Цели:
- познакомить с жизнью и творчеством М.В. Ломоносова, значимостью его исторической личности;
- прививать гражданские и патриотические чувства на примере жизни замечательных людей.
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- портрет М.В. Ломоносова.
1 Ведущий. Приблизительно в 80 км от Архангельска Северная Двина совершает поворот, образуя ряд рукавов и проток, огибающих многочисленные острова. <Рисунок 1>. На берегу самого большого из них - Курострова, почти напротив Холмогор, В начале XVIII в. раскинулись деревеньки крестьян Куростровской волости – Денисовка, Мишанинская, Афанасьевская и Григорьевская (сейчас они слились в одно село – Ломоносово).
В деревне Мишанинской в семье Василия Дорофеевича Ломоносова в 1711 году родился сын Михаил.
Отец Михаила Васильевича был “черносошным” крестьянином, который платил государству “подушный оклад” - налог с каждой души мужского пола.
Доходы от сельского хозяйства на севере невелики, поэтому предприимчивые крестьяне занимались различными промыслами, чаще всего поморским. Отец Ломоносова, владевший гукором – небольшим парусным судном <Рисунок 2>, на котором перевозили грузы, промышлял морского зверя и рыбу. Плавания были дальними, в Белое и Баренцево моря, с выходом в Северный Ледовитый океан. Когда Михаилу исполнилось десять лет, его, как и многих других поморских ребят, отец стал брать с собой в качестве юнги. Впечатления от плаваний, охоты на тюленей, новых мест и людей были столь сильными, что оставили след на всю жизнь. Скорее всего именно в это время пробудилась у мальчика неистребимая любознательность, превратившаяся в жажду знаний.
В Архангельске, где гукор Ломоносова неоднократно задерживался на погрузку и выгрузку, для оформления таможенных дел и по другим надобностям, Михаил встречал иностранных моряков и видел заморские суда, слышал нерусскую речь, знакомился с чужими обычаями. Помогая отцу, он убеждался, что помору необходима грамотность, без нее вести дела очень трудно. Михаил стал обучаться “российской грамоте” у дьячка местной церкви Сабельникова.
2 Ведущий. Пока юный Михаил учился, набирался ума-разума, жизнь в доме его отца текла чередом. В 1720 году умерла мать Ломоносова – Елена Ивановна, Василий Дорофеевич еще дважды женился. Вторая мачеха Михаила, Федора Михайловна Ускова, совершенно не понимала пасынка и по своему крестьянскому разумению полагала чтение книг пустым делом, отвлекающим от крестьянского труда и поморского промысла. Отец попробовал остепенить сына женитьбой на дочери “не подлого человека” из Колы. Словом, дома дела складывались так, что у Ломоносова созрело решение уйти. Направление было выбрано на Москву по проторенному земляками пути, куда зимой они возили мороженую рыбу. А о том, чем заняться, задумываться не было нужды: “Жажда знаний была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей”, - скажет о нем впоследствии А.С. Пушкин.
Подготовка к уходу была недолгой, но сложной. Нужно было выправить паспорт (без него передвижение по российским дорогам в то время было невозможным), найти поручителя на выплату “подушных денег” (налога) и самому заиметь на первое время хоть немного денег. Вероятно, все это удалось сделать при помощи земляков и без ведомости отца, который, понятно, воспротивился бы уходу единственного сына.
3 Ведущий. Как бы то ни было, 9 (20) декабря 1730 года девятнадцатилетний Ломоносов отправился в путь вместе с рыбным обозом <Рисунок 3> и в начале января 1731 года оказался в Москве. По некоторым сведениям, вначале он поступил в Математико-навигационную школу, размещавшуюся в так называемой Сухаревой башне на Садовом кольце (снесена в начале 30-х годов нашего столетия, <Рисунок 4>, однако, узнав, что там не учат латыни – тогдашнему международному языку науки, решил поступать в Славяно-греко-латинскую академию <Рисунок 5>, единственное высшее учебное заведение старой столицы. Эта академия готовила главным образом церковнослужителей, а при Петре I и впоследствии – еще и чиновников для государственных учреждений. В нее принимали детей неподатного (дворянского) сословия, в основном в возрасте 3-10 лет. Чтобы поступить в нее, Ломоносову пришлось при беседе с ректором Германом Копцевичем сказаться сыном холмогорского дворянина. Несомненно, что способный юноша произвел впечатление на ректора, и девятнадцатилетний Ломоносов усаживается в младший класс за одну парту, как он писал позже, со “школьниками, малыми ребятами”.
Московская славяно-греко-латинская академия, куда поступил учиться Михаил Ломоносов, была одна из старейших учебных заведений России. Она помещалась неподалеку от Кремля.
Академия состояла из восьми классов: четырех низших – фары, интимы, грамматики, синтактики; двух средних – пиитики и риторики и двух высших – философии и богословия. В низших классах шло обучение славянскому и латинскому языкам, арифметике, истории, географии, катехизису. По истечении четырех лет ученики свободно читали и писали по-латыни. В средних классах они продолжали учить латинский язык, чтобы через два года уже свободно говорить на нем, и осваивали стихосложение, литературное сочинение, красноречие и главный предмет академии – богословие. Поэзия составляла в славяно-греко-латинской академии отдельный предмет. Молодых людей обучали писать стихи и вести в поэтической форме рассуждения на заданные темы светского и религиозного характера.
В высших классах академии ученики изучали богословие, логику, философию, основы психологии. Кроме того, им сообщали некоторые сведения из астрономии и других естественных наук.
Московская славяно-греко-латинская академия выпускала широкообразованных служителей церкви. Однако не многим ученикам, поступившим в академию, удавалось ее закончить. В России того времени действовало мало школ, а потребность в грамотных и знающих науки людях была велика. Поэтому питомцев академии постоянно забирали и в экспедиции, часто не дожидаясь, пока они закончат даже средние классы.
4 Ведущий. В 1718 году Петр I приказал: сделать в Петербурге академию <Рисунок 6> и приискать из русских, кто учен и к тому склонность имеет.
28 января 1724 года считается днем учреждения Петербургской академии наук.
Петр I не жалел средств, чтобы оснастить академию новейшими приборами и инструментами и привлечь для работы в ней лучших европейских ученых. И русская Академия наук ничем не уступала иностранным учреждениям того же рода, а по оборудованию даже превосходила их. Академикам предоставлялись хорошие условия: высокий денежный оклад, квартира, дров, свечи, проезд в Россию за счет казны. Петр I проявил заботу не только о материальном благополучии прибывающих ученых, но и об их нравственности.
Правительствующий сенат выбрал в Спасском училищном монастыре в науках достойных 20 человек и послал их в Петербург, среди них Михаил Ломоносов.
5 Ведущий. Между тем судьба приготовила Ломоносову приятную неожиданность. Еще в 1735 году барон Корф безуспешно пытался отыскать за границей для участия в экспедиции, исследовавшей Сибирь, специалиста в области химии, металлургии и горного дела. Известный саксонский металлург И.Ф. Генкель посоветовал И.А. Корфу не искать иностранца для работы в России, а прислать к нему во Фрейберг для обучения трех достаточно хорошо подготовленных молодых людей, знающих латинский язык. Выбор пал на московских студентов М.В. Ломоносова, Д.И. Виноградова и на Густава Райзера.
По приезде в Марбург М.В. Ломоносов начал изучать немецкий язык и слушать лекции Х.Вольфа, которые особенно нравились ему новизной взглядов, строгой математической логикой и широтой обобщений. Уважение к своему учителю Ломоносов сохранил на всю жизнь, хотя и не разделял его философских взглядов.
В июле 1739 года русские студенты закончили сове обучение в Марбургсокм университете, и перед их отъездом во Фрейберг Х.Вольф вручил каждому свидетельство о достигнутых ими успехах. М.В. Ломоносову он, в частности, написал: “Молодой человек преимущественного остроумия, Михайло Ломоносов с того времени, как для учения в Марбург приехал, часто математические и философические, а особливо физические лекции слушал безмерно, любил основательное учение. Ежели впредь с таким же рачением простираться будет, то не сомневаюсь, что, возвратясь в отечество, принесет пользу обществу, чего от сердца желаю”.
1 Ведущий. Уезжая в 1736 году в Германию, М.В. Ломоносов захватил с собой книгу В.К. Тредиаковского “Новый и краткий способ к сложению российских стихов”. Все это время он внимательно изучал ее и, еще будучи в Марбурге, для показания своих успехов в изучении иностранных языков перевел с французского языка на русский оду Франсуа Фенелона. Свои занятия поэзией М.В. Ломоносов продолжил и во Фрейберге. В сентябре – ноябре 1739 года он написал и отправил в Петербург оду “на взятие Хотина”.
1 Чтец.
Не смея в бой пуститься вновь,
Местами враг бежит пустыми,
Забыв и меч, и стан, и стыд,
И представляя страшный вид
В кров Другов своих лежащих.
Уже тряхнувшись, легкий лист
Страшит его, как яркий свист
Быстро сквозь воздух ядр летящих.
Шумит с ручьями бор и дол:
Победа, российская победа!
Но враг, что от меча ушел,
Боится собственного следа.
Тогда, увидев бег своих,
Луна стыдилась сраму их
И в мрак лице, зардевшись, скрыла . . .
Вместе с одой он послал в Академию небольшую теоретическую работу – “Письмо о правилах российского стихотворения”.
М.В. Ломоносов прибыл в Петербург 8 июня 1741 года.
2 Ведущий. В том же году он написал и представил в Академию две диссертации, занимался переводами, разработал оригинальную конструкцию зажигательного инструмента, сочинил оды ко дню рождения императора Ивана Антоновича и на победу российских войск при Вильманстраде. Оды эти сразу же были напечатаны и привлекли всеобщее внимание новизной стиля, звучности языка и содержанием.
Как поэт и преобразователь русского языка, М.В. Ломоносов написал “Краткое руководство к риторике, на пользу любителей сладкоречия сочиненное”, несколько од, посвященных частным событиям в жизни царствующих особ, а также переложение нескольких псалмов.
В 1743 году М.В. Ломоносов написал два философских стихотворения: “Утреннее размышление о божием величестве” и “Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния”. В первом стихотворении он описывает происходящее на Солнце процессы, гениально предугадывая явления, ставшие известными лишь в XIX веке:
2 Чтец
…когда бы смертным столь высоко
Возможно было возлететь,
Чтоб к солнцу бренно наше око
Могло приблизившись воззреть,
Тогда б со всех открылся стран
Горящий вечно океан.
Там огненны валы стремятся
И не находят берегов;
Там вихри пламенны крутятся.
Борющийся множество веков;
Там камни, как вода, кипят;
Горящи там дожди шумят…
2 Ведущий. В “Вечернем размышлении …”, написанном под впечатлением необычного яркого северного сияния, наблюдавшегося в Петербурге в 1743 году, М.В. Ломоносов рассуждает о причинах этого удивительного явления природы:
1 Чтец
Лице свое скрывает день;
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы черна тень;
Лучи от нас склонились прочь;
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна…
Но где ж, натура, твой закон?
С полночных стран встает заря!
Не солнце ль ставит там свой трон?
Не льдисты ль мещут огнь моря?
Се хладный пламень нас покрыл!
Се в ночь на землю день вступил!..
Что зыблет ясный ночью луч?
Что тонкий пламень в твердь разит?
Как молния Без грозных туч
Стремится от земли в зенит?
Как может быть, чтоб мерзлый пар
Среди зимы рождал пожар?.. <Рисунок 8>.
В начале 1745 года М.В. Ломоносов подал на имя императрицы прошение о производстве его профессором химии. 25 июня 1745 года его назначили на эту должность, и он стал полноправным членом Петербургской академии наук. Также Ломоносов продолжает писать стихи.
3 Чтец
Послушайте, прошу, что старому случилось,
Когда ему гулять за благо рассудилось.
Он ехал на осле, а следом парень шел;
И только лишь с горы они спустились в дол,
Прохожий осудил тотчас его на встрече:
“Ах, как ты малому даешь бресть столь далече?”
Старик сошел с осла и сына посадил,
И только лишь за ним десяток раз ступил,
То люди начали указывать перстами:
“Такими вот весь свет наполнен дураками:
Не можно ль на осле им ехать обоим?”
Однако, чуть минул местечка половину,
Весь рынок закричал: “Что мучишь так скотину?”
Тогда старик осла домой поворотил
И, скуки не стерпя, себе проговорил:
“Как стану я смотреть на все людские речи,
То будет и осла взвалить к себе на плечи”.
3 Ведущий. В 1757 году М.В. Ломоносов предложил украшать мозаичными картинками своего производства государственные здания. Сенат запросил мнение Академии художеств, которая, обследовав предоставленные мозаики, дала им высокую оценку. “С удивлением признавать должно, - говорилось в отзыве Академии, - что первые опыты такой мозаики без настоящих мастеров и без наставления в такое малое время столь далеко доведены.., как в самом Риме и других землях едва в несколько сот лет происходить могло”. Первой мозаичной картиной для Петропавловского собора стала “Полтавская Баталия” <Рисунок 7>, оконченная во второй половине 1764 года. Картина поражает своей красотой и размерами: ее длина – 6,4 метра, высота – 4,8 метра. Эту картину составляли под руководством М.В. Ломоносова семь человек. На ее изготовление пошло около 900 тыс. кусков стекла. Другая работа Ломоносова – “Потрет Петра I” <Рисунок 8>.
В ноябре 1752 года М.В. Ломоносов обратился в Сенат с прошением, в котором указал, что желает “к пользе и славе Российской империи завести фабрику делания изобретенных им разноцветных стекол, и из них бисеру, пронизок и стеклярусу и других галантерейных вещей и уборов, чего еще поныне в России не делают, но привозят из-за моря великое количество, ценою на многие тысячи”.
М.В. Ломоносов решил познакомить высший свет, от которого во многом зависела судьба его предприятия, со свойствами и применением стекла. Он написал И.И. Шувалову стихотворное “Письмо о пользе стекла” длиной в 440 строк и отпечатал его тиражом 400 экземпляров. Это произведение характеризует М.В. Ломоносова как замечательного поэта и выдающегося популяризатора. Оно начинается со строк:
2 Чтец
Неправо о вещах те думают, Шувалов,
Которые Стекло чтут ниже Минералов,
Приманчивым лучом блистающих в глаза:
Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса.
Нередко я для той с Парнасских гор спускаюсь;
И ныне от нее на верьх их возвращаюсь,
Пою перед тобой в восторге похвалу
Не камням дорогим, ни злату, но Стеклу.
И как я оное хваля воспоминаю,
Не ломкость лживого я счастья представляю.
Не должно тленности примером тое быть,
Чего и сильный огнь не может разрушить,
Других вещей земных конечный разделитель:
Стекло им рождено; огонь его родитель.
4 Ведущий. В 1755 году М.В. Ломоносов закончил многолетний обширный труд – “Российскую грамматику”. Эта книга, напечатанная в 1757 году, являлась первой научной грамматикой русского языка. Она имела стройный и хорошо продуманный план, была краткой и общедоступной. Ученый заложил в ней основы нового русского литературного языка, выделил его особенности, сформулировал правила правописания. “Грамматика” выдержала 11 изданий на русском языке и была переведена на немецкий, французский и греческий языки.
М.В. Ломоносов заботился о распространении просвещения в России. В начале 50-х годов он предложил учредить в Москве университет, открытый для людей всех сословий, и разработал проекты его устава и внутреннего устройства. В необходимости реализации этого проекта ученому удалось убедить приближенного императрицы И.И. Шувалова, который и вошел с соответствующим ходатайством в Сенат. Указ об Учреждении Московского университета был подписан 12 января (25 – по новому стилю) 1755 года, в Татьянин день.
В Московском университете первоначально работало три факультета: философский, медицинский и юридический. Преподавание велось в основном на русском языке. В 1756 году при университете открылась типография, которая начала свою работу изданием двухтомного собрания сочинений М.В. Ломоносова. Первый там вышел в свет в 1757-1758 годах, второй в 1759 году.
Эти книги стали служить наградой для студентов, показавших отличные успехи в освоении наук. На переплете книг золотым тиснением обозначено: “За приложение”. Впервые в истории русского книгопечатания в книгах был помещен гравированный портрет автора.
1 марта 1757 года М.В. Ломоносова назначили членом академической канцелярии, что давало ему возможность управлять делами Академии.
5 Ведущий. Наибольшее внимание М.В. Ломоносов уделял надзору за учебными заведениями Академии, которыми он заведовал до самой своей смерти. Он устроил для учащихся общежитие, настоял на своевременной выплате денег на их содержание, добивался повышения жалованья особо отличившимся ученикам.
М.В. Ломоносов составил для гимназистов правила поведения, где предусматривал им “к наукам простирать крайнее прилежное и никакой другой склонности не внимать”; быть вежливыми с учителями, не шуметь и не ссориться, не мешать учиться другим; остерегаться в разговорах “слов подлых и соромских”, не лгать. Лень – наивреднейший для учащихся порок: “того ради всячески должно преодолевать оную послушанием, воздержанием, бдением и терпением”. Большое внимание М.В. Ломоносов обращал на авторитет учителя. Он писал в проекте регламента академической гимназии: “Учители с учениками не должны поступать ни гордо, ни фамильярно. Первое производит к ним ненависть, второе – презрение. Умеренность не даст места ни тому, ни другому, и словом, учитель должен не только словами учение, Нои поступками добрый пример показывать учащимся…”
К ленивым ученикам и недобросовестным преподавателям М.В. Ломоносов относился жестко. Так, в октябре 1763 года инспектор гимназии академик С.К. Котельников сообщил, что гимназист солдатский сын Арсенев плохо учится, часто бегает и совершает кражи: похитил у гимназиста Косова башмаки и после того пришел в гимназию пьяный. В академической гимназии постановили: Арсеневу при всех студентах и гимназистах учинить жестокое наказание батожьем и отослать в Государственную Военную Коллегию для написания в солдаты.
Из частных событий в жизни Ломоносова следует отметить его переезд в собственный дом в 1757 году. 15 июня 1756 года он получил во владение шесть погорелых мест на правом берегу Мойки с тем, чтобы в течение пяти лет выстроить там каменный дом. Уже на следующий год на этом месте был построен двухэтажный жилой дом с мезонином и двумя одноэтажными флигелями.
1 Ведущий. В апреле 1760 года Шведская Академия наук избрала М.В. Ломоносов своим почетным членом. В связи с этим событием ученый написал и отправил в Шведскую академию научный тракт” Мысли о происхождении ледяных гор в северных морях”, в котором дал классификацию видов льдов и правильно объяснил происхождение айсбергов.
1 ноября 1761 года М.В. Ломоносов написал И.И. Шувалову замечательное письмо, полное глубоких мыслей и проникнутое заботой великого гуманиста о процветании Российского государства. Это письмо, озаглавленное “О сохранении и размножении Российского народа”, раскрывает богатство души Ломоносова и показывает удивительную разносторонность его гения.
До последних дней жизни боролся М.В. Ломоносов с врагами русской культуры. “За то терплю, - писал он в своих заметках, - что стараюсь защитить труд Петра Великого, чтобы научились Россияне, чтобы показали свое достоинство… я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети отечества пожалеют”.
7 июня 1764 года М.В. Ломоносова в его доме посетила Екатерина II. Причиной этого визита послужило, по-видимому, го избрание почетным членом Болонской Академии наук. Как сообщили газеты, императрица осмотрела производство мозаичных работ, картину “Полтавская баталии”, а так же физические инструменты Ломоносова, причем ученый продемонстрировал Екатерине II действие некоторых физико-химический приборов и читал ей свои стихи.
В конце 1764 и начале 1765 годов М.В. Ломоносов продолжал работать над “Историей государства Российского”, занимался различными вопросами, связанными с высокоширотной экспедицией Чичагова.
В середине марта М.В. Ломоносов сольно простудился, ему становилось все хуже и хуже, и 4 апреля 1765 года ученый умер.
2 Ведущий. Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник…
3 Чтец.
О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих и
Видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободрены
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Литература
- В.И. Астафуров “М.В. Ломоносов”, М, “Просвещение”, 1985 г.
- Э.П. Карпеев “М.В. Ломоносов”, М., “Просвещение”, 1987
- М.В. Ломоносов “Избранное”, М. “Детская литература”, 1989 г.