Цели:
- познакомиться с биографией писателя, с особенностями его сказок;
- развивать умение работать самостоятельно с текстом и в парах;
- анализировать литературное произведение;
- давать характеристику литературному герою;
- находить приемы создания сатирического;
- воспитывать наблюдательность, трудолюбие.
Оборудование: портрет М.Е.Салтыкова-Щедрина, таблицы, рисунки детей.
I стадия – стадия вызова (учащиеся отвечают на два вопроса, ставят перед собой задачи урока, исходя из темы урока)
1.
Что знаем по теме урока?
- прочитали сказку;
- знакомы с определением жанра “сказки”;
- знакомы с понятиями “сатира” и “юмор”;
Что должны узнать?
- кто такой Салтыков-Щедрин?
- каковы особенности сказки “ Повесть о том…”:
(анализ текста; определение жанровых
особенностей и своеобразия языка сказки);
- характеристику героев;
2. Чтение статьи учебника (о писателе и его творчестве). Читая текст, учащиеся делают карандашом пометки в тексте:
? - непонятно
V - основной материал
! - удивило
+ - уже знаю
II стадия – осмысление
1. Беседа по прочитанному:
- что было непонятно?
- что удивило?
- что уже знали о писателе?
- что узнали о Салтыкове-Щедрине?
2. В процессе беседы составляем кластер:
Почему Салтыков-Щедрин писал именно сказки? (Более понятны простому народу, цензура не пропускала…) Назвал он свои произведения “сказками для детей изрядного возраста”
3. Анализ текста сказки “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”. Беседа, в процессе которой составляется кластер:
- Вспомним сюжет сказки.
- Какие аналогии вы можете назвать в связи с попаданием генералов на остров (Робинзон Крузо. Но он превратил остров в цветущий сад)
- Какие ассоциации у вас возникали при чтении сказки?
- Кто герои сказки?
- Найдите в тексте описание генералов. Что мы о них узнали? Какими качествами они обладают?
- Могли ли на самом деле существовать такие генералы в таком виде, какими их изобразил сатирик? Какой прием при этом используется? (Гипербола)
- Каков мужик? Зачитаем его описание. Какими качествами он обладает? Какой прием при этом использовал автор? (Гипербола) Приведите еще примеры гипербол в тексте. Для чего нужна гиперболизация?
Составим сравнительную таблицу:
Генералы
|
CCCсс | Мужик
|
неприспособленность | приспособленность | |
глупость | ловкость | |
невежественность | находчивость | |
тунеядство | трудолюбие | |
никчемность | талант | |
несправедливость | рабская покорность | |
жадность | безропотность | |
пустота |
Что лежит в основе этого сравнения, какой прием? (Антитеза)
Как генералы относятся к мужику?
Как автор относится к своим героям?
Читая сказку, мы смеемся, но смех бывает разный: юмористический (веселый, добрый) и сатирический (горький, обличительный). Какой же смех используется автором в “Повести…”?
Мы слышим горький, обличительный смех писателя, разоблачающий не только злополучных генералов, но и департамент, в котором они служили, редакцию газеты “ Московские ведомости” и мужика, который, не сопротивляясь, выполняет все прихоти генералов. С болью Салтыков-Щедрин говорит о мужике – то есть о талантливом народе.
Цель его сатиры - разоблачить глупость, невежество, тупость генералов.
Прямо ли об этом говорит автор? Как называется такой прием? (Иносказание, Эзопов язык)
4. Работа в парах над заполнением таблицы:
Какие черты народных сказок
использовал Салтыков-Щедрин в “Повести …”? |
Элементы реальной жизни |
||
---|---|---|---|
Сказочный зачин |
Устойчивые сказочные выражения |
Фантастические события |
Беседа по таблице, проверка.
III стадия – рефлексии
5. Подведение итогов с опорой на составленные кластеры:
-Что должны были узнать? Что узнали? Кто такой Салтыков-Щедрин?
- Каковы особенности сказок Салтыкова-Щедрина?
6. Прием “верное - неверное утверждение”
“Права ли я?”
Я утверждаю…что сказки Салтыкова-Щедрина написаны только для детей?
Я утверждаю…что в его сказках используется только разговорный стиль?
Я утверждаю, …что Салтыков-Щедрин прямо указывает на недостатки своих героев?
Я утверждаю, … что в сказках Салтыкова-Щедрина используются черты народных сказок и элементы реальной жизни?
Я утверждаю, …что в этих сказках используется добрый авторский смех.
7. Составление синквейна: каков смех у Щедрина?
Смех
Обличительный, горький.
Осуждает, поучает, разоблачает
Борется с недостатками.
Исправляйся!
8. Итог урока: поставим оценку – уроку
- учителю
- классу
- себе
9. Домашнее задание: сочинить сказку, подобную Салтыкову-Щедрину.