Литература
-
Урок литературы по творчеству В.П. Астафьева "Человек и природа неразделимы" 2007
При подготовке к уроку литературы возникает вопрос: зачем это изучать? Зачем это знать? Как учить? Чему учить? Чтобы добиться положительного ответа, необходимо заинтересовать детей, поэтому наравне с традиционными уроками сама жизнь заставляет вводить нетрадиционные. Методы и приёмы урока способствуют умению анализировать характер действий героев, развивать логическое мышление, способность к рефлексии, познавательный интерес; учат видеть и выделять главное, рассматривать нравственное поведение людей и делать соответствующие выводы; формируют гражданскую позицию, воспитывают гуманное отношение к природе, животным, к родному краю.
-
Урок литературного чтения по теме "Л.Петрушевская "Сказка о часах" 2007
На уроке дети знакомятся с произведением Л.Петрушевской «Сказка о часах» методом поэтапного чтения отрывков про себя, с постановкой проблемных вопросов. Цель урока: побудить к сопоставлению образов произведения с прочитанным ранее, а также со своим личным опытом жизни, с тем, что наблюдал в окружающей действительности; задействовать интеллектуальные и эмоциональные силы для интенсивного размышления над непростыми отношениями между Матерью и Ребенком; идейно-нравственное воздействие на личность младшего школьника, воспитание уважения и любви к Матери.
-
Нестандартный урок литературы по пьесе А.Вампилова "Утиная охота" 2007
Нетрадиционный урок литературы нацелен на создание комфортных условий для свободного творческого развития учащихся в процессе обучения. Литературный суд способствует организации диалога, установлению живой и свободной взаимосвязи между учителем и учащимися, предоставляет им возможность для выражения собственного «я». Такой урок повышает уровень литературно-художественного образования школьников, качество их гуманитарной подготовки, он необходим для воспитания творческой, активной личности, в которой нуждается современное российское общество.
-
Урок по сказочной повести А. Де Сент-Экзюпери "Маленький принц" по теме "Зорко бывает одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь" 2007
Урок литературы по произведению А. Де Сент-Экзюпери «Маленький принц» рассчитан на учеников 5–8-х классов. Кроме аналитической беседы и работы с текстом на уроке используются элементы театрализации, работа с макетами планет, изготовленных учениками (защита мини-проекта), музыкальное оформление. Цели урока: познакомить ребят с философской сказкой А. Де Сент-Экзюпери «Маленький принц», развивать творческие способности, речь учащихся, формировать навык работы над словесным портретом героя.
-
Организация диалога на уроках литературы 2007
Профессиональная задача учителя – помочь ребенку увидеть в общей проблеме то, что соприкасается с личными проблемами и размышлениями ученика. Он не должен мешать учащимся в постановке новых проблем на уроке. В отличие от традиционного урока на уроке-диалоге происходит порождение смыслового общения между учащимся и педагогом. Используются специальные приемы и методы вовлечения детей в пространство совместной деятельности. Основными источниками работы послужили труды Е.Н. Ковалевской и Г.Н. Прозументовой (Ковалевская Е.Н. Диалог на уроках литературы в Школе Совместной деятельности).
-
Творческий проект как форма реализации личностно-ориентированного обучения 2007
«Урок продолжается...» – назвал свою книгу Е.Н. Ильин, показывая, как продолжить урок литературы домашним заданием. «Урок продолжается», – говорим мы своим ученикам, предлагая творческий проект по литературе. Он не привнесён извне, а рождён уроком, тем состоянием души, когда хочется, чтобы «прекрасное мгновение было продолжено». Проект и литература – понятия не совместимые только на первый взгляд. Наши творческие проекты выливаются в большие спектакли, в которых каждый реализовывает свой творческий потенциал, и являются одной из форм реализации личностно-ориентированного обучения.
-
Сценарий по рассказу А.И. Куприна "Куст сирени" 2007
В статье представлен сценарий спектакля, который был показан моими 8-классниками на прошлогоднем театральном фестивале, проходившем в рамках недели русского языка и литературы в нашей школе.
-
Вечер "Москва – столица России" 2007
Вечер по теме "Москва - столица России" посвящен 860-летию Москвы.
-
Конспект урока по литературе на тему "Повесть А.Приставкина "Ночевала тучка золотая" 2007
Урок внеклассного чтения по повести Приставкина требует более детального изучения в старших классах, но многое с пользой будет прочитано и осмыслено уже в 5-х классах.
-
Лабораторная работа: "Роль эпизода в постижении авторской позиции мира и человека в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" 2007
Одной из наиболее трудных тем на выпускном экзамене в 11-м классе является анализ эпизода. В отличие от "проблемных" сочинений, где учащемуся нужно самому отобрать материал для раскрытия темы, сочинение - анализ эпизода требует иной логики: нужно показать умение анализировать микротекст художественного произведения. Анализ эпизода позволяет устанавливать многочисленные смысловые связи произведения и более глубоко проникать в идею произведения.
-
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроке литературы 2007
Эффективная работа с информационно-коммуникационными средствами обучения позволяет разнообразить методы и формы обучения. Как об уроках будущего мы говорим сейчас о том времени, когда учитель будет иметь возможность проводить урок одновременно и с классом в школе, и с отсутствующим на уроке по болезни учеником – пример так называемого дистанционного обучения.
-
Урок-конкурс "Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет" 2007
Материалы урока-конкурса "Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет" с использованием web-сайта и компьютерных тестов позволяют не только закрепить и проверить изученное на уроках, но и побудить учащихся в ходе игры проявить собственную эрудицию и сообразительность, расширить кругозор, повысить свой интеллектуальный уровень. Музыкальные фрагменты из произведений разных композиторов, портреты Пушкина, изображение памятников поэту, стихи о Пушкине Ахматовой, Цветаевой – всё это дает возможность заинтересовать детей личностью поэта и его творчеством.
-
Урок мудрости по сказке В.М. Шукшина "До третьих петухов" 2007
Готовясь к уроку, учащиеся выполняют групповые и индивидуальные разноуровневые задания, предполагающие самостоятельное исследование, аналитическую работу. Этапы урока: литературная викторина, инсценировка, эвристическая беседа, анализ произведения, презентация мультимедийного проекта, рефлексия. На этом уроке присутствуют и активный диалог, и дискуссия, и рассуждения, и оценка разных точек зрения. Представлены разные модели совместной деятельности.
-
Первый урок по повести М.Булгакова "Собачье сердце" по теме "Москва старая и новая. Булгаков и эпоха" 2007
Урок познакомит с фактами биографии М.Булгакова, определит особенности изображения Москвы в повести.
-
Интеллектуальная игра "Умники и умницы" 2007
Оренбургский край связан с войной 1812 года. Оренбургские казаки принимали участие в войне, многие получили награды. Оренбуржцы собрали для воинов деньги, отправили лошадей, сукно и т.д. В Оренбуржье жили плененные и сосланные французы и есть немало мест, имеющих французские названия. Имена Л.Толстого и И.Крылова, чьи произведения читаем к уроку, тоже связаны с Оренбуржьем (они здесь бывали). Поэтому, изучая в 5-м классе "Бородино" Лермонтова, я провожу интеллектуальную игру "Умники и умницы" и включаю краеведческий материал.
-
Урок литературы. Умное искусство человеческого общения (по повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет" и повести В.Кондратьева "Привет с фронта") 2007
Предлагается урок литературы по повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет" и повести В.Л. Кондратьева "Привет с фронта". Цель урока - рассмотреть особенности структуры и стилистики писем литературных героев в указанных повестях; объяснить вторжение эпистолярной формы в художественную прозу, способствовать повышению интереса учащихся к бытовому письму. Форма урока - урок-размышление по письмам литературных героев.
-
План урока по литературе "Общечеловеческая тема "блудных детей" в литературе" . 6-й класс 2007
Представленный урок литературы завершает изучение повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель". Цель урока - выяснить особенности изображения истории блудного сына в произведении А.С.Пушкина, древнерусской "Повести о Горе-Злочастии", картине Рембрандта "Возвращение блудного сына" и сравнить их с первоисточником - библейской "Притчей о блудном сыне". В конце урока ученики отвечают на вопрос: почему эта тема является общечеловеческой? Урок заставляет детей задуматься над такими нравственными понятиями, как любовь к родителям, долг перед ними, сострадание, доброта.
-
Урок-конференция: В.Шекспир "Ромео и Джульетта". 10-й класс 2007
Предложенный урок-конфереция проверяет, как учащиеся умеют анализировать драматическое произведение, работать с текстом, пользоваться дополнительной литературой.
-
Тема урока: "Философские взгляды на мир народа саха" 2007
Урок состоит из двух частей: теоретическая часть содержит тексты материалов по философии народа саха, практическая часть снабжена цветными фотографиями, рисунками народных художников, мастеров народного творчества; каждый слайд имеет свой стиль, содержание, свою музыку. В структуре урока также использована авторская работа моего ученика Павлова Ивана, одиннадцатиклассника Майинской гимназии.
-
Интегрированный медиаурок внеклассного чтения "Чтоб в XXI век вошла моя Россия возрожденной". (Духовные основы русской классической литературы и якутской национальной культуры) 2007
Содержание урока построено с учётом того, что наши дети по национальности якуты, живут в улусном центре, где нет православной церкви и часовни. Православие - яркая примета российской культуры. Один из основных акцентов урока - рассказ о возникновении в России в конце XIX века удивительного феномена - русской религиозной философии и её влиянии на многих думающих людей. Другой акцент содержания урока - христианские мотивы в русской поэзии XIX–XX веков, начиная с Пушкина и кончая поэтами Серебряного века.
-
Разработка уроков литературы по сказке-притче К.Г. Паустовского "Теплый хлеб" (2 часа). 5-й класс 2007
Цели: общие - подвести детей к осознанию того, как важно быть внимательным к окружающему миру, уметь видеть в нём не только хорошее, но и плохое; частные - познакомить пятиклассников со способами выражения авторского отношения к персонажу произведения; развивать монологическую речь учащихся.Основная идея темы: деятельное сострадание является выражением истинного уважения и к другому человеку, и к самому себе.
-
Урок развития речи по роману Л.Н. Толстого "Война и мир" на тему "Честь – бремя или благо?" в 10-м классе 2007
Сдвоенные уроки развития речи, завершающие изучение романа "Война и мир". Цель: способствовать более глубокому прочтению произведения, развитию умения читать между строк, вырабатывать навык "сквозного постижения" авторской идеи, совершенствовать опыт самостоятельного поиска. Работа строится в виде эвристической беседы с одновременной записью кратких тезисов. Итог работы - домашнее сочинение.
-
Литературная игра по роману И.А. Гончарова "Обломов" 2007
Урок в форме литературной игры (можно ее назвать и КВН), как способ проверки знания текста произведения учащимися, не единожды апробирован автором статьи и дает хорошие результаты на этапе первичной работы с произведением. В процессе игры уточняется содержание, выстраивается система героев, "выпячиваются" детали, на которые, возможно, учащиеся не обратили внимания; учитель же получает возможность отследить готовность класса к анализу произведения, узнать "слабые" места читателей-учащихся.
-
Литературный час "Природа и мы". 6-й класс 2007
В рамках регионального компонента в нашей школе проводится устный литературный журнал "Диалоги с В.П. Астафьевым". В 6-х классах литературный час назывался "Природа и мы" (по рассказам "Белогрудка", "Слезы тигра" и др.). В 7-х – "Защищая мир, они защищали будущее" (рассказ "Сибиряк"). В 8-х – "На Часовенной горке" (рассказ "Далёкая и близкая сказка"). Эпиграфом к страницам литературного журнала стали слова В.П. Астафьева: "Всему свой час и всякому делу под небесами..."
-
Тема урока: "Суд над Онегиным". 9-й класс 2007
Основная задача суда – не только осудить или оправдать Онегина, но в ходе процесса раскрыть моральный облик главных героев, оценить поступок героя глазами очевидцев и критиков, автора и современного читателя.
-
Интегрированный урок литературы, риторики и театра "Военный совет в Филях. Как это было" 2007
Интеграция таких предметов, как литература, риторика и театр, создаёт благоприятные условия для формирования личностного восприятия произведения, развития поисковой и познавательной деятельности.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Рок-поэзия. Константин Никольский" 2007
Урок проводится на заключительном этапе изучения синкретических направлений современной поэзии (авторская песня и рок-поэзия). Включение такой темы, как "Рок-поэзия", в программу 11-го класса вызывает недоумение у многих филологов. Но вот ученикам старших классов эта тема наиболее близка и понятна. Они сами активно готовят материалы о своих любимых рок-музыкантах, анализируя тексты песен.
-
Литературная игра "Умники и умницы" (по "Повестям Белкина" А.С. Пушкина) 2007
Литературная игра проводится на обобщающем уроке после изучения "Повестей Белкина". Она не только проверяет знания учащихся, но и воспитывает внимательного, вдумчивого читателя, способного к творческому воображению. Урок, проводимый в игровой форме, стимулирует познавательную деятельность учащихся, развивает интерес к предмету.
-
Урок литературы в 6-м классе с использованием компьютерных технологий "А.С. Пушкин "Песнь о Вещем Олеге" 2007
Урок литературы в 6-м классе знакомит учащихся с произведением А.С. Пушкина "Песнь о Вещем Олеге". На уроке анализируется картина В.М. Васнецова.
-
Проектная деятельность на уроках литературы 2007
Сейчас все чаще на уроках используются проекты. Это связано прежде всего с тем, что школы стали компьютеризированными, и детям интересна такая форма работы. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.