Методическая разработка для проведения интегрированного урока литературного чтения и музыки (3-й класс)

Разделы: Литература, Музыка, Начальная школа

Класс: 3


Познавательная деятельность ребёнка возможна лишь там, где созданы определённые условия для её развития. И в этом огромную роль играет интеграция учебного процесса.

Интегрированный урок отличается от традиционного использованием межпредметных связей, которые предусматривают лишь эпизодическое включение материала других предметов.

Структура интегрированного урока включает в себя:

  • чёткость и компактность учебного материала;

  • взаимосвязанность материала интегрируемых предметов;

  • большую информативную ёмкость учебного материала.

При организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всём его разнообразии с привлечением музыки, живописи, литературы, что способствует эмоциональному развитию личности ребёнка и формированию его творческого мышления.

Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомлённости учащихся за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока.

Практика подтверждает, что хорошие основания для проведения интегрированных уроков даёт сочетание предметов:

  • литературное чтение – окружающий мир;

  • литературное чтение – изобразительное искусство;

  • литературное чтение – музыка.

В НОУ СОШ “ПОЗНАНИЕ” г. Москвы, в классах 1 ступени (начальные классы) внедряются элементы интегрированного обучения на уроках литературного чтения.

В данной разработке предлагается один из вариантов использования элементов интегрированного обучения на уроках литературного чтения в начальной школе.

Учащиеся изучают литературное чтение по традиционной программе общеобразовательных школ ( автор В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. Ф. Климанова).

В качестве примера взят интегрированный урок, который может провести как учитель начальных классов, так и совместно с учителем музыки.

3 класс. Урок литературного чтения и музыки.

Тема: осенняя природа в произведениях И. А. Бунина “Листопад” и П. И. Чайковского “Времена года”.

Цели:

  • познакомить с произведением И. А. Бунина “Листопад”;

  • учить интонационно правильному, выразительному чтению;

  • развивать умение сравнивать и соотносить поэтическое и музыкальное произведение по содержанию и видеть главное в прочитанном;

  • воспитывать эстетическое отношение к природе;

  • познакомить детей с музыкальным циклом П. И. Чайковского “Времена года”;

  • развивать эмоциональную отзывчивость на произведения инструментального плана.

Оборудование:

  • портрет писателя И. А. Бунина, и композитора П. И. Чайковского;

  • выставка книг писателя И. А. Бунина;

  • газета “Русь святая”, посвящённая 125-летию И. А. Бунина;

  • аудиозапись с голосом И. А. Бунина;

  • пластинка с произведением П. И. Чайковского “Времена года”;

  • картина А. П. Левитана “Осень”.

Ход урока

1. Сообщение темы и целей урока.

– Сегодня у нас необычный урок, в нём соединились литература и музыка.

На уроке мы познакомимся с отрывком из произведения И. А. Бунина “Листопад”

Мы будем учиться интонационно правильно, выразительно его читать.

Мы будем развивать умение сравнивать и соотносить поэтическое и музыкальное произведение по содержанию; воспитывать эстетическое отношение к природе.

А в музыкальной части урока мы познакомимся с произведением П. И. Чайковского “Времена года”;

будем развивать эмоциональную отзывчивость на музыку инструментального плана.

2. Проверка домашнего задания.

Перед тем как приступим к выполнению наших задач, мы проверим домашнее задание.

Все вы научились правильно и выразительно читать произведения К. Д. Бальмонта “Росинка”?

1) Взаимопроверка: (читают друг другу стихотворение наизусть, сигнальной карточкой показывают, когда готовы к ответу).

2) Чтение стихотворения наизусть: (3 человека).

– Кто прочитал лучше? Почему?

– Какую картину себе представили, читая стихотворение?

3. Новая тема.

– Вы хорошо справились с домашним заданием, хорошо описали такое явление природы как РОСА.

А сегодня мы вспомним ещё одну необычное природное явление – ЛИСТОПАД.

А поможет нам его подробнее рассмотреть, как и когда это происходит, – замечательный русский поэт И. А. Бунин и великий П. И. Чайковский.

1) Рассказ о творчестве И. А. Бунина.

И. А. Бунин родился в 1870 году. Он потомок старинного дворянского рода. И. А. Бунин вырос в родовом имении отца на хуторе Бутырки Елецкого уезда.

В 11 лет Ваня Бунин поступил в мужскую гимназию в Ельце, по окончании которой в течение 4 лет жил в деревне, занимаясь самообразованием. Он рос среди “моря хлебов, трав, цветов”, в “глубочайшей полевой тишине”.

Но И. А. Бунин писал не только стихи, но и прозу – рассказы, повести. Эти книги вы можете увидеть на нашей выставке.

В 1933 году он стал лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературные произведения).

В нашей стране чтут и помнят этого великого русского поэта. В 1995 году отмечалось 125-летие со дня рождения поэта.

На стенде вы видите газету “Русь святая”, посвящённую этой юбилейной дате. В ней напечатаны копии документов поэта, его письма к другим писателям.

А сегодня на уроке, мы услышим запись с голосом И. А. Бунина, где он читает своё стихотворение “Песня”.

2) Слушание стихотворения И. А. Бунина “Песня” в исполнении автора.

– Итак, теперь, услышав голос поэта, послушав рассказ о его творчестве, вы знаете, что И. А. Бунин писал о самых красивых уголках нашей Родины, о природе. Он очень точно и ярко описал “Зелёный шум”, “Золотую осень”, “Листопад”. Но ведь осень описывали не только писатели и поэты.

– Где ещё мы можем увидеть яркие краски осени?

– Правильно, на картинах.

3) Работа с картиной А.П. Левитана “Осень”

– А можем ли мы услышать звуки осени?

– Где?

4) Работа с музыкальным произведением П.И. Чайковского “Времена года”

а) Рассказ о музыкальном цикле П.И. Чайковского “Времена года”

Тема природы издавна привлекала музыкантов. Природа дарила музыке звуки и тембры, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьёв, в шуме грозы, в шелесте опавших листьев.

Среди ярких музыкальных картин, связанных с изображением природы – цикл П.И. Чайковского “Времена года”. Каждая из 12 пьес представляет образ одного из месяцев года и каждую пьесу сопровождает поэтический эпиграф из русской поэзии. Октябрь. “Осенняя песнь” - так называется пьеса, которую мы сегодня послушаем.

“Осень, осыпается весь наш бедный сад.
Листья пожелтелые по ветру летят...”

Эти строки А. Толстого являются эпиграфом к этой пьесе.

– Ребята, вы сейчас будете слушать “Осеннюю песнь”. Подумайте, какие чувства и настроение хотел передать композитор. Какие картины осенней природы можно представить, слушая музыку.

б) Слушание музыки + физкультминутка (слушают, закрыв глаза).

– Что же вы представили? (Дождик, опавшие листья.)

– А какое настроение хотел передать композитор? (Грустное, печальное...)

5) Работа над стихотворением И. А. Бунина “Листопад”

– Пока вы слушали музыку осени, к нам пришла сама Осень. Она-то и познакомит нас с отрывком из произведения И. А. Бунина “Листопад”

а) Чтение наизусть стихотворения (подготовленной ученицей).

б) Беседа по содержанию стихотворения. (Первичное восприятие текста.)

– Понравилось вам стихотворение? (Да, красивое описание леса.)

– Что больше запомнилось?

в) Словарная работа.

– С чем поэт сравнивает лес? (С теремом.)

– Что такое терем? (Красивый дом.)

С.И. Ожегов объясняет значение слова ТЕРЕМ так: “В Древней Руси: жилое помещение в верхней части дома или дом в виде башни“.

– Как вы думаете, почему А. И. Бунин сравнивает лес с теремом? ( Лес, как терем, нарядный)

г) Работа над стихотворением.

– Какое настроение вызывает у поэта и у нас лес-терем? (Он показывает его весёлым, радуется золотой осени).

– А в музыке П. И. Чайковского было такое же настроение? ( Нет, музыка более печальная, спокойная).

– Значит, осень можно изобразить по-разному: печальной, грустной, радостной, весёлой.

– А теперь мы ещё раз прочитаем стихотворение и посмотрим, что автор включает в свой яркий терем, как он “построен” и где он стоит.

( Дети читают стихотворение – жужжащее чтение).

- Итак, отметим ещё раз краски - “слова, которые использованы для постройки терема”.

Терем состоит из берёзок, ёлочек, клёнов. (Читают отрывок.)

– Вот почти и готов наш терем, стены есть.

– А оконца? Что о них пишет поэт? (Читают отрывок.)

– А сейчас я узнаю, все ли внимательно читали стихотворение? Где же стоит наш терем? В лесу? В саду? В поле? А проверить ваше внимание поможет музыкальное произведение, в котором говорится о том, как “ Падают листья”.

6) Работа с песней “Падают листья”.

а) Поют первый куплет песни.

б) Работают над содержанием песни.

– Что вы можете сказать о мелодии этой песни? Какая она? (Светлая, ласковая, напевная).

– А в каком ладу написана песня? (В мажоре.)

– Вот поэтому картина летящих листьев вызывает светлое и радостное чувство. А чтобы вам хотелось сделать под эту музыку? (Танцевать вальс.)

4. Физкультминутка.

– Вы хорошо спели, как падают листья, а теперь покажем это: поднимем руки вверх и плавно, покачивая, опустим их вниз (2,3 раза).

5. Работа с текстом.

– Согласны ли вы с песней? Наш терем тоже стоит в саду? ( Нет, он стоит на поляне, – читают до слов о мёртвой тишине.)

– А с настроением песни вы согласны? (Да, лес - терем радужный, переливается разными красками.)

– Прочитайте следующие строки стихотворения. С кем мы прощаемся? Почему нам становится немножко грустно? (Читают - Прощаемся с последним мотыльком.)

– А с кем мы ещё прощаемся осенью? (С птицами, с цветами, с природой. Она засыпает до весны.)

– А кто помнит песню, которая нам об этом рассказывает? (“Скворушка”, “Осень пришла“.)

6. Работа с песней “Осень пришла“

а) Поют 1-й куплет песни.

Ребята, это тоже вальс. Но уже другой. В каком ладу он звучит? ( В миноре.)

– А какой темп? ( Медленный.)

– Минорный лад и медленный темп вносят немножко грусти в настроение этого вальса.

б) Работа с текстом.

– Мы немного погрустили, прощаясь с птицами из песни и мотыльком из стихотворения. И это ещё раз нам подчеркнуло, как тесно связаны музыка и поэзия. А теперь мы вернёмся в наш “ Лес-терем “, что же происходит там? (Читают стихотворение до конца.)

– Что выражает поэт этими словами? ( Своё восхищение.)

– С каким настроением будем читать эти строки? ( Весело, торжественно.)

7. Работа над выразительным чтением.

1)– Ну, а теперь, давайте будем учиться читать так, чтобы все, кто нас будет слушать, ясно представили себе расписной терем, сверкающий красками на лесной поляне.

– Как мы будем читать: быстро, медленно или спокойно? ( Спокойно.)

– Конечно, спокойно, чтобы представить и передать восхищение этой картиной.

При чтении следует выделять те слова, которые мы уже нашли – это основные объекты картины: лес, берёзы, осины.

Помните, что это стихотворение, поэтому вы знаете, что последние слова каждой строки надо произносить малым ударением. Попробуем прочитать и разметить первые 4 строчки вместе со мной.

2) Чтение учителя

Лес, / точно терем расписной, /

Лиловый, / золотой, / багряный, /

Весёлой, / пёстрою стеной /

Стоит над светлою поляной.

3) Самостоятельно читают и размечают текст стихотворения.

4) Выразительное чтение подготовленным учеником. ( Слушают, как надо читать.)

5) Выразительное чтение детьми. (3 человека.)

– Прочитав это стихотворение, что главное вы отметили для себя? ( Красоту природы.)

– А что бы вы решили, увидев эту красоту? ( Природу надо беречь и охранять).

8. Итог урока.

– Наш урок подошёл к концу. Давайте вспомним, что же мы делали на уроке?

– Что нового мы узнали?

– С каким писателем у нас была сегодня встреча? С каким произведением мы познакомились?

– А в музыкальной части урока, что нового мы узнали? С каким произведением познакомились? (Дети делают выводы.)

9. Домашнее задание.

Дети получают кленовые листочки, на которых записано индивидуальное задание, а у тех, кто активно работал на уроке, на листочке стоит оценка за урок.