Литература

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Мастерская по литературе по рассказу А.Приставкина "Фотография" 2006

    Автор: Грачева Ольга Александровна

    Я узнала о писателе А. Приставкине, о котором прежде ничего не знала. Я представила, как сложно жить сиротой, что значит для писателя близкий человек. После мастерской хочется познакомиться и с другими произведениями писателя. Он пишет просто, откровенно, доступно и очень трогательно.

  • Сценарий литературной гостиной "Любовь, любовь – гласит преданье – союз души с душой родной…" (дополнение к урокам по любовной лирике Ф.И. Тютчева) 2006

    Автор: Щербинина Елена Васильевна

    В увлекательной форме учащиеся знакомятся с некоторыми фактами биографии Ф.И. Тютчева, узнают о женщинах, которых любил поэт. Сценарий может быть использован как элемент урока.

  • Тема урока: "Валентина Александровна Осеева "Сыновья". 2-й класс 2006

    Автор: Шершукова Татьяна Алексеевна

    Цели предлагаемого урока: познакомить детей с рассказом "Сыновья"; продолжить формировать и совершенствовать технику чтения, четкую дикцию, развивать умение отвечать на вопросы к тексту; воспитывать положительные качества личности, отрицательное отношение к лени.

  • Образ кошки в мифологии, фольклоре и русской литературе 2006

    Автор: Брешева Наталья Петровна

    Данная тема интересна для учащихся 5–11-х классов.<br> На уроке прослеживается роль кошки в мифологии, фольклоре и русской литературе.<br> Занимательно переплетение мифов, сказок, авторских произведений.<br> Основные цели и задачи урока-коференции: <br> 1. Познакомить учащихся с произведениями фольклора и русской литературы, раскрывающими образ кота. <br> 2. Обучить интерпретации художественного текста<br> 3. Формировать навыки анализа эпического произведения малой формы<br> 4. Формировать навыки выразительного чтения учащихся<br> 5. Развивать устную речь учащихся, умение слушать и слышать собеседника<br> 6. Развивать интерес к фольклору и литературным произведениям о животных.

  • Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс 2006

    Авторы: Белозерцева Татьяна Семеновна, Хомёнок Людмила Ануфриевна

    Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся.

  • Мастерская письма "Давайте говорить друг другу комплименты…" 2006

    Автор: Маринина Маргарита Викторовна

    Одна из главных целей мастерских: создать ситуацию, находясь в которой, ученик сам бы ответил на все возникающие у него вопросы, получил бы ответы, быть может, не похожие ни на какие другие, отличные не только от тех, которые придумал сосед, но и от тех, которые нашел сам мастер.

  • Изобразительные возможности фонетического уровня русского языка на уроках литературы 2006

    Автор: Квашнина Елена Сергеевна

    Одним из распространенных подходов при обучении целостному анализу текста является уровневый. В статье предлагаются упражнения, позволяющие развить навыки выявления и интерпретации художественных приемов фонетического уровня.


  • Урок-исследование по теме: "В.В. Розанов. Жанр трилогии "Уединенное" и "Опавшие листья" 2006

    Автор: Цветкова Екатерина Ивановна

    В школьной программе по литературе произведения В.В. Розанова не изучаются. Это имя знакомо даже не всем учителям литературы. Данный урок-исследование был первым из намеченных далее и проходил как внеклассное мероприятие для учащихся 9-го класса. Ход урока и его результаты показали, что В.В. Розанов как писатель вызвал интерес у школьников и желание продолжить в дальнейшем знакомство с его произведениями.

  • Тематическое портфолио по чтению 2006

    Автор: Чнаваян Наталья Михайловна

    Я столкнулась с проблемой, заключающейся в том, что есть дети с нарушениями речи. Причины возникновения этих нарушений разнообразны: они могут быть органические и функциональные, биологические и социальные. Расстройства чтения могут быть обусловлены органическим повреждением корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения, запаздыванием созревания этих систем мозга, нарушением их функционирования и др. Нарушение речи ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. А исправить нарушение речи можно только при систематической работе с ребенком. Я решила собрать материал об исправлении нарушения речи учащихся, чтобы изучать этот материал и применять его в практике.

  • Методическая разработка урока по теме: "Пейзаж в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" 2006

    Автор: Шилова Мария Борисовна

    Представляю урок литературы в 7-м классе по программе А.Г. Кутузова по теме "Художественный образ в литературном произведении". Это восьмой урок по плану. На данном уроке учащимся предоставлена возможность исследовать роль выразительных средств в тексте, роль пейзажа в повести Н.В. Гоголя. Учащимся дается возможность как под руководством учителя, так и самостоятельно развивать речь. Урок способствует развитию самостоятельности и коммуникативности.

  • Урок литературы в 10-м классе по теме: "Грустные мысли о человеческом счастье" (по рассказу А.П. Чехова "На пути") 2006

    Автор: Болонева Ирина Васильевна

    Урок литературы в 10-м классе. На примере рассказа А.П. Чехова "На пути" учащиеся выясняют особенности чеховского творческого метода, а также знакомятся с проблематикой и художественным своеобразием рассказа как литературного жанра.

  • Интегрированный урок-путешествие в мир поэта (о Шекспире). 9-й класс 2006

    Автор: Истягина Татьяна Алексеевна

    Так как личность Шекспира удивительна и достоверных источников, рассказывающих о его жизни, нет, на уроке мы попытаемся составить портрет этого человека исходя из анализа эпохи и его творчества. На уроке используются материалы биографии Шекспира, его сонеты на английском языке и их переводы, лингвоанализ 130-го сонета, фрагменты из пьесы "Ромео и Джульетта", видеосюжеты из фильма "Влюбленный Шекспир". Итогом урока является портретная характеристика великого поэта и драматурга, чья слава вечна.

  • "Живой – и только!" Конспект открытого урока-портрета, посвященного Б. Пастернаку 2006

    Автор: Баталова Татьяна Николаевна

    Урок-портрет посвящен знакомству с поэзией одного из замечательных поэтов ХХ века. Для того чтобы любить поэзию, нужно интересоваться Человеком, личностью. Феномен Пастернака в том, что он всегда и во всем оставался самим собой, ни в чем не уступая сталинскому режиму, направленному на унификацию и принижение личности. Он пронес нетронутой свою поэтическую ношу, щедро отмеренную ему Природой. Да, он был седым юношей, доверявшим только чуду жизни и воспевшим это чудо. Беречь этот дар жизни, познать, развить в себе талант – все эти мысли мне хотелось донести до моих учеников.

  • Урок словесности в 6-м классе (по стихотворению Б. Пастернака "Победитель") по теме: "Как он велик! Какой бессмертный жребий!" 2006

    Автор: Орлан Ирина Борисовна

    Урок литературы в 6-м классе поможет учащимся задуматься над такими нравственными понятиями, как патриотизм, гражданственность, гуманизм. На данном уроке формируются следующие умения: анализировать художественное произведение; определять тему, идею; находить ключевые слова, помогающие в раскрытии темы и идеи; анализировать, синтезировать, сопоставлять. Использование групповой формы работы и приема эвристической беседы способствует развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса.


  • Проектный метод на уроках литературы с применением компьютерных технологий 2006

    Автор: Маркова Римма Петровна

    Представленный урок по своему типу относится к уроку повторения и систематизации знаний и проводится в конце изучения материала "Серебряный век русской поэзии". Для этого занятия учащиеся 11 класса готовили компьютерные проекты-ассоциации к теме урока и защищали их. Для подготовки ребятам пришлось просмотреть очень большое количество материалов – как литературных источников, так и материалов в сети Интернет. Роль учителя в данном виде деятельности – это роль консультанта и соавтора. Подбор материалов учащиеся осуществляли на уроках литературы, а сами проекты-ассоциации создавали во внеурочное время, используя программу Power Point.

  • Разработка внеклассного мероприятия по теме: "Мифы Древней Греции" 2006

    Автор: Бондаренко Алевтина Васильевна

    Традиционными стали в школах декады русского языка и литературы. Данное мероприятие для 5–6-х классов посвящено мифам Древней Греции. В данной разработке предлагается форма проведения в виде игры "Умницы и умники". Для подготовки учащиеся повторяют необходимые темы, готовятся к выставке рисунков. Сцена или классная комната может представлять собой Древнюю Грецию. В ходе игры её участникам задаются вопросы на знание древнегреческой мифологии, требующие конкретного знания текста и предполагающие более ассоциативные ответы. После игры подводятся итоги и проводится награждение.

  • Конспект уроков "Проблема терроризма в повести Л. Андреева "Рассказ о семи повешенных" 2006

    Автор: Королева Маргарита Викторовна

    Вашему вниманию предлагается серия (2–3 урока в зависимости от подготовки класса) уроков по актуальной на сегодняшний день теме: "Проблема терроризма в повести Л. Андреева "Рассказ о семи повешенных". Предварительно учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством Л. Андреева, его рассказами "Баргамот и Гарасько" или "Петька на даче" (по выбору) и повестями "Иуда Искариот" и "Жизнь Василия Фивейского" (по выбору). Повесть "Рассказ о семи повешенных" должна быть прочитана и учащимся предложено обдумать ответ на вопрос: как автор относится к террористам? Первая часть предложенных уроков может быть проведена в гуманитарном классе, где учащиеся изучали мировую художественную культуру и хорошо знакомы с историческими событиями и идеологической борьбой в России второй половины ХIХ века, а также с русской литературой и искусством этого периода. В других классах (например, естественнонаучных) эта часть уроков может быть дана в виде лекции учителя.

  • Урок литературы в 11-м классе по теме: "Мы – от бога, я от дьявола?!" (По роману Е.И. Замятина "Мы") 2006

    Автор: Авраменко Галина Александровна

    Урок литературы по теме "Мы" – от бога, "я" – от дьявола" рассматривает проблему взаимоотношения личности и госсударства в романе Е.И. Замятина "Мы".

  • Урок литературы в 11-м классе по теме: "Вечно юный, как сон". Судьба и поэзия К.Д. Бальмонта 2006

    Автор: Бушманова Галина Калистратовна

    Урок знакомит с жизнью К.Бальмонта, пробуждает интерес к поэтической индивидуальности, нацеливает учащихся на постижение мыслей и чувств лирического героя поэзии Бальмонта и внутреннего мира самого поэта.

  • Урок литературы в 10-м классе по теме: "Нужны ли нам сегодня стихи А.А. Фета?" 2006

    Автор: Куйдина Александра Аркадьевна

    Урок построен как заседание редакционного совета в издательстве - решение вопроса о публикации произведений А.А. Фета. Участие в обсуждении принимают сотрудники литературно-критического, музыкально-критического, биографического, художественного отделов; пригласили мы и социологов. Учащиеся заранее получили групповые задания: подобрать материал по заданной теме, провести выборочный опрос учащихся школы. В начале урока каждая группа получила карточки с вопросами, которые сформулированы так, что учащиеся должны высказать противоположные мнения; таким образом, в ходе урока получается дискуссия. В результате обсуждения учащиеся приходят к выводу, что поэзия не умирает, принимают решение о публикации.

  • Урок пресс-конференция на тему: "Золотые страницы Славы. Поэзия подвига" 2006

    Автор: Лебедева Вера Николаевна

    Урок – пресс-конференция предполагает за два учебных урока познакомить ребят с творчеством многих поэтов, пишущих на войне и о войне, выяснить причину постоянного внимания современных авторов к событиям Великой Отечественной войны. Также тема и форма урока дают возможность приобщать учащихся к творчеству своих земляков.


  • Урок по русской литературе на тему: "Маленький человек" в мире абсурда (по повести Н.В. Гоголя "Шинель") 2006

    Автор: Покровская Людмила Михайловна

    Главный принцип работы с ОСК на уроках литературы – ориентир на учебный целостный анализ текста по определённому алгоритму действий. Собственный практический опыт работы по внедрению технологии ОСК убеждает меня в том, что более эффективно не расшифровывать готовые "формулы", а в процессе анализа создавать их, основываясь на главный принцип работы с ОСК – определение концепции (основной точки зрения автора на явления жизни, определение ведущего замысла). Задача учителя – помочь ученикам "видеть смысл, общую направленность их творческой деятельности, видеть в этом развитие собственных возможностей для решения творческих задач".

  • Анализ художественного пространства на уроках литературы в старших классах (на примере повести А. Платонова "Котлован") 2006

    Автор: Хатькова Светлана Александровна

    Нежелание брать книгу в руки можно победить, вооружив человека хотя бы примитивными приёмами, способами и методами анализа художественного произведения, которые позволят ему (человеку) освоить текст, пропустить через себя, сделать частью своего опыта, а значит, понять.

  • Самостоятельные работы по русской литературе. 10-й класс 2006

    Автор: Сенокосова Галина Анатольевна

    В работе представлена система самостоятельных работ по текстам русской литературы (по произведениям А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, М. Е. Салтыкова-Щедрина). Подобные опросы можно проводить на любом этапе работы с художественным текстом: и в начале беседы о произведении (как контроль самостоятельного чтения учащихся), и в завершении (как зачёт, как работа обобщающего характера). Эти работы помогают развивать внимание, память, речь, мышление учащихся. А если самих детей привлечь к составлению таких заданий, то процесс формирования их интереса к литературе становится естественным.

  • Страна поэзии. Система уроков по теме: "Лирика" 2006

    Автор: Головачева Елена Васильевна

    Представлены уроки, формирующие понятие о тропах (эпитете, сравнении, метафоре). Они отражают последовательность работы над осмыслением сущностных признаков каждого тропа.

  • Урок литературы по теме: "Языковые средства создания комического" 2006

    Автор: Кузовлева Ирина Васильевна

    С комическим ребята сталкиваются постоянно и в повседневной жизни, и в литературе. Цель представленного урока – показать учащимся смешное как вид эстетической оценки жизни, формировать умение воспринимать комическое и использовать языковые средства комического в собственных высказываниях.

  • Любовная лирика А.С. Пушкина. 9-й класс 2006

    Автор: Тимашкова Инна Петровна

    Говоря о любовной лирике Пушкина, мы остановимся на двух прекрасных вариациях стихотворения "На холмах Грузии...". Попытаемся понять, чем вызвана переработка первого варианта, назовём адресата каждого текста и рассмотрим, как создаётся основное настроение окончательного варианта стихотворения.

  • Разработка урока по литературе для 7-го класса по теме: "М.В. Ломоносов. Оды" (под ред. В.Я. Коровиной) 2006

    Автор: Кравченко Тамила Александровна

    Урок литературы в 7-м классе знакомит с биографией и творчеством М.В. Ломоносова, с литературным жанром ода и его особенностями.


  • "Осенняя песня" (литературно-художественная композиция) 2006

    Автор: Опольская Людмила Аполлинарьевна

    Литературно-художественная композиция знакомит школьников с пейзажной лирикой поэтов ХІХ–ХХ веков, а также с творческими работами самих учащихся, содействует эстетическому воспитанию учеников, помогает вызвать у них интерес к чтению стихотворений о природе, способствует развитию навыков выразительного чтения. Восприятие стихотворений происходит через сопоставление их с произведениями живописи и музыки, воспевающими красоту осенней природы.

  • Урок литературы в 5-м классе на тему: "Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма" (по творчеству А.С. Пушкина) 2006

    Автор: Грицив Лариса Викторовна

    Предлагаю вашему вниманию нестандартный урок внеклассного чтения после изучения в 5-м классе "Сказки о мертвой царевне..." А.С. Пушкина по учебнику А.Г. Кутузова "В мире литературы". Благодаря необычной форме проведения урока повышается развитие творческих и артистических способностей, эстетического вкуса школьников, происходит расширение их кругозора, прививается интерес к учебе в целом и к урокам литературы в частности, что способствует повышению качества обучения.