Открытый урок литературы в 5-м классе по рассказу В.И. Белова "Скворцы"

Разделы: Литература


Цели урока.

1. Образовательная. Знать содержание рассказа В.Белова “Скворцы”, проблемы, поднятые автором в произведении.

2. Развивающая. Развивать ассоциативное мышление, креативные способности, монологическую речь, умение работать в группе, познавательную самостоятельность.

3. Воспитательная. Воспитывать личность самостоятельную, творческую, свободную, духовно-нравственную. Помочь учащимся раскрепоститься, раскрыть свои индивидуальные способности, почувствовать себя личностью.

Форма урока

Мастерская построения знаний и творческого письма.

Ведущий вид учебной деятельности. Работа в проблемных творческих группах.

Этапы мастерской:

1. Индуктор.

2. Сообщение целей и задач урока.

3. Самоконструкция.

4. Социоконструкция. (Работа в проблемных группах).

5.Социализация (Выступления от групп).

6. Творческая работа.

7. Афиширование творческих работ.

8. Рефлексия.

Ход урока

1. Индуктор

Милее нет и краше,
Стучит береза в раму,
Скрипит от ветра старое крыльцо.
Заходишь в сени тихо,
Дверь открывает мама,
Ты снова, снова дома!

Вопрос:

Какое настроение вызывают строки, что вы представили, когда слушали стихи? Поделитесь впечатлениями.

“Мне кажется, что я слышу, как растет на полях трава, я ощущаю каждую травинку”. “Тихая моя родина, ты все также врачуешь мою душу своей зеленой тишиной”

Вопрос:

Каким представляется вам человек, который мог сказать эти слова (добрый, любит родину, природу, людей, свой дом).

Презентация

Эти слова принадлежат Василию Ивановичу Белову – замечательному русскому писателю ХХ века, автору рассказа “Скворцы”

(Слайд 1. Василий белов. Из авт. рукописи).

Скажите, ребята, качества, которые вы назвали, проявились в каком-либо из героев рассказа? (Дети называют героев).

2. Сообщение целей и задач урока.

А вы правы, ребята, и Павлуня, и его родители, и скворцы, и дом – все эти герои в центре внимания нашей литературной мастерской. Это необычный урок, и чтобы он удался, необходимо знать определенные правила.

(Слайд 2. Правила работы на уроке-мастерской).

Правила работы на уроке-мастерской.

1. Работа мастерской основывается, прежде всего на слове.

2. Равны все, включая мастера.

3. Все работают по желанию.

4. Нет соперников, соревнования.

5. Все трудятся сообща, слушают и стараются понять друг друга.

Так, сообща, мы смастерили цепочку главных слов нашего урока.

(Слайд 3. Дом – Родина -Природ а- Семья - Душа).

Мастер:

Обращаясь к рассказу В.Белова “Скворцы”, мы должны выявить проблемы (вопросы), которые поднимает автор в рассказе, попытаться их осмыслить и ,возможно, найти пути их решения. Соотнести проблемы с нашей сегодняшней жизнью. Результатом работы в мастерской станут наши творческие работы, в которых мы, несомненно, раскроем свои способности.

Сегодня мы работаем в проблемных группах. Подумайте, обсудите в группах и задайте вопросы, которые возникли у вас после прочтения рассказа. Ответы подтверждайте текстом рассказа. А мне хочется предложить вам еще один вопрос: почему рассказ о мальчике называется “Скворцы”?

Обратите внимание на термины на доске: “рассказ”, “сюжет”, “элементы сюжета”. Случайно ли они перед вами? (Активизация знаний теории литературы). Ребята, давайте вспомним сюжет рассказа.

- Речь идет о…

3. Самоконструкция.

- Ребята, какие эпизоды вы считаете самыми важными в рассказе?

Когда я размышляла над рассказом, я тоже выделила эти эпизоды.

4. Социоконструкция. Работа в проблемных группах.

Перед вами листы с заданиями для каждой группы.

(Слайд 4. Анализ эпизодов).

1 группа.

“Крестьянский дом. Семья”

Расскажите о доме, в котором жила семья Павлуни. Попробуйте описать его, подтверждая текстом.

Расскажите о дружной жизни этой семьи.

Любит ли Павлуня свой дом?

Как родители относятся к мальчику?

3 группа

“Прилет скворцов”

Какое состояние переживает Павлуня в эпизоде “Прилет скворцов? Подтвердите текстом рассказа.

Как вы понимаете значение слова “обомлел”?

О чем беспокоится, тревожится павлуня?

2 группа.

“Сон Павлуни”

Как в этом эпизоде передает автор любовь Павлуни ко всему живому? Подтвердите текстом.

Как вы думаете, почему до глубины души трогает нас этот эпизод, не оставляет равнодушным?

4 группа.

“История со скворечником”

Как писатель передает состояние и действия, потрясенного чужой бедой мальчика?

Подтвердите текстом.

5. Социализация. Выступления от групп.

Мастер читает под музыку эпизод “История со скворечником”. Вопрос после чтения: а что было потом? (Последний абзац читают дети)

- Верите ли вы, что Павлуня выздоровеет, а скворцы прилетят? О чем говорит последнее слово рассказа “завтра”. (ответы детей)

Надежда! Она остается, автор дарит ее нам и героям. Мальчик обязательно выздоровеет и скворцы прилетят. Мы попытались с помощью авторского текста ответить на поставленные нами вопросы. Пришло время ответить на главный вопрос нашего урока. Так почему рассказ о мальчике называется “Скворцы”? (ответы детей)

(Слайд 5. Тема.)

6. Творческая работа.

Обратите внимание на задание №3 на ваших листах.

Сейчас у вас будет возможность проявить свои творческие способности, раскрыться в слове, рисунке, стихотворении, сочинении-размышлении (Каким может быть продолжение жизни Павлуни?).

7. Афиширование творческих работ.

8. Рефлексия.

(Слайд 7).

Какой этап урока был самым интересным?

Какой этап урока был самым трудным, неожиданным?

Какое выступление запомнилось больше всего?

Ваши пожелания мастеру.