Цели урока.
- Завершить рассмотрение тематики одной из “Повестей Белкина”; выяснить, каково решение темы “блудных детей” в “Станционном смотрителе”; сравнить его с библейской “Притчей о блудном сыне”, древнерусской “Повестью о Горе-Злочастии”; поговорить об особенностях картины Рембрандта “Возвращение блудного сына”.
- Вызвать у детей чувство сострадания к брошенному отцу, заставить их задуматься над своим отношением к собственным родителям.
- Продолжить работу по формированию навыков пересказа, участия в беседе, формулирования вывода.
Оборудование: иллюстрации к “Станционному смотрителю”, репродукция картины Рембрандта “Возвращение блудного сына”, музыкальное сопровождение.
На доске записаны тема урока, эпиграфы: “Разрушение отчего дома – как сожжение корабля” и “Сколько их (родных, близких, знакомых), кто стоит за мною, кто дорог мне и кому дорог (дорога) я?”, названия изучаемых произведений, прикреплены иллюстрации к “Станционному смотрителю” и репродукция картины Рембрандта.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вступление, постановка задачи урока.
Звучит музыка (минорная, например, “Реквием” Моцарта)
Учитель:
В доме холодно, пусто и сыро.
Дождь и ветер стучат о порог.
Возвращение блудного сына
Пишет Рембрандт, кончается срок.
Не слышны приглушённые звуки,
На холсте и в округе темно, -
Лишь отца освещённые руки
Да лица световое пятно.
Не вернуться. Живём по-другому.
Не округла, как прежде, земля.
Разрушение отчего дома –
Как сожжение корабля.
Запустение, тьма, паутина,
Шорох капель и чаячий крик.
И предсмертную пишет картину
Одинокий и скорбный старик.
Это отрывки из стихотворения поэта ХХ века Александра Городницкого “Рембрандт” О чём это стихотворение?
Ученики: О том, как художник пишет картину.
Учитель: Картина Рембрандта перед вами. Скажите, какая история подтолкнула художника к созданию полотна?
Ученики: История блудного сына.
Учитель: Именно об этом сюжете в искусстве мы сегодня поговорим. Тема урока: “Общечеловеческая тема “блудных детей” в литературе”. Запишите её в тетрадь. Мы рассмотрим несколько литературных произведений и картину художника XVII века Рембрандта Ван Рейна. Задача нашего урока – сопоставить изображение истории блудного сына в разных произведениях и сравнить их с первоисточником. А в конце урока мы ответим на вопрос: “Почему эта тема является общечеловеческой?”
3. Изучение темы.
1) Учитель: В какой книге мы с вами впервые столкнулись с этой историей?
Ученики: В Библии есть “Притча о блудном сыне”.
Учитель: С библейской притчи мы и начнём. Вспомним, о чём она. (Пересказ “Притчи о блудном сыне”)
Почему младший сын ушёл от отца?
Ученики: Он хотел пойти своей дорогой, получить самостоятельность, вырваться из-под родительской опеки.
Учитель: Чем отец жил во время разлуки?
Ученики: Надеждой на возвращение сына.
Учитель: Почему он простил младшего сына?
Ученики: Отец любил его, долго не знал, что стало с его ребёнком, жив ли он, поэтому, вновь обретя, забыл все обиды.
Учитель: Радостный или грустный финал притчи? Почему?
Ученики: Радостный, потому что сын вернулся домой, успел попросить у отца прошение и получить его.
Учитель: Ребята, давайте поразмышляем над прилагательным “блудный”. Назовите однокоренные слова. Что означает это слово?
Ученики: Заблудившийся, потерявший ориентиры, цель в жизни. Блудный сын - человек, потерявший семью, отчий дом, веру, родину.
(Запись в тетрадь определения слова “блудный”)
Учитель: Мы с вами знаем, что притча – особый жанр в литературе. Что это за жанр?
Ученики: Притча – небольшой рассказ, в котором в обычном житейском случае заключен глубокий смысл, урок для всех людей.
Учитель: Попробуем и мы найти тайный смысл этой притчи. Для этого нужно вспомнить, с какой целью Иисус рассказал эту притчу. Люди упрекали Христа в том, что он принимает грешников, недостойных его, и ест с ними. “Но Он сказал им следующую притчу: кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяносто девяти в пустыне и не пойдёт за пропавшею, пока не найдёт её? А найдя, возьмёт её на плечи свои с радостью и, придя домой, созовёт друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною, я нашёл мою пропавшую овцу. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии”. С кем сравнивается блудный сын в этом рассказе Иисуса?
Ученики: С грешником.
Учитель: Кто такой грешник?
Ученики: Человек, нарушивший нравственные законы. Таким образом, блудный сын – человек, не просто потерявший семью, отчий дом, родину, но и заблудившийся на жизненном пути, утративший нравственный ориентиры в жизни.
2) Учитель: А теперь обратимся к другим произведениям искусства, изображающим эту историю. Перед вами – картина художника XVII века Рембрандта Ван Рейна “Возвращение блудного сына” Эта тема всегда волновала художника, он неоднократно касался её в набросках. И вот, наконец, почти перед самой смертью Рембрандт создаёт потрясающее по своей жизненной правдивости и выразительности форм произведение. Какой момент запечатлел художник?
Ученики: Сын на коленях просит у отца прощения.
Учитель: Все фигуры, не имеющие первостепенной важности, как бы отодвинуты в тень. И на первый план выдвинуты фигуры двух людей. Кого?
Ученики: Отца и стоящего на коленях сына.
Учитель: Опишите сына.
Ученики: Он в одежде нищего, с котомкой, почти босой. Видно, что он пережил много бед.
Учитель: Как вы думаете, чьи чувства важнее для художника, чьи эмоции он хочет показать в картине? Почему вы так решили?
Ученики: Для художника важнее чувства отца, потому что его мировосприятие ближе Рембрандту (в момент создания картины он сам был стариком). Кроме того, именно его лицо показывает зрителям автор, сын стоит спиной к нам.
Учитель: Как вы думаете, какие чувства наполняют душу отца?
Ученики: Радость от возвращения сына, грусть, потому что он видит, в каком состоянии сын, чувствует, сколько ему пришлось пережить. Отец руками обнял сына, как бы защищая его от всего плохого, что случилось и могло ещё случиться.
3) Учитель: Тема блудного сына нашла своё отражение и в древнерусской литературе. В XVII веке была написана “Повесть о Горе-Злочастии” Вспомним, о чём она.
(Пересказ “Повести о Горе-Злочастии”)
С чего начинается “Повесть о Горе-Злочастии”?
Ученики: Повесть начинается с рассказа о первом грехе и изгнании из рая.
Учитель: Это вступление придаёт повести общечеловеческое звучание. Кто же виноват в человеческих недостатках и грехах?
Ученики: Сам человек, его сердце “несмышленое и неуимчивое”.
Учитель: Чья история рассказана в повести? Как к нему относились его родители? Чему они учили сына?
Ученики: В повести рассказана история Молодца. Родители любили его, учили жить по библейским законам: не пить, не воровать, не лгать, не соблазнять девушек, жить по чести, дружить с умными и добрыми людьми.
Учитель: Последовал ли Молодец этим наставлениям? Почему?
Ученики: Молодец хотел жить, “как ему любо”, стыдился родительской опеки, хотел свободы.
Учитель: Что же с ним случилось?
Ученики: “Друг” напоил его и обокрал, бросил пьяного.
Учитель: Вернулся ли Молодец после этого к родителям? Как вы думаете, почему?
Ученики: Ему стыдно за свою доверчивость, он не хочет признавать, что был неправ. Поэтому юноша уходит “на чужу страну, дальну, незнаму”.
Учитель: Кто помог ему в чужой стране?
Ученики: Добрые люди, которые дали ему совет, как жить: держаться правды, не льстить и не обманывать, ко всем относиться со смирением и кротостью.
Учитель: Послушался Молодец их? Каков результат его смирения и послушания?
Ученики: Следуя советам добрых людей, Молодец нажил богатство ещё больше прежнего, присмотрел себе невесту.
Учитель: Что же погубило его опять?
Ученики: Его характер. Он начал хвастаться своим счастьем и богатством, а “всегда гнило слово похвальное”.
Учитель: Кто услышал его хвастовство? Какой образ появляется в повести?
Ученики: Появляется Горе-Злочастье.
Учитель: Из каких корней состоит слово “злочастье”? Что символизирует этот образ?
Ученики: Злочастье – злая часть, трагическая судьба. (Запись в тетрадь определения слова “злочастье”) Этот образ олицетворяет трагическую судьбу, злой удел человека.
Учитель: Что же сделало Горе-Злочастье?
Ученики: Оно заставило Молодца отказаться от невесты, пропить своё богатство, одежду, уйти опять в “чужу страну”.
Учитель: Какова первоначальная причина его вынужденного покорства “Горю нечистому”? Послушайте отрывок из повести и ответьте на этот вопрос:
Горе говорит Молодцу:
“Спамятуй, Молодец, житие свое первое.
И как тебе отец говорил,
И как тебе мать наказывала!
О чём тогда ты их не послушал,
не захотел ты им покориться,
постыдился ты им поклониться,
а хотел ты жить, как тебе любо есть.
А кто родителей своих на добро учение не слушает,
Того выучу я, Горе злочастное.”
Ученики: Молодец отверг родительскую власть, захотел жить самостоятельно, своим умом, но не смог и теперь вынужден склонить голову перед Горем, то есть перед своей судьбой.
Учитель: Добрые люди и сейчас пытаются помочь Молодцу. Что они ему советуют?
Ученики: Вернуться к отцу и матери, попросить у них прощения.
Учитель: Почему он этого не делает?
Ученики: Теперь Горе-Злочастье не отпускает его, всюду следует за ним, учит его убивать и грабить. Молодец не может убежать от своей “злочастной доли”.
Учитель: Однако в конце повести он избавляется от злого спутника. Что помогает ему это сделать?
Ученики: Молодец ушёл в монастырь, а Горе осталось у ворот, оно не может войти в обитель бога.
Учитель: Вспомним, каким заповедям учили Молодца его родители?
Ученики: Божественным, библейским.
Учитель: Так каков смысл финала повести? Последовал ли Молодец в конце концов родительским наставлениям?
Ученики: В финале повести Молодец встал на путь, которому его учили отец и мать, пошел по их дороге, следовательно, вернулся к ним, хоть и не увидел их самих.
4) Учитель: Итак, в “Повести и Горе-Злочастии” Молодец вернулся в семью. В “Станционном смотрителе” А.С.Пушкина тоже звучит тема “блудных детей”. Но такое же ли у неё решение, как библейской притче и в древнерусской повести? Вспомним, что же случилось в первой части повести А.С.Пушкина. (Пересказ истории похищения Дуни)
Итак, Дуня уехала. Что изменилось в доме Самсона Вырина?
Ученики: В доме – ветхость, небрежение к хозяйству. Сам Вырин превратился в хилого старика, он болен, пристрастился к выпивке.
Учитель: Пытался ли отец найти Дуню? Вспомним этот эпизод повести. (Рассказ о встрече с Минским и Дуней) Как Самсон Вырин представлял себе будущее дочери? Найдите в тексте его слова.
Ученики: “Жива ли, нет ли, бог её ведает. Всяко случается. Не её первую, не её последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал да и бросил. Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою. Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь да пожелаешь ей могилы…”
Учитель: Сын из библейской притчи вернулся к отцу, Молодец их древнерусской повести избавился от Горя, уйдя в монастырь. А как закончилась история смотрителя?
Ученики: Он умер, так и не дождавшись дочери, не узнав, что же с ней стало.
Учитель: Но в конце повести его могилу посещает какая-то барыня. Найдите в тексте этот эпизод. Кто это? Как она живет, судя по её виду?
Ученики: “Прекрасная барыня, …ехала она в карете в шесть лошадей, с тремя барчатами, и с кормилицей, и с чёрной моською; и как ей сказали, что старый смотритель умер, так она заплакала и сказала детям: “Сидите смирно, а я схожу на кладбище”…Она легла здесь и лежала долго”. Дуня богата, у неё трое “маленьких барчат”, приехала в карете, не жалеет денег.
Учитель: У неё всё есть, почему же она плачет?
Ученики: Она не успела увидеть отца живым.
Учитель: Так кто же оказался счастливее: блудный обнищавший сын из библейской притчи, успевший вернуться к отцу, или богатая, нарядная Дуня? Почему?
Ученики: Библейский герой счастливее, потому что он успел попросить прощения у отца и был прощён, а Дуня всю свою жизнь будет мучиться мыслью, что она предала отца, погубила его.
Учитель: Сам автор сравнивает историю Дуни с рассказом о блудном сыне. Как А.С.Пушкин дает нам понять, что Дуня повторяет поступок юноши?
Ученики: На стене в доме смотрителя висят картинки с изображением сцен из евангельской притчи.
Учитель: Для чего автор приводит эти рисунки? Как мы воспринимаем их? Извлекла ли Дуня урок из этой притчи?
Ученики: Для нас рисунки – символ того, что история блудного сына повторяется, для Дуни – это всего лишь украшение. Едва ли она вдумывалась в смысл картинок. Девушка не извлекла никакого урока из притчи, иначе бы не оставила отца или дала бы ему весточку.
4. Заключение.
Учитель: Скажите, к герою какой истории более всего подходят слова из стихотворения А. Городницкого, которые вы видите на доске: “Разрушение отчего дома – как сожжение корабля”? Почему?
Ученики: Эти слова более всего подходят к Дуне, потому что она своим исчезновением разрушила отчий дом.
Учитель: Почему автор сравнивает разрушение родительского дома с сожжением корабля?
Ученики: Уничтожение корабля неизбежно ведёт к гибели всех людей, находящихся на нём. Разрушение связей с отчим домом и разрушение самого дома – это уничтожение корней человека, его истоков, а значит, его самого.
Учитель: В роли блудного сына или может оказаться любой из нас. Что нужно сделать, чтобы с нами такого не произошло? (Ответы учеников) Важно уметь говорить и показывать своим родителям, что мы их любим. Важно вовремя просить у них прощения за обиды, нанесенные им, потому что возможность сказать: “Прости меня” может больше не представиться. Подумайте о том, как вы относитесь к своим родителям, говорите ли им, что любите, просите ли прощения. Итогом ваших размышлений станет развернутый ответ на вопрос: “Сколько их (родных, близких, знакомых), кто стоит за мною, кто дорог мне и кому дорог (дорога) я?” О ком вы прежде всего будете писать? Как можно начать это сочинение?
Итак, почему же тема “блудных детей” - общечеловеческая тема?
Ученики: Эта тема касается любого человека. Не имеет значения его национальность, место жительства, вероисповедание. Проблемы во взаимоотношениях с родителями могут возникнуть у любого. Главное, не доводить эти проблемы до ситуации блудного сына, Молодца или Дуни.
Домашнее задание: написать сочинение на тему: “Сколько их (родных, близких, знакомых), кто стоит за мною, кто дорог мне и кому дорог (дорога) я?”