Литература
-
Урок литературы в 10-м классе по теме: "Суровая правда в изображении безысходности жизни обездоленных людей в мире зла" 2004
На уроке в 10-м классе, анализируя первую часть романа Ф.М. Достоевского, определяем события, которые подводят героя к преступлению.
-
Интегрированный урок по теме: "Романтическая проза Ш.Бронте "Джен Эйр"(литература Англии и практический курс английского языка) 2004
Рассматривая викторианство как феномен английской культуры нельзя пройти мимо романтической прозы и творчества сестёр Бронте. Роман Ш. Бронте "Джен Эйр" был высоко оценен современниками, развил и обогатил национальную традицию. В практическом курсе английского языка также обращаются к творчеству сестёр Бронте поэтому интеграция предметов по этой теме будет способствовать совершенствованию умений учащихся проводить художественный анализ текста и приводить к "открытиям" в области языкового чутья. В статье приводится разработку интегрированного урока по роману Ш. Бронте "Джен Эйр".
-
Урок внеклассного чтения в 5-м классе по сказке О. Уайльда "Мальчик-звезда" 2004
Открытый урок по литературе в 5-м классе. Задачи урока: формировать навыки осознанного чтения, вдумчивого, бережного отношения к прочитанному, любовь к книге, читательский интерес, развивать речь учащихся и словарный запас. Формировать навыки литературоведческих понятий, воспитывать нравственные категории: доброту, сострадание, любовь к ближнему.
-
Размышляем над прочитанным: И.А. Бунин. "Помню – долгий зимний вечер" 2004
- Чтение стихотворения и словарная работа; - Анализ лирического стихотворения; - характеристики лирического героя; зимнего пейзажа; летнего пейзажа; - роль олицетворения. - Летний и зимний пейзажы в изображении художников.
-
Открытый урок по литературе. Тема: "Поэзия Ивана Сергеевича Тургенева" 2004
Цель урока: Учить ребят анализировать стихи, используя литературоведческие термины; Пробуждать "умение", желание слушать стихи, чувствовать их мелодичность. Через поэзию воспитывать у учащихся чувство прекрасного в мировосприятии.
-
Уроки по повести Н.В. Гоголя: "Майская ночь, или Утопленница", 5-й класс 2004
Представлены подробные разработки двух уроков и краткие планы еще к двум урокам по произведениям Н.Гоголя, изучаемым в 5-м классе
-
Практические работы по литературе конца XVIII — начала XIX вв. 2004
Первоначально понятия "классицизм", "сентиментализм", "романтизм" даются учащимся в 9-м классе. В 10-м же нужно повторить и углубить знания о данных понятиях, чтобы перейти к изучению литературы XIX века и понятию "реализм". Известно, что лучше запоминаются те знания, которые добываются в процессе самостоятельной работы, поэтому в начале 10-го класса предлагается провести систему практических работ, заканчивающуюся контрольной работой. Практические работы можно организовывать в группах, где школьники могут обсудить, найти доказательство того или иного положения с использованием дополнительной (справочной) литературы. В течение урока отвечает каждый член группы (по одному из заданий). А в конце урока каждый должен сделать самостоятельно (письменно) вывод по уроку. Таким образом, каждый ученик получает оценку на уроке (учитель выставляет только положительные оценки) и оценку за письменный вывод (выставляются только положительные оценки). А за контрольную работу, куда входят вопросы из каждой практической работы, выставляются уже все оценки. При такой системе повторения изученного на уроках соблюдаются - индивидуальность обучения - посильность - проблемность - наглядность - связь теории с практикой... и возможность получить оценку каждому ученику по каждой теме.
-
Урок литературы по технологии встречных усилий по теме: "Звезда как символ в стихотворениях русских поэтов Ф.К. Тютчева, В. Маяковского, Б. Пастернака, Н. Рубцова" 2004
Урок построен в соответствии с технологией встречных усилий по определённому алгоритму: - мотивация на деятельность (эмоциональная и интеллектуальная разминка), - контрольно-подготовительный этап, - вызов (постановка учебной цели), - этап сотворчества, - рефлексия. ТВУ позволяет осуществлять индивидуальный, личностный подход к каждому участнику образовательного процесса, строить на уроках и во внеурочной деятельности субъект-субъектные отношения, даёт возможность реализации потенциальных возможностей учащихся и педагогов, способствует поиску, отбору и творческому развитию особо одарённых детей. На уроках, построенных по ТВУ, важен сам процесс познания, в котором учащийся является активным участником, а педагог его только направляет. На таких уроках поднимается проблему, которая предполагает развитие логического мышления, развитие творческого воображения, формирование собственной точки зрения, умение вести дискуссию, отстаивать свои взгляды и в то же время с пониманием и терпением относиться к чужому мнению.
-
Разработка урока по литературе в 7-м классе: «Образ автора в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг"» 2004
Писать сочинение на тему "Образ ..." - значит говорить о мастерстве писателя в создании характера. А для этого необходимо не только хорошо знать текст произведения, но и уметь его анализировать. Предлагаемый урок является частью моей сложившейся системы по обучению работы над сочинением-рассуждением. Урок показывает, как на основе анализа текста идет разграничение понятий "образ" и "характеристика", выдвигается тезис к сочинению типа "Образ ...", составляется план на основе подобранных аргументов.
-
Разработка урока по литературе в 8-м классе по теме: "Венок сонетов"В.А. Солоухина 2004
Предлагаемый урок раскрывает мастерство В.А.Солоухина в создании "Венка сонетов". Поэт сохранил в своих стихах классическую форму сонета, наполнив ее прекрасным содержанием: размышлениями о жизни, о Родине, о творчестве поэта, о смысле существования человека. "Венок сонетов", трудная циклическая форма сонета, требует от поэта огромной изобретательности и мастерства. Материал может быть использован для урока внеклассного чтения.
-
Литературно-драматическая студия, как форма внеклассной работы по литературе 2004
Одной из эффективных форм внеклассной работы по литературе я считаю литературно-драматическую студию. Здесь решаются задачи литературного образования, нравственно-эстетические, культурологические, осуществляется драматургический характер работы с литературным материалом, осваиваются умения, навыки театрального искусства, актёрского мастерства. Основополагающий принцип: через освоение, понимание идеи, конфликтов драматического действия как единого целого, через работу над сценическим образом (ролью), через эмоциональное внутреннее напряжение студийцы приходят к качественно новому пониманию литературного произведения, его нравственной, идейной основы. Работа студии решает задачи формирования культуры речи, коммуникативных навыков учащихся, расширения словарного запаса, привития интереса к театральному искусству, литературе, музыке, формирования навыков сотрудничества и коллективного взаимодействия. В работе студии участвуют учащиеся 9-11-х классов (10-15 человек) на добровольных началах (объявляю набор в студию и 2-3 года занимаюсь со стабильным составом). Литературным материалом служит классическая литература, русская и зарубежная.
-
Берегите собственную душу! Урок внеклассного чтения по рассказу Рея Брэдбери "Вельд" 2004
Cтруктура урока по рассказу Рея Брэдбери "Вельд" подчинена воспитанию толерантности, осуждению любой формы жестокости и насилия. Продуманная работа с текстом произведения учит детей добру, милосердию и умению критически осмысливать свои поступки.
-
Внеклассное занятие на тему: "Дом мой – в сердце твоем!" Час поэзии по творчеству Вероники Тушновой 2004
Предлагаю внеклассное занятие для учащихся 8-9-х классов. Можно использовать данный материал и для проведения литературного вечера, занятия литературного клуба Цели занятия: формирование любви к поэзии, воспевающей и выражающей человеческие чувства, нравственную чистоту; работа с понятиями "счастье", "любовь", "природа"; воспитание интереса к творчеству Вероники Тушновой; семья как высшая ценность человеческой жизни; экология души, экология человеческих отношений, экология мира, в котором живем.
-
Содружество всех муз по теме: "Библия как древнейший памятник литературы" 2004
Библия оставила неизгладимый след в культуре человечества. Вряд ли можно многое понять до конца в истории литературы, изобразительного искусства и музыки прошлого, не зная сказаний о законах Моисея, угрозах пророков, проповедях Иисуса, не имея представления о посланиях Павла...
-
Конспект открытого урока по литературному чтению в 3-м классе. С.Я. Маршак "Двенадцать месяцев". Анализ сказки 2004
Открытый урок по литературному чтению в 3-м классе. На примере сказки С.Маршака "Двенадцать месяцев" показаны педагогические средства для привлечения внимания учащихся к изучению предмета. Помимо этого идет развитие навыков, таких как: выразительного чтения, развития речи, умения аргументировать свое мнение и других.
-
Приметы времени в повестях Н.В. Гоголя 2004
Цикл "петербургских повестей" Гоголя - богатый материал для ознакомления с историей Петербурга, поисковой деятельности учащихся. Образ Петербурга отражен в произведениях многих писателей, у Гоголя он имеет свои особенности: создан психологический портрет времени и человека, переданы реалии эпохи: факты, географические названия, исторические лица, архитектурные приметы времени, слухи, сплетни, особенности одежды, названия модных магазинов и прочее. Гоголь дает достоверную справку о чиновничьих рангах, жизни бедного и богатого люда, знакомит с литературной обстановкой столицы, тематикой газет, именами популярных литераторов. Над многим писатель иронизирует. Данная тема способствует творчеству учащихся.
-
Урок-праздник "Ради жизни на земле" 2004
Нестандартные уроки дольше остаются в памяти детей, они интересны и познавательны, развивают творческую активность учащихся. На таких уроках, как говорят сами ребята, легче запоминается учебный материал. Конечно, нестандартные уроки требуют серьезной подготовки, зато они расширяют кругозор учащихся, повышают интерес к предмету. Представляю разработку нестандартного урока литературы, посвященного Дню Победы.
-
"Бунтующая красота" в романе Достоевского "Идиот" 2004
В статье рассмотрены образы Настасьи Филипповны и князя Мышкина. Показано переплетение их судеб и губительное влияние мира "толстосумов" на красоту души и человека.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме: "Если душа родилась крылатой"(по лирике А.А. Ахматовой и М.И. Цветаевой) 2004
Целью данного урока являются знакомство учащихся с творчеством А.Ахматовой и М.Цветаевой; показ особенностей их творчества; подведение детей к осознанию темы женской поэзии, к осознанию форм выражения вечных женских чувств; развитие умения филологического (литературного) анализа художественного текста.
-
Надежды лучшие и голос благородный (отражение перипетий века в творческой перекличке Пушкина и Лермонтова) 2004
В основу статьи заложено размышление над текстом "Думы" М.Ю. Лермонтова, творчески реализовавшего наблюдения А.С.Пушкина над особенностями своего "жестокого века", спецификой философии поколения, перспективой развития родины. Автор статьи усматривает своего рода текстовый диалог великих русских поэтов, рассуждающих о насущных проблемах общества (каждый с позиций своего времени). Материал может быть использован учителем - словесником при закреплении изученного материала по лирике XIX века.
-
Урок литературы в 8-м классе по теме: "Любовь, исполненная отваги", в трагедии В. Шекспира "Ромео и Джульетта" и в повести И.С. Тургенева "Ася" 2004
Урок задуман как поисковое занятие для восьмиклассников, изучающих литературу углублённо, и представляет собой проблемный семинар для учащихся, объединённых в поисковые группы в соответствии с рубриками. Деление на рубрики предполагает рассмотрение литературоведческих, философских, эстетических аспектов темы.
-
Формы и методы реализации регионального компонента 2004
Статья рассказывает о работе исследовательской лаборатории, объектом исследования которой стала современная литературная жизнь г. Шахты.
-
Внеклассное чтение. Сказки С.Г. Писахова 2004
Учитель в занимательной форме знакомит учащихся с биографией писателя, характеризуя его не только как писателя, но и как художника и путешественника; даёт краткую характеристику сказок Писахова. Учащиеся представляют рисунки к прочитанным сказкам, объясняя чем их привлекла именно эта. Затем показывают инсценировку сказок Писахова ("Подруженьки", "Перепилиха"), делятся своими впечатлениями о сказках, пишут творческие работы.
-
Развивайте дар слова 2004
Развивайте дар слова. Это принесет вам удовлетворение и радость, вы сможете поделиться с людьми своими знаниями, отстоять правоту своих убеждений. Бесспорно, что сочинения содействуют развитию творческих способностей. Истинная любовь к Родине немыслима без любви к ее языку. Детское творчество следует всячески стимулировать. Необходимы творческие конкурсы.
-
Творчество учащихся на уроках литературы 2004
Что нужно сделать, чтобы ученик захотел выполнять творческие задания не по принуждению и обязательности, а с удовольствием и желанием и как сделать так, чтобы он не боялся этих уроков, не страшился представлять результаты своего творчества на суд одноклассников и учителей. Наблюдения, размышления, опыт работы в рамках творческих уроков по учебно-методическому комплекту по литературе под редакцией Т.Ф. Курдюмовой и А.Г.Кутузова.
-
Урок-лекция по литературе "Человек необыкновенный". Личность и судьба А.С. Грибоедова 2004
На уроке изучается процесс духовного становления личности Грибоедова, его нравственные и общественные идеалы с целью показать разностороннюю одаренность писателя, а также развить умение составлять план лекции, формулировать основные положения.
-
Твой жар воспламенял к высокому любовь (к проблеме становления гражданско-героического романтизма) 2004
В статье предпринята попытка в оригинальном аспекте рассмотреть причины и факт зарождения в русской литературе элементов гражданско-героического романтизма на фоне традиционной для начала XIX века элегии. В предельно доступной и лаконичной форме предлагается вариант основного составляющего урока литературы по изучению лирики А.С.Пушкина.
-
"До последнего дыхания…". Открытый урок по литературе, посвященный 60-летию Великой Победы 2004
60-летию Великой Победы посвящается... Сегодня, наконец, мы пришли к необходимости признания того, что патриотизм выражается в преданности высшим нравственным ценностям народа. На примере поэтических произведений о войне, созданных поэтами различных национальностей, подвести учащихся к пониманию необходимости межнационального общения, воспитанию чувства гордости за свою Родину и народ, толерантному отношению к людям других национальностей.
-
Использование презентаций на уроках литературы. Презентация по теме: "Изучение "Слова о полку Игореве" в 9-м классе" 2004
Термин "презентация" (иногда говорят "слайд-фильм") связан прежде всего с информационными и рекламными функциями картинок, которые рассчитаны на определённую категорию зрителей: потенциальных покупателей и заказчиков, акционеров, журналистов, читателей и т.д. Но сегодня, когда наши ученики прекрасно владеют компьютерными технологиями, просто нельзя так строго ограничивать темы презентаций. В школе и учитель, и ученик с помощью программ типа Power Point может создавать и демонстрировать учебные и справочные слайд-фильмы, рассказывать о работе кружков, секций и клубов. Для учителя это одна из лучших форм чтения лекции.
-
"Я просто не люблю читать…", или Падение интереса к чтению у современных школьников 2004
Падение интереса к чтению является фактом сегодняшней жизни. Конечно же, легче придя домой включить телевизор и расслабиться, чем взять в руки умную книгу и задуматься. Что случилось с нашими малышами? Многие не хотят читать, боятся книг. Тут возникают два исконно русских вопроса: "Кто виноват?" и "Что делать?"