Осуществление личностно-ориентированного подхода на уроках литературы в 6-х классах

Разделы: Литература


Тема: осуществление личностно-ориентированного подхода на уроках литературы в 6 классах.

Тема урока: единство красоты природы и красоты человеческих чувств в стихотворении А.С.Пушкина “Зимнее утро”.

Цели:

  • познакомить с творчеством А.С.Пушкина и с его лирическим стихотворением “Зимнее утро";
  • продолжить ознакомление учащихся с отличительными признаками и особенностями пейзажной лирики;
  • уточнить знания учащихся о некоторых литературных терминах, необходимых при анализе стихотворного текста;
  • научить анализировать стихотворные произведения, видеть их идею, выделять мотивы, пронизывающие его насквозь;
  • совершенствовать навык чтения с точки зрения его выразительности и сознательности;
  • способствовать развитию таких психических познавательных процессов как память, мышление, воображение и др.;
  • воспитывать любовь к нашему литературному наследию, музыкальному достоянию и к родной культуре.

ХОД УРОКА

ПРИМЕЧАНИЯ

I. Орг-момент.

 

II. Чтение стихотворения учителем.

См. приложение к конспекту №1.

III. Эмоционально-оценочная беседа.

Вопросы:

  • Что вы себе представили? Перечислите.
  • Каким настроением дышит стихотворение?
  • Заразились ли вы этим настроем?
  • Переняли ли вы эти чувства?
  • Как вы считаете, что перед вами: порыв души или тщательно обдуманные строки? / порыв души /
  • Чем это можно объяснить? / по первым строкам. Пушкин восхищается тем, что поразило его сразу: “Мороз и солнце, день чудесный!” /

Итак, перед нами – порыв души. Именно поэтому эпиграфом к нашему уроку стали слова знаменитого поэта И.Гете:

“Стихи – это поцелуй, который даришь миру…” И.Гете

Поцелуй А.С.Пушкина – самый нежный, вероятно посвящен… Кому? / женщине /… и наполнен “букетом” соответствующих картин и чувств.

Попробуем же, прочитав это стихотворение, определить: какие картины и чувства составляют “букет”. Но прежде обратим внимание на слова-архаизмы, встречающиеся в тексте.

Слова записаны на доске в правом углу.

На доске слова для словарной работы:

НЕГА

ВЕЧОР

IV. Чтение стихотворения детьми. Подготовка к анализу и анализ стихотворения.

Сколько “картин” нарисовал Пушкин? / 5 / Посмотрим по строфам:

  1. Картина ясного утра, поразившая поэта, – сильное впечатление, с которым хочется поделиться;
  2. Грозный лик природы вчера;
  3. Благосклонность природы сегодня;
  4. Тепло и уют дома, который хочется, однако, променять на свободу и движение;
  5. Долгожданное движение / “предадимся бегу”/.

Спасибо. Теперь обратите внимание на схемы, которые мы должны заполнить в течение урока. Пусть это будет тем самым “букетом” картин и чувств, который мы будем собирать.

Рассмотрите “букет”. Самое первое слово: тема.

Как вы считаете, можем ли мы сразу определить тему урока? / Нет / Конечно, ведь столько уже получилось картин, где и свежесть утра, и жизнеутверждение, и стремление вперед. Убеждена, что тема придет к нам чуть позже и дополнит общую картину.

ЧТЕНИЕ ПЕРВОЙ СТРОФЫ.

  • Что поразило поэта? / солнце, мороз! – день чудесный /
  • Что такое утро? / пробуждение ото сна / Какие слова говорят об этом?/ ты дремлешь, сомкнуты негой взоры /
  • Что это значит? / пробуждение наступило, а человек еще не “явился”, не попал в постоянный ритм природы /. К этому и призывает поэт. Как? / “явись!”/
  • Что здесь самое главное? / как природа влияет на состояние души человека, как тот откликается на это./
  • Какие слова будут главными в схеме? / природа и человек /
  • Что означает стрелка соответствия? / единство /.
  • Назовите основное чувство этой картины / нежность /

ЧТЕНИЕ ВТОРОЙ СТРОФЫ / читают дети /.

  • Что вы себе представили? Нарисуйте! / грозный лик природы /
  • Какие слова это передают? / вьюга злилась, мгла носилась /
  • Какой литературный прием используется здесь? / олицетворение – помогает почувствовать мощь и неподвластность природы /.
  • Назовите основное чувство / печаль /
  • Какие строки это доказывают? / “И ты печальная сидела, а нынче…” /
  • Какие слова передают состояние тоски и печали? / мутное небо, бледное пятно, тучи мрачные /
  • Одной строкой Пушкин рушит весь храм печали! Какой? / “А нынче… погляди в окно…” / Для чего здесь многоточие?

ЧТЕНИЕ ТРЕТЬЕЙ СТРОФЫ.

  • О чем хочет сказать поэт? / нет повода для грусти.
  • То, что было, уже прошло, посмотри в окно…”
  • Что же нынче? Как изменились краски? / “голубые небеса”, “блестя на солнце”, “прозрачный лес” /.

Контраст: вчера – сегодня / противопоставление – художественный прием – антитеза /

Подведем итоги: зима не усыпляет, а зовет к пробуждению.

Основное чувство: жизнеутверждение и оптимизм.

ЧТЕНИЕ ЧЕТВЕРТОЙ СТРОФЫ.

О чем говорят строки: “Приятно думать у лежанки, но знаешь…” / стремление к движению сохраняется; появляется готовность променять уют на движение /.

ЧТЕНИЕ ПЯТОЙ СТРОФЫ.

Что значит: “…предадимся бегу нетерпеливого коня…”?

Конь – символ устремленности вперед / стремление /

Прочитайте еще раз последние строки. Они звучат немного грустно. Почему? /они проникнуты воспоминаниями/.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПО СОСТАВЛЕНИЮ “БУКЕТА”.

Рассмотрите внимательно свой “букет”. Найдите в нем два самых главных “цветка”. / человек и природа /

Что означает стрелочка на схеме? / человек находится в единстве с природой /

Можем ли мы назвать это стихотворение лирическим? Почему? / главное – человеческое чувство /.

Благодаря чему эти чувства вылились в произведение искусства? / благодаря красоте природы /.

Вывод: стихотворение можно отнести к пейзажной лирике.

Можем ли теперь сформулировать тему урока? Попробуйте!

/ тема: Единство природы и человека в стихотворении А.С.Пушкина “Зимнее утро”./

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

См. приложение к конспекту №3.

Схемы выдаются каждому ученику.

 

 

 

 

 

 

Схема заполняется параллельно с анализом стихотворения. Учитель на доске, дети на индивидуальных схемах.

Дети также могут работать у доски.

 

 

 

 

 

На доске карточка:

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На доске карточка:

АНТИТЕЗА.

 

На доске карточка:

СИМВОЛ.

 

 

См. приложение к конспекту №2.

 

 

На доске карточка:

ПЕЙЗАЖНАЯ ЛИРИКА.

Тема заносится в схему.

V. Подготовка к выразительному чтению.

  • Как передать все это многообразие в своем чтении?
  • С каким чувством нужно читать такое стихотворение?
  • Кому может быть посвящено стихотворение? / женщине /
  • Как поэт называет ее? /друг прелестный, красавица, друг милый / Какую строфу будем читать особенно выразительно? Почему?
 

VI. Выразительное чтение детьми.

/несколько человек/

 

VII. Чтение стихотворения под музыку.

Какую музыку вы подобрали бы к этому стихотворению?

Послушайте музыкальный фрагмент “Ноябрь. Тройка.” П.И.Чайковского. Послушайте музыку, проследите, как сочетается мелодия пушкинского стиха с настоящей музыкой.

ЧТЕНИЕ УЧИТЕЛЕМ ПОД МУЗЫКУ.

Что почувствовали? Поделитесь впечатлениями!

 

Используемый муз. фрагмент: “Ноябрь.Тройка.” / “Времена года” П.И.Чайковского/.

VIII. Поэтическая мастерская.

В последние минуты урока приглашаю вас в поэтическую мастерскую.

Попробуйте создать свое литературное произведение.

Помните: ваш стихотворный порыв должен отразить то, что являлось темой нашего урока / единство природы и человека /.

Вот начальные строки для работы:

1). Слышу песню соловья,
………………………...
………………………...
………………………...

2). Аромат сирени нежной
………………………...
………………………...
………………………...

ЗАЧИТЫВАНИЕ РАБОТ. ОЦЕНИВАНИЕ.

 

 

 

 

 

Время на выполнение работы: 10 мин. Дети работают под музыку П.И.Чайковского. Стихотворный текст можно заменить прозой. Работы желающих зачитываются.

IX. Подведение итогов.

  • Почему стихотворение называется “Зимнее утро”?
  • Каковы основные чувства, пережитые поэтом и вами?
  • Что на ваш взгляд осталось недосказанным?
  • Что на уроке запомнилось больше всего?
 

 


Приложения.