Литература
-
Конспект урока внеклассного (семейного) чтения в 7-м классе «Путь длиною в 16 лет – цена прошлого. Нравственные уроки повести А. Алексина "Безумная Евдокия"» 2007
Предлагается урок семейного чтения «Путь длиною в 16 лет – цена прошлого. Нравственные уроки повести А. Алексина "Безумная Евдокия"» как способ развития интереса к чтению у учащихся и их родителей, речевой культуры, осуществление сотрудничества "ученик – родитель – педагог". На уроке ведется межгрупповой диалог по анализу проблем повести А. Алексина "Безумная Евдокия" (любви, дружбы, межличностных отношений в семье и школе) – путь духовно-нравственного, гражданского воспитания подростков.
-
Петербургские мотивы в творчестве Н.А. Некрасова 2007
Тема города – одна из самых значимых в лирике Н.А. Некрасова. Попытаемся представить город таким, каким видел его великий поэт, а помогут совершить это путешествие его произведения. Проза Н.А.Некрасова – принципиально новое явление в русской литературе, попытка еще раз обратить внимание общества на кричащие противоречия капиталистического Петербурга ("Петербургские углы", "Повесть о бедном Климе", "Жизнь Александры Ивановны", "Петербургские улицы").
-
Урок-мастерская "Эссе (опыты)" для учащихся 10–11-х классов 2007
Прекрасные возможности для раскрытия и развития творческих способностей учащихся открываются на уроках русского языка и литературы, спецкурсах, факультативах при подготовке учащихся старших классов к итоговой аттестации. Именно такие занятия позволяют широко использовать инновационные технологии, в том числе уроки-мастерские, когда учащиеся ищут свой путь, обретая себя в письменном слове, пытаясь выразить свое "я".
-
Интегрированный урок МХК и литературы "Культура Серебряного века" 2007
Интегрированный урок "Культура Серебряного века" рассчитан на 90 минут. Цель урока – познакомиться с культурой Серебряного века и представить ее в единстве многообразия видов искусства, тем, течений. Учащиеся заранее получают задания: готовят сообщения о творчестве поэтов, художников, композиторов, подбирают стихи на заданные темы. На уроке показывается литературная гостиная, в которой воссоздается атмосфера артистических кафе и кабаре начала XX века; представлены работы художников различных объединений и течений; используются видеоматериалы; звучат музыкальные фрагменты.
-
Воплощение в музыке национально-освободительной идеи: от царя Давида до наших дней 2007
Интегрированный урок по мировой художественной культуре. Межпредметные связи: история, литература, русский язык, иностранные языки, этика, эстетика. Эпиграфом к уроку взяты слова Солера: "Лети же, мысль, на крыльях золотых..." Этим автором написано либретто оперы, принесшей славу Джузеппе Верди. Итальянский вариант названия оперы – "Набукко" – закрепился, возможно, потому, что полное имя героя, давшего ей название, неудобопроизносимо – Навуходоносор. В ней речь идёт о страданиях израильского народа в вавилонском плену. История эта пронизана тайной – это библейская история.
-
Литературная гостиная «Презентация книги О.Е. Щербаковой "Обо всем понемногу"» 2007
Литературная гостиная посвящается 75-летию города, которое будет отмечаться в июне 2007 года. На встречах в гостиной мы рассматриваем произведения дальневосточной литературы, знакомимся с вновь вышедшими книгами писателей и поэтов нашего города. Такая работа помогает прививать любовь к культуре родного края, побуждает к творчеству учащихся. Так среди участников гостиной есть ребята, которые пишут стихи, прозу. Отдельные ребята посещают заседания городской писательской организации.
-
Литературная гостиная «Л.Н. Толстой и его "Азбука"», с использованием компьютерной презентации 2007
Литературная гостиная «Лев Толстой и его "Азбука"» с использованием мультимедийной презентации для 4-го класса. Можно использовать как нетрадиционную форму проведения урока внеклассного чтения, литературного чтения во 2–4-м классах.
-
Революция и Гражданская война в творчестве писателей XX века. "Все вы у меня… одинаковые – в поле брани убиенные…" (по роману М. Булгакова "Белая гвардия") 2007
Предлагаемый урок является очередным из цикла "Революция и Гражданская война в творчестве писателей ХХ века". Каково видение этой темы Михаилом Булгаковым в романе "Белая гвардия"? В процессе урока учащимся предлагается выявить две стороны личности Булгакова-художника: Булгаков-повествователь (его видение истории) и Булгаков-лирик (его основной мотив в романе). Широко используются биографические факты из жизни самого писателя, сопоставление их с внутренней автобиографией, которая нашла свое воплощение в произведении. Учащиеся выполняют исследовательскую работу и творческие задания. Урок показывает художественный мир писателя и ценность его романа "Белая гвардия".
-
Мотивационные особенности обучения французскому языку как второму иностранному на базе интеграции с русским языком и литературой 2007
В работе рассматриваются задачи переводчика художественной литературы, специфика перевода стихотворных произведений, особенности языка и стиля поэзии А.С. Пушкина. Представлен перевод стихотворений А.С. Пушкина учащимися старших классов.
-
Внеурочная деятельность учителя литературы и русского языка в рамках концепции развития интеллектуального и творческого потенциала всех участников учебно-воспитательного процесса 2007
Внеклассная работа по литературе и русскому языку – важное звено учебно-воспитательной работы в гимназии. Значительное место в общей системе внеклассной работы принадлежит деятельности Клуба любителей русской словесности. Она способствует укреплению знаний по предмету, стимулирует развитие творческих способностей учащихся, подготавливает их к самостоятельной научно-исследовательской работе. Как правило, итогом внеклассной работы является проведение в гимназии предметной недели. Тематика ее может быть самой разнообразной. В работе представлены план проведения Недели русского языка и литературы, вопросы для проведения Аукциона знаний по русскому языку, вопросы Аукциона знаний по литературе на тему "Любви все возрасты покорны" и творческий отчет руководителя МО в виде презентации в Power Point.
-
Анализ стихотворения Н. Гумилева "Жираф". Конспект открытого урока 2007
Данный урок предлагается в системе уроков по поэзии Серебряного века, в которой творчеству непосредственно Н.С. Гумилева отводится три часа учебного времени.
-
Урок литературного чтения в 3-м классе по произведениям А.А. Вознесенского 2007
Урок чтения в 3-м классе знакомит учащихся с творчеством Андрея Вознесенского, его биографией.
-
Виктор Петрович Астафьев и его роман "Печальный детектив". 10–11-е классы 2007
Изучая литературу второй половины XX века, необходимо, на мой взгляд, внимательно рассмотреть и творчество Виктора Петровича Астафьева, писателя-правдолюба, который не боялся говорить с читателем "о нравственной порче нашей жизни". К сожалению, эта проблема остаётся проблемой и сегодня. Задача учителя-словесника – довести до современного молодого человека, вступающего в жизнь, мысль о необходимости воспитания добра в себе, доброго отношения к людям, ответственности за свои поступки.
-
Урок-мастерская для 11-го класса "История, которая "жжёт сердце" по рассказу В.П. Астафьева "Людочка" 2007
Мастерская даёт возможность для глубокой и плодотворной работы с текстом, позволяет включить учеников в творческий процесс, способствует совершению ими открытий, помогает ребятам познавать самих себя и определять своё место в мире. Эта форма занятия позволяет ребятам принять нравственные ценности, которые "пережиты" ими во время работы над текстом. Рассказ выбран не случайно: он оказывает сильное эмоциональное воздействие, наводит на размышления, воспитывает душу.
-
Развитие информационной компетентности учащихся на уроках информационной культуры 2007
Настало время, когда преподавание "информационной грамотности", обучение навыкам информационного поиска становится самостоятельным полноправным модулем курса "Основы проектной деятельности". И преподавать его должны именно библиотекари, как специалисты в области информационных ресурсов и средств массовой информации. Форма кружка по развитию информационной компетентности учащихся позволяет решить проблему недостатка времени на обучение и создать механизм комплексного развития информационной компетентности.
-
Тема урока: "И счастье я хочу постигнуть…" 2007
Урок лингвостилистического анализа текста - средство изменения опыта человека и системы его ценностей. Сопоставительный межъязыковой лингвистический анализ художественных текстов производится путём измерения лексической близости текстов, анализа лексико-семантической структуры, сравнения интонационно-синтаксических особенностей, звукописи. Участники такого диалога создают собственные интерпретации. Воспитание языкового чутья и лингвистического кругозора, формирование коммуникативных умений учащихся, способность находить, понимать неповторимый смысл каждого конкретного слова в тексте, формирование навыков точного понимания чужой речи и точного выражения своих мыслей - вот позитивные стороны межъязыкового анализа.
-
Тема урока: "Роль культуры в годы Великой Отечественной войны" (двухчасовой урок по истории). 11-й класс 2007
Данный урок развивает навыки работы с дополнительной литературой, учит делать сообщения, применять знания, полученные на одном уроке, на других уроках.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме: "Правда истории и вымысел в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино" (программа "Школа-2100") 2007
Одной из целей урока было формирование представления о том, как исторические события отражаются в искусстве. В ходе урока учащиеся сравнивали историческую справку с текстом стихотворения, определяли реальное и вымышленное в стихотворении, учились давать характеристику герою-рассказчику. Важно отметить воспитательный момент урока. Детям прививается гордость за свой народ, уважение к великому прошлому России.
-
Поэзия А.Фета на уроках литературы в 10-м классе. Обучение композиционному анализу поэтического текста 2007
В основе анализа поэтического текста лежат несколько параметров: ритм, композиция, художественные образы, языковые уровни, языковые средства выразительности, тема, идея. Наиболее продуктивен композиционный анализ текста. Что такое композиция? Языковая композиция - это сопоставление, противопоставление, чередование словесных рядов в художественном тексте. На уроках литературы, посвященных анализу поэтического текста, я использую разнообразный дидактический и раздаточный материал: схема анализа поэтического текста, карточка-помощница, средства художественной изобразительности, "Вверх по лестнице смыслов", тексты стихотворений и т.п.
-
Интегрированный урок по литературе, алгебре и началам анализа: "Базаров против Базарова" 2007
Нетрадиционный подход к анализу образа Базарова позволяет учащимся на практике применить знания, полученные на уроках математики и литературы, помогает глубже проникнуть в противоречивый мир героя и сложную композицию романа, осмыслить понятия симметрии и асимметрии, учит наблюдать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, видеть и воспринимать мир в его единстве и многообразии.
-
Урок-игра в 6-м классе по теме: "В поисках сысла…". Развитие выразительности устной речи 2007
Формируя навыки правильной, нормированной речи, педагог требует от детей соблюдения всех языковых норм – словоупотребления, произношения, ударения, обращает внимание на разного рода погрешности, с тем чтобы ребёнок в дальнейшем не допускал подобных ошибок. О роли нормативного изучения языка в школе А.М. Пешковский говорил: "Там, где дети усиленно учатся говорить, там взрослые не теряют бесконечного количества времени на отыскание в словесном потоке собеседника основной мысли..."
-
Урок-презентация по феерии А.С. Грина "Алые паруса" в 8-м классе по теме: "Романтическая история первой любви" 2007
Данная работа рекомендована учителям-словесникам в качестве методической разработки урока. Открывать грани человеческого духа, постигать их, с тем чтобы приносить счастье людям, – в этом пафос всего творчества романтика Грина и феерии "Алые паруса". Автор помогает юным читателям взрослеть нравственно, готовит их к самостоятельной жизни. Он не гасит в сердце читателей огонек надежды, веры в людей, чудеса, в мечту, в любовь.
-
Система уроков по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" 2007
Цели занятия: познакомить учащихся с историей создания романа; рассмотреть роман как сложную многоуровневую систему; найти и прокомментировать соответствия между разными уровнями; выявить в тексте основные философские и нравственные темы; охарактеризовать мотивную структуру произведения; обнаружить интертекстуальные и общекультурные связи романа.
-
Интегрированный урок литературы и математики по теме: "А.А. Чацкий: победитель или побежденный?" 2007
Бинарный урок литературы и математики объединяет две дисциплины. На уроке исследуется образ главного героя комедии – Чацкого не только привычными для урока литературы средствами, но и с помощью математических методов. Необычная форма заданий активизирует мыслительную деятельность, повышает познавательный интерес, развивает умение применять на практике знания, полученные на разных уроках, учит вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
-
Интегрированный урок: литература, русский язык, история, музыка, ИЗО по произведению М.Ю. Лермонтова "Бородино". 6-й класс 2007
Урок посвящен Бородинскому сражению 1812 года и произведению М.Ю. Лермонтова, запечатлевшего эти события в своем стихотворении.
-
Урок-семинар по литературе в 11-м классе по теме: "Образ Родины в поэзии А.Блока и С.Есенина" 2007
Двухчасовой семинар проводится после знакомства с творчеством поэтов. Класс делится на группы, каждая из которых выполняет определенные задания. Доклады групп сопровождаются чтением стихотворений и их комментированием. Кроме группового, учащиеся получают одинаковые для всех задания: выучить наизусть по одному самостоятельно выбранному стихотворению А.Блока и С.Есенина на тему Родины; проанализировать их; сопоставить: что общего в изображении Родины поэтами, в чем различие.
-
Урок-экскурсия в 5-м классе на тему: "Фонетика – прекрасная страна" 2007
Фонетика нужна всем. Не случайно обучение в школе начинают именно со звуков и букв. Разные звуки окружают человека: пение птиц, шум дождя. Существуют и особые звуки, которые не с чем сравнить, - звуки речи. Они поют, спорят, но живут дружно. Объединяясь, они создают слова, за которыми закреплено лексическое значение. Мы отправимся на экскурсию, чтобы исследовать сказочную страну, имя которой – Фонетика.
-
Методическая разработка урока литературы по теме: "Рассказ И.С. Тургенева "Живые мощи". Акцентный анализ". 9-й класс 2007
Предлагаемый урок предназначен для учащихся 8–9-х классов (в зависимости от программы). В учебном материале задействованы и уже известные детям литературоведческие термины и понятия, и новые "оксюморон" и "ретроспекция", а также ряд понятий культурологического характера. Урок целесообразно проводить в режиме диалога читателя с текстом художественного произведения.
-
Программа спецкурса по теме: "ЛОТ № 1 "Золотое слово русской поэзии". 9-й класс 2007
Цель курса состоит в просветительской роли, в привитии школьникам чувства эстетического наслаждения от прекрасного слова русской поэзии, в формировании у них умений интерпретировать, глубоко осмысливать поэтический текст, видеть произведение как целостную картину в единстве формы и содержания. Курс рассчитан на 17 часов, делится на теоретическую и практическую части. Для достижения целей программы предусмотрены занятия по литературоведению, по изучению различных подходов (методик) к анализу поэтического текста в единстве формы и содержания, практикумы по анализу художественных текстов, самостоятельная творческая и исследовательская деятельность, создание собственных аналитических работ.
-
Тема урока: "Сценарий вечера, посвященного творчеству Ф.М. Достоевского" 2007
Сценарий вечера предназначен для учащихся 10–11-х классов и проводится на сцене актового зала. В ходе вечера используется не только классическая музыка, но и выступления хореографического коллектива школы (если он имеется). Прекрасной наглядностью является презентация к вечеру, которая не повторяет текст сценария, а дополняет. В презентации использованы рисунки учащихся к творчеству Достоевского. Эпизоды для инсценирования произведений Достоевского – по выбору учителя и учащихся.