Цели:
- Совершенствовать навыки анализа художественного текста.
- Развивать эмпатию как способность чувствовать, сочувствовать, сопереживать.
- Воспитывать тактичность и уважение к чувствам, мыслям и переживаниям других людей.
Оборудование: мультимедиа система.
Практическое обеспечение: компьютерная презентация по роману Леонида Андреева “Иуда Искариот” (Приложение 2).
Эпиграф: “Они рады бы отделиться друг от друга, но терновый венец связывает их неразрывно”. В.Л.Андреев.
Урок начинается с показа слайдов. “Храмы России. Звон колоколов см. Приложение 1.
I. Вступительное слово учителя
– В жизни каждого человека наступает такое
время, когда ему хочется разобраться в том, что
происходит в мире и с людьми…
Сегодня наша культура развивается в новом
интеллектуальном пространстве, когда уходят
мифы и возвращаются забытые имена, когда
разрушаются догмы и возвращаются в сознание
людей понятия Добра, Милосердия, Человечности и
Покаяния. Мы все чаще говорим о духовности, о
духовном обновлении человека. И на сегодняшнем
уроке мы будем говорить об очень важном, о Добре и
Зле, о Совести и Вере, и мне очень хочется, чтобы
чудо постучалось в каждое ваше сердечно и
сделало Вас еще добрее и чище…
Тема евангельских мотивов в русской литературе
выглядит как своеобразное знамение времени. И мы
сегодня, обращаясь к творчеству Леонида
Андреева, попытаемся разобраться в
общечеловеческих, философских, нравственных
проблемах.
(Обращение к эпиграфу)
– Борьба добра со злом является труднейшей нравственной проблемой человечества. Уходя корнями в далекое прошлое, она на протяжении ряда столетий привлекает внимание философов, поэтов, прозаиков. Первоисточник, безусловно, – это Библия. Но эта проблема поднималась в древнерусской житийной литературе, в творчестве Пушкина и Лермонтова, Л.Толстого и Ф.М.Достоевского, М.Булгакова и Л.Андреева.
II.Слово о Л.Н.Андрееве
(Слайд 2. Портрет Л.Андреева)
Сообщение ученицы, самостоятельно подготовившей рассказ о жизни и творчестве писателя.
III. Активизация учебной деятельности
Учитель. Ребята, используя все свои знания расскажите, что вы знаете об Иуде.
Предполагаемые ответы:
– Один из апостолов.
– Предал Иисуса.
– Ведал расходами Христа.
– Носил “Денежный ящик” для подаяний.
– По евангельским сюжетам, Иуда пошел к
первосвященникам и предложил за 30 серебряников
предать Христа.
– Иисус узнает об измене на тайной вечере.
– Иуда ведет толпу, посланную схватить Иисуса, и
своим поцелуем помогает опознать Христа в ночной
темноте.
Узнав об осуждении Христа судом синедриона, о
выдаче его Понтию Пилату, Иуда возвращает 30
сребреников своим нанимателем.
Учитель. Таким образом вы воспроизвели сюжет повести. С самого начала и на протяжении ее рефреном звучат слова “Иуда предатель”. Л.Андреев, используя тексты Евангелий, переосмысливая их сюжеты, представляет в повести лишь эпизодический фрагмент из Библии. Но с другой стороны Андреев расширяет рамки повествования. И мы убедимся в этом, заглянув в творческую лабораторию Л.Андреева.
IV. В творческой лаборатории писателя.
(Слайд 3. Иуда)
Учитель. Итак, поветь состоит из 9 глав. Дайте полный связный ответ на блок вопросов.
– Что узнали об Иуде из повести?
– Как к нему относились люди?
– Почему у него не было детей7
– Как ученики объясняли желание Иуды
приблизиться к Христу? Какую видели в этом цель?
– Почему Иисус принял Иуду? Как к этому отнеслись
ученики?
Предполагаемый ответ.
Иуда – человек дурной славы, его нужно
остерегаться. Никто не мог сказать о нем доброе
слово. Добрые говорили, что он корыстолюбив,
коварен, склонен к притворству и лжи; дурные –
поносили его жестокими словами, сравнивали со
скорпионом “Нет, он не наш!”. Один из порочных
людей Иудеи. Бросил жену – несчастную и голодную.
Детей не было, ведь он дурной человек и не “хочет
Бог потомства от Иуды”.
В желании приблизиться было “какое-то тайное
намерение, злой и коварный расчет”. Иисус принял
Иуду с духом светлого противоречия. Ученики
волновались, роптали…
Учитель. Какой прием использует автор, чтобы показать состояние Христа и учеников перед появлением Иуды?
Предполагаемый ответ.
Во-первых, автор сосредотачивает внимание не на
противоречиях жизни, а на отражении их в сознании
людей;
Во-вторых, на фоне “тяжелой природы” передан
внутренний монолог Христа; память как бы
пересекается с сиюминутными переживаниями.
V. Проникновение в подтекст произведения, трактовка отдельных сцен и повести в целом.
– Зачитайте описание портрета Иуды. Какое
значение он имеет для понимания смысла повести?
– Внушал недоверие, тревогу. Такой человек не
может нести добро.
– Ребята, кому из учеников Христа в повести
отводится значимое место? Почему?
– Иоану, Петру, Фоме. На примерах из текста ребята
доказывают это)
– Где происходят события, описанные в повести?
(Слайд 4. Палестина в эпоху Христа. Слайд 5. Иерусалим в эпоху Христа)
Учитель. На этих картах представлены события последних дней земной жизни Иисуса. Путь, начавшийся торжественным входом в Иерусалим, – скорбный путь. Завершился он Голгофой.
VI. Монологическое высказывание (Активизация межпредметных взаимодействии)
(Слайд 6. Тайная вечеря)
– Что вы, ребята, знаете об этой картине? Как она связана с повестью?
VII. Выборочный пересказ, построенный на передаче содержания фрагмента.
(Слайд 7. Поцелуй Иуды)
– О чем свидетельствует эпизод?
– Между Иисусом и Иудой существует какая-то связь, они соединены невидимой ниточкой: глаза их часто встречаются, и мысли друг друга они почти угадывают. Иисус любит Иуду, хотя и предвидит предательство с его стороны. Но и Иуда, Иуда тоже любит Иисуса! Он безмерно любит его, безмерно благоговеет перед ним.)
VIII. Задание на осмысление текста.
– На пути к Голгофе Иисус является перед синедрионом.
(Слайд 8. Перед синедрионом)
– Отсюда огромной и крикливой толпой все двигались к Понтию Пилату на последний допрос и суд.
(Слайд 9. У Понтия Пилата)
– Что испытывает Иуда во время допроса Иисуса? Включите в рассказ выразительные средства из исходного текста, продумайте собственный комментарий эпизода.
– Началась позорная слава Иуды. Его ненавидели и боялись. Но он был равнодушен.
IX. Художественный пересказ эпизода. ( Индивидуальное домашнее задание).
– Ребята, одна из страшнейших картин повести – это, на мой взгляд, избиение Иисуса Христа.
X. Выразительное чтение эпизода “Иисус идет на казнь”.
(Слайд 10. Распятие)
Учтель. Л.Андреев, пропустив через призму
своего сознания евангельские события,
заставляет и нас задуматься над тем, что есть
добро и зло, свет и тьма, он заставляет нас
пережить трагедию предательства и возмутиться
ею. Ведь она не только в небе, – но и в людях, легко
предающих, кричащих “Распни” так же громко, как
и “Осанна”.
Образ Иуды неоднозначен. Он до последней минуты
надеялся, что Иисуса удастся спасти. Он был рядом,
когда его били солдаты, он был ближе всех, когда
его судили и вели на казнь, с болью следил, как его
распинали на кресте.
Иуду ожидают за его грех страшные испытания и
“жестокая участь”. Он идет к Иисусу и просит
встретить его ласково, ведь он очень устал.
“Потом мы вместе с тобой, обнявшись, как братья,
вернемся на землю. Хорошо?”
Но ответа не последовало… Иуда уходит из жизни.
(Чтение этого эпизода учителем)
Ребята, а не кажется ли Вам, что отыскать в каждом дурном поступке или скверном человеке хорошее, светлое – это истинный смысл христианства? Я думаю именно так!
XI. Слайды о трагедии Беслана.
XII. Итог урока.
Учитель. Человек не может не верить. Иначе –
его душа искажена. Самые важные жизненные
проблемы мы решаем, опираясь на Веру. С ней
связаны понятия Верность, Доверие, Уверенность.
Вера несет человеку свет, и тогда он не разрушает,
а созидает.
В.А.Сухомлинский с болью отмечал: “Мне кажется,
одной из причин этого жуткого тяготения к
жестокости является одеревенение, окаменение
душ… от потери веры. Становиться неверующим ни
во что – это же страшно. Не верить в добро! Не
верить в святыни! Значит, не верить самому
себе!". Ребята, а какие образы-символы помогают
нам найти эту веру для себя?
Учащиеся называют образы-символы: крест, дорога, огонь…
(Слайд “Горящие свечи”)
– Да! Огонь – это символ очищения.
(Учитель просит всех зажечь свечи от своей свечи)
– Пока горит этот огонь, я произношу молитву в нашу с Вами честь!!!
Я молюсь, чтобы Вы достойную дорогу жизни выбрали для себя!
Я молюсь, чтобы Вы стали настоящими людьми!
Я молюсь, чтобы Вы всегда почитали своих родителей!
Я молюсь, чтобы Ваши сердца были благодарны тем, кто вел Вас по дороге школьной жизни!
Я молюсь за наш Дом! Пусть в нем царит взаимопонимание и доверие!
Я молюсь о мире, о здоровье каждого, о нашем душевном и физическом благополучии.
XIII. Домашнее задание.
– Подготовить проблемно-дискуссионное выступление “Л.Андреев и его повесть “Иуда Искариот”.