Цель: систематизация и углубление знаний о жизни и творчестве Пушкина
Задачи:
Образовательные:
- создать условия для расширения и закрепления знаний о жизни и творчестве А.С.Пушкина;
Развивающие:
- создать условия для самостоятельного развития личности: умение работать на ПК, с СD, умения анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, делать выводы;
- способствовать развитию творческих способностей и эстетического вкуса;
Воспитывающие:
- создать условия для воспитания информационно-коммуникативной культуры, самостоятельности, умения принимать решения, брать ответственность на себя, познавательного интереса к предмету.
Форма урока: урок - конкурс
Технология: Информационно-образовательная технология.
Методы: частично поисковый, иллюстративно-объяснительный
Предварительная подготовка класса: формирование команд, выбор капитанов, 2 вопроса команде-сопернице, подбор материала по темам: “Пушкин в литературе, живописи, музыке, скульптуре”, “Родословная”, “Друзья и наставники”.
Организация деятельности учащихся: обсуждение вопросов, анализ своих знаний и ответов учащихся, выполнение тестовой работы на ПК, составление творческой работы “Ода Пушкину”.
Оборудование для учителя: мультимедийный компьютер, мультимедийный проектор, web – сайт “Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет”
для учащихся: компьютерный класс, CD : “Литература. Тестовый комплекс”, тест в пр. “Ревизор”
Ход урока
Этапы:
1. Индукция (лирическое начало, мотивирующее познавательную деятельность учащихся)
2. Тестовая разминка для команд “Знаешь ли ты Пушкина?”
3. Конкурсные этапы:
- “Родом из детства”
- “Друзья мои! Прекрасен наш союз!”
- “Парнасские отцы”
- “Пушкин в искусстве”
4. Конкурс капитанов
5. Конкурс болельщиков
6. “Ода Пушкину” (творческий конкурс)
7. Рефлексия
I. Индукция
Есть имена, как солнце! Имена –
Как музыка! Как яблоня в рассвете!
Я говорю о Пушкине: поэте,
Действительном в любые времена!
И.Северянин
Ни об одном из русских поэтов не написано столько, сколько О Пушкине. И всё-таки о Пушкине всё ещё недоговорено, быть может, более, чем о ком-нибудь другом. Как это ни парадоксально, но Пушкин, пожалуй, самый неизвестный поэт. По словам Достоевского, "Пушкин умер в полном развитии сил и унёс с собою в гроб некоторую великую тайну.
Каким он был внешне? Как выглядел? Проживи Пушкин ещё несколько лет, и мы имели бы его фотографическое изображение. Художники увековечили поэта, но, как пишет жена друга В.А. Нащокина, "ни один из портретов не передал и сотой доли духовной красоты его облика".
Одни мемуаристы пишут:"лицом настоящая обезьяна", другие - "необыкновенно красив", третьи замечают, что, некрасивое само по себе, лицо поэта преображается, одухотворённое мыслью и сильным чувством. Он весь соткан из противоречий - некрасивый и прекрасный, легкомысленный и мудрый, озорной и тоскующий -, но вся эта пёстрая ткань составляет то гармоническое целое, чем была его личность, его жизнь , как выражение этого - его поэзия. И, может быть, сегодня каждому из вас предстоит открыть для себя нового Пушкина. Итак, в путь!
II. Тестовая компьютерная разминка для команд “Знаешь ли ты Пушкина?”
1. Пушкин родился
- в Москве
- в Петербурге
- в Михайловском
- в Болдино
2. Кто из императоров открывал Лицей?
- Александр I
- Александр II
- Николай I
- Николай II
3. Имя первого директора Царскосельского Лицея
- В.Ф. Малиновский
- Е.А.Энгельгардт
4. Комнату под каким номером занимал А. Пушкин?
- 12
- 13
- 14
- 15
5. Какая дата, связанная с Лицеем, не раз встречается в произведениях Пушкина?
- 16 апреля
- 5 мая
- 21 октября
- 19 октября
6. Первое опубликованное стихотворение Пушкина?
- “Товарищам”
- “Воспоминания в Царском Селе”
- “Другу стихотворцу”
- “Лицинию”
7. Кому принадлежат строки:
Пушкин! Он и в лесах не укроется,
Лира выдаст его громким пением.
- Пущин
- Кюхельбекер
- Дельвиг
- Языков
8. В марте 1816 года Пушкин заочно был принят в неофициальное литературное общество, где получил прозвище Сверчок. Это
- Общество любителей русской словесности
- Арзамас
- Зелёная лампа
III. Конкурсные этапы ( web-сайт)
1. Родословная поэта
1. В “Начале автобиографии” А.С.Пушкин пишет об одном из своих предков: “Он пошёл в военную службу вопреки воле родителя, отличился и, ползая на коленях, выпросил отцовское прощение. Под Чесмою он распоряжался брандерами и был одним из тех, которые спаслись с корабля, взлетевшего на воздух. В 1770 он взял Наварин; в 1779 выстроил Херсон. Его постановления доныне уважаются в полуденном краю России, где в 1821 я видел стариков, живо хранивших его память. Он поссорился с Потёмкиным. Государыня оправдала … и надела на него Александровскую ленту; но он оставил службу и с тех пор жил по большей части в Суйде, уважаемый всеми замечательными людьми славного века, между прочими Суворовым, который при нём оставлял свои проказы и которого принимал он, не завешивая зеркал и не наблюдая никаких тому подобных церемоний”. О ком? (Иван Абрамович Ганнибал)
2. “Женщина не глупая и не дурная, имела однако ж множество странностей, между которыми вспыльчивость, вечная рассеянность и, особенно, дурное хозяйничанье стояли на первом месте. Дом их был всегда наизнанку: в одной комнате богатая старинная мебель, в другой – пустые стены или соломенный стул; многочисленная, но оборванная и пьяная дворня с баснословною неопрятностью; ветхие рыдваны с тощими клячами и вечный недостаток во всём, начиная от денег до последнего стакана. Когда у них обедывало человека два – три лишних, то всегда присылали к нам, по соседству, за приборами” – так пишет М.Корф в “Записке о Пушкине”. О ком?
2. “Друзья мои! Прекрасен наш союз!”
1. Директор Лицея Егор Антонович Энгельгардт, давая характеристики ученикам, напротив имени этого напишет: "Читал все на свете книги обо всех на свете вещах, имеет много таланта, много прилежания, много доброй воли, много сердца и много чувства, но, к сожалению, во всём этом не хватает вкуса, такта, грации, меры и ясной цели... При этом он в большинстве случаев видит всё в чёрном свете, бесится на самого себя… и не находит тогда ни в чём утешения, разве только в каком-нибудь гигантском проекте". Он будет на Сенатской площади 14 декабря 1825 года. В кандалах пройдёт через царские казематы, карцеры и умрёт в далёкой сибирской ссылке. Имя этого человека? (В.К.Кюхельбекер)
2. С Пушкиным его объединяли общие литературные симпатии и антипатии, они понимали друг друга с полуслова. К его мнению о достоинствах и недостатках своих произведений Пушкин всегда прислушивался. В 1822 году будет написано:
Я Пушкина младенцем полюбил,
С ним разделял и грусть, и наслажденье,
И первый я его услышал пенье. . .
Кому принадлежат эти слова? (А.А.Дельвиг)
3. “Парнасские отцы”
1.Это был выдающийся государственный деятель, честный, бескомпромиссный, отказавшийся быть "карманным поэтом ея величества", так как был "горяч и в правде чёрт". Именно этому человеку удаётся разглядеть того, кто в ближайшем будущем станет гордостью русской литературы. И когда на экзамене в Лицее министр просвещения скажет отцу Пушкина, что он "желал бы, однако же, образовывать юного поэта и в прозе", этот писатель воскликнет: "Оставьте его поэтом". (Г.Р.Державин)
2. “Парнасский мой отец” – так называл его Пушкин. Поэт, автор поэмы “Опасный сосед” и сборника стихотворений, член литературного общества “Арзамазас”, приверженец “партии Карамзина”. В декабре 1816 года А.С.Пушкин пишет ему: “В письме Вашем Вы называли меня братом; но я не осмелился назвать Вас этим именем, слишком для меня лестным
Я не совсем ещё рассудок потерял,
От рифм бахических шатаясь на Пегасе.
Я знаю сам себя , хоть рад, хотя не рад,
Нет, нет вы мне совсем не брат,
Вы… мне и на Парнасе.
О ком так отзывался поэт? (В.Л.Пушкин)
4. “Пушкин в искусстве”
- живопись (кто быстрее)
1. Перед вами два самых известных портрета Пушкина. Назовите авторов. О каком из этих портретов поэт сказал:
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит. (2, о портрете О.Кипренского)
- музыка
1. Всем известно произведение “Я помню чудное мгновенье..”. Кому посвящены стихи, а кому музыка этого романса, кто её автор?( Стихи - А.П.Керн, музыка Глинки - дочери Керн)
2. Кто из известных русских композиторов, в каком произведении использовал эти строки:
"Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог, он уважать себя заставил и лучше выдумать не мог"? ( П.И.Чайковский, опера "Евгений Онегин")
- скульптура
1. Вы видите фотографии самых известных памятников Пушкину. Где они установлены, кто авторы, который из них установлен раньше.
( Опекушин, Москва, 1880. Аникушин, Ленинград, 1957)
- литература
Кто из русских поэтов посвятил посвятил А.С.Пушкину следующие строки?
1. Пушкин – весёлое имя.
Пушкин, тайную свободу
Пели мы вослед тебе.
Дай мне руку в непогоду,
Помоги в святой борьбе.(А.Блок)
2. Кто знает, что такое слава!
Какой ценой купил он право,
Возможность или благодать
Над всем так мудро и лукаво
Шутить, таинственно молчать
И ногу ножкой называть?.. (А.Ахматова)
4. “Ода Пушкину”(творческий конкурс)
О Пушкине сказано много. “Пушкин – наше всё. Пушкин – представитель всего нашего душевного, особенного...”(А.Григорьев)
“Пушкин есть пророчество и указание... Не было поэта с такою всемерной отзывчивостью, как Пушкин” (Достоевский Ф.М.)
И только вашего слова о Пушкине нет. Составьте его.
5. Конкурс болельщиков
В то время, как команды заняты своим творческим заданием , выполните тест (см. СД “Литература. Тестовый комплекс. А.С.Пушкин. 1 вариант)
6. Рефлексия