Тема: осуществление личностно-ориентированного подхода на уроках литературы в 6 классах.
Тема урока: единство красоты природы и красоты человеческих чувств в стихотворении А.С.Пушкина “Зимнее утро”.
Цели:
- познакомить с творчеством А.С.Пушкина и с его лирическим стихотворением “Зимнее утро";
- продолжить ознакомление учащихся с отличительными признаками и особенностями пейзажной лирики;
- уточнить знания учащихся о некоторых литературных терминах, необходимых при анализе стихотворного текста;
- научить анализировать стихотворные произведения, видеть их идею, выделять мотивы, пронизывающие его насквозь;
- совершенствовать навык чтения с точки зрения его выразительности и сознательности;
- способствовать развитию таких психических познавательных процессов как память, мышление, воображение и др.;
- воспитывать любовь к нашему литературному наследию, музыкальному достоянию и к родной культуре.
ХОД УРОКА |
ПРИМЕЧАНИЯ |
I. Орг-момент. |
|
II. Чтение стихотворения учителем. |
См. приложение к конспекту №1. |
III. Эмоционально-оценочная беседа.Вопросы:
Итак, перед нами – порыв души. Именно поэтому эпиграфом к нашему уроку стали слова знаменитого поэта И.Гете: “Стихи – это поцелуй, который даришь миру…” И.Гете Поцелуй А.С.Пушкина – самый нежный, вероятно посвящен… Кому? / женщине /… и наполнен “букетом” соответствующих картин и чувств. Попробуем же, прочитав это стихотворение, определить: какие картины и чувства составляют “букет”. Но прежде обратим внимание на слова-архаизмы, встречающиеся в тексте. |
Слова записаны на доске в правом углу. На доске слова для словарной работы: НЕГА ВЕЧОР |
IV. Чтение стихотворения детьми. Подготовка к анализу и анализ стихотворения.Сколько “картин” нарисовал Пушкин? / 5 / Посмотрим по строфам:
Спасибо. Теперь обратите внимание на схемы, которые мы должны заполнить в течение урока. Пусть это будет тем самым “букетом” картин и чувств, который мы будем собирать. Рассмотрите “букет”. Самое первое слово: тема. Как вы считаете, можем ли мы сразу определить тему урока? / Нет / Конечно, ведь столько уже получилось картин, где и свежесть утра, и жизнеутверждение, и стремление вперед. Убеждена, что тема придет к нам чуть позже и дополнит общую картину. ЧТЕНИЕ ПЕРВОЙ СТРОФЫ.
ЧТЕНИЕ ВТОРОЙ СТРОФЫ / читают дети /.
ЧТЕНИЕ ТРЕТЬЕЙ СТРОФЫ.
Контраст: вчера – сегодня / противопоставление – художественный прием – антитеза / Подведем итоги: зима не усыпляет, а зовет к пробуждению. Основное чувство: жизнеутверждение и оптимизм. ЧТЕНИЕ ЧЕТВЕРТОЙ СТРОФЫ. О чем говорят строки: “Приятно думать у лежанки, но знаешь…” / стремление к движению сохраняется; появляется готовность променять уют на движение /. ЧТЕНИЕ ПЯТОЙ СТРОФЫ. Что значит: “…предадимся бегу нетерпеливого коня…”? Конь – символ устремленности вперед / стремление / Прочитайте еще раз последние строки. Они звучат немного грустно. Почему? /они проникнуты воспоминаниями/. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПО СОСТАВЛЕНИЮ “БУКЕТА”. Рассмотрите внимательно свой “букет”. Найдите в нем два самых главных “цветка”. / человек и природа / Что означает стрелочка на схеме? / человек находится в единстве с природой / Можем ли мы назвать это стихотворение лирическим? Почему? / главное – человеческое чувство /. Благодаря чему эти чувства вылились в произведение искусства? / благодаря красоте природы /. Вывод: стихотворение можно отнести к пейзажной лирике. Можем ли теперь сформулировать тему урока? Попробуйте! / тема: Единство природы и человека в стихотворении А.С.Пушкина “Зимнее утро”./ |
См. приложение к конспекту №3. Схемы выдаются каждому ученику.
Схема заполняется параллельно с анализом стихотворения. Учитель на доске, дети на индивидуальных схемах. Дети также могут работать у доски.
На доске карточка: ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ.
На доске карточка: АНТИТЕЗА.
На доске карточка: СИМВОЛ.
См. приложение к конспекту №2.
На доске карточка: ПЕЙЗАЖНАЯ ЛИРИКА. Тема заносится в схему. |
V. Подготовка к выразительному чтению.
|
|
VI. Выразительное чтение детьми./несколько человек/ |
|
VII. Чтение стихотворения под музыку.Какую музыку вы подобрали бы к этому стихотворению? Послушайте музыкальный фрагмент “Ноябрь. Тройка.” П.И.Чайковского. Послушайте музыку, проследите, как сочетается мелодия пушкинского стиха с настоящей музыкой. ЧТЕНИЕ УЧИТЕЛЕМ ПОД МУЗЫКУ. Что почувствовали? Поделитесь впечатлениями! |
Используемый муз. фрагмент: “Ноябрь.Тройка.” / “Времена года” П.И.Чайковского/. |
VIII. Поэтическая мастерская.В последние минуты урока приглашаю вас в поэтическую мастерскую. Попробуйте создать свое литературное произведение. Помните: ваш стихотворный порыв должен отразить то, что являлось темой нашего урока / единство природы и человека /. Вот начальные строки для работы: 1). Слышу песню соловья, 2). Аромат сирени нежной ЗАЧИТЫВАНИЕ РАБОТ. ОЦЕНИВАНИЕ. |
Время на выполнение работы: 10 мин. Дети работают под музыку П.И.Чайковского. Стихотворный текст можно заменить прозой. Работы желающих зачитываются. |
IX. Подведение итогов.
|