Цели:
общие – подвести детей к осознанию того, как важно быть внимательным к окружающему миру, уметь видеть в нём не только хорошее, но и плохое. Основная идея темы: деятельное сострадание является выражением истинного уважения и к другому человеку, и к самому себе;
частные – познакомить пятиклассников со способами выражения авторского отношения к персонажу произведения; развивать монологическую речь учащихся.
Оборудование:
портрет К.Г.Паустовского, текст сказки "Тёплый хлеб", выставка книг писателя.
Структура:
- Вступительное слово учителя.
- Чтение сказки. Аналитическая работа по тексту.
- Объяснение домашнего задания.
Запись на доске:
..., ... конь; Панкрат; конь и Панкра …, …; конь ходил …, …; Филька …, …;
Зима .; Панкрат собирался … …
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Сегодня мы приступим к чтению произведения К.Г.Паустовского. Константин Георгиевич Паустовский писал произведения для взрослых – романы и рассказы, которые несли в нашу жизнь свет, радость, надежду. Но не забыл он и о детях, сочинив для них несколько сказок: "Растрёпанный воробей", "Стальное колечко", "Дремучий медведь", "Тёплый хлеб".
Может показаться, что они совсем не похожи на сказки – события в них реальные, жизненные. Только добавлено чуть-чуть чего-то неуловимо-волшебного, чудесного... Такое и в действительности может быть. Но какие глубокие мысли заложены в этих сказках! Иногда сказки Паустовского называют притчами.
– А что вы знаете о притчах? Расскажите о притче как литературном жанре.
(Ответы детей: Они знакомы с притчами, с особенностями этого жанра. На уроках литературы мы читали библейские притчи, притчи Л.Н.Толстого).
Сегодня мы будем слушать, и читать сказку – притчу "Тёплый хлеб".
ЧТЕНИЕ СКАЗКИ И АНАЛИТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА ПО ТЕКСТУ.
"Когда кавалеристы проходили через деревню..." до слов " К тому же конь ? раненый, пострадал от врага".
-О чём вы узнали, прослушав эту часть сказки?
(Ответы детей: Эта часть рассказа – сказки введение – знакомит нас с ситуацией, вводит в обстоятельства, которые предшествовали главному событию).
-А сейчас мы прочитаем о главном герое и выясним наше к нему отношение. Чтение отрывка "Жил в бережках со своей бабкой мальчик Филька, по прозвищу Ну тебя" до слов "Филька отворачивался и бормотал: "Да ну тебя! Надоела!"
-Ну, как вам мальчик? – понравился? Почему? Каким вы его увидели?
(Ответы детей: Ничего приятного, привлекательного в нём нет. Угрюмый недоверчивый,
грубый, неласковый человек – чего уж хорошего?)
-А почему он такой? Почему его зовут не Филей или Филипком, а Филькой? И почему не с бабушкой-бабулечкой он живёт, а с бабкой?
-А где его родители? Почему они только вдвоём?
(Ответы детей: дети через намекающие детали войны осознают, что мальчик – сирота и
воспитывается старенькой бабушкой, у которой еле хватает сил его прокормить)
!Очень важно, чтобы, осуждая Филькину грубость, ученики не "засуживали" его, что они часто делают с детской страстностью и непосредственностью, забывая оглянуться на себя... Здесь уместно напомнить библейскую мудрую мысль: "У ближнего в глазу соринку видишь, а у себя бревна не замечаешь"...
-Ребята, а кому жалко Фильку? Почему?
(Ответы детей: Неласковому и нелюбимому всегда гораздо труднее живётся, чем доброму и приветливому, которого все любят).
– Автор, прервав знакомство с Филькой, описывает зиму в Бережках.
Чтение отрывка "Зима в этот год стояла тёплая"... до слов "... и в ней кружились льдинки".
– Какое настроение у вас вызвал пейзаж?
– Послушайте внимательно следующую часть. О каком важном событии он сообщает?
– А теперь давайте сделаем небольшую остановку перед тем событием, которое сейчас произойдёт. Попытайтесь вспомнить и назвать главные (ключевые) слова в тех частях сказки, которые мы прочитали.
! На доске записаны слова:
..., ... конь; … … Панкрат; конь и Панкрат …, …; конь ходил … …; Филька … …; Зима ...
...; Пакрат собирался … …
Задание: к названным словам добавьте необходимые поясняющие события слова.
Ответы детей, их варианты.
-По этим ключевым словам легко восстановить основной смысл и порядок повествования. Однако при таком изложении рассказ рассыпается, что-то главное исчезает. Что же?
Вывод: Исчезают сердечность авторского чувства-отношения к тому, о чём повествует писатель, задушевная интонация, побуждающая читателя с волнением всматриваться в описание происходящих событий и состояний природы, странно и удивительно связанных между собой. Исчезает поэзия и дыхание жизни, её неуловимая гармония.
Продолжим чтение и узнаем о том, что же случилось в Бережках. Чтение отрывка "В один из таких тёплых серых дней..." до слов "...Иди, копай!"
-Что же произошло?
Подвести детей к следующему выводу: Произошло злое, жестокое дело! Обидеть раненого коня, который только и жив-то милосердием добрых людей! До чего же мерзкий поступок! И какие чёрные ненавистные слова сорвались с языка мальчишки!
Объяснение домашнего задания.
- Хотите узнать, что за беда случилась в Бережках? Тогда закончите чтение сказки дома.
- Напишите сочинение "Самый печальный день в моей жизни".
- Индивидуальное задание ученикам-ассистентам (лингвистам)
Узнайте лексическое значение слов: сострадание, сочувствие, милосердие, альтруизм.
УРОК ЖИЗНИ.
УРОК № 2
Структура:
- Проверка домашнего задания.
- Слово учителя.
- Чтение сказки и аналитическая работа по тексту.
- Домашняя творческая работа.
Запись на доске:
- Сострадание,
- сочувствие,
- милосердие,
- альтруизм.
Проверка домашнего задания.
Чтение 2-3 сочинений "Самый печальный день в моей жизни".
Слово учителя: Вы обратили внимание, ребята, в каждом рассказе с кем-то случилось горе, но страдали не они сами, а их маленькие друзья: кошка, собака. И, тем не менее, рассказчикам было плохо, они переживали чужое горе, чужую боль, как свою собственную. И такое чувство называется состраданием.
Обратимся к записи на доске:
сострадание |
альтруизм |
сочувствие |
? |
милосердие |
? |
Лингвисты, дайте, пожалуйста, определения значений этих слов и давайте запишем их в наш маленький словарь дружбы.
Лингвисты – Сострадание – жалость, сочувствие, возбуждаемое несчастием другого человека.
Сочувствие – великая человеческая способность и потребность, долг участия, отзывчивое отношение к чужому чувству.
Милосердие – сердце, милое к другим. А.Н.Толстой сказал: "Милосердие начинается дома. Если для проявления милосердия нужно куда-то ехать, то это едва ли милосердие".
Альтруист – человек, готовый бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими личными интересами. (Противоположность-эгоист)
– Ребята, какими синонимами вы можете дополнить этот ряд?
(чуткость, отзывчивость).
Слово учителя: Если вы хотите, чтобы вас окружали хорошие люди, чтобы вас любили, сами учитесь сочувствию и состраданию. Да, таким людям живётся трудней и беспокойней. Но их совесть чиста.
Чтение сказки, аналитическая беседа по тексту.
– Прочитайте, какая беда приключилась для всей деревни из-за злого дела одного мальчика.
(Чтение отрывка со слов "И вот после этого злорадного
окрика..." до слов "...весь трясся и слушал причитания бабки")
– Ребята, подумайте, пожалуйста, почему из-за одного наказаны все?
(Люди несут ответственность не только за себя, но и за всех, с кем связаны. Вы, наверное, не раз замечали, что ваши ошибки, скверные поступки огорчают всех ваших близких. И наоборот -доброе дело одного приносит радость всем окружающим. Мы все отвечаем, друг за друга и за всё, что совершается вокруг нас.)
Расскажите,
-О каком уроке жизни поведала Фильке бабушка.
-В чем сходство истории, произошедшей с Филькой, с историей, рассказанной бабушкой?
-Что произошло в душе мальчика после этого рассказа бабушки?
-Бабушка ответила на вопрос Фильки, что мужик помер "от охлаждения сердца". В прямом или
переносном значении употреблено это выражение? Если это метафора, то, как понять ее?
-Можно ли назвать рассказ бабушки притчей?
(Да. Ведь притча – это сжатый, короткий поучительный рассказ--назидание. В притчах люди из поколения в поколение передают свой жизненный опыт, преподают детям уроки жизни).
-А понял ли Филька, что совершил очень дурной поступок и надо содеянное исправлять?
-Что придумал Филька?
-Почему сказка называется "Тёплый хлеб"?
-Как вы отнеслись к герою сказки после того, как он не только сожалел о своей жестокости,
но и принял на себя вину в случившейся беде?
(Филька понял свою вину, понял, что сотворил зло, но он нашёл в себе силы для преодоления страха наказания и стыда перед людьми, которые могли узнать о его проступке. Он раскаялся и понял, что надо быть добрым, отзывчивым, чутким к чужой боли, способным на милосердие, сострадание).
Вывод:
Счастлив тот человек, в чьей душе есть совестливость, доброта, деятельное сострадание. Ребята, обязательно возьмите с собой в жизнь прекрасные человеческие качества:
сострадание альтруизм
сочувствие чуткость
милосердие отзывчивость
Домашняя творческая работа:
1 .Нарисуйте Филькино сердце.
2.Подумайте, о каком уроке жизни вы можете поведать одноклассникам.