Самостоянье человека – залог величия его.
А.С. Пушкин
…зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.
А.де Сент-Экзюпери
Школьная информация, во многом насыщая ум, в меньшей степени затрагивает чувства. В этом одно из несовершенств современного образования. Вот почему особое место среди всех учебных дисциплин занимает литература. На уроках литературы “обязана трудиться” душа, происходит открытие нравственных истин, добываются знания о мире, о жизни в нем, о себе.
Учитель словесности – это проводник в новых для формирующейся личности пространствах культуры, притом самой тонкой, изысканной, душевной, коммуникативной. Это художник, врач и скульптор, терпеливо, последовательно и настойчиво осуществляющий духовную лепку человека.
Полноценный урок литературы – это урок искусства, это культурологический феномен, который строится по закону “трех О”: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем. Это своеобразный одноактный спектакль с несколькими явлениями. Это совместная творческая деятельность учителя и учеников, полилог, ключевым результатом которого является духовное обогащение “равнодействующих сторон”. Это путь к самопознанию, это рождение желания стать выше и чище, делать добро.
Концептуальной основой моей индивидуальной методической системы являются взгляды Е.Н. Ильина, учителя словесности из Санкт-Петербурга. В практике работы в старших классах использую эту оригинальную концепцию преподавания литературы как нравственно-этического курса, формирующего человека.
Убеждена, что литературные знания ценностны лишь как средство постижения жизни. Книга должна звать в жизнь, общение с книгой – общение с жизнью. Современных старшеклассников больше интересует жизненный опыт героев, а не то, как они “сделаны”. Вот почему стремлюсь на уроке к гибкой сочетаемости учебного знания и жизненного опыта, моего и моих учеников:
- Почему Лару и Данко писатель наделяет эпитетом “гордый”? Всегда ли гордость – положительная характеристика личности человека? (М.Горький “Старуха Изергиль”).
- “Не всегда правдой душу вылечишь”, - утверждает горьковский Лука. Что, по-вашему, лучше: истина или сострадание? (М.Горький “На дне”).
- “И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало…” “Делай, что хочешь”, лишь бы все “шито да крыто” было, - учит Катерину Варвара. Компромисс и бескомпромиссность… их роль в судьбе каждого из нас. (А.Н. Островский “Гроза”).
- “Солгал-то он бесподобно, а натуру-то и не сумел рассчитать…”
Почему ощущение отчуждённости от людей – самое страшное наказание для человека? (Ф.Достоевский “Преступление и наказание”)
- С точки зрения матери изнасилованной Людочки, с ней приключилась “не беда, скорее неизбежность”, через которую “все бабы поздно или рано пройти должны”. Можете ли вы согласиться с этим? (В.П. Астафьев “Людочка”).
- Как случилось, что Рыбак становится палачом своего товарища по партизанскому отряду сначала в мыслях, а потом на деле? Так ли отчётлива грань между нравственным и безнравственным на войне?
Ни у одного учителя не такой возможности, как у словесника, - открывать школьникам мир. А мир – это семья и отчий дом, друзья и любимые, след человека на земле. Это и есть главное содержание моих уроков литературы и жизни.
Часто строю диалог с ребятами на основе творческого приема-чудинки.
Любимая героиня Льва Толстого – Наташа Ростова. Как понять диалектику ее души современному десятикласснику? Начинаем урок с заочной экскурсии в Лувр, где хранится портрет, принадлежащий перу Леонардо да Винчи, известный во всем мире под названием “Мона Лиза”. Мы “расшифровываем” глаза Джоконды, а потом “разгадываем” Наташу, не упуская в разговоре о ней ключевое толстовское слово, характеризующее героиню, - “живая”.
Раздумья над страницами повести В. Распутина “Последний срок” начинаем с установления смысловых ассоциаций со словом “мама”. Этот прием – “индуктор” способствует пробуждению эмоциональной памяти учеников. И только после этого обращаемся к теме материнской любви, которая во все времена находила отражение в произведениях искусства (“Сикстинская Мадонна” Рафаэля Санти, стихи Д. Кедрина, М. Сергеева, А.Маркова).
Кульминация урока “Трагедия или торжество любви?” по повести А. Куприна “Гранатовый браслет”, над рукописью которой он “плакал скупыми и облегчающими слезами”, - это мелодекламация монолога – молитвы “маленького человека” Желткова под музыку 2-й сонаты Л. Бетховена. “Аппассионата”, одно из самых напряженных и страстных созданий человеческого гения в музыке, - эпиграф к этой замечательной книге. Через целое столетие перекликаются композитор и писатель в своем благословении великого дара Любви, которая сильнее смерти.
Часто в ходе анализа текста произведения акцентирую внимание на “говорящих деталях” (это “жемчужина текста”, по Е.Ильину), выстраиваю с помощью ребят логические цепочки, выбираю опорные слова. Через эти приемы мы неуклонно идем к постижению авторской идеи.
Конструктивная деталь (слово, реплика) рождается в результате текстовых раскопок. Раскручиваясь, она часто дает уроку сюжет, концепцию, неожиданно и ярко поворачивает урок к ребятам, их самих – к книге.
Анализируем сцену свидания Катерины с Борисом (А.Н. Островский “Гроза”), вчитываемся в каждое слово авторской ремарки, размышляем, словно над задачей: “Катерина тихо сходит по тропинке, покрытая большим белым платком, потупив глаза в землю. Молчание”.
“Сходит по тропинке…” - это падение в пропасть, нравственное падение.
“Тихо сходит…” - это свидетельство борьбы в душе героини между чувством долга, искренним желанием любить мужа и чувством огромной любви к Борису, заглушить которое Катерина не в силах. Она тихо, спокойно идет навстречу к любимому, а значит, своей гибели.
“Потупив глаза в землю…” - женщина понимает преступность свидания, ей стыдно.
Белый платок Катерины – символ красоты, любви и нравственной чистоты, несмотря на измену мужу.
Каждое художественное произведение, изучение которого входит в программу школьного курса литературы, содержит множество нравственных проблем. Чтобы этический резонанс урока был высоким, стремлюсь к тому, чтобы ядром урока был вопрос – проблема, злободневная, жгучая, личностно значимая для старшеклассника, тревожащая его юность. Разрешить проблему, содержащуюся в вопросе, можно только путем глубокого анализа произведения:
- Анна Сергеевна Одинцова целует умирающего от тифа Евгения Базарова. Что значит этот поцелуй? (И.С. Тургенев “Отцы и дети”)
- Почему Раскольников, ещё не вскрыв письма матери, иступлённо целует конверт? (Ф.Достоевский “Преступление и наказание”)
- Почему Варвара с такой охотой дает Катерине ключи для свидания с Борисом, наперед зная, что ни скрыть, ни утаить Катерина не может? С какой целью вам иногда по дружбе, от доброты сердца “дают ключи”? (А.Н. Островский “Гроза”)
- “Я весь истратился на войну… Весь! Сердце истратил!” - восклицает старшина Мохнаков. Что значит “истраченное сердце”? Почему он бросается под танк, взрывая его и себя? Чем вызвано это, по существу, самоубийство героя? (В. Астафьев “Пастух и пастушка”)
- Единственный способ выжить для Миколки – это отречься от отца. Можно ли оправдать его, участвующего в облаве на Хведора, отца, “врага народа”? (В. Быков “Облава”)
- Разделяете ли вы мнение И.Бунина, что “всякая любовь есть великое счастье,…даже если она обречена?”
Хороший вопрос, по Е.Ильину, - это “множитель информации”: он не только вызывает подсознательные ассоциации, стимулирует творческое воображение, но и вырабатывает поведенческие реакции ученика. Атакующая мысль настоящего вопроса разрушает любую инертность мышления.
Отправная точка урока-полилога в 10 классе “Что с нами происходит?” (Раздумья над страницами повести В. Распутина “Последний срок”) – строки стихотворения С.Я. Маршака:
А часто ли видел ты близких своих?
Всего только несколько раз, -
Когда твой досуг был просторен и тих
И пристален взгляд твоих глаз.
Драма угасания человека в повести переплетается с драмой угасания человечности. Приближающаяся смерть старухи Анны – строгое моральное испытание для ее взрослых детей. В закатные часы главной героини они поочередно совершают предательство матери. Размышляя с ребятами над нравственными проблемами произведения, приходим к совместному выводу: если рушатся нравственные устои личности, внутренний мир человека превращается в руины. “Старуха умерла, - говорю ученикам, - а мы-то остались. Как зовут нас? Не таньчорами ли, не люсями, не ильями?” Впрочем, не в имени дело. И старуху могли назвать не Анной. Рефлексивная оценка занятия – не на уроке, а дома. Уверена: прежде чем написать эссе “Берегите матерей!”, каждый посмотрит в глаза своей матери, верные нам до конца, посмотрит уже по-другому.
Стремлюсь к реализации на учебных занятиях интертекстуального подхода (поиск и установление связей анализируемого произведения с другими текстами). После урока “Эпитафия ускользающей красоте”, посвященного анализу рассказа И. Бунина “Легкое дыхание”, приглашаю одиннадцатиклассников к раздумью над страницами рассказа В. Астафьева “Людочка”. Тему предстоящего диалога определяем вместе с учениками: “Я девушкой, невестой умерла…” Это строчка из стихотворения И. Бунина “Эпитафия”:
Я девушкой, невестой умерла.
Он говорил, что я была прекрасна,
Но о любви я лишь мечтала страстно, -
Я краткими надеждами жила…
Начинается урок с установления реминисценций, возникших при знакомстве с художественным текстом данного произведения. “Что в имени тебе моем? Оно умрет, как шум печальный…” “Почему звучат эти строки пушкинского стихотворения (1830 г.) в начале рассказа?” - озадачиваю этим вопросом ребят.
Эпиграфы к уроку в ходе его подготовки ищут сами ученики. Лучшие из них становятся отправными точками полилога (“Я пишу об обесцененной и надломленной человеческой жизни…, о страданиях и горе…” (В. Астафьев); “Какое это чудо – человек! Какая это мерзость – человек!” (Р.Рождественский), а ключевые слова-образы, которые будут в центре поиска нравственных истин, находим вместе: жизнь и смерть, цинизм и беззащитность. Анализ литературного произведения вырастает в этическую проблему: почему в современной жизни так часто бессильно добро?
Какова степень нравственной зрелости моих учеников, старшеклассников, выпускников школы? Отметки за нее поставит сама жизнь. Я же стремлюсь к тому, чтобы “зоркими”, “образованными” были их сердца, ибо:
Все, что мимо сердца пролетело,
Ни за что потом не возвратить!
(Э.Асадов)