Возрастной период, который охватывает школа, обоснованно рассматривается специалистами как время формирования личности ребёнка.
В школе сегодня главное-обучение, умственное развитие. Учим, учатся всему подряд, на всякий случай. А вдруг да при поступлении в вуз потребуется? Всё равно куда, лишь бы – вуз. Около 25% выпускников школ поступают в вуз по склонности. Остальные же решают получить специальные знания на всякий случай.
Но разве в получении высшего образования и потом, после вуза, доходного места смысл жизни?
Сегодня главные показатели работы школы – высокие показатели в обучении, поступление в вузы, олимпиадные показатели. А как проявляет себя Добро, Зло в школьном процессе? Высокие показатели в обучении могут дать и ученики с холодным сердцем, корыстным умом, для которых знание только механизм, при помощи которого они достигают превосходства над другими.
Сегодня все видим, что происходит в нашем обществе. Все потрясены ростом преступности. Но ведь она не с Луны на нас сваливается. Преступность вырастает из нравственного состояния человека. Если всё в обществе – средства массовой информации, культура, закон – раскрепощают это, как говорили греки, дионисийское начало – тёмное в человеке, чему же мы удивляемся?
Создатель учения о сознательной вере, выдающийся учёный и просветитель, редактор Международной газеты “Педагогический вестник”, профессор Рувинский Леонид Изотович в своей книге “Сознательная вера и духовное совершенствование” пишет: “Безверие, отсутствия у человека перспективы вечной духовной жизни в одних вселяет ужас перед смертью, в других – рвачество и погоню за сиюминутным успехом, и всех лишает моральных ограничений религиозных заповедей. Отсюда – беспринципность политиков, жестокость преступников, обман, злодейства, войны и убийства”. Далее он отмечает, что святой и гражданский долг учителя – стремиться дать объективную картину мира, то есть показать детям относительность и однородность материалистического понимания мира, относительность и ограниченность человеческого ума и знаний, подчеркивая Вечность и Бесконечность Вселенной, материальное и идеальное в человеке как частице Вселенной; одним словом, оставить место и создать почву в сознании и душе детей для веры во Всевышнего, для стремления добрыми мыслями и делами к Богу и бессмертию души.
Когда сознание молодого человека охватывает и поглощает мысль: я смертен, жизнь земная исключительно быстротечна и, только молясь Богу и совершая добрые дела, я смогу сохранить вечную жизнь своей души, – дело духовного воспитания во многом свершено, и основная цель духовного воспитания достигнута.
Сегодня среди предметов школьного курса в духовном воспитании детей огромное значение имеет русская литература. Не случайно о русской литературе на Западе часто говорят как о средоточии чистоты и света. Однажды в Португалии кардиналу Корецу по происхождению словаку, при коммунистическом режиме в Чехословакии пришлось долго сидеть в тюрьме. Так вот, когда он оттуда вышел, то был буквально поражен происшедшими переменами. Все люди вокруг читали какие-то забойные боевики, эротические романы, оккультную чернуху. Первым, что он сделал после своего освобождения, был запрет для прихожан читать что-либо мирское, за исключением русской литературы...
Чистота и свет русской литературы оттого, что все авторы, писатели и поэты, были воспитаны в христианской вере и потому в своих произведениях становили вопросы, проблемы, вечные во все времена и нужные не только их современникам, но и последующим поколениям. Свидетельством тому могут служить высказывания классиков.
А.П.Чехов: “Человек или должен быть верующим, или ищущим веры, иначе он пустой человек... Вера есть способность духа. У животных ее нет, у дикарей и неразвитых людей – страх и сомнения. Она доступна только высоким организациям...
До тех пор человек будет сбиваться с направления, искать цель, быть недовольным, пока не отыщет своего Бога. А если нет Бога, то жить не для чего, надо погибнуть”.
А.И.Солженицын: “Я не мыслю, как можно не верить в Бога. Человек, который не дошел до веры, даже не знает, какую душевую ценность потерял”.
Ф.М.Достоевский: “Великие мысли происходят не столько от великого ума, сколько от великого чувства”.
Л.Н.Толстой: “Разумное и нравственное всегда совпадают”.
Действительно, ни в одной литературе нет такого пристального внимания к внутреннему миру человека, не к психологии, а его напряженному духовному поиску вечных истин, тому “томлению духовной жаждой”, без утоления которой жизнь оказывается “напрасным даром”.
Сегодня нам, учителям необходимо опереться на духовных ценностях русской литературы и философии, которые почитались испокон веков: доброта, сострадание и милосердие, прощание, жалость, страдание, совесть, раскаяние, смирение и любовь, честь.
Ход урока
I. Цели и задачи урока.
Познакомиться поближе с православной верой русского народа, являющейся духовной основой классической русской литературы, которая во всём мире признаётся святой.
Попутно узнать о работе известных русских художников, связанных с темой урока.
После выступления одноклассников подумать над вопросом, нужна ли вера в наше время.
II. Основная часть.
1 слайд – Христос с детьми. Музыкальный фон – И.С.Бах. Токката и фуга ре минор для органа.
Православие – яркая примета российской культуры. Это нашло отражение в разных формах общественного сознания – в миропонимании, политике, этике, литературе, искусстве. Православие является духовным стержнем исторического развития России. Она добра и человечна. Все мыслящие люди, жившие и работавшие над возрождением России, разделяли её принципы.
2 слайд – видеоматериал – Картина художника Иванова “Явление Христа народу”.
Христиане верят, что мир создан единым Богом, и создан без зла. Основная идея христианской религии - спасение человека от того, что порождает несчастья, страдания, болезни, войны, смерть, всё зло в мире. Порождающей причиной зла христианство называет грех, то есть акт личности, направленный против совести, Бога, против нравственного закона, который составляет исключительно достоинство и красоту человека среди мира живых существ.
3 слайд – Картина Егорова А.Е. “Голгофа”.
Христианство утверждает, что спасение открыто Иисусом Христом, который будучи Сыном Божиим, воплотился и стал Человеком, через добровольные страдания на Кресте умертвил греховность природы человека и воскресив для вечной жизни. Спасение – в вере в него.
4 слайд – Портрет А.С.Пушкина.
Александр Пушкин:
В часы забав иль праздной скуки,
Бывало, лире я моей
Вверял изнеженные звуки
Безумства, лени и страстей.
Но и тогда струны лукавой
Невольно звон я прерывал,
Когда твой голос величавый
Меня внезапно поражал.
5 слайд – Фотография “Евангелие в золотом окладе”.
Священное писание христиан называется Библией. Библия – целостное произведение, раскрывающее особый взгляд на мир и человечество. Кто мы? Что такое жизнь? Что такое человек? Этими словами Библия открывает повествование о начале жизни на земле. Бог дал человеку жизнь, вложив в неё глубокий смысл и назначив определённую цель.
6 слайд – Основные принципы христианской веры:
– Почитай отца твоего и матерь твою.
– Не убивай.
– Не кради.
– Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
– Не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни всего того, что есть у ближнего твоего.
7 слайд – Портрет М.Ю.Лермонтова.
Михаил Лермонтов:
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, –
И счастья я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога.
8 слайд – Фотография “Служба в храме” из журнала “Огонёк”.
Музыкальный фон – Капелла. Церковное пение.
Одно из характерных особенностей христианства как религии заключается в том, что оно может существовать только в форме церкви. Церковь – место, где совершаются таинства, обряды, а также совместные молитвы.
Издавна на Руси в память о великом событии принято возводить храм. В 1945 году задумано было соорудить памятник-храм крестителю земли русской – киевскому князю Владимиру 37 лет шло сооружение Владимирского собора.
9 слайд – Картина В.М.Васнецова “Крещение Руси”
За разработку проекта всех художественных работ интерьера собора взялся профессор церковной археологии Киевского университета Андриан Викторович Прахов. Прахов считал, что только выдающиеся мастера достойны работать во Владимирском соборе. В росписи собора в Киеве работали Виктор Васнецов, Павел и Александр Сведомские, Вильгельм Котарбинский, Михаил Нестеров. Васнецов расписал алтарь собора, потом всю центральную часть и иконы главного иконостаса. Рядом с ним над другими иконами работал Нестеров. А стены этих частей храма расписывали Котарбинский и Сведомские.
10 слайд – Картины В.М.Васнецова “Собор святителей Вселенской церкви”, “Нестор – летописец”, “Княгиня Ольга”.
Художники, призванные к сотрудничеству в соборе, были людьми разных творческих взглядов, направлений, верований, возраста. Но всё здесь исполнено будто на одном дыхании, будто одной гениальной рукой. 14 лет работы над внутренним убранством сплотили разных мастеров, одухотворённых общей идеей. 19 августа 1986 года первый удар большого колокола возвестил о начале всенощной.
11 слайд – Фотография Б.Пастернака и картина В.М.Васнецова “Богоматерь”.
Борис Пастернак:
В церковной росписи оконниц
Так в вечность смотрят изнутри
В мерцающих венцах бессонниц
Святые, схимники, цари...
Природа, мир, тайник вселенной,
Я службу долгую твою,
Объятый дрожью сокровенной,
В слезах от счастья отстою.
12 слайд – Фотография А.Блока и картина В.М.Васнецова “Христос Вседержитель”.
Александр Блок:
Не призывай. И без призыва
Приду во храм.
Склонюсь главою молчаливо
К твоим ногам.
13 слайд – Фотография церковного колокола, музыкальный фон - суздальские куранты.
Многие века колокольный звон сопровождал жизнь христиан: оповещал о приближении врага, созывал ратников, воинов на битву, приветствовал победу, созывал людей на службу в храме.
14 слайд – фотография М.Ю.Лермонтова и фотография колокола, муз. фон – ростовские звоны.
Михаил Лермонтов:
Унылый колокола звон
В вечерний час мой слух невольно потрясает,
Обманутой душе моей напоминает
И вечность, и надежду он.
15 слайд – Фотографии “Свечи” и “Венчание в церкви”, муз. фон – григорианское пение.
Невозможно представить себе православный храм, в котором не зажигают свечей...
Чистый воск означает чистоту. Свеча – это свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету, а горение свечи символизирует очищение огнём Божественной силы.
Воженная свеча присутствует во многих церковных службах. Её держат в руках новокрещёные и сочетающиеся таинством брака.
16 слайд – Фотография К.Бальмонта и церковных свечей.
Константин Бальмонт:
В мерцанье восковой свечи,
Зажжённой трепетной рукою,
В простых словах “Христос с тобою”,
Струящих кроткие лучи,...
Одна есть в мире красота –
Любви, печали, отреченья
И добровольного мученья
За нас распятого Христа.
17 слайд – Фотографии церковных крестов.
Крест – величайшая христианская святыня. Право носить крест поверх одежды до XVIII века имели только епископы, позже – священники.
Нагельный же крестик надевается каждому новокрещёному как щит веры и оружие на демонов. Крестики, которые продаются в храме, освящаются особым чином. На обороте русских крестиков по традиции делают надпись “Спаси и сохрани”.
18 слайд – Фотография М.Ю.Лермонтова.
Михаил Лермонтов:
Прозрачный сумрак, луч лампады,
Кивот и крест, символ святой...
Всё полно мира и отрады
Вокруг тебя и над тобой.
19 слайд – Фотографии русских философов и мыслителей: В.Соловьёва, Н.Бердяева, С.Булгакова, П.Флоренского.
В конце XIX столетия в русской культуре складывается удивительный феномен – русская религиозная философия. Философский опыт таких мыслителей, как Владимир Соловьёв, Василий Розанов, Николай Бердяев, священников Сергия Булгакова и Павла Флоренского и других, послужил школой мысли для многих думающих людей. Их сочинения и труды открывали, что вера в богочеловека Иисуса Христа – это не просто “предания старины глубокой”, но серьёзная пища для ума, стремящегося найти ответы на вопросы о мире, его истории, смысле жизни, тайне человека, добре и зле.
20 слайд – Фотография В.Соловьёва.
Для истории русской религиозной философии личность Владимира Сергеевича Соловьёва (1853–1900) – ключевая. Не только многие философы, но и поэты 20-го века называли его своим учителем, в числе последних Александр Блок, Вячеслав Иванов и Андрей Белый. В 70-х годах XIX века, когда Соловьёв начинал творить, в образованном обществе почти безраздельно господствовал позитивизм и естественно – научный материализм. Тургеневский Базаров, режущий лягушек, был “героем своего времени”. С самого начала Соловьёв усвоил мысль немецкого философа Фридриха Шиллинга: мировая история есть процесс раскрытия Бога в мире. Иными словами, пока длится история, человек по-новому узнаёт Бога и узнаёт себя в Боге:
Один лишь сон – и в тяжком пробужденье
Ты будешь ждать с томительной тоской
Вновь отблеска нездешнего виденья,
Вновь отзвука гармонии святой.
Для всех поэтов – учеников Соловьёва характерна идея грядущего преображения мира, торжества в нём идеалов добра. Христианские мотивы входят в поэзию разными путями, получают разную художественную разработку. Но они всегда дают творчеству духовно восходящее направление, ориентируют его на абсолютно ценное. Несравненную красоту и преображающую силу молитвенного слова прекрасно чувствовали русские поэты.
21 слайд – Фотография А.Ахматовой.
Анна Ахматова:
Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утолить ненужную тревогу.
22 слайд – Фотография Н.Гумилёва.
Николай Гумилёв:
Если, Господи, это так,
Если праведно я пою,
Дай мне, Господи, дай мне знать,
Что я волю понял твою.
23 слайд – Фотографии всех философов,
В 1922 году по инициативе Ленина были составлены списки видных деятелей культуры, подлежащих за свои взгляды высылке из России. В их число попало большинство религиозных философов. В конце 1922 года на корабле (получившем впоследствии название “философский пароход”) они были отправлены в Германию. С тех пор религиозная философская мысль развивалась за рубежом, сохраняя там свою тесную связь с литературой и искусством. Но её связь с русской культурой оказалась прерванной на многие годы.
24 слайд – Фотография Н.Бердяева.
Русский философ XIX века Н.Бердяев писал: “Великое томление, неустанное богоискание заложено в русской душе, и сказалось оно на протяжении целого столетия... Вся почти русская литература есть жизненный документ, свидетельствующий об этом богоискании, о неутоленной духовной жажде”.
Вечные вопросы человечества вновь и вновь поднимались русскими классиками. Что добро и зло? В чём смысл жизни и смерти? Почему человек должен творить добро?
25 слайд – Картины “Петр I” и “Взятие Бастилии”.
Традиционные религиозное миросозерцание в XIX веке переживало кризис, который начался в Европе ещё во времена Возрождения. Через окно, прорубленное Петром I, в Россию проникли идеи Просвещения и французской революции с её лозунгами свободы и равенства, ставшие соблазном для многих русских людей. Русской интеллигенцией был усвоен атеизм как последнее слово западной цивилизации, и отпадение от религии стало к XIX веку характернейшим процессом эпохи, захватило широчайшие слои русского образованного общества.
26 слайд – Фотография И.С.Тургенева и иллюстрация к роману “Отцы и дети”.
Отбросив христианство и установленные им нормы жизни, интеллигенция впала в гордости ума своего в самообожение. По сути это была новая вера, вера во всемогущество человеческого разума, религия человекобожия. Отрицая высший и непостижимый Промысел над собой, человек присваивает себе тем самым неограниченное право на преобразование общества и мира.
Если человек всё может, то надо переделать мир по новой модели, создать жизнь на новых основаниях по своему разумению, и тогда наступит рай на земле. Если человек всё может, то тогда природа объявляется не храмом, а мастерской. (Евгений Базаров: “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”.)
27 слайд – Портрет Ф.М.Достоевского.
Достоевскому дано было пророчески увидеть трагические последствия этой попытки людей “устроиться без Бога”. Его герой старец Зосима говорит: “Мыслят устроиться справедливо, но, отвергая Христа, кончат тем, что зальют весь мир кровью”. Результат этой деятельности человека, этой попытки “устроиться без Бога” у всех перед глазами: к концу ХХ столетия мы оказались на грани катастрофы.
28 слайд – Портрет А.С.Пушкина и иллюстрация Л.Тимошенко к роману “Евгений Онегин”.
Смерть бога в сознании людей породили тупиковую духовную ситуацию: в самом центре ценностного мира человека, к которому сходились все его представления о добре и зле, образовывалось “пустое место”.
Сомнение и разочарование, пустота и отсутствие смысла жизни, потерянность человека, оставшегося без Бога на земле, озлобленность и растущее равнодушие, эгоизм и отчаяние – не этим ли характеризуется “недуг, которого причину” пытался отыскать Пушкин в своём стихотворном романе “Евгений Онегин”. Не здесь ли, в утрате веры, кроется причина появления “лишних людей” в русской литературе.
29 слайд – Портрет М.Лермонтова и иллюстрация к роману “Герой нашего времени”.
Ноли нет Бога, то “насыщенная гордость” принимается за счастье и герой лермонтовского романа Печорин не устаёт насыщать свою гордость радостями и страданиями других людей, а жизнь между тем становится “пустее день ото дня”. В.Виноградов убедительно доказал, что причина безграничного печоринского индивидуализма кроется в его атеистическом мировоззрении.
30 слайд – Иллюстрации 28-го и 29-го слайдов.
Итак, именно атеизация русского образованного общества, отступление от веры породили ряд мучительных, “проклятых вопросов”, над решением которых бились в ХХ и в XXI веках русские писатели и их герои.
Духовное обновление не громкие слова, а насущная проблема. Сейчас повсеместно идёт процесс поиска прогрессивных идей, самореализации духовных потребностей, становления нравственных принципов. В основе этого процесса наряду с возрождением культурных традиций лежат и религиозные.
31 слайд – Обложка журнала “Духовно-нравственное воспитание”, страница-рубрика “Православная азбука”, страница из хрестоматии “Знакомство с библией”.
В наше время Министерство образования РФ сочло необходимым возрождение традиционной христианской веры в школах России: в программу по русской литературе включён раздел “Знакомство с Библией”, с 2001 года выпускает специальный журнал для учителей “Духовно нравственное воспитание” (приложение к журналу “Воспитание школьников”), в школах вводятся спецкурсы, на которых дети по доброй воле знакомятся с верой своего народа – христианством. Детская роман-газета посвящает вере специальную рубрику “Православная азбука”.
32 слайд – Фотография Л.И.Рувинского и обложка его книги.
Выдающийся учёный и просветитель нашего времени, Академик творческой педагогики, главный редактор международной газеты “педагогический вестник”, профессор Рувинский Леонид Изотович является создателем учения о сознательной вере и духовном совершенствовании. Автор книги уверен, что доброта, красота, духовная чистота и сознательная вера – это первостепенные и необходимые факторы, формирующие характер человека.
33 слайд – Фотография отца А.Меня.
Первую часть занятия хочется закончить словами отца Александра Меня, проделавшего огромную работу по возрождению русского народа после 70-летнего духовного и нравственного растления: “Каждый человек – даже если он не знает о Боге или отрицает Его – в глубине души тянется к чему-то прекрасному, совершенному, что даёт смысл жизни, перед чем можно преклониться. Как свойственно людям дышать, мыслить, чувствовать, так свойственно им и верить в идеал. Убеждение в том, что есть нечто высшее, даёт нам силы существовать”.
III. Выступления учащихся с текстами сочинений-рассуждений по пословицам на темы “Вера” и “Грех”.
IV. Обсуждение выступлений учащимися.
V. Подведение итогов урока.
Д.С.Лихачев писал: “Идеал не всегда совпадает с действительностью, даже всегда совпадает. Но национальный идеал там не менее очень важен”. Он задает высоту, к которой тянется народ, он представляет собой шкалу ценностей, на которую ориентируется человек в меняющемся мире.
Нам, учителям, сегодня очень важно воспитать в наших детях духовные ценности человечества, чтобы подрастающее поколение выросло нравственно здоровым: ведь от его создания, духовно-нравственных качеств будет зависеть в будущем наше благополучие.
И русская классическая литература в этом деле нам всегда была и будет верным помощником, она сможет помочь нам противодействовать растлению человеческой природы, искоренять недостатки, облагораживать нравы и чувства, пробуждать силы духа настолько, насколько это потребуется нашим выпускникам для служения государству и народу
Мы сочли своевременным проведение для учащихся 10-го класса этого интегрированного урока: они почти что выпускники и материалы урока обобщат и систематизируют программный материал по русскому литературе с духовно-нравственной стороны и в будущем им понадобится в жизни.
Литература:
1. Азбука христианства. Словарь-справочник важнейших понятий и терминов христианского учения и обряда. М., изд. “Наука”, 1997.
2. Алдонина Р. Московские святыни. М., “Белый город”, 2003.
3. Акиева М. По дороге, ведущей к Храму. Г. “Якутия” от 15 октября 1999.
4. Аксёнова М., Храмов Г. Энциклопедия для детей. Религии мира, т. 6, ч. 2.
5. Горбунов В. Святость Руси – это святость народа. Святая Русь. М., Фонд им. И Д Сытина, 2001.
6. Костонян Н.Н. Русская народная словесность. М., изд. “Просвещение”, 1994.
7. Котельников В.А. О христианских мотивах у русских поэтов. Ст. 2. Ж. “Литература в школе”, № 3, 1994.
8. Лебедев Ю.В. Духовные основы поэтики русской классической литературы. Ж. “Литература в школе”,№ 1, 2002.
9. Мень А. Мир библии. М., изд. “Книжная палата”, 1990.
10. Мурашова О.А. “Проклятые вопросы” русской литературы в духовном контексте эпохи. Ж. “Литература в школе”, № 6, 2003.
11. Православный календарь на 2003 г.
12. Путь к новой жизни.
13. Рожановская Н. Образ Преподобного Сергия Радонежского в изобразительном искусстве. Г. “Литература”, № 1, 2004.
14. Рувинский Л.И. Сознательная вера и духовное совершенствование. М., изд. “Педагогический вестник”, 2002.
15. Слепинин К. Азы православия. Санкт-Петербург, изд. “Сатисъ”,1997.
16. Храмов и др. Русская литература. Т. 9, ч. 2. XX век.
17. Щапов Я.Н. Религии мира. М., изд. “Просвещение”, 1994.