План урока по литературе "Общечеловеческая тема "блудных детей" в литературе" . 6-й класс

Разделы: Литература

Класс: 6


Цели урока.

  1. Завершить рассмотрение тематики одной из “Повестей Белкина”; выяснить, каково решение темы “блудных детей” в “Станционном смотрителе”; сравнить его с библейской “Притчей о блудном сыне”, древнерусской “Повестью о Горе-Злочастии”; поговорить об особенностях картины Рембрандта “Возвращение блудного сына”.
  2. Вызвать у детей чувство сострадания к брошенному отцу, заставить их задуматься над своим отношением к собственным родителям.
  3. Продолжить работу по формированию навыков пересказа, участия в беседе, формулирования вывода.

Оборудование: иллюстрации к “Станционному смотрителю”, репродукция картины Рембрандта “Возвращение блудного сына”, музыкальное сопровождение.

На доске записаны тема урока, эпиграфы: “Разрушение отчего дома – как сожжение корабля” и “Сколько их (родных, близких, знакомых), кто стоит за мною, кто дорог мне и кому дорог (дорога) я?”, названия изучаемых произведений, прикреплены иллюстрации к “Станционному смотрителю” и репродукция картины Рембрандта.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступление, постановка задачи урока.

Звучит музыка (минорная, например, “Реквием” Моцарта)

Учитель:

В доме холодно, пусто и сыро.
Дождь и ветер стучат о порог.
Возвращение блудного сына
Пишет Рембрандт, кончается срок.
Не слышны приглушённые звуки,
На холсте и в округе темно, -
Лишь отца освещённые руки
Да лица световое пятно.
Не вернуться. Живём по-другому.
Не округла, как прежде, земля.
Разрушение отчего дома –
Как сожжение корабля.
Запустение, тьма, паутина,
Шорох капель и чаячий крик.
И предсмертную пишет картину
Одинокий и скорбный старик.

Это отрывки из стихотворения поэта ХХ века Александра Городницкого “Рембрандт” О чём это стихотворение?

Ученики: О том, как художник пишет картину.

Учитель: Картина Рембрандта перед вами. Скажите, какая история подтолкнула художника к созданию полотна?

Ученики: История блудного сына.

Учитель: Именно об этом сюжете в искусстве мы сегодня поговорим. Тема урока: “Общечеловеческая тема “блудных детей” в литературе”. Запишите её в тетрадь. Мы рассмотрим несколько литературных произведений и картину художника XVII века Рембрандта Ван Рейна. Задача нашего урока – сопоставить изображение истории блудного сына в разных произведениях и сравнить их с первоисточником. А в конце урока мы ответим на вопрос: “Почему эта тема является общечеловеческой?”

3. Изучение темы.

1) Учитель: В какой книге мы с вами впервые столкнулись с этой историей?

Ученики: В Библии есть “Притча о блудном сыне”.

Учитель: С библейской притчи мы и начнём. Вспомним, о чём она. (Пересказ “Притчи о блудном сыне”)

Почему младший сын ушёл от отца?

Ученики: Он хотел пойти своей дорогой, получить самостоятельность, вырваться из-под родительской опеки.

Учитель: Чем отец жил во время разлуки?

Ученики: Надеждой на возвращение сына.

Учитель: Почему он простил младшего сына?

Ученики: Отец любил его, долго не знал, что стало с его ребёнком, жив ли он, поэтому, вновь обретя, забыл все обиды.

Учитель: Радостный или грустный финал притчи? Почему?

Ученики: Радостный, потому что сын вернулся домой, успел попросить у отца прошение и получить его.

Учитель: Ребята, давайте поразмышляем над прилагательным “блудный”. Назовите однокоренные слова. Что означает это слово?

Ученики: Заблудившийся, потерявший ориентиры, цель в жизни. Блудный сын - человек, потерявший семью, отчий дом, веру, родину.

(Запись в тетрадь определения слова “блудный”)

Учитель: Мы с вами знаем, что притча – особый жанр в литературе. Что это за жанр?

Ученики: Притча – небольшой рассказ, в котором в обычном житейском случае заключен глубокий смысл, урок для всех людей.

Учитель: Попробуем и мы найти тайный смысл этой притчи. Для этого нужно вспомнить, с какой целью Иисус рассказал эту притчу. Люди упрекали Христа в том, что он принимает грешников, недостойных его, и ест с ними. “Но Он сказал им следующую притчу: кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяносто девяти в пустыне и не пойдёт за пропавшею, пока не найдёт её? А найдя, возьмёт её на плечи свои с радостью и, придя домой, созовёт друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною, я нашёл мою пропавшую овцу. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии”. С кем сравнивается блудный сын в этом рассказе Иисуса?

Ученики: С грешником.

Учитель: Кто такой грешник?

Ученики: Человек, нарушивший нравственные законы. Таким образом, блудный сын – человек, не просто потерявший семью, отчий дом, родину, но и заблудившийся на жизненном пути, утративший нравственный ориентиры в жизни.

2) Учитель: А теперь обратимся к другим произведениям искусства, изображающим эту историю. Перед вами – картина художника XVII века Рембрандта Ван Рейна “Возвращение блудного сына” Эта тема всегда волновала художника, он неоднократно касался её в набросках. И вот, наконец, почти перед самой смертью Рембрандт создаёт потрясающее по своей жизненной правдивости и выразительности форм произведение. Какой момент запечатлел художник?

Ученики: Сын на коленях просит у отца прощения.

Учитель: Все фигуры, не имеющие первостепенной важности, как бы отодвинуты в тень. И на первый план выдвинуты фигуры двух людей. Кого?

Ученики: Отца и стоящего на коленях сына.

Учитель: Опишите сына.

Ученики: Он в одежде нищего, с котомкой, почти босой. Видно, что он пережил много бед.

Учитель: Как вы думаете, чьи чувства важнее для художника, чьи эмоции он хочет показать в картине? Почему вы так решили?

Ученики: Для художника важнее чувства отца, потому что его мировосприятие ближе Рембрандту (в момент создания картины он сам был стариком). Кроме того, именно его лицо показывает зрителям автор, сын стоит спиной к нам.

Учитель: Как вы думаете, какие чувства наполняют душу отца?

Ученики: Радость от возвращения сына, грусть, потому что он видит, в каком состоянии сын, чувствует, сколько ему пришлось пережить. Отец руками обнял сына, как бы защищая его от всего плохого, что случилось и могло ещё случиться.

3) Учитель: Тема блудного сына нашла своё отражение и в древнерусской литературе. В XVII веке была написана “Повесть о Горе-Злочастии” Вспомним, о чём она.

(Пересказ “Повести о Горе-Злочастии”)

С чего начинается “Повесть о Горе-Злочастии”?

Ученики: Повесть начинается с рассказа о первом грехе и изгнании из рая.

Учитель: Это вступление придаёт повести общечеловеческое звучание. Кто же виноват в человеческих недостатках и грехах?

Ученики: Сам человек, его сердце “несмышленое и неуимчивое”.

Учитель: Чья история рассказана в повести? Как к нему относились его родители? Чему они учили сына?

Ученики: В повести рассказана история Молодца. Родители любили его, учили жить по библейским законам: не пить, не воровать, не лгать, не соблазнять девушек, жить по чести, дружить с умными и добрыми людьми.

Учитель: Последовал ли Молодец этим наставлениям? Почему?

Ученики: Молодец хотел жить, “как ему любо”, стыдился родительской опеки, хотел свободы.

Учитель: Что же с ним случилось?

Ученики: “Друг” напоил его и обокрал, бросил пьяного.

Учитель: Вернулся ли Молодец после этого к родителям? Как вы думаете, почему?

Ученики: Ему стыдно за свою доверчивость, он не хочет признавать, что был неправ. Поэтому юноша уходит “на чужу страну, дальну, незнаму”.

Учитель: Кто помог ему в чужой стране?

Ученики: Добрые люди, которые дали ему совет, как жить: держаться правды, не льстить и не обманывать, ко всем относиться со смирением и кротостью.

Учитель: Послушался Молодец их? Каков результат его смирения и послушания?

Ученики: Следуя советам добрых людей, Молодец нажил богатство ещё больше прежнего, присмотрел себе невесту.

Учитель: Что же погубило его опять?

Ученики: Его характер. Он начал хвастаться своим счастьем и богатством, а “всегда гнило слово похвальное”.

Учитель: Кто услышал его хвастовство? Какой образ появляется в повести?

Ученики: Появляется Горе-Злочастье.

Учитель: Из каких корней состоит слово “злочастье”? Что символизирует этот образ?

Ученики: Злочастье – злая часть, трагическая судьба. (Запись в тетрадь определения слова “злочастье”) Этот образ олицетворяет трагическую судьбу, злой удел человека.

Учитель: Что же сделало Горе-Злочастье?

Ученики: Оно заставило Молодца отказаться от невесты, пропить своё богатство, одежду, уйти опять в “чужу страну”.

Учитель: Какова первоначальная причина его вынужденного покорства “Горю нечистому”? Послушайте отрывок из повести и ответьте на этот вопрос:

Горе говорит Молодцу:
“Спамятуй, Молодец, житие свое первое.
И как тебе отец говорил,
И как тебе мать наказывала!
О чём тогда ты их не послушал,
не захотел ты им покориться,
постыдился ты им поклониться,
а хотел ты жить, как тебе любо есть.
А кто родителей своих на добро учение не слушает,
Того выучу я, Горе злочастное.”

Ученики: Молодец отверг родительскую власть, захотел жить самостоятельно, своим умом, но не смог и теперь вынужден склонить голову перед Горем, то есть перед своей судьбой.

Учитель: Добрые люди и сейчас пытаются помочь Молодцу. Что они ему советуют?

Ученики: Вернуться к отцу и матери, попросить у них прощения.

Учитель: Почему он этого не делает?

Ученики: Теперь Горе-Злочастье не отпускает его, всюду следует за ним, учит его убивать и грабить. Молодец не может убежать от своей “злочастной доли”.

Учитель: Однако в конце повести он избавляется от злого спутника. Что помогает ему это сделать?

Ученики: Молодец ушёл в монастырь, а Горе осталось у ворот, оно не может войти в обитель бога.

Учитель: Вспомним, каким заповедям учили Молодца его родители?

Ученики: Божественным, библейским.

Учитель: Так каков смысл финала повести? Последовал ли Молодец в конце концов родительским наставлениям?

Ученики: В финале повести Молодец встал на путь, которому его учили отец и мать, пошел по их дороге, следовательно, вернулся к ним, хоть и не увидел их самих.

4) Учитель: Итак, в “Повести и Горе-Злочастии” Молодец вернулся в семью. В “Станционном смотрителе” А.С.Пушкина тоже звучит тема “блудных детей”. Но такое же ли у неё решение, как библейской притче и в древнерусской повести? Вспомним, что же случилось в первой части повести А.С.Пушкина. (Пересказ истории похищения Дуни)

Итак, Дуня уехала. Что изменилось в доме Самсона Вырина?

Ученики: В доме – ветхость, небрежение к хозяйству. Сам Вырин превратился в хилого старика, он болен, пристрастился к выпивке.

Учитель: Пытался ли отец найти Дуню? Вспомним этот эпизод повести. (Рассказ о встрече с Минским и Дуней) Как Самсон Вырин представлял себе будущее дочери? Найдите в тексте его слова.

Ученики: “Жива ли, нет ли, бог её ведает. Всяко случается. Не её первую, не её последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал да и бросил. Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою. Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь да пожелаешь ей могилы…”

Учитель: Сын из библейской притчи вернулся к отцу, Молодец их древнерусской повести избавился от Горя, уйдя в монастырь. А как закончилась история смотрителя?

Ученики: Он умер, так и не дождавшись дочери, не узнав, что же с ней стало.

Учитель: Но в конце повести его могилу посещает какая-то барыня. Найдите в тексте этот эпизод. Кто это? Как она живет, судя по её виду?

Ученики: “Прекрасная барыня, …ехала она в карете в шесть лошадей, с тремя барчатами, и с кормилицей, и с чёрной моською; и как ей сказали, что старый смотритель умер, так она заплакала и сказала детям: “Сидите смирно, а я схожу на кладбище”…Она легла здесь и лежала долго”. Дуня богата, у неё трое “маленьких барчат”, приехала в карете, не жалеет денег.

Учитель: У неё всё есть, почему же она плачет?

Ученики: Она не успела увидеть отца живым.

Учитель: Так кто же оказался счастливее: блудный обнищавший сын из библейской притчи, успевший вернуться к отцу, или богатая, нарядная Дуня? Почему?

Ученики: Библейский герой счастливее, потому что он успел попросить прощения у отца и был прощён, а Дуня всю свою жизнь будет мучиться мыслью, что она предала отца, погубила его.

Учитель: Сам автор сравнивает историю Дуни с рассказом о блудном сыне. Как А.С.Пушкин дает нам понять, что Дуня повторяет поступок юноши?

Ученики: На стене в доме смотрителя висят картинки с изображением сцен из евангельской притчи.

Учитель: Для чего автор приводит эти рисунки? Как мы воспринимаем их? Извлекла ли Дуня урок из этой притчи?

Ученики: Для нас рисунки – символ того, что история блудного сына повторяется, для Дуни – это всего лишь украшение. Едва ли она вдумывалась в смысл картинок. Девушка не извлекла никакого урока из притчи, иначе бы не оставила отца или дала бы ему весточку.

4. Заключение.

Учитель: Скажите, к герою какой истории более всего подходят слова из стихотворения А. Городницкого, которые вы видите на доске: “Разрушение отчего дома – как сожжение корабля”? Почему?

Ученики: Эти слова более всего подходят к Дуне, потому что она своим исчезновением разрушила отчий дом.

Учитель: Почему автор сравнивает разрушение родительского дома с сожжением корабля?

Ученики: Уничтожение корабля неизбежно ведёт к гибели всех людей, находящихся на нём. Разрушение связей с отчим домом и разрушение самого дома – это уничтожение корней человека, его истоков, а значит, его самого.

Учитель: В роли блудного сына или может оказаться любой из нас. Что нужно сделать, чтобы с нами такого не произошло? (Ответы учеников) Важно уметь говорить и показывать своим родителям, что мы их любим. Важно вовремя просить у них прощения за обиды, нанесенные им, потому что возможность сказать: “Прости меня” может больше не представиться. Подумайте о том, как вы относитесь к своим родителям, говорите ли им, что любите, просите ли прощения. Итогом ваших размышлений станет развернутый ответ на вопрос: “Сколько их (родных, близких, знакомых), кто стоит за мною, кто дорог мне и кому дорог (дорога) я?” О ком вы прежде всего будете писать? Как можно начать это сочинение?

Итак, почему же тема “блудных детей” - общечеловеческая тема?

Ученики: Эта тема касается любого человека. Не имеет значения его национальность, место жительства, вероисповедание. Проблемы во взаимоотношениях с родителями могут возникнуть у любого. Главное, не доводить эти проблемы до ситуации блудного сына, Молодца или Дуни.

Домашнее задание: написать сочинение на тему: “Сколько их (родных, близких, знакомых), кто стоит за мною, кто дорог мне и кому дорог (дорога) я?”