Литература
-
Интегрированный урок-семинар по роману Достоевского "Преступление и наказание" 2007
Данная работа - взаимодействие двух предметов: литературы и информатики. Нам кажется, что использование ИКТ представляет возможность сделать русскую литературу ближе, понятнее для учащихся. Дети вносят в составление презентаций свою долю творчества, свое видение русской классики. Эта работа - один из способов возбудить интерес к русской литературе, сделать её доступнее, долее читаемой. В ходе работы дети прочитывают заново текст, обращают внимание на художественные детали, а затем используют это в презентациях.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме: «Анализ произведения А.С. Пушкина "Медный всадник"» 2007
Учащиеся 9-го класса развивают умение давать характеристику главному герою на основе анализа произведения А.С. Пушкина "Медный всадник".
-
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 5-м классе по произведению Саши Чёрного "Дневник фокса Микки" 2007
Задачей урока является высветить личность и судьбу А.М. Гликберга - интересного человека, замечательного писателя, так ярко и драматично прожившего свою жизнь; пробудить интерес к чтению как к увлекательному процессу. Форма проведения урока - групповая работа с карточками, самостоятельные сообщения учащихся, викторины.
-
Внеклассное меропрятие для учащихся 5–7-х классов "Последний герой" 2007
Предлагаемый проект внеклассного занятия выстроен в форме праздника-игры "Последний герой", посвященного празднованию Дня защитника Отечества. Нестандартная форма занятия призвана создать ситуацию психологической раскованности, раскрепостить сознание, устранить угрозы возможного отчуждения некоторых ребят от участия в празднике-игре. Важной стороной актуальности предлагаемого проекта выступают возрастные особенности учащихся 5–7-х классов, где будет проводиться праздник-игра.
-
О культуре современного урока 2007
Основу культурного современного урока составляют коммуникативно-речевые задачи. Они формируют у учеников умение анализировать, оценивать общение (в том числе и свое собственное), и главное - умение общаться и пользоваться даром слова. Вопросы культуроведческого направления рассматриваются в данной ситуации.
-
Урок литературы "Судьба, долг, сострадание… или Почему люди несчастны" (по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк") с использованием техник коопераций 2007
Данный урок имеет место в системе уроков преподавания литературы в 7-м классе по программе В.Я. Коровиной. Своеобразностью этого урока является использование в его структуре технологий техник коопераций "1–2–все", "Трёхшаговое интервью", направленных на развитие коммуникативных способностей: умения рассуждать, иметь свою точку зрения на поставленную проблему, аргументированно отстаивать своё суждение в группе, считаться с мнением других.
-
Военно-патриотическое воспитание школьников на уроках литературы и русского языка посредством литературных произведений, основанных на краеведческом материале 2007
В настоящее время проблема военно-патриотического воспитания является очень актуальной. Если раньше решали с помощью октябрят, пионеров, комсомольцев, с помощью конкурсов строя и песни, военно-патриотических слётов, тимуровского движения, то сейчас всё это забыто. К сожалению, и литература уделяет этому вопросу очень мало внимания, так как старые книги утратили свою актуальность, а новые ещё не появились, а те, которые существуют, являются далеко не образцом для подражания. В поисках путей решения этой проблемы и возникла необходимость написания вариативной программы с использованием военной тематики, в которой особое место следует отвести литературным произведениям, основанным на краеведческом материале.
-
Открытый урок по теме: "Серебряный век русской культуры" 2007
Цели урока: охарактеризовать духовную жизнь русского общества начала ХХ в., наиболее значительные достижения науки, так как современники называли начало ХХ века "революцией в естествознании", изменившей мировосприятие современников; познакомиться с представителями русской оригинальной религиозно-философской мысли, которых объединяла любовь к Отечеству, волновала судьба России и значимость поиска места и роли России в мировой истории; познакомиться с ведущими направлениями в литературе и на примере футуризма показать влияние литературных открытий на формирование общественного сознания.
-
Разработка урока-обобщения по теме: "Н.В. Гоголь, поэма "Мертвые души" 2007
Урок-обобщение по теме "Н.В. Гоголь, поэма "Мертвые души" систематизирует накопленный материал, помогает разрешить противоречие между "высоким" жанром поэмы и сознательно сниженным, но таким "замашистым" языком. На уроке закладывается дальнейшая линия изучения литературы, "вышедшей из Гоголя", рассматриваются некоторые интертекстуальные связи. Разработка имеет дополнительный материал, который является результатом работы над текстом на предыдущих уроках и представляет как самостоятельный интерес, так и специальный - в классах, изучающих риторику.
-
Урок чтения в 3-м классе по теме: "Хлеб – всему голова" 2007
Цели урока: ознакомить детей с рассказом о хлебе; развивать мышление у детей, обогащать словарный запас; воспитывать уважение к хлеборобам, чувство доброты.
-
Уроки словесности (интегрированный урок русского языка и литературы) 2007
Планирование уроков русского языка и литературы - это один из главных педагогических приемов, используемых в работе. Речевая деятельность учащихся многообразна: слушание, чтение, говорение, письмо. Наше время требует грамотного, осмысленного овладения не просто речью, а хорошей речью. У кого же учиться, как не у мастеров слова - писателей и поэтов. В условиях сельского безденежья, когда сложно обновить учебники по предметам, я составляю свое тематическое и поурочное планирование во взаимосвязи русского языка и литературы, которое позволяет добиваться положительных результатов.
-
Изучение поэмы М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" на уроках литературы 2007
В статье представлена система уроков по изучению поэмы М.Ю. Лермонтова, сочетающая комплекс педагогических технологий: метод творческого чтения, проблемного изложения материала, технологию системы РО (Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова). Предложенная система заданий позволяет организовать самостоятельную деятельность учащихся на всех этапах уроков. Особое внимание уделено усвоению теоретических понятий и работе учеников по сопоставительному анализу различных источников информации.
-
Ролевая игра на уроках литературы 2007
Цель ролевой игры - представить, как то или иное произведение школьной программы можно было бы поставить на сцене.
-
Интегрированный урок (литература + биология) по теме: "Планета в опасности" 2007
Цель интегрированного урока – сформировать у учащихся убеждение, что литература не осталась в стороне от экологических проблем, что решение экологических проблем может быть осуществлено только благодаря комплексному подходу и усилиями всего человечества.
-
Интегрированный урок по русской литературе и казахской литературе на тему: "А.С. Пушкин и Абай – поэты вселенной культуры" 2007
Урок посвящен году Пушкина в Казахстане. Как известно, идея проведения года Пушкина в Казахстане и Абая в России принадлежит президентам двух братских стран – Владимиру Путину и Нурсултану Назарбаеву. Известно, что памятник Пушкину сооружен в Алматы несколько лет тому назад. Точно такой же памятник Абаю поставлен в апреле 2006 года в центре Москвы, недалеко от памятника Пушкину. Два гения двух народов, два поэта вселенской культуры наконец-то встретились друг с другом, чтобы вести сокровенный диалог о добре, любви, счастье, о месте поэта и поэзии, об исторической дружбе двух народов.
-
Методическая разработка урока-беседы по рассказу М.А. Булгакова "Морфий" 2007
С медицинской точностью автор ведет повествование, избирая форму дневника наркомана-морфиниста, показывая путь от эйфории, сладкого забытья, которое приносит наркотик на первых стадиях привыкания, до полной моральной и физической деградации личности, того, чем неминуемо заканчивается жизнь наркомана.
-
Урок-конференция по сказке Оскара Уайльда "Мальчик-звезда" 2007
В каждом произведении литературы немало "загадок", часто на каждую загадку имеется несколько правильных ответов. А отгадать лучше всех сможет тот, кто внимательно следит за "подсказками" автора. Одной из таких "подсказок" бывает название произведения.
-
Тема урока: «С.А. Есенин. "С добрым утром!"» 2007
Данный урок помогает развивать эмоциональное восприятие природы. Методы и приемы, позволяющие ученику овладеть навыками правильного чтения и анализа произведения, формировать речевые навыки.
-
Урок-обзор по теме: "Пусть душа останется чиста!" (по лирике Н.Рубцова) 2007
Жизненные впечатления, душевные переживания, лирическое осмысление природы, философские размышления о прошлом, настоящем и будущем России в лирике Николая Рубцова – поэзии искренней, настоящей, идущей из души. В 11-м классе поэзия Н.Рубцова изучается обзорно, не вызывая в памяти выпускников ни сопереживания, ни понимания. Считаю целесообразным расширить знания о русском поэте XX века через урок-обзор: от жизни к лирическим переживаниям, к пониманию и осмыслению его поэзии. Учащиеся получают задание после обзорной лекции о поэзии 60–70-х годов, они имеют возможность подготовиться к уроку-обзору: выучить стихотворения наизусть, подготовить сообщения о жизненном и творческом пути поэта. На втором уроке происходит обсуждение мини-исследований о традициях русских поэтов в лирике Н.Рубцова.
-
План-конспект урока "Мир Геннадия Айги – мир духовности" 2007
Урок посвящен памяти чувашского поэта, философа, неординарного художника слова. Основные методы, используемые на уроке: интерактивное обучение, ролевая игра, презентация, книжная выставка, музей художественной детали, элементы творческой мастерской, дифференцированного обучения. Урок рассчитан на один академический час в 10–11-х классах в рамках уроков литературы с национальным компонентом (чувашская литература).
-
Урок литературы в 9-м классе по теме: "Человек и природа в лирике М.Ю. Лермонтова" 2007
Урок разработан с учетом программных и возрастных рекомендаций. Использован частично поисковый метод, приемы – слово учителя, выразительное чтение, работа с изобразительным материалом. Главной задачей является обучение анализу поэтического текста.
-
Урок внеклассного чтения «Э.Успенский. "Гарантийные человечки"» 2007
Урок-игра, урок-театрализация дает возможность детям «войти» в мир книги, стать непосредственными участниками, героями интересной сказочной повести. Данный урок можно проводить как во 2-м классе по программе «Школа-2100» после изучения раздела «Сказочные человечки», так и в 3-м классе после изучения раздела «Летние путешествия и приключения».
-
Интеллектуальная игра "Умники и умницы" по теме: «Творчество И.С. Тургенева. Роман "Отцы и дети"» 2007
Интеллектуальная игра была проведена среди учащихся группы по профессии «Судоводитель – помощник механика».
-
Урок по литературе в 6-м классе по теме: «М.Ю. Лермонтов. "Бородино"» 2007
Урок по литературе в 6-м классе с использованием межпредметных связей по истории, изобразительному искусству по теме "Бородино" М.Ю. Лермонтова.
-
Урок литературы в 9-м классе. Анализ повести И.С. Тургенева "Ася" 2007
Цель урока - помочь учащимся открыть своеобразие, музыкальность и эмоциональность тургеневской прозы, ее глубокий психологизм и лиричность, показать мастерство автора в создании характеров персонажей, передаче чувств, переживаний, сомнений героев. На уроке использованы музыкальное сопровождение (П.И. Чайковский. "Времена года. Июнь", Бетховен. "К Элизе", "Лунная соната") и презентация Power Point.
-
Урок-исследование на тему: "Мифологический герой в произведениях Н.В. Гоголя и М.А. Булгакова" 2007
Урок способствует преодолению затруднения школьников в восприятии структуры романа, его композиции, образных связей, осмыслению авторской этической концепции бытия.
-
"На ясный огонь" (Пушкинские мотивы в творчестве Б.Ш. Окуджавы). 9-й класс 2007
Творческое отношение к истории, былым эпохам, и по преимуществу к той из них, что связана с именем А.С. Пушкина, стало если не первым, то по крайней мере одним из основных мотивов в поэзии Б.Ш. Окуджавы.
-
Стилистический анализ отрывка из романа Л.Н. Толстого "Война и мир" (конспект урока литературы в 10-м классе) 2007
Урок по литературе для 10-го класса. Представлен стилистический анализ отрывка из романа Толстого. Основной принцип данного урока - "к авторской философии через авторскую филологию". Анализ отрывка строится так: выделяя микротексты, анализируя образные средства, проводя стилистический эксперимент, отмечая стилистические приемы, передающие эмоциональность речи, учащиеся стремятся постичь развитие авторской мысли, понять идеи отрывка на уровне авторского замысла. Такая работа обогащает речь, воспитывает вкус и интерес к слову.
-
Разработка урока литературы в 5-м классе. "Пейзаж души" в творчестве поэта-земляка Н.И. Поснова 2007
Урок литературы для 5-го класса. Урок комбинированный с элементами исследования. Ученики знакомятся с личностью и основными мотивами творчества поэта. В группах анализируют стихотворения, опираясь на вопросы и задания (стихотворения для анализа: "Ещё тепло. Густеет вечер", "Вечерняя заря", "Признание"). Соотносят поэтические произведения с фотоэтюдами, делают вывод о широте и яркости "пейзажи души" поэта Н.И. Поснова.
-
Урок-исследование по сказке Н.С. Лескова "Маланья – голова баранья…". Маланья – праведница земли Русской… 5-й класс 2007
Забота об одаренных детях сегодня - сохранение и приумножение духовного, интеллектуального и творческого потенциала страны завтра. Такое понимание актуальности проблемы нравственного воспитания маленького гражданина определяет особенности концепции развивающего обучения, которое направлено на развитие детей системного мышления и формирование целостной картины мира, развитие особенностей к постановке и решению проблем, способностей к пониманию других людей и самого себя.