Духовный мир личности — понятие безгранично широкое. Речь идёт обо всей совокупности общественных и личных отношений, проецируемых в человеческое сознание, обо всём бесконечном разнообразии интеллектуальных и эмоциональных, этических и психологических реакций, которые порождаются в индивидууме постоянным взаимодействием с социальными, национальными и многими иными условиями бытия и быта, с “нерукотворной” культурой — природой и с культурными ценностями, создаваемыми в процессе исторического развития человечества.
Уроки литературы призваны не только давать определённые программой знания, но и помочь школьнику выработать собственную читательскую позицию, привить эстетический вкус, научить мотивировано доказывать свою мысль, творчески вести дискуссию, развивать духовный потенциал личности нравственностью русской классики.
На уроке не всегда удаётся учащимся раскрыться, проявить себя, так как в рамках отведённого программой времени учитель использует его для отработки основных знаний, умений и навыков по литературе с тем, чтобы подготовить их для написания сочинений по пройденному, так как без этого нельзя готовиться для поступления в вузы.
Кроме того, уровень восприятия подаваемого материала, участия в обсуждении учащимися разный ввиду их индивидуальных интеллектуальных, психических и эмоциональных особенностей.
Поэтому внеклассная деятельность снимает временные ограничения, позволяет раскрепоститься и самовыразиться ребёнку в неформальной обстановке, заняться любимым делом (чтение и создание стихов, прозы). В ноябре 2001 года в нашей школе при участии учеников 8-го класса была начата работа над литературным журналом “Живой родник ”. После выпуска первого номера журнала, в работу включились ученики других классов.
Цели и задачи Литературного журнала:
- Раскрыть творческие способности и таланты учащихся школы.
- Углубить литературные знания учеников через знакомство с жизнью и творчеством поэтов и писателей.
- Привить любовь к русскому языку и обогатить речь детей.
- Вовлечь в работу над журналом учащихся из классов всей школы.
- Приобрести опыт работы с литературными текстами, умение поиска и отбора литературного материала, написание публицистических статей.
- Приобрести навыки общения в форме дискуссий и умения выражения своей позиции и точки зрения.
- Освоить лингвистические аспекты в компьютерных технологиях, используемых для реализации проекта.
Литературный журнал задумывался как творческая площадка для нескольких направлений литературной деятельности. Поэтому каждое направление получило своё собственное отражение в соответствующих рубриках на страницах журнала.
Журнал состоит из шести тематических рубрик и одного приложения:
- “Живой родник”. Публикует поэтические и прозаические произведения учащихся школы.
- “Точка зрения”. Предоставляет слово всем желающим высказаться на волнующие злободневные темы. Рубрика для серьёзной дискуссии с юным читателем.
- “Ты мне зеркальце скажи”. Поднимает важные нравственные вопросы перед детьми, и помогает ответить читателю всемирными шедеврами литературы и искусства.
- “Неизвестное об известном”.Знакомит читателя с интересными и малоизвестными фактами из жизни выдающихся людей, с историей создания некоторых литературных произведений.
- “О великий и могучий”. Открывает особенности русского языка, которые не затрагиваются школьной программой.
- “Времена года”. Знакомит читателя с народными приметами, которые нашли своё отражение в литературе и культуре родного края.
- Приложение к литературному журналу. Наиболее глубоко освещает различные направления и явления в поэзии и прозе. Знакомит читателя с творчеством самобытных авторов России. Позволяет учащимся заглянуть в глубины литературного наследия России.
Рубрика “Живой родник” является основной в журнале, именно поэтому так называется журнал в целом, так как основная его задача — помочь раскрыть таланты ребят. В этой рубрике публикуются поэтические и прозаические произведения учеников. Потребность в самовыражении есть у каждой творческой личности и самой главной задачей было создать доверительную среду для реализации творческих способностей ребят. Уроки литературы способствовали этому, так как служили основой для нахождения общих точек соприкосновения при обсуждении проблемных вопросов по изучаемому материалу, предлагались домашние творческие задания (сочинения) по разным темам. И, как правило, лучшие работы оказывались на страницах журнала. Среди этих работ были сказки, былины, стихи, рассказы.
Например, ученица 7-го класса Лукомская Настя публиковала свои былины, стихи. Отрывок из былины о Дмитрии-богатыре:
Под небом голубым
Из маленькой деревушки
Ехал Дмитрий богатырь
В стольный Киев град.
Конь под ним не простой,
Богатырский конь.
А в руке могучей
Острый был кинжал
Ехал богатырь,
Три ночи не спал,
А под ним его
Резвый конь скакал
Вот приехал он
В славный Киев град
В этом произведении Настя использовала древний жанр устного народного творчества – былину.
У ученицы 11-го класса Азариной Лизы получилась философская сказка, которая заставляет размышлять на тему о вечных ценностях – доброте, счастье и любви.
"Сказка, которая могла бы стать былью.
Ночь, уже полностью завладевшая городом, была мрачна и тиха. Но приход ее никак не отразился на деятельности юной студентки, которая по-прежнему что-то читала, несмотря на усталость. Тяжелые веки опускались, голова держалась над столом на руках, но они тоже переставали слушаться. И вот уж глаза закрыты, голова лежит на книге, но не мелкие буквы перед глазами, а какое-то незнакомое, прекрасное место...
...Она шла, легко ступая по молодой ярко-зеленой траве. От ветра оборки ее красивого платья василькового цвета развевались в разные стороны, длинные завитки волос тянулись к лицу. Вдруг она увидела озеро, хрустальное, чистое, прозрачное. У самого берега стоял молодой человек, ласково поглаживая белого коня. Он подарил ей букет нежно-розовых лилий. Разглядывая свое отражение в зеркале озера, она наслаждалась волшебным голосом прекрасного принца и чудесными словами о любви. Потом они катались на коне, бегали по лугу друг за другом, смотрели на небо. Он проводил ее до дома, поцеловал, отдал в руки маленький конверт, перевязанный тонкой розовой лентой, попрощался и ушел. Войдя в дом, она распечатала конверт и прочитала: “Милая моя, я тебя очень люблю и хочу сделать одно предложение...”
Пронзительный, резкий звук электронного будильника оборвал мечты. Вместо романтического письма перед ней оказалась стопка книг и тетрадь, в которой вчера она так и не смогла сделать нужную работу. “Да, это был сон, наяву так не бывает”, — подумала она, собрала вещи, оделась и ушла в институт. А какое предложение сделал ей сказочный принц, она уже не узнает никогда...
Но почему же такого не бывает наяву? Может быть, мы просто перестали верить в сказки? Может быть, слишком рано становимся расчетливыми и хотим сами расписать свою жизнь? А ведь настоящая любовь приходит совсем неожиданно, именно к тем, кто ее не ждет, но готов к встрече с ней. Пустые разговоры, ненужные встречи, неискренние отношения все дальше уводят нас от любви – высокой, настоящей. Все истинное – просто. Надо только оглянуться вокруг себя, посмотреть на людей, улыбнуться им и стать добрее. Только доброта, искренность и сочувствие приблизят нас к природе, к миру и, конечно, к любви. И, может быть, тогда наши сны станут реальны..."
Всего во всех номерах литературного журнала были опубликованы работы более 50 учащихся разных возрастных групп и преподавателей школы, и эта рубрика пользовалась неизменным интересом у читателей.
В разделе "Неизвестное об известном" мы знакомим читателя с интересными и малоизвестными фактами из жизни замечательных людей и историей создания некоторых литературных произведений.
В выпусках журнала дети познакомились с такими представителями русской литературы как Владимир Иванович Даль, Корней Иванович Чуковский, Николай Михайловиче Рубцов.
Публиковались неизвестные факты из жизни художников, отрывки из дневников, воспоминания друзей и родственников. Для этого школьниками проводилась большая исследовательская работа – поиск источников информации, встреча со специалистами-литературоведами, анализ и систематизация полученного материала и написание публицистических очерков.
После знакомства с широкой аудиторией на классных часах проводились литературные обсуждения и дискуссии. Данная рубрика позволила многих читателей познакомить с некоторыми фактами жизни и творчества представителей русской литературной интеллигенции как образчика лучших традиций отечественной культуры. Это, несомненно, наложило свой отпечаток на развитии творческих способностей детей, привило эстетический вкус.
В рубрике" О великий и могучий" читателю открываются те тайны родного языка, которые не затрагивают уроки школьной программы, а именно, происхождение названий тех или иных предметов, явлений и объектов. Вот, например, наша школа расположилась в местечке, где протекает небольшая речушка — Гвоздянка. Ученик 10-го класса Скоморохов Максим провёл исследовательскую краеведческую и лингвистическую работу, результатом которой появилась статья “Откуда получают имена реки”. Вот отрывок из этой статьи:
"Мы знаем, что на территории современного Бутова находится множество малых речек и прудов. Одна из них — Гвоздянка. Ребята из научного экологического общества нашей школы занимаются изучением особенностей этой речки, поэтому мы и обратились к ним за разъяснениями. Багдеева Виктория и Афицерова Лена рассказали нам, что название реки немножко странное и смешное. На картах XVII века она имеет несколько другое название — Гвоздная, Гвоздня.
Мы знаем, что название не бывает случайным. Одна из версий такова: река не имеет конкретного истока, т.е. она появляется постепенно, просачиваясь сквозь землю, причём появляется вода из земли в разных местах, т.е. как гвоздь, куда его не забьёшь — везде появляется вода. Ребята обратились к словарю и обнаружили, что в старославянском языке слово гвазда обозначает грязь, топь, отсюда образовалось современное слово изгваздаться. Река Гвоздянка действительно очень заболоченная.
Так, заинтересовавшись тайнами происхождения названия рек в русском языке, мы приоткрыли историю имени Гвоздянки, небольшой, но живописной речушки, которая протекает недалеко от нашей школы".
В этой работе ученики обращаются к краеведению, что усиливает интерес к истории родного края. Дети получают бесценный опыт работы с лингвистическими словарями, что даёт возможность черпать неиссякаемый источник знаний русского языка.
"Ты мне, зеркальце, скажи" — эта страничка посвящается ответам на многие волнующие нас вопросы: кто я, для чего я живу, что такое честность, порядочность, доброта ...
Помогают нам разобраться во всём всемирные шедевры литературы и искусства.
На уроках литературы анализируются произведения русской классики, ребятам предлагается написать отзыв или рецензию на прочитанное. Самые интересные работы публикуются в журнале. Вот один из примеров отзыва на произведение Зощенко "Аристократка", подготовленный учеником 8-го класса Шушуновым Евгением:
"Михаил Зощенко жил в трудное революционное время, когда менялся политический строй и уклад жизни людей в России. Писатель стремиться поднять очень важные проблемы. Важно построить новую жизнь, где не будет места хамству, пошлости, мещанству.
Рассказ произвёл на меня странное впечатление. Главный герой говорит о себе, о том, что с ним произошло.
Водопроводчик познакомился с дамой, которую по внешнему виду назвал аристократкой — мопсик на руках, во рту зуб золотой...
Он приглашает аристократку в театр. Там надо вести себя как подобает. Театр — это особый мир, мир высокой духовности. Первые слова героя были: "Есть ли здесь водопровод, и работает ли он".
Место у слесаря находилось далеко от сцены, и трудно было что-либо услышать и увидеть.
Кульминацией рассказа является сцена в буфете театра. Кавалер предложил даме откушать пирожные. А она только и ждала этого. Она начала есть их одно за другим. Водопроводчик забыл о том, что он должен вести себя как рыцарь, когда она взяла четвёртое, сказал: "Отдавай его взад". Он начал считаться, а это не по-мужски. Да и сама дамочка хороша. Пришла в театр не спектакль смотреть, а за чужой счёт поесть в буфете.
В наши дни многие ходят в театр, но для того, чтобы насладиться зрелищем, погрузиться в мир прекрасного, поразмышлять над многими важными вопросами. А вести себя в театре надо так, как подобает культурному человеку.
Герои повести — некультурные и невоспитанные люди, которые даже не понимают, что они ведут себя пошло.
Рассказ Михаила Зощенко занимает достойное место в русской литературе. Он помогает читателю разобраться в пороках общества".
После прочтения рецензии проходят обсуждения на уроках литературы, дети высказывают своё мнение, приводят примеры из своего личного опыта, сравнивают, сопоставляют и делают выводы. Все стороны человеческой жизни – материальные и духовные — есть плод их воспитания, культуры. Дети на примерах классической литературы получают уроки нравственности, культуры поведения в обществе.
Кроме того, ученики овладевают умением написания отзывов и рецензий на заданные темы, оттачивают свой собственный литературный стиль изложения мыслей на бумаге.
В разделе "Точка зрения" читатель знакомится с мнением учеников и учителей нашей школы на самые волнующие темы наших дней.
Что это за вопросы и проблемы?
Конечно же, это то, что именно сейчас волнует всех. Иногда одни и те же события могут вызывать противоположные точки зрения и необходимо уметь публично высказываться по ним и аргументировано отстаивать их на страницах журнала, а в дальнейшем и в жизни.
Чтобы дать возможность представить все возможные точки зрения в журнале позволялось высказываться анонимно.
Уважаемый читатель!
Темой обсуждения в нашем клубе сегодня стали те события, которые произошли недавно в Царицыно. Главными участниками были ваши сверстники, молодые люди 14 — 18 лет.
В этой рубрике мы предлагаем высказать своё отношение к происшедшему всех желающих для того, чтобы понять причины произошедшей трагедии и дать оценку этим событиям.
Мы публикуем разные точки зрения, которые были высказаны учениками старших классов нашей школы для того, чтобы на основе этого начать дискуссию и попытаться найти истину.
Редакция журнала
Первое мнение.
Я считаю, что в этих событиях пострадали невинные люди. И отчасти виноват каждый из нас. С этой разрозненностью между нациями давно нужно покончить. Ведь от такого террора страдает всё больше невинных людей.
То, что произошло в Царицыно — очень плохо. Виновато государство, которое не может контролировать поведение граждан. Произошедшее было спланированным действием, которое унесло жизни людей.
Тех, кто совершил погром в Царицыно, нельзя назвать людьми. Мне не понятно ради чего они всё это делали, да и очень страшно.
То, что случилось — перебор. Выходить на улицы с дубинами и бить людей — это неуважение к самому себе.
Это проявление нацизма. Я просто в ужасе. А вдруг такая толпа возненавидит студентов или детей, инвалидов или стариков? Для меня это варварство. Ведь мы рушим нашу жизнь.
Тех, кто это сделал нужно наказать. Это - хулиганство.
Против лиц кавказкой национальности я ничего не имею. Среди них есть и плохие и хорошие, так же, как и русские. Произошедшее в Царицыно ужасно, т.к. бить и убивать за то, что у них другой цвет кожи...
Второе мнение.
Люди, совершившие погром правы потому, что люди кавказской национальности виноваты во всех бедах и несчастиях в нашей стране.
Бритоголовые доказали, кто главный в стране, в Москве.
Надо бороться с нашествием в нашу страну людей других национальностей. Торговцы овощами и фруктами могут распространять инфекционные болезни.
Бритоголовые поступили правильно. Россия — для русских.
Кавказцы везут наркотики, оружие, с ними надо бороться.
С одной стороны, бритоголовые поступили правильно, но мне жалко пострадавших, если бы у меня были средства, связи, то я бы помогла им.
Острая тема, не правда ли?
Конечно же, можно её было бы не публиковать, есть темы другие, менее острые. Но не замечать проблемы, значит её усугублять. Что думают дети по этому поводу — очень важно, так как их мировоззренческая позиция формируется под воздействием многих факторов, и школа должна быть определяющей.
Как видите, мнения разные, и публикация в журнале стала поводом для дискуссий во всей школе: и среди учителей, и родителей, и учеников.
В конце концов, в ходе диспутов и дискуссий возобладала (возможно, с помощью взрослых) гуманистическая позиция и была дана справедливая оценка случившемуся. Без ложной скромности могу сказать, что, несмотря на многонациональный состав учащихся нашей школы, конфликтов на национальной почве не возникало.
Последняя рубрика "Времена года" знакомит читателя с приметами наших предков, которые нашли своё отражение в литературе, в православии.
Ноябрь — одиннадцатый месяц года в древности называли грудень.
4 — Казанская. На Казанскую добрые люди вдаль не ездят — выедешь на колёсах, а приедешь на полозьях.
8 — Дмитриев день. Коли на Дмитровской неделе оттепель, то всей зимушке — быть с теплинами.
14 — день Кузьмы и Демьяна. На Кузьмин день тепло - зима тёплая. Проводы осени, встреча зимы. Образуется первый санный путь — первопуток.
20 — Федот. Федот лёд на лёд ведёт.
21 — Михайлов день. С Михайлова дня зима стоит - земля мёрзнет. Михайло мосты мостит, зима морозы куёт. Коли на Михайлов день иней — ожидай больших снегов.
22 — день Матрёны зимней. С Матрёны зима вступает в силу, землю студит. Иней на деревьях — к морозам.
24 — Мартынов день. Если в Мартынов день гусь выйдет на лёд, то в Рождество будет плавать на воде (замёрзшие и покрывшиеся льдом реки вследствие тёплой погоды опять разойдутся).
27 — Филиппов день. Начинается “волчий месяц ”, волки стаятся, начинают бродить и поближе к людским жилищам подбираться.
28 — Гурий на кобыле ездит (грязь и снег). На Гурия снег — лежать ему до половодья.
29 — на Матвея земля потеет. Коли дуют ветры - ожидай за ними вьюг да метелей.
Здесь дети знакомятся с красотой русского языка, его певучестью и близостью к природе.
В выпусках журнала приняло участие около 50 учеников, некоторые из которых успешно окончили школу и поступили в высшие учебные заведения на гуманитарные факультеты.
Отмечается рост творческой деятельности среди подростков, совершенствуются их литературные знания. Приобретаются умения в области филологии и навыки при работе с компьютером.