Урок-исследование по древнерусской литературе в 8-м классе на материале "Жития Александра Невского"

Разделы: Литература


В основе национальных ценностей, духовных и нравственных ориентиров лежит наша тысячелетняя культура. Именно воплощением христианских идеалов наших предков являются величественные храмы, иконопись, древняя литература. В настоящее время особенно важно привлечь подрастающее поколение к отечественным духовным традициям. Ответственная роль в этом отводится урокам литературы, где решается проблема “духовно-нравственного воспитания”, под которым понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств, нравственного облика, нравственной позиции, нравственного поведения.

Тема: “Лик Святого в житийной литературе”.

Задачи:

  • Сравнить облик героя в иконописи, в живописи и в житийной литературе на примере образа А. Невского как исторического деятеля и как Святого.
  • Углубить представление о таком литературном жанре, как житие. Раскрыть понятия “святой”, “икона”, “житийный портрет”.
  • Расширить кругозор знаниями о символическом языке иконы.
  • Осознать значимость древнерусской литературы, дающей четкое различение понятий добра и зла, долга и чести, правды и совести, человека и смысла жизни - самых высоких общечеловеческих нравственных и духовных ценностей.

ХОД УРОКА

Имя Святого, ему данное, выразительней Великого.

Н. М. Карамзин

I этап. Подготовка к восприятию и осмыслению текста

Цель: создать эмоциональный настрой учащихся на восприятие информации.

Вступительное слово учителя (на фоне слайд-шоу – cм. Приложение, cлайд 1-2)

Всякая литература создает свой мир, воплощающий мир представлений современного ей общества. Попробуем восстановить мир древнерусской литературы. Что же это за единое и огромное здание, над построением которого трудились семьсот лет десятки поколений русских книжников – безвестных или известных нам только своими скромными именами и о которых почти не сохранилось биографических данных, и не осталось даже автографов?
Чувство значительности происходящего, значительности всего временного, значительности истории человеческого бытия не покидало древнерусского человека ни в жизни, ни в искусстве, ни в литературе.
Человек, живя в мире, помнил о мире в целом как огромном единстве, ощущал свое место в этом мире. Его дом располагался красным углом на восток. По смерти его клали в могилу головой на запад, чтобы лицом он встречал солнце. Его церкви были обращены алтарями навстречу возникающему дню. В храме росписи напоминали о событиях Ветхого и Нового Заветов, собирали вокруг него мир святости. Церковь была микромиром, и вместе с тем она была макро человеком.
Большой мир и малый, вселенная и человек! Все взаимосвязано, все значительно, все напоминает человеку о смысле его существования, о величии мира, значительности в нем судьбы человека.
Не случайно в апокрифе о создании Адама рассказывается, что тело его было создано от земли, кости от камней, кровь от моря (не из воды, а именно от моря), очи от солнца, мысли от облаков, свет в очах от света вселенной, дыхание от ветра, тепло тела от огня.
Человек  – микрокосм, “малый мир”, как называют его некоторые древнерусские сочинения.
Человек ощущал себя в большом мире ничтожной частицей и всё же участником мировой истории. В этом мире всё значительно, полно сокровенного смысла…
Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет – мировая история, и эта тема – смысл человеческой жизни…

(Дм. Лихачев “О мире древнерусской литературы”)

II этап. Фронтальный опрос теоретического материала предыдущих уроков с целью закрепления и углубления понятий.

– Когда и в связи с чем возникла древнерусская литература? (Она возникла в Х веке, в связи с принятием христианства. В отличие от язычества эта религия была “ книжная”, её ключевым источником была Библия).

– Чем древнерусская литература отличается от литературы нового времени? (Рукописное повествование строилось по строгим канонам, тесно связана с религией и деловой письменностью).

– Произведения каких жанров включает в себя древнерусская литература? (Псалом, молитва, поучение, проповедь, “слово”. Но роль наиболее распространенного и популярного жанра, несомненно, принадлежит житию).

– Что такое житие или агиография? (Слайд 3) (“Агиос” – с греческого “святой”, “графос” – “пишу” - жизнеописание святых людей. Житие – это духовный жанр, как и вся древнерусская литература, поэтому его цель – прославление святого).

– Каковы канонические черты жития? (“Канон” – с греческого “норма, образец”. Житие составлялось после смерти святого. Повествование ведется от 3-го лица, отличается неторопливостью изложения, спокойной интонацией, с обилием церковнославянизмов. Композиция жития строится по строгой схеме. Герой идеализируется, его внутренний мир не изображается в развитии, он избранник с момента рождения. Пространство и время в житие условно).

Задание 1. При помощи этимологического и толкового словарей определите семантику слова “святой”.

  1. Имя Божие: “Святы будьте, ибо свят я, Господь Бог ваш”.
  2. Все, что относится к Божеству, к истинам веры, предмет высшего почитания, поклонения (святые мощи, святые врата, святая вода).
  3. (перенос). Возвышенное, идеальное, самое дорогое (святая любовь к Родине).

Святой – человек, посвятивший свою жизнь Богу. Делающий добро и ненавидящий зло, заслуживший у Бога за свою любовь и веру особых даров, например, дара чудотворения. (Запись определения в тетрадь).

Учитель: Итак, святым становится человек, предмет в меру своей приближенности к Богу.

– Какое понятие для вас соответствует центральной точке круга? Как бы вы представили вектор собственного пути в этой окружности?

Демонстрация слайда “Образ мира в христианском понимании”. (Слайд 4)

“Механизм врастания” в святость образно показал св. Авва Дорофей – восточный подвижник конца VI начала VII века: “Представьте себе круг, средину его – центр, и из центра исходящие радиусы – лучи. Эти радиусы, чем дальше от центра, тем более расходятся и удаляются друг от друга; напротив, чем ближе к центру, тем больше сближаются между собою. Представьте теперь, что круг сей, есть мир, самая средина круга – Бог, а прямые линии (радиусы), идущие от центра окружности или от окружности к центру, суть пути жизни людей. Насколько Святые входят внутрь круга к средине онаго, желая приблизиться к Богу, настолько по мере вхождения они становятся ближе и к Богу, и друг к другу… Так разумейте и об удалении. Когда удаляются от Бога и обращаются ко внешнему, то очевидно, что в той мере, как они отходят от средоточия и удаляются от Бога, в той же мере удаляются и друг от друга”.

(Монашеское деяние: Сб. поучений святых отцов и подвижников благочестия – М..1991 г.)

Задание 2. Разделите слова с пропущенными гласными на 2 столбика: с корнем “свет” и с корнем “свят” (Работа проверяется по слайду 5).

Посв…ти фонариком, посв…ти свое стихотворение маме, осв…тили воду в храме; осв….тили улицу новыми фонарями; осв…щённые куличи и яйца; осв…щённые окна на темной улице; просв…щение народа приходит с книгами; памятник Пушкину для нас св…щенен; лиру посв…тил народу своему; св…щенник принёс св…тые дары.

Учитель: Свет материален, создан Богом. А святость – это невидимая и непостижимая умом сущность Бога, которую он передал людям как возможность (идеал), создав человека по образу и подобию своему.

(Иванова С.Ф. Введение во храм Слова: Книга для чтения с детьми в школе и дома. –М., 1994).

 

В истории христианства остались имена множества людей, которые прославились своей добротой, честностью, твердостью в вере и мужеством в страданиях. Их стали называть святыми и тщательно берегли память о них. События из их жизни записывали и составляли жития поучительные рассказы о трудах, подвигах и чудесах героев.

III этап. Сообщения учащихся с комментариями учителя

Цели:

  • Рассказать о специфике и таинстве русской иконы.
  • Рассмотреть образ А. Невского как исторического деятеля.

– Какой образ предстает, когда мы говорим о святых? (Икона)

– Что такое икона? (Икона – с греческого “эйкон”, – “образ, предмет поклонения” – живописное изображение Бога, святого или святых. Многое в иконах кажется загадочным, непонятным, и изображение на них надо уметь понимать, ведь иконописцы, создавая их, обращаются к нам на языке символов. В наши дни этот язык забыт, многие его просто не знают. А когда-то даже неграмотные люди могли “читать” икону, переживать какие-то события, подражать добрым примерам.В иконописании исчезло слово “лицо”, потому что в иконе нет речи о форме носа и цвете глаз, о морщинках или веснушках. Не земной, а духовный облик видит молящийся, не лицо, а лик, избавленный от всего случайного и временного).

– Какие символы в иконописи вам известны? (Круг – очень важный символ в иконописи. Не имеющий ни начала, ни конца, он означает Вечность. Сияние святости над головами Бога и святых также изображается в виде круга. Его название – нимб, в переводе с латинского “облако”. Крест – символ не сломленной веры. Как и все в иконе, одежда стала символом. По ней можно было узнать воинов, царей, пророков, мучеников или священников).

– Как писали святые образы? (Особенность изображения лика: на иконах изображались удлиненные лица, которым присуща заостренность, неправильные черты лица).

– На что указывают недочеты в изображении лиц? (Автор нацеливает именно на духовный мир святого. Лики святых сосредоточены. Они очень далеки от земных переживаний – гнева и удивления, горя и радости. Их руки приподняты в молитве или благословляют людей).

– При каком свете стоит рассматривать икону? (При свече, т.к. пульсирующий свет свечи преображает пространство иконы. Иконам поклоняются, на них молятся, ставят к ним свечи. Свеча – символ молитвенного порыва, устремления к Богу, когда светятся лучшие чувства и сгорают все плохие – грехи).

– Каков основной колорит изображения? (Слайд 6) (Икона была своего рода книгой, где каждое слово, а значит, и линии и краски священны. Цвет в иконописи также символичен.
Золотой цвет – обозначает сияние Бога (самого Бога).
Пурпурный или багряный цвет – цвет царя, владыки – Бога на небе, императора на земле.
Красный – цвет тепла, любви, жизни, символ Воскресения – победы жизни над смертью. Но в то же время это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа.
Белый цвет – символ Божественного цвета. Это цвет чистоты, святости и простоты.
Синий и голубой цвета означали небо, символ иного вечного мира.
Зеленый цвет – природный, живой. Цвет травы и листьев, юности, цветения, надежды, вечного обновления.
Коричневый – цвет голой земли, праха, всего временного и тленного.
Черный цвет – цвет зла и смерти).

– О чем свидетельствует характеристика описания иконы Александра Невского? Дайте характеристику его лика. Допишите значения (Работа на доске и в тетрадях).

Икона Александра Невского (Слайд 7)

Сверху – пурпурная мантия с соболиным воротником (знатный, княжеского рода).
Под мантией – кольчуга (воин, полководец).
Меч в руке – указание на духовную брань, заступничество (защитник земли, веры русской) .
Над головой – золотой нимб и светоносные блики (знаки Божественного присутствия, святости).
Лик – спокойно-печальный, отрешенный от всего суетного и земного.

Учитель: Разум и воля художника не должны были влиять на вечное и неизменное. На иконах изображали именно вечное, и поэтому небесным золотом светились фоны, исчезли бытовые подробности, фигуры стали лёгкими, жесты значительными, взгляды - глубокими и неотрывными “на века”. Когда взирает мастер на образец, он хочет сделать лучше своё произведение, а люди, взирая на святые образы, подражают тому, что хорошо.

– Приведите исторические сведения о битвах на Неве и Чудском озере? (Индивидуальные сообщения учащихся).

– В 1240 году шведские рыцари вторглись в пределы северо-западных земель Руси. Они вошли на кораблях в реку Неву и остановились в устье ее притока Ижоры. С небольшой дружиной князь Александр Ярославич 15 июня 1240 года напал на неприятеля и одержал блестящую победу. Отсюда и прозвище Александра – Невский.
В 1241-1242 годах он возглавил борьбу с войсками литовских рыцарей, захватившими псковские и новгородские земли. 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера произошло решительное сражение, окончившееся разгромом врагов и вошедшее в историю под названием “Ледовое побоище”.
Александр Невский был выдающимся дипломатом. Понимая бесплодность в обстоятельствах того времени военных действий против Золотой Орды, он поддерживал мирные отношения с ханом, проводил политику объединения северо-восточной и северо-западной Руси и укрепления великокняжеской власти. Князь несколько раз ездил в Золотую Орду, сумел даже добиться освобождения русских от обязанности поставлять войска татарам.

Задание 3. Рассмотрите картину Корина. “Александр Невский”, сравните ее с иконой (Слайд 8).

– Опишите лицо, позу Александра Невского. Какова цветовая гамма изображения? Какие символы вы можете отметить в картине? Каково авторское восприятие героя? (Величественная фигура Александра Невского занимает почти всю картину, возвышаясь над окрестными далями. Полководец стоит лицом к зрителю, положив руки на рукоять меча. Металлическим цветом отливают его доспехи, гневный взгляд устремлен вдаль, словно видит он чужую рать, которая осмелилась вступать на русскую землю. Его суровый взгляд и открытое лицо выражают уверенность в силах русского войска).

IV этап. Восприятие текста. Литературный, лингвистический комментарий. Общий анализ текста

Цель: создать житийный портрет Александра Невского.

Учитель: Александру Невскому как мудрому государственному деятелю и великому полководцу посвящено житие. Произведение это было написано в Рождественском монастыре во Владимире, где был погребен князь.
Автор жития знал князя, был свидетелем его государственных дел и ратных подвигов. Ученые полагают, что житие написано митрополитом Кириллом. Чувство живой симпатии рассказчика к Александру, преклонение перед его ратной и государственной деятельностью обусловили особую искренность и лиричность повествования.

– Как автор оценивает роль князя в сохранении единства Руси? (Житийный рассказ об Александре Невском должен показать, что, несмотря на подчинение русских княжеств монголо-татарам, на Руси остались князья, мужество и мудрость которых могут противостоять врагам. Даже Батый признавал величие Александра).

Задание 4. Перечитайте сцену первого сражения Александра Невского с немцами. Каким полководцем изображает автор жития Великого князя? Заполните таблицу цитатами из текста. (Работа в тетрадях).

Численность войска

Душевное состояние полководца

Речевая характеристика

Исход битвы

“Шёл на врагов с малой дружиною” “Уповал на Святую троицу”, “разгорелся сердцем”, “начал молиться со слезами”, “начал ободрять дружину”. “Не в силе Бог, но в правде”. “Суди, Гос-поди, обидящих мя и огради от борющихся со мною, возьми ору-жие и щит и встань на помощь мне”. “Перебил их князь бесчисленное множе-ство, а на лице самого короля оставил след острого колья своего”. “Князь же Александр возвратился с побе-дою, хваля и славя имя своего Творца”.

– При каких обстоятельствах Александр Невский произносит афоризм: “Не в силе Бог, а в правде?” Что сильнее: сила или правда? (Бог – главная сила. Правда есть Бог, она восторжествует над силой. Следовательно: правда сильнее силы).

– Как создается идеал мудрого правителя и храброго полководца? (Характеристика князя в житии очень разнопланова. С одной стороны, он исполнен церковных добродетелей – тих, кроток, смирен, с другой, – мужественный и непобедимый воин, в бою стремителен, самоотвержен и беспощаден к противнику. Так создается идеал мудрого князя, правителя и храброго полководца).

– С какой целью автор вводит библейских героев? Охарактеризуйте их. (Индивидуальные сообщения заранее подготовленных учащихся по Библии для детей с иллюстрациями).

– Кто такой Иосиф?

– Почему именно Самсону уподобляется сила А. Невского?

– Кто такой Соломон? Что общего между Соломоном и Невским?

– Кто такой царь Веспасиан? Почему автор жития сравнивает с ним А. Невского?

– Что хотел подчеркнуть автор жития, наделяя Александра Невского лучшими качествами нескольких легендарных библейских образов? (Его величие, божественное предначертание).

Задание 5. Составьте духовный портрет Александра Невского по синквейну. (Слайд 9)

– Можно ли на основании житийного портрета отнести Александра Невского к святым?

– В чем заключается его святость? Докажите по тексту. (Молился, верил в предзнаменование, внешне похож на Бога, проявляет чудеса после смерти).

– Прав ли был Карамзин, когда изрек, что “имя Святого, ему данное, выразительней Великого”? (Ценность человека определяется его “нравом” и “деяниями”, а “святым” его делают “душевные добродеяния”, “помыслы” и “свершенное житие”, особенно же “любовь, смирение, покорение, братолюбие”).

– Чем Александр Невский заслужил звание “Святой”? (Жизнь Александра Невского наполнена опасностями, сражениями, путешествиями, но только не покоем. Он радел за православную веру, но не “торговал” ею как Папа Римский, не позволял духовенству себя использовать. “Я верую, и этого довольно… Ни за земли, ни за злато веры не купишь!” Этот принцип отца своего князь разделял полностью. Александр усваивал военную мудрость предков, величайших воевод прошлого и традиции других народов и сам стал учителем для следующих поколений. Его знаменитая формула “Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет” как нельзя точно отражает дух русского народа и православия: не воинственный по сути, но готовый к обороне. Александр Ярославович служил Отечеству и простому народу. Он лично разбирал многие дела крестьян, защищал их от бояр и купцов, объезжал солдат перед боем, выкупал людей из плена и ради новгородцев простил обиду знати. За этот подвиг самоотверженного служения и получил Александр Невский в народе великое звание “Святой”).

– Чем житие может быть интересно современному человеку? (Размышления учащихся:
Читая житие, мы очередной раз задумываемся о добре и зле, о чувстве долга.
Житие интересно с точки зрения истории тем, что можно сравнить человека, жившего раньше, с современным.
Я думаю, что современному человеку интересно житие тем, что люди хотят приблизиться к Богу, чтобы он помог преодолеть им все трудности).

Учитель: Сила жития в том, что оно учит мыслить, видеть прекрасное в самой жизни. Автор жития – гуманист, ибо главное в его творчестве – человек, его судьба, его жизнь, связанная с добром и злом, с нравственными, духовными началами. Он учит нас восприятию человеческих нравственных и эстетических ценностей и вместе с тем неисчерпаемых духовных сокровищ.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: составить сложный план сочинения на тему “Нравственный облик человека в древнерусской литературе”.