здравствуйте, ребята! Начинаем урок чтения.
- Приготовьтесь к дыхательным упражнениям и речевой разминке. Сядьте правильно. Расслабьтесь. Наша задача произносить звуки чётко, читать целыми словами.
- Сначала разомнём язычок.
1. "Проколю щёку". (С силой упираемся языком то в одну, то в другую щёку)
2. "Колечко". ( скручиваем языки колечком)
- Теперь подышим.
1-2-3-4-5 - вдох
1-2-3-4-5 - выдох
1-2-3 - вдох
1-2-3 - задержка
1-2-3 - выдох
1-2-3-4-5 - вдох
На выдохе: Волки рыщут - пищу ищут.
а) удивлённо
б испуганно
в) презрительно
На доске фразы:
Дремлет лес под сказку сна.
- Откуда эта фраза? ( С. Есенин "Пороша")
Тишина, даже ветка не хрустнет.
Вывод: Подготовили речевой аппарат. Вот теперь самое время проверить домашнее задание.
- Откройте учебники. Наша задача проверить свои навыки: правильность, беглость, осознанность, выразительность.
Повторите.
Прочитайте друг другу любой понравившийся отрывок.
Выслушай оценку товарища.
Подумай над вопросом:
- Какие чувства ты бы хотел донести до слушателей?
-Пожалуйста, поделитесь с нами ответом на поставленный вопрос.
- Чьё чтение вам хотелось бы послушать?
Чтение вслух.
- Чьё чтение вам хотелось бы отблагодарить "пятёркой"? Почему?
- Какие бы советы дали остальным ребятам?
- Какой отметкой оцените их чтение?
- Прочитайте слова с доски:
метель, метелица, позёмка, вьюга, пурга, буран
- Что общего в значении этих слов? ( зимний ветер, поднимающий и кружащий в воздухе снег)
- Каким словом называют слабый ветер, который как бы стелется по земле, увлекая за собой снег? (позёмка)
"День всё короче,
А ветер сердит" - сказала поэтесса.
- Какое бы слово подошло для того, чтобы передать силу такого ветра? (буран)
- Расставьте слова в порядке уменьшения силы ветра. (буран, пурга, вьюга, метель, метелица, позёмка)
- В произведении, заданном на дом речь идёт о:? (метели)
- Какие слова из произведения помогают представить картину леса после метели?
Вывод: Молодцы! А теперь подведём итоги. Оцените, пожалуйста, свою работу.
- Почему так?
- Сегодня мы продолжим наше путешествие в зимний лес и познакомимся с одним из прекраснейших стихотворений Ф. И. Тютчева "Чародейкою Зимою:".
Читает учитель наизусть.
- Поделитесь своими впечатлениями. (спокойно, мирно, хочется молчать и любоваться)
Вывод: Слушая вас, я сделала вывод - стихотворение вам понравилось.
- Давайте внимательно прочитаем, а потом подумаем, поразмышляем над его содержанием.
Чтение детьми:
"спринт"
шёпотом
в парах друг другу
Установка: Старайтесь читать плавно, слитно, вчитывайтесь в текст стихотворения.
Зарядка для глаз.
Чтение вслух.
- Представьте, что вы оказались рядом с Тютчевым и наблюдаете эту картину.
- Какое настроение у вас возникает, какие ощущения?
- Не кажется ли вам, что стихотворение напоминает сказку? Почему?
- Кто назван чародеем?
-К какому слову, близкому по значению, можно отнести слово чародейка?
- Кто такой чародей, волшебник? Что он может?
Чародей, волшебник - человек, чем-то очаровывающий других.
На ваш выбор я предлагаю два вопроса:
Что происходит зимой?
Какие волшебства творит чародейка-зима?
- Как вы считаете, какой подходит больше к этому стихотворению?
- Почему зима предстала перед поэтом волшебницей?
- Опишите действия чародейки-зимы. (околдовала лес, очаровала его волшебным сном, сковала лёгкой цепью пуховой)
- Ребята, я думаю, вашему слуху больше знакомо слово - заколдован.
- Как вы думаете -околдован и заколдован - есть ли разница в этих словах? (нет, это одно и то же)
- Как вы себе представляете заколдованный лес?
- Как автор изобразил лес? (не мертвец и не живой)
- Какое чувство пришло к автору в тот момент, когда он увидел лес таким? (растерянность, удивление)
- Давайте прочитаем эту строку с таким чувством.
- Страшно ли лесу? (нет, он очарован волшебным сном, блещет ослепительной красотой)
Очаровать - произвести сильное, неотразимое впечатление на кого-нибудь, что-нибудь.
Чары - волшебство.
- Красив ли этот лес?
- Догадайтесь, в какое время суток поэт увидел этот лес? (утром)
- Как лес изменяется под лучами солнца?
- Знаете, что , ребята, меня поразило?
Краса - красота радует глаз, греет душу, рождает тёплые чувства в сердце. А у автора она к тому же ослепительная.
- Какую красоту можно назвать ослепительной?
- Какие бы вы чувства передали, читая описание леса, освещённого солнцем? (восхищение, любование)
- Как Тютчев рассказал нам о зиме? (словами)
- Он создал "поэтическую" картину. Оказывается, можно рассказать о зиме и музыкой.
- Послушайте, как рассказал о зиме композитор.( на усмотрение учителя)
Слушание музыки.
- Подумайте, отличаются ли их рассказы?
- Что вы видите в них общего?
Вывод: Зима у них красивая, спокойная, неподвижная, торжественная, таинственная.
- Хочется ли вам ещё послушать и прочитать самим это произведение?
- Чем вызвано это желание?
- А теперь самостоятельно друг другу прочитайте это стихотворение, приготовьтесь к выразительному чтению вслух.
- Какое чтение считается выразительным?
Установка: Не забудьте сделать паузы, выделяйте голосом важные слова. Выберите темп, силу голоса.
Прослушивание 3-5 учащихся.
Перед прослушиванием: Постарайтесь донести до слушателей красоту картины и музыку стиха.
После чтения: Можно ли поэта назвать мастером, художником слова?
Вывод: Он сумел подобрать такие слова, которые помогли войти нам в мир красоты.
- Прочитайте его имя. Запомните его.
Фёдор Иванович Тютчев
- Спасибо, ребята, нам с вами так хорошо работалось!
Итог: Пришло время оценить свой труд.
- Как вы работали на уроке? (сигналы)
- Улучшили ли вы свои навыки?
- Над чем надо ещё поработать?
- Какие качества характера надо в себе воспитывать?
Домашнее задание: Стихотворение выучить наизусть. К наиболее понравившимся строкам стихотворения подобрать иллюстрации.