Литература

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Методическая разработка урока по теме: "Пейзаж в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" 2006

    Автор: Шилова Мария Борисовна

    Представляю урок литературы в 7-м классе по программе А.Г. Кутузова по теме "Художественный образ в литературном произведении". Это восьмой урок по плану. На данном уроке учащимся предоставлена возможность исследовать роль выразительных средств в тексте, роль пейзажа в повести Н.В. Гоголя. Учащимся дается возможность как под руководством учителя, так и самостоятельно развивать речь. Урок способствует развитию самостоятельности и коммуникативности.

  • Урок литературы в 10-м классе по теме: "Грустные мысли о человеческом счастье" (по рассказу А.П. Чехова "На пути") 2006

    Автор: Болонева Ирина Васильевна

    Урок литературы в 10-м классе. На примере рассказа А.П. Чехова "На пути" учащиеся выясняют особенности чеховского творческого метода, а также знакомятся с проблематикой и художественным своеобразием рассказа как литературного жанра.

  • Интегрированный урок-путешествие в мир поэта (о Шекспире). 9-й класс 2006

    Автор: Истягина Татьяна Алексеевна

    Так как личность Шекспира удивительна и достоверных источников, рассказывающих о его жизни, нет, на уроке мы попытаемся составить портрет этого человека исходя из анализа эпохи и его творчества. На уроке используются материалы биографии Шекспира, его сонеты на английском языке и их переводы, лингвоанализ 130-го сонета, фрагменты из пьесы "Ромео и Джульетта", видеосюжеты из фильма "Влюбленный Шекспир". Итогом урока является портретная характеристика великого поэта и драматурга, чья слава вечна.

  • "Живой – и только!" Конспект открытого урока-портрета, посвященного Б. Пастернаку 2006

    Автор: Баталова Татьяна Николаевна

    Урок-портрет посвящен знакомству с поэзией одного из замечательных поэтов ХХ века. Для того чтобы любить поэзию, нужно интересоваться Человеком, личностью. Феномен Пастернака в том, что он всегда и во всем оставался самим собой, ни в чем не уступая сталинскому режиму, направленному на унификацию и принижение личности. Он пронес нетронутой свою поэтическую ношу, щедро отмеренную ему Природой. Да, он был седым юношей, доверявшим только чуду жизни и воспевшим это чудо. Беречь этот дар жизни, познать, развить в себе талант – все эти мысли мне хотелось донести до моих учеников.

  • Урок словесности в 6-м классе (по стихотворению Б. Пастернака "Победитель") по теме: "Как он велик! Какой бессмертный жребий!" 2006

    Автор: Орлан Ирина Борисовна

    Урок литературы в 6-м классе поможет учащимся задуматься над такими нравственными понятиями, как патриотизм, гражданственность, гуманизм. На данном уроке формируются следующие умения: анализировать художественное произведение; определять тему, идею; находить ключевые слова, помогающие в раскрытии темы и идеи; анализировать, синтезировать, сопоставлять. Использование групповой формы работы и приема эвристической беседы способствует развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса.

  • Проектный метод на уроках литературы с применением компьютерных технологий 2006

    Автор: Маркова Римма Петровна

    Представленный урок по своему типу относится к уроку повторения и систематизации знаний и проводится в конце изучения материала "Серебряный век русской поэзии". Для этого занятия учащиеся 11 класса готовили компьютерные проекты-ассоциации к теме урока и защищали их. Для подготовки ребятам пришлось просмотреть очень большое количество материалов – как литературных источников, так и материалов в сети Интернет. Роль учителя в данном виде деятельности – это роль консультанта и соавтора. Подбор материалов учащиеся осуществляли на уроках литературы, а сами проекты-ассоциации создавали во внеурочное время, используя программу Power Point.

  • Разработка внеклассного мероприятия по теме: "Мифы Древней Греции" 2006

    Автор: Бондаренко Алевтина Васильевна

    Традиционными стали в школах декады русского языка и литературы. Данное мероприятие для 5–6-х классов посвящено мифам Древней Греции. В данной разработке предлагается форма проведения в виде игры "Умницы и умники". Для подготовки учащиеся повторяют необходимые темы, готовятся к выставке рисунков. Сцена или классная комната может представлять собой Древнюю Грецию. В ходе игры её участникам задаются вопросы на знание древнегреческой мифологии, требующие конкретного знания текста и предполагающие более ассоциативные ответы. После игры подводятся итоги и проводится награждение.


  • Конспект уроков "Проблема терроризма в повести Л. Андреева "Рассказ о семи повешенных" 2006

    Автор: Королева Маргарита Викторовна

    Вашему вниманию предлагается серия (2–3 урока в зависимости от подготовки класса) уроков по актуальной на сегодняшний день теме: "Проблема терроризма в повести Л. Андреева "Рассказ о семи повешенных". Предварительно учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством Л. Андреева, его рассказами "Баргамот и Гарасько" или "Петька на даче" (по выбору) и повестями "Иуда Искариот" и "Жизнь Василия Фивейского" (по выбору). Повесть "Рассказ о семи повешенных" должна быть прочитана и учащимся предложено обдумать ответ на вопрос: как автор относится к террористам? Первая часть предложенных уроков может быть проведена в гуманитарном классе, где учащиеся изучали мировую художественную культуру и хорошо знакомы с историческими событиями и идеологической борьбой в России второй половины ХIХ века, а также с русской литературой и искусством этого периода. В других классах (например, естественнонаучных) эта часть уроков может быть дана в виде лекции учителя.

  • Урок литературы в 11-м классе по теме: "Мы – от бога, я от дьявола?!" (По роману Е.И. Замятина "Мы") 2006

    Автор: Авраменко Галина Александровна

    Урок литературы по теме "Мы" – от бога, "я" – от дьявола" рассматривает проблему взаимоотношения личности и госсударства в романе Е.И. Замятина "Мы".

  • Урок литературы в 11-м классе по теме: "Вечно юный, как сон". Судьба и поэзия К.Д. Бальмонта 2006

    Автор: Бушманова Галина Калистратовна

    Урок знакомит с жизнью К.Бальмонта, пробуждает интерес к поэтической индивидуальности, нацеливает учащихся на постижение мыслей и чувств лирического героя поэзии Бальмонта и внутреннего мира самого поэта.

  • Урок литературы в 10-м классе по теме: "Нужны ли нам сегодня стихи А.А. Фета?" 2006

    Автор: Куйдина Александра Аркадьевна

    Урок построен как заседание редакционного совета в издательстве - решение вопроса о публикации произведений А.А. Фета. Участие в обсуждении принимают сотрудники литературно-критического, музыкально-критического, биографического, художественного отделов; пригласили мы и социологов. Учащиеся заранее получили групповые задания: подобрать материал по заданной теме, провести выборочный опрос учащихся школы. В начале урока каждая группа получила карточки с вопросами, которые сформулированы так, что учащиеся должны высказать противоположные мнения; таким образом, в ходе урока получается дискуссия. В результате обсуждения учащиеся приходят к выводу, что поэзия не умирает, принимают решение о публикации.

  • Урок пресс-конференция на тему: "Золотые страницы Славы. Поэзия подвига" 2006

    Автор: Лебедева Вера Николаевна

    Урок – пресс-конференция предполагает за два учебных урока познакомить ребят с творчеством многих поэтов, пишущих на войне и о войне, выяснить причину постоянного внимания современных авторов к событиям Великой Отечественной войны. Также тема и форма урока дают возможность приобщать учащихся к творчеству своих земляков.

  • Урок по русской литературе на тему: "Маленький человек" в мире абсурда (по повести Н.В. Гоголя "Шинель") 2006

    Автор: Покровская Людмила Михайловна

    Главный принцип работы с ОСК на уроках литературы – ориентир на учебный целостный анализ текста по определённому алгоритму действий. Собственный практический опыт работы по внедрению технологии ОСК убеждает меня в том, что более эффективно не расшифровывать готовые "формулы", а в процессе анализа создавать их, основываясь на главный принцип работы с ОСК – определение концепции (основной точки зрения автора на явления жизни, определение ведущего замысла). Задача учителя – помочь ученикам "видеть смысл, общую направленность их творческой деятельности, видеть в этом развитие собственных возможностей для решения творческих задач".

  • Анализ художественного пространства на уроках литературы в старших классах (на примере повести А. Платонова "Котлован") 2006

    Автор: Хатькова Светлана Александровна

    Нежелание брать книгу в руки можно победить, вооружив человека хотя бы примитивными приёмами, способами и методами анализа художественного произведения, которые позволят ему (человеку) освоить текст, пропустить через себя, сделать частью своего опыта, а значит, понять.


  • Самостоятельные работы по русской литературе. 10-й класс 2006

    Автор: Сенокосова Галина Анатольевна

    В работе представлена система самостоятельных работ по текстам русской литературы (по произведениям А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, М. Е. Салтыкова-Щедрина). Подобные опросы можно проводить на любом этапе работы с художественным текстом: и в начале беседы о произведении (как контроль самостоятельного чтения учащихся), и в завершении (как зачёт, как работа обобщающего характера). Эти работы помогают развивать внимание, память, речь, мышление учащихся. А если самих детей привлечь к составлению таких заданий, то процесс формирования их интереса к литературе становится естественным.

  • Страна поэзии. Система уроков по теме: "Лирика" 2006

    Автор: Головачева Елена Васильевна

    Представлены уроки, формирующие понятие о тропах (эпитете, сравнении, метафоре). Они отражают последовательность работы над осмыслением сущностных признаков каждого тропа.

  • Урок литературы по теме: "Языковые средства создания комического" 2006

    Автор: Кузовлева Ирина Васильевна

    С комическим ребята сталкиваются постоянно и в повседневной жизни, и в литературе. Цель представленного урока – показать учащимся смешное как вид эстетической оценки жизни, формировать умение воспринимать комическое и использовать языковые средства комического в собственных высказываниях.

  • Любовная лирика А.С. Пушкина. 9-й класс 2006

    Автор: Тимашкова Инна Петровна

    Говоря о любовной лирике Пушкина, мы остановимся на двух прекрасных вариациях стихотворения "На холмах Грузии...". Попытаемся понять, чем вызвана переработка первого варианта, назовём адресата каждого текста и рассмотрим, как создаётся основное настроение окончательного варианта стихотворения.

  • Разработка урока по литературе для 7-го класса по теме: "М.В. Ломоносов. Оды" (под ред. В.Я. Коровиной) 2006

    Автор: Кравченко Тамила Александровна

    Урок литературы в 7-м классе знакомит с биографией и творчеством М.В. Ломоносова, с литературным жанром ода и его особенностями.

  • "Осенняя песня" (литературно-художественная композиция) 2006

    Автор: Опольская Людмила Аполлинарьевна

    Литературно-художественная композиция знакомит школьников с пейзажной лирикой поэтов ХІХ–ХХ веков, а также с творческими работами самих учащихся, содействует эстетическому воспитанию учеников, помогает вызвать у них интерес к чтению стихотворений о природе, способствует развитию навыков выразительного чтения. Восприятие стихотворений происходит через сопоставление их с произведениями живописи и музыки, воспевающими красоту осенней природы.

  • Урок литературы в 5-м классе на тему: "Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма" (по творчеству А.С. Пушкина) 2006

    Автор: Грицив Лариса Викторовна

    Предлагаю вашему вниманию нестандартный урок внеклассного чтения после изучения в 5-м классе "Сказки о мертвой царевне..." А.С. Пушкина по учебнику А.Г. Кутузова "В мире литературы". Благодаря необычной форме проведения урока повышается развитие творческих и артистических способностей, эстетического вкуса школьников, происходит расширение их кругозора, прививается интерес к учебе в целом и к урокам литературы в частности, что способствует повышению качества обучения.


  • Внеклассное мероприятие по теме: "Слово о Лихачёве" 2006

    Автор: Фёдорова Елена Борисовна

    Внеклассное мероприятие посвящено Дмитрию Сергеевичу Лихачёву, столетие которого отмечается в 2006 году. Лихачёвский урок проводится в форме устного журнала и знакомит старшеклассников с удивительным человеком, который при жизни стал совестью и голосом русской интеллигенции. Страницы устного журнала раскрывают разные стороны жизни и деятельности Лихачёва-человека и Лихачёва-учёного. В мероприятии использована презентация, выполненная в Power Point.

  • Программа литературно-краеведческого клуба "Северное слово" 2006

    Автор: Дурапова Ольга Александровна

    Неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса является внеклассная работа. Литературное краеведение – одно из эффективных средств патриотического, нравственного, эстетического воспитания учащихся, укрепления связи литературы с жизнью. Литературно-краеведческие занятия при условии их правильной организации могут быть одним из звеньев воспитательной работы с классом. Наиболее эффективной формой работы по литературному краеведению считаю организацию клуба, что позволяет сочетать разнообразные виды работы.

  • Изучение баллады Н.С. Гумилева "Змей". 6-й класс 2006

    Автор: Гордиенко Галина Николаевна

    Урок знакомит учащихся с личностью Н.С. Гумилёва, расширяет представление о жанре литературной баллады на примере стихотворения Николая Степановича Гумилёва "Змей".

  • Контраст как основной мотив "Стихотворений в прозе" И.С. Тургенева 2006

    Автор: Стельмах Татьяна Ивановна

    В качестве объекта исследования послужили "Стихотворения в прозе" И.С. Тургенева. И.С. Тургенев – крупный художник, сумевший открыть так много необыкновенного в обыкновенном, будничном мире! Контраст в произведениях писателя – психологическая деталь: контрастны такие мотивы и образы, которые небезразличны всем или многим людям: молодость и старость, любовь и ненависть, вера и безнадежность, борьба и смирение, трагичное и радостное, светлое и темное, жизнь и смерть, миг и вечность. В данной работе мы постарались провести анализ отдельных произведений и выявить в них основные контрастные мотивы и образы, присущие данному циклу. 1

  • Игры "Интеллектуальный ринг" 2006

    Автор: Глазырина Анжелика Васильевна

    Игра "Интеллектуальный ринг" развивает творческие способности, логическое мышления детей. Повышает интеллектуальный и культурный уровень, расширяет кругозор учеников.

  • Информационные технологии на уроках литературы. Тема урока: "Историческая повесть А.С. Пушкина "Капитанская дочка" 2006

    Автор: Аносова Лариса Анатольевна

    Высшая и истинная цель изучения истории состоит не в систематизации и заучивании дат, событий, имён – это лишь первая ступень. Историю изучают, чтобы понять её законы, разгадать какие-то сущностные черты характера народа. Идея неслучайности, закономерности событий истории, их глубокой внутренней взаимосвязи пронизывает всё творчество Пушкина. Реальные исторические фигуры, привлекавшие внимание Пушкина, обязательно находятся на переломе эпох: Пётр I, Борис Годунов, Емельян Пугачёв. Почему? Вероятно, в момент исторических переустройств как бы обнажаются "скрытые пружины механизма истории", явственнее видны причины и следствия – ибо в истории Пушкин стремится понять именно причинно-следственную взаимосвязь событий, отвергая фаталистическую точку зрения на развитие мира.

  • Тема урока: "Женская долюшка" в стихах Н.А.Некрасова. 7-й класс 2006

    Автор: Терентьева Наталья Михайловна

    Урок знакомит учащихся с поэзией Н.А. Некрасова. Учит ребят восприятию образной и художественной ткани стихотворения, воспитывает художественный вкус, развивает речь.


  • У войны — не женское лицо 2006

    Автор: Евтеева Елена Николаевна

    Сценарий составлен по документальной повести Светланы Алексеевич "У войны – не женское лицо". Также использованы стихотворения И. Уткина и Ю. Друниной.

  • Он пел любовь… (Любовная лирика А.С. Пушкина) 2006

    Автор: Замятина Светлана Михайловна

    Урок "Любовная лирика А.С. Пушкина" призван познакомить учащихся с любовной лирикой поэта и музыкой, написанной на стихи А.С. Пушкина, вызвать интерес к личности и творчеству поэта.