Познавательная деятельность ребёнка возможна лишь там, где созданы определённые условия для её развития. И в этом огромную роль играет интеграция учебного процесса.
Интегрированный урок отличается от традиционного использованием межпредметных связей, которые предусматривают лишь эпизодическое включение материала других предметов.
Структура интегрированного урока включает в себя:
чёткость и компактность учебного материала;
взаимосвязанность материала интегрируемых предметов;
большую информативную ёмкость учебного материала.
При организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всём его разнообразии с привлечением музыки, живописи, литературы, что способствует эмоциональному развитию личности ребёнка и формированию его творческого мышления.
Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомлённости учащихся за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока.
Практика подтверждает, что хорошие основания для проведения интегрированных уроков даёт сочетание предметов:
литературное чтение – окружающий мир;
литературное чтение – изобразительное искусство;
литературное чтение – музыка.
В НОУ СОШ “ПОЗНАНИЕ” г. Москвы, в классах 1 ступени (начальные классы) внедряются элементы интегрированного обучения на уроках литературного чтения.
В данной разработке предлагается один из вариантов использования элементов интегрированного обучения на уроках литературного чтения в начальной школе.
Учащиеся изучают литературное чтение по традиционной программе общеобразовательных школ ( автор В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. Ф. Климанова).
В качестве примера взят интегрированный урок, который может провести как учитель начальных классов, так и совместно с учителем музыки.
3 класс. Урок литературного чтения и музыки.Тема: осенняя природа в произведениях И. А. Бунина “Листопад” и П. И. Чайковского “Времена года”.
Цели:
познакомить с произведением И. А. Бунина “Листопад”;
учить интонационно правильному, выразительному чтению;
развивать умение сравнивать и соотносить поэтическое и музыкальное произведение по содержанию и видеть главное в прочитанном;
воспитывать эстетическое отношение к природе;
познакомить детей с музыкальным циклом П. И. Чайковского “Времена года”;
развивать эмоциональную отзывчивость на произведения инструментального плана.
Оборудование:
портрет писателя И. А. Бунина, и композитора П. И. Чайковского;
выставка книг писателя И. А. Бунина;
газета “Русь святая”, посвящённая 125-летию И. А. Бунина;
аудиозапись с голосом И. А. Бунина;
пластинка с произведением П. И. Чайковского “Времена года”;
картина А. П. Левитана “Осень”.
1. Сообщение темы и целей урока.
– Сегодня у нас необычный урок, в нём соединились литература и музыка.
На уроке мы познакомимся с отрывком из произведения И. А. Бунина “Листопад”
Мы будем учиться интонационно правильно, выразительно его читать.
Мы будем развивать умение сравнивать и соотносить поэтическое и музыкальное произведение по содержанию; воспитывать эстетическое отношение к природе.
А в музыкальной части урока мы познакомимся с произведением П. И. Чайковского “Времена года”;
будем развивать эмоциональную отзывчивость на музыку инструментального плана.
2. Проверка домашнего задания.
Перед тем как приступим к выполнению наших задач, мы проверим домашнее задание.
Все вы научились правильно и выразительно читать произведения К. Д. Бальмонта “Росинка”?
1) Взаимопроверка: (читают друг другу стихотворение наизусть, сигнальной карточкой показывают, когда готовы к ответу).
2) Чтение стихотворения наизусть: (3 человека).
– Кто прочитал лучше? Почему?
– Какую картину себе представили, читая стихотворение?
3. Новая тема.
– Вы хорошо справились с домашним заданием, хорошо описали такое явление природы как РОСА.
А сегодня мы вспомним ещё одну необычное природное явление – ЛИСТОПАД.
А поможет нам его подробнее рассмотреть, как и когда это происходит, – замечательный русский поэт И. А. Бунин и великий П. И. Чайковский.
1) Рассказ о творчестве И. А. Бунина.
И. А. Бунин родился в 1870 году. Он потомок старинного дворянского рода. И. А. Бунин вырос в родовом имении отца на хуторе Бутырки Елецкого уезда.
В 11 лет Ваня Бунин поступил в мужскую гимназию в Ельце, по окончании которой в течение 4 лет жил в деревне, занимаясь самообразованием. Он рос среди “моря хлебов, трав, цветов”, в “глубочайшей полевой тишине”.
Но И. А. Бунин писал не только стихи, но и прозу – рассказы, повести. Эти книги вы можете увидеть на нашей выставке.
В 1933 году он стал лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературные произведения).
В нашей стране чтут и помнят этого великого русского поэта. В 1995 году отмечалось 125-летие со дня рождения поэта.
На стенде вы видите газету “Русь святая”, посвящённую этой юбилейной дате. В ней напечатаны копии документов поэта, его письма к другим писателям.
А сегодня на уроке, мы услышим запись с голосом И. А. Бунина, где он читает своё стихотворение “Песня”.
2) Слушание стихотворения И. А. Бунина “Песня” в исполнении автора.
– Итак, теперь, услышав голос поэта, послушав рассказ о его творчестве, вы знаете, что И. А. Бунин писал о самых красивых уголках нашей Родины, о природе. Он очень точно и ярко описал “Зелёный шум”, “Золотую осень”, “Листопад”. Но ведь осень описывали не только писатели и поэты.
– Где ещё мы можем увидеть яркие краски осени?
– Правильно, на картинах.
3) Работа с картиной А.П. Левитана “Осень”
– А можем ли мы услышать звуки осени?
– Где?
4) Работа с музыкальным произведением П.И. Чайковского “Времена года”
а) Рассказ о музыкальном цикле П.И. Чайковского “Времена года”
Тема природы издавна привлекала музыкантов. Природа дарила музыке звуки и тембры, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьёв, в шуме грозы, в шелесте опавших листьев.
Среди ярких музыкальных картин, связанных с изображением природы – цикл П.И. Чайковского “Времена года”. Каждая из 12 пьес представляет образ одного из месяцев года и каждую пьесу сопровождает поэтический эпиграф из русской поэзии. Октябрь. “Осенняя песнь” - так называется пьеса, которую мы сегодня послушаем.
“Осень, осыпается весь наш бедный сад.
Листья пожелтелые по ветру летят...”
Эти строки А. Толстого являются эпиграфом к этой пьесе.
– Ребята, вы сейчас будете слушать “Осеннюю песнь”. Подумайте, какие чувства и настроение хотел передать композитор. Какие картины осенней природы можно представить, слушая музыку.
б) Слушание музыки + физкультминутка (слушают, закрыв глаза).
– Что же вы представили? (Дождик, опавшие листья.)
– А какое настроение хотел передать композитор? (Грустное, печальное...)
5) Работа над стихотворением И. А. Бунина “Листопад”
– Пока вы слушали музыку осени, к нам пришла сама Осень. Она-то и познакомит нас с отрывком из произведения И. А. Бунина “Листопад”
а) Чтение наизусть стихотворения (подготовленной ученицей).
б) Беседа по содержанию стихотворения. (Первичное восприятие текста.)
– Понравилось вам стихотворение? (Да, красивое описание леса.)
– Что больше запомнилось?
в) Словарная работа.
– С чем поэт сравнивает лес? (С теремом.)
– Что такое терем? (Красивый дом.)
С.И. Ожегов объясняет значение слова ТЕРЕМ так: “В Древней Руси: жилое помещение в верхней части дома или дом в виде башни“.
– Как вы думаете, почему А. И. Бунин сравнивает лес с теремом? ( Лес, как терем, нарядный)
г) Работа над стихотворением.
– Какое настроение вызывает у поэта и у нас лес-терем? (Он показывает его весёлым, радуется золотой осени).
– А в музыке П. И. Чайковского было такое же настроение? ( Нет, музыка более печальная, спокойная).
– Значит, осень можно изобразить по-разному: печальной, грустной, радостной, весёлой.
– А теперь мы ещё раз прочитаем стихотворение и посмотрим, что автор включает в свой яркий терем, как он “построен” и где он стоит.
( Дети читают стихотворение – жужжащее чтение).
- Итак, отметим ещё раз краски - “слова, которые использованы для постройки терема”.
Терем состоит из берёзок, ёлочек, клёнов. (Читают отрывок.)
– Вот почти и готов наш терем, стены есть.
– А оконца? Что о них пишет поэт? (Читают отрывок.)
– А сейчас я узнаю, все ли внимательно читали стихотворение? Где же стоит наш терем? В лесу? В саду? В поле? А проверить ваше внимание поможет музыкальное произведение, в котором говорится о том, как “ Падают листья”.
6) Работа с песней “Падают листья”.
а) Поют первый куплет песни.
б) Работают над содержанием песни.
– Что вы можете сказать о мелодии этой песни? Какая она? (Светлая, ласковая, напевная).
– А в каком ладу написана песня? (В мажоре.)
– Вот поэтому картина летящих листьев вызывает светлое и радостное чувство. А чтобы вам хотелось сделать под эту музыку? (Танцевать вальс.)
4. Физкультминутка.
– Вы хорошо спели, как падают листья, а теперь покажем это: поднимем руки вверх и плавно, покачивая, опустим их вниз (2,3 раза).
5. Работа с текстом.
– Согласны ли вы с песней? Наш терем тоже стоит в саду? ( Нет, он стоит на поляне, – читают до слов о мёртвой тишине.)
– А с настроением песни вы согласны? (Да, лес - терем радужный, переливается разными красками.)
– Прочитайте следующие строки стихотворения. С кем мы прощаемся? Почему нам становится немножко грустно? (Читают - Прощаемся с последним мотыльком.)
– А с кем мы ещё прощаемся осенью? (С птицами, с цветами, с природой. Она засыпает до весны.)
– А кто помнит песню, которая нам об этом рассказывает? (“Скворушка”, “Осень пришла“.)
6. Работа с песней “Осень пришла“
а) Поют 1-й куплет песни.
– Ребята, это тоже вальс. Но уже другой. В каком ладу он звучит? ( В миноре.)
– А какой темп? ( Медленный.)
– Минорный лад и медленный темп вносят немножко грусти в настроение этого вальса.
б) Работа с текстом.
– Мы немного погрустили, прощаясь с птицами из песни и мотыльком из стихотворения. И это ещё раз нам подчеркнуло, как тесно связаны музыка и поэзия. А теперь мы вернёмся в наш “ Лес-терем “, что же происходит там? (Читают стихотворение до конца.)
– Что выражает поэт этими словами? ( Своё восхищение.)
– С каким настроением будем читать эти строки? ( Весело, торжественно.)
7. Работа над выразительным чтением.
1)– Ну, а теперь, давайте будем учиться читать так, чтобы все, кто нас будет слушать, ясно представили себе расписной терем, сверкающий красками на лесной поляне.
– Как мы будем читать: быстро, медленно или спокойно? ( Спокойно.)
– Конечно, спокойно, чтобы представить и передать восхищение этой картиной.
При чтении следует выделять те слова, которые мы уже нашли – это основные объекты картины: лес, берёзы, осины.
Помните, что это стихотворение, поэтому вы знаете, что последние слова каждой строки надо произносить малым ударением. Попробуем прочитать и разметить первые 4 строчки вместе со мной.
2) Чтение учителя
Лес, / точно терем расписной, /
Лиловый, / золотой, / багряный, /
Весёлой, / пёстрою стеной /
Стоит над светлою поляной.
3) Самостоятельно читают и размечают текст стихотворения.
4) Выразительное чтение подготовленным учеником. ( Слушают, как надо читать.)
5) Выразительное чтение детьми. (3 человека.)
– Прочитав это стихотворение, что главное вы отметили для себя? ( Красоту природы.)
– А что бы вы решили, увидев эту красоту? ( Природу надо беречь и охранять).
8. Итог урока.
– Наш урок подошёл к концу. Давайте вспомним, что же мы делали на уроке?
– Что нового мы узнали?
– С каким писателем у нас была сегодня встреча? С каким произведением мы познакомились?
– А в музыкальной части урока, что нового мы узнали? С каким произведением познакомились? (Дети делают выводы.)
9. Домашнее задание.
Дети получают кленовые листочки, на которых записано индивидуальное задание, а у тех, кто активно работал на уроке, на листочке стоит оценка за урок.