Тип урока: вводное занятие
Форма проведения: литературное кафе
Цели:
- Дать учащимся представление о тенденциях русской литературы на рубеже 19-20 веков, познакомить с понятием "серебряного века", модернизма, основными направлениями модернизма и их художественными особенностями, расширить представление учащихся о творчестве А.Блока, А.Ахматовой, С.Есенина, В.Маяковского.
- Развивать у учащихся навыки работы с текстом лирического произведения, умение сравнивать, обобщать, внимание к психологизму, художественной детали произведения, устную речь учащихся, их словарный запас.
- Воспитывать у учащихся интерес к культуре своей страны, эмоциональную отзывчивость на поэтическое слово, картину, чувство, выраженное в стихотворении.
Оборудование:
- афиша,
- вывеска с названием кафе,
- скатерти,
- цветы,
- репродукции картин художников-модернистов,
- плакаты с высказываниями модернистов,
- портреты поэтов,
- задания для групп,
- опорные конспекты.
Ход урока
Перед началом урока учащиеся распределяются на 4 условные группы.
Слайд 1
I. Орг.момент.
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы обратимся к серебряному веку русской поэзии. Запишите тему сегодняшнего урока в опорный конспект. Приложение 1
II. Актуализация новой темы.
Слово учителя.
Ребята, вспомните, имена каких поэтов вам уже знакомы?
Время, когда творил Пушкин (важный период в русской литературе), называлось золотым веком русской поэзии, но была в русской литературе и другая эпоха, когда на рубеже 19 и 20 веков всего лишь за 2 десятилетия русская поэзия дала миру таких поэтов, которыми бы гордилась любая страна, когда поэзия превратилась в огромную поэтическую вселенную. (Слайды 2-14) И это время получило название серебряный век русской поэзии.
Понятие "серебряный век" появилось позже, а современники использовали термин - "модернизм". (От франц. модерн - новый, современный), термин точно передавал заложенную в литературе серебряного века идею создания новой литературы по отношению к литературе классической. (Слайды 15-16)
Модернисты были ослеплены "сумасшедшей мечтой быть в жизни только художниками", это были молодые, талантливые люди, посвятившие себя искусству. С каким жаром они спорили о том, какой должна быть новая поэзия. А происходили эти споры в актовом зале Политехнитеческого музея, в кабаре, в кафе. Вот и мы с вами побываем в "Кафе поэтов" и откроем для себя поэзию серебряного века, познакомимся с основными направлениями модернизма и их художественными особенностями. (Слайд 17)
Ребята, ваша задача дополнить недостающие фразы в опорных конспектах.
А) Символизм - литературно-художественное направление, считавшее целью искусства постижение мира через символы. Ключевым понятием является символ - многозначное иносказание. (Условное изображение чего-либо) (Слайд 18)
Пример символа: голубь, дерево, свет, дорога.
Символисты приучили публику глубже воспринимать поэзию, освежили поэтический язык, обогатив музыкальность стиха.
Поль Верлен, французский символист утверждал: "Музыка превыше всего", и символисты использовали звукопись для создания своих символов. (Слайд 19)
Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно бесшумно шуршат камыши. (Какие звуки передают шуршание камыша?)
Много ярких имен дал символизм. Попробуйте отгадать одно из них. (Слайд 20)
***
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века -
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь - начнешь опять сначала,
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
1912 г.
- Какие образы-символы вы увидели?
- Какие ассоциации у вас возникли?
- Какие звуки создают настроение стиха?
Б) Акмеизм от греч. Акме - цвет, цветущая сила, вершина чего-либо) - литературное направление, сплотившее больших русских поэтов, прежде всего Н.Гумилева, О.Мандельштама, А.Ахматову. Он был связан с символизмом, но противостоял его крайностям, акмеисты пытались заново открыть ценность человеческой жизни, ценность простого предметного мира. Они выработали тонкие способы передачи внутреннего мира лирического героя через значимый жест, движение, деталь.
Они воспевали прекрасную ясность, любовь и красоту. (Слайд 21)
Бесконечно любящая Пушкина, Ахматова провела свое детство и юность в Царском Селе, где все, казалось, было пропитано поэзией. (Слайд 22)
В ЦАРСКОМ СЕЛЕ
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни...
Здесь лежала его треуголка
И растрепанный том Парни.
1911
- Кому посвящено это стихотворение?
- Какие детали свидетельствуют о любви Ахматовой к Пушкину?
А теперь сравним, чем отличаются символизм и акмеизм, что было главным для каждого направления? (обратиться к конспекту)
В) Имажинизм - течение в русской литературе. Имажинисты пропагандировали победу образа (имажа) над смыслом. "Но мы нашли способ оживить мертвые слова, заключая их в яркие поэтические образы". (Слайд 23)
Стихи следующего поэта имели отношение к имажинизму. Хотя нам он известен прежде всего своими задушевными, необычайно прекрасными, мелодичными стихотворениями, проникнутыми глубоким, беззаветным чувством любви к родине. (Слайд 24)
* * *
О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.
Осенний холод ласково и кротко
Крадется мглой к овсяному двору;
Сквозь синь стекла желтоволосый отрок
Лучит глаза на галочью игру.
1916
- Какие образы-имажи помогают представить родную поэту деревню?
- Какие изобразительно-выразительные средства создают эти образы?
РАЗМИНКА
Устали? Давайте отдохнем, порисуем. Нарисуем-ка лицо. Но поскольку мы с вами в литературном кафе - нарисуем лицо звуками, словами.
А поможет нам стихотворение одно замечательного поэта серебряного века. Поэт предлагает "слышать" портрет, т.е. соединить зрительное и звуковое восприятие облика.
Приготовились, начинаем:
Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пuээо пелись брови,
Лuэээй - пелся облик,
гзu-гзu-гзэо пелась цепь.
Так на холсте каких-то соответствий вне протяжения жило лицо. (Слайды 25-26)
Это удивительное стихотворение написано Велимиром Хлебниковым. (Слайд 27)
Он открывает нам еще одно направление серебряного века: футуризм.
Уже в самом названии этого направления заключено стремление к будущему (от лат. Будущее)
Г) Футуризм - передовое направление в европейском искусстве начала века. В своем манифесте "Пощечина общественному вкусу" футуристы провозгласили отказ от старой культуры, поиски новой формы выразительности: слово-новшество, звукоподражания, приемы плаката, лозунга, графический стих, поиски новых ритмов, пауз, новых жанровых форм и многое другое. (Слайд 28)
Вот вам один из примеров: (Слайд 29)
А ВЫ МОГЛИ БЫ?
я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
1913
Кто автор этого стихотворения?
Как вы определили, что это Маяковский? (стихотворение-вызов, новые образы-метафоры)
3. Итак, ребята, мы познакомились с 4 направлениями Серебряного века. Прослушав меня, вы должны были заполнить конспект. Проверьте правильность ответов. (Слайд 30)
Ребята, поднимите руки, кто все правильно сделал, а те, кто ошибся, исправьте недочёты.
III. Организация групповой работы. (Слайд 31)
А теперь я предлагаю продолжить нашу дискуссию и доказать следующими примерами, что каждое из направлений внесло много интересного в русскую поэзию. Вам предлагается стихотворение одного из авторов, проанализировав которое, вы должны будете определить, к какому направлению модернизма относится, кто его автор, какая картина лучше всего иллюстрирует ваше стихотворение, подтвердить свой ответ доказательствами. Приложение 2
(На доске представлены названия 4-х направлений модернизма, портреты поэтов, репродукции картин). Приложение 3, Рисунки 1-8
IV. Представление ответов учащихся. (Слайды 32-35)
V. А теперь оцените работу друг друга в группе. Приложение 4
VI. Заключение. Слово учителя.
Мысленно охватывая безбрежное море поэзии "серебряного века", нельзя не восхититься ее поразительным многообразием и богатством. Гуманные идеалы, воплощенные в их произведениях, будут всегда находить отклик в сердцах читателей.
VII. Рефлексия.
А вам, ребята, близки стихи поэтов серебряного века?
Какие из них нашли в вашем сердце отклик?
Стихами какого поэта вы бы выразили любовь к родному краю, матери, близкому человеку.
6. Домашнее задание. Я предлагаю написать письмо запомнившемуся поэту и выразить свое мнение о его творчестве, задать интересующие вас вопросы, поделиться своими поэтическими открытиями, чувствами. (Слайд 36)
Я искренне вам завидую, ребята, потому что вам еще предстоит открыть сокровищницу серебряного века и уже не расставаться с ней никогда.
Презентация. Приложение 5