Урок-конкурс "Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет"

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Цель: систематизация и углубление знаний о жизни и творчестве Пушкина

Задачи:

Образовательные:

  • создать условия для расширения и закрепления знаний о жизни и творчестве А.С.Пушкина;

Развивающие:

  • создать условия для самостоятельного развития личности: умение работать на ПК, с СD, умения анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, делать выводы;
  • способствовать развитию творческих способностей и эстетического вкуса;

Воспитывающие:

  • создать условия для воспитания информационно-коммуникативной культуры, самостоятельности, умения принимать решения, брать ответственность на себя, познавательного интереса к предмету.

Форма урока: урок - конкурс

Технология: Информационно-образовательная технология.

Методы: частично поисковый, иллюстративно-объяснительный

Предварительная подготовка класса: формирование команд, выбор капитанов, 2 вопроса команде-сопернице, подбор материала по темам: “Пушкин в литературе, живописи, музыке, скульптуре”, “Родословная”, “Друзья и наставники”.

Организация деятельности учащихся: обсуждение вопросов, анализ своих знаний и ответов учащихся, выполнение тестовой работы на ПК, составление творческой работы “Ода Пушкину”.

Оборудование для учителя: мультимедийный компьютер, мультимедийный проектор, web – сайт “Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет”

для учащихся: компьютерный класс, CD : “Литература. Тестовый комплекс”, тест в пр. “Ревизор”

Ход урока

Этапы:

1. Индукция (лирическое начало, мотивирующее познавательную деятельность учащихся)

2. Тестовая разминка для команд “Знаешь ли ты Пушкина?”

3. Конкурсные этапы:

  • “Родом из детства”
  • “Друзья мои! Прекрасен наш союз!”
  • “Парнасские отцы”
  • “Пушкин в искусстве”

4. Конкурс капитанов

5. Конкурс болельщиков

6. “Ода Пушкину” (творческий конкурс)

7. Рефлексия

I. Индукция

Есть имена, как солнце! Имена –
Как музыка! Как яблоня в рассвете!
Я говорю о Пушкине: поэте,
Действительном в любые времена!

И.Северянин

Ни об одном из русских поэтов не написано столько, сколько О Пушкине. И всё-таки о Пушкине   всё ещё недоговорено, быть может, более, чем о ком-нибудь другом. Как это ни парадоксально, но Пушкин, пожалуй, самый неизвестный поэт. По словам Достоевского, "Пушкин умер в полном развитии сил и унёс с собою в гроб некоторую великую тайну.

Каким он был внешне? Как выглядел? Проживи Пушкин ещё несколько лет, и мы имели бы его фотографическое изображение. Художники увековечили поэта, но, как пишет жена друга В.А. Нащокина, "ни один из портретов не передал и сотой доли духовной красоты его облика".

Одни мемуаристы пишут:"лицом настоящая обезьяна", другие - "необыкновенно красив", третьи замечают, что, некрасивое само по себе, лицо поэта преображается, одухотворённое мыслью и сильным чувством. Он весь соткан из противоречий - некрасивый и прекрасный, легкомысленный и мудрый, озорной и тоскующий -, но вся эта пёстрая ткань составляет то гармоническое целое, чем была его личность, его жизнь , как выражение этого - его поэзия. И, может быть, сегодня каждому из вас предстоит открыть для себя нового Пушкина. Итак, в путь!

II. Тестовая компьютерная разминка для команд “Знаешь ли ты Пушкина?”

1. Пушкин родился

  • в Москве
  • в Петербурге
  • в Михайловском
  • в Болдино

2. Кто из императоров открывал Лицей?

  • Александр I
  • Александр II
  • Николай I
  • Николай II

3. Имя первого директора Царскосельского Лицея

  • В.Ф. Малиновский
  • Е.А.Энгельгардт

4. Комнату под каким номером занимал А. Пушкин?

  • 12
  • 13
  • 14
  • 15

5. Какая дата, связанная с Лицеем, не раз встречается в произведениях Пушкина?

  • 16 апреля
  • 5 мая
  • 21 октября
  • 19 октября

6. Первое опубликованное стихотворение Пушкина?

  • “Товарищам”
  • “Воспоминания в Царском Селе”
  • “Другу стихотворцу”
  • “Лицинию”

7. Кому принадлежат строки:

Пушкин! Он и в лесах не укроется,
Лира выдаст его громким пением.

  • Пущин
  • Кюхельбекер
  • Дельвиг
  • Языков

8. В марте 1816 года Пушкин заочно был принят в неофициальное литературное общество, где получил прозвище Сверчок. Это

  • Общество любителей русской словесности
  • Арзамас
  • Зелёная лампа

III. Конкурсные этапы ( web-сайт)

1. Родословная поэта

1. В “Начале автобиографии” А.С.Пушкин пишет об одном из своих предков: “Он пошёл в военную службу вопреки воле родителя, отличился и, ползая на коленях, выпросил отцовское прощение. Под Чесмою он распоряжался брандерами и был одним из тех, которые спаслись с корабля, взлетевшего на воздух. В 1770 он взял Наварин; в 1779 выстроил Херсон. Его постановления доныне уважаются в полуденном краю России, где в 1821 я видел стариков, живо хранивших его память. Он поссорился с Потёмкиным. Государыня оправдала … и надела на него Александровскую ленту; но он оставил службу и с тех пор жил по большей части в Суйде, уважаемый всеми замечательными людьми славного века, между прочими Суворовым, который при нём оставлял свои проказы и которого принимал он, не завешивая зеркал и не наблюдая никаких тому подобных церемоний”. О ком? (Иван Абрамович Ганнибал)

2. “Женщина не глупая и не дурная, имела однако ж множество странностей, между которыми вспыльчивость, вечная рассеянность и, особенно, дурное хозяйничанье стояли на первом месте. Дом их был всегда наизнанку: в одной комнате богатая старинная мебель, в другой – пустые стены или соломенный стул; многочисленная, но оборванная и пьяная дворня с баснословною неопрятностью; ветхие рыдваны с тощими клячами и вечный недостаток во всём, начиная от денег до последнего стакана. Когда у них обедывало человека два – три лишних, то всегда присылали к нам, по соседству, за приборами” – так пишет М.Корф в “Записке о Пушкине”. О ком?

 2. “Друзья мои! Прекрасен наш союз!”

1. Директор Лицея Егор Антонович Энгельгардт, давая характеристики ученикам, напротив имени этого напишет: "Читал все на свете книги обо всех на свете вещах, имеет много таланта, много прилежания, много доброй воли, много сердца и много чувства, но, к сожалению, во всём этом не хватает вкуса, такта, грации, меры и ясной цели... При этом он в большинстве случаев видит всё в чёрном свете, бесится на самого себя… и не находит тогда ни в чём утешения, разве только в каком-нибудь гигантском проекте". Он будет на Сенатской площади 14 декабря 1825 года. В кандалах пройдёт через царские казематы, карцеры и умрёт в далёкой сибирской ссылке. Имя этого человека? (В.К.Кюхельбекер)

2. С Пушкиным его объединяли общие литературные симпатии и антипатии, они понимали друг друга с полуслова. К его мнению о достоинствах и недостатках своих произведений Пушкин всегда прислушивался. В 1822 году будет написано:

Я Пушкина младенцем полюбил,
С ним разделял и грусть, и наслажденье,
И первый я его услышал пенье. . .

Кому принадлежат эти слова? (А.А.Дельвиг)

3. “Парнасские отцы”

1.Это был выдающийся государственный деятель, честный, бескомпромиссный, отказавшийся быть "карманным поэтом ея величества", так как был "горяч и в правде чёрт". Именно этому человеку удаётся разглядеть того, кто в ближайшем будущем станет гордостью русской литературы. И когда на экзамене в Лицее министр просвещения скажет отцу Пушкина, что он "желал бы, однако же, образовывать юного поэта и в прозе", этот писатель воскликнет: "Оставьте его поэтом". (Г.Р.Державин)

2. “Парнасский мой отец” – так называл его Пушкин. Поэт, автор поэмы “Опасный сосед” и сборника стихотворений, член литературного общества “Арзамазас”, приверженец “партии Карамзина”. В декабре 1816 года А.С.Пушкин пишет ему: “В письме Вашем Вы называли меня братом; но я не осмелился назвать Вас этим именем, слишком для меня лестным

Я не совсем ещё рассудок потерял,
От рифм бахических шатаясь на Пегасе.
Я знаю сам себя , хоть рад, хотя не рад,
Нет, нет вы мне совсем не брат,
Вы… мне и на Парнасе.

О ком так отзывался поэт? (В.Л.Пушкин)

4. “Пушкин в искусстве”

- живопись (кто быстрее)

1. Перед вами два самых известных портрета Пушкина. Назовите авторов. О каком из этих портретов поэт сказал:

Себя как в зеркале я вижу,

Но это зеркало мне льстит. (2, о портрете О.Кипренского)

- музыка

1. Всем известно произведение “Я помню чудное мгновенье..”. Кому посвящены стихи, а кому музыка этого романса, кто её автор?( Стихи - А.П.Керн, музыка Глинки  - дочери Керн)

2. Кто из известных русских композиторов, в каком произведении использовал эти строки:

   "Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог, он уважать себя заставил и лучше выдумать не мог"? ( П.И.Чайковский, опера "Евгений Онегин")

 - скульптура

1. Вы видите фотографии самых известных памятников Пушкину. Где они установлены, кто авторы, который из них установлен раньше.

( Опекушин, Москва, 1880. Аникушин, Ленинград, 1957)

- литература

Кто из русских поэтов посвятил посвятил А.С.Пушкину следующие строки?

1. Пушкин – весёлое имя.
Пушкин, тайную свободу
Пели мы вослед тебе.
Дай мне руку в непогоду,
Помоги в святой борьбе.(А.Блок)

2. Кто знает, что такое слава!
Какой ценой купил он право,
Возможность или благодать
Над всем так мудро и лукаво
Шутить, таинственно молчать
И ногу ножкой называть?.. (А.Ахматова)

4. “Ода Пушкину”(творческий конкурс)

О Пушкине сказано много. “Пушкин – наше всё. Пушкин – представитель всего нашего душевного, особенного...”(А.Григорьев)

“Пушкин есть пророчество и указание... Не было поэта с такою всемерной отзывчивостью, как Пушкин” (Достоевский Ф.М.)

И только вашего слова о Пушкине нет. Составьте его.

5. Конкурс болельщиков

В то время, как команды заняты своим творческим заданием , выполните тест (см. СД “Литература. Тестовый комплекс. А.С.Пушкин. 1 вариант)

 

6. Рефлексия