Литература
-
Лицей в жизни и творчестве А.С. Пушкина 2008
Статья "Лицей в жизни и творчестве А.С.Пушкина" представляет собой разработку урока литературы в 6-м классе, начинающего тему, посвящённую творчеству великого русского поэта. Урок сопровождается показом слайдов презентации. В ходе занятия ученики отвечают на проблемный вопрос: "Как годы учебы в лицее повлияли на становление личности будущего поэта?" При подготовке к занятию класс делится на группы, которые показывают результаты своей работы на уроке.
-
Личностное познание собственных возможностей 2008
Статья является итогом многолетнего труда по освоению инновационной технологии проведения уроков в форме педагогических мастерских. В ней представлен как теоретический материал по проведению педагогических мастерских, так и практический. Содержание статьи вызовет наибольший интерес у учителей литературы, но поможет в освоении проведения уроков-мастерских и преподавателям других предметов.
-
Разработка урока-презентации по русской литературе для 9–10-х классов "Сгорая пламенем любви" 2008
В статье идет речь о любимых женщинах А.С. Пушкина и о стихах, которые были им посвящены, звучат романсы в исполнении Ивана Козловского и стихи в исполнении актеров кино и ТV.
-
Формирование языковой личности младших школьников на примере использования устаревших названий кухонной посуды и одежды 2008
Материал статьи поможет учителю познакомить школьников с этническими признаками и особенностями устаревших, но ещё встречающихся в литературе и речи названий глиняной посуды и одежды жителей Белгородского края. Кроме того, статья позволяет проследить этимологию устаревших слов и их сравнение с названием этих же предметов в других регионах.
-
Интегрированный урок литературы и истории "Смысл теории Раскольникова, или Каков жанр романа «Преступление и наказание»" 2008
Интегрированный урок литературы и истории показывает истоки и смысл теории Раскольникова.
-
Игра-викторина по повестям "Вечера на хуторе близ Диканьки" Н.В. Гоголя 2008
Вот и в отдаленные деревни пришел век DVD, компьютеров, не говоря уже о телевизорах. И вместо посещений библиотеки, чтения книг наши дети увлечены компьютерными играми и просмотром фильмов (увы, не программных). Что же может сделать учитель литературы, чтобы его ученики предпочли компьютеру книгу? Заинтересовать учащегося. Чем? Игрой.
-
История Дона 2008
Материал знакомит с казачьими словами, понятиями.
-
"Любимых детских книг творец…" 2008
Композиция посвящена жизни и творчеству русского писателя Аркадия Гайдара. Мероприятие, сопровождающееся слайдовой презентацией, направлено на формирование патриотического чувства учащихся, на развитие интереса к теме гражданского и нравственного воспитания подростков. Предлагаемая композиция может быть использована на уроках чтения или как внеклассное мероприятие.
-
Интегрированный урок (литература + география) "Соленое чудо земли Астраханской" 2008
Урок разработан в связи со 125-летием соляного промысла на озере Баскунчак.
-
Конспект интегрированного урока литературы и искусства "Устное народное творчество в различных видах искусства" 2008
Пяти–шестиклассники вполне осознанно способны оценить всю прелесть, подлинную красоту фольклора, наполненного высокими идеями служения Родине, народу, стремлением к добру, к миру, справедливости. В продолжение всего урока пятиклассники убеждались, что мудрость сказок, глубина мыслей, сочный язык, богатство образов – это изумительный материал для создания произведений на сюжеты народных сказок, и служители искусства мастерски использовали его в своем творчестве.
-
Нравственные проблемы в рассказе Владимира Крупина "Мария Сергеевна" 2008
На уроке учащиеся знакомятся с творчеством В.Куприна, с проблемами, поставленными автором в своих рассказах.
-
Конспект урока литературы в 10-м классе по рассказу Ф.М. Достоевского "Сон смешного человека". О мужестве быть смешным 2008
Урок литературы по рассказу Ф.М. Достоевского "Сон маленького человека" в 10-м классе позволяет подвести итоги изучения творчества писателя, автора романа "Преступление и наказание". В этом маленьком рассказе звучат все основные мотивы творчества Достоевского. Главная мысль его рассказа — каждый человек ответственен за все, что происходит в мире.
-
И.А. Бунин "Листопад". Урок русской литературы в 6-м классе 2008
В данной разработке урока русской литературы в 6-м классе по поэме И.А. Бунина "Листопад" делаются учащимися первые шаги анализа стихотворного произведения. Обращается внимание на лексику, изобразительно-выразительные средства языка, использованные автором.
-
Урок литературы "Есенин и музыка" с использованием информационных технологий 2008
Наблюдение над поэтическим текстом и выявление лексических выразительных возможностей языка в произведениях С.Есенина, музыкальности и красочности его поэзии. Поэт то задумчив, то весел, его язык метафоричен и обладает яркой образностью. В стихотворениях Есенина происходит удивительная вещь, почти чудо: звук и цвет словно меняются местами. Поэтическому дару Есенина дано было слышать музыку природы. Вся поэзия Есенина – музыка.
-
Методика и психология изучения русского классического текста на уроках русского языка и литературы 2008
Методический принцип активной коммуникации предполагает комплексное рассмотрение содержания текста и его динамическую интерпретацию. Анализ текста на уроках русского языка носит исследовательский, творческий характер, предполагающий опору на знания и речевую интуицию. На уроке литературы в первую очередь обращаемся к исследованию ученического восприятия, его общения с миром авторских образов и идей.
-
Урок внеклассного чтения в 10-м классе по повести В.Быкова "Облава" "Трагическая судьба крестьянства" 2008
Этот урок проводится после изучения поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо". При подготовке и проведении урока используется методика индивидуальных опережающих знаний — глубокое прочтение текста произведения. Все они ориентируют ученика на анализ текста, даются с опережением во времени (опережающие) и, как правило, одному ученику (индивидуальные).
-
Конспект открытого урока по литературе в 10-м классе на тему "Есть женщины в русских селеньях" (по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо") 2008
Урок входит в систему уроков по творчеству Н.А. Некрасова, изучаемого в 10-м классе. При работе над поэмой Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?" целесообразно, на мой взгляд, провести урок на тему "Есть женщины в русских селеньях", анализируя III главу поэмы "Крестьянка". Целью данного урока является формирование представлений учащихся о жизни и судьбе русского крестьянства в середине XIX века, а именно русской женщины, "многострадальной русской матери"; а также сопоставление образа крестьянки XIX столетия и россиянки XXI века.
-
"За что?" Урок-отповедь Семену Давыдову по роману В.Быкова "Облава" (11-й класс) 2008
Цель урока — ответить на вопрос "Какова художественная концепция коллективизации в повести В.Быкова "Облава". Трагическая судьба Хведора Ровбы, угодившего под безжалостное колесо коллективизации, - сделала его героем того страшного времени. "За что были так жестоки с Хведором и время, и люди?" - на эти непростые вопросы учащиеся ищут и находят ответы. Анализ произведения позволяет сделать вывод, что коллективизация, по Быкову, - это геноцид, это раскрестьянивание крестьян, это распад семей. Обращается внимание на художественные особенности произведения: композицию и систему образов.
-
Лингволитературоведческий анализ рассказа И.А. Бунина "Красавица" 2008
На уроках литературы объектом критического анализа является художественный текст. Методов анализа текста всегда предлагалось множество. Интересными для учащегося и эффективными являются приемы построения "кластера" и составления "двойного дневника". Рассказ И.А.Бунина "Красавица" представляет интерес для пытливого читателя. Мудрость и богатый писательский и жизненный опыт Бунина, с одной стороны, и незамысловатость сюжета, небольшой объем — с другой, дают стимул для глубокого анализа этого произведения.
-
Открытый урок по чтению с использованием ИКТ в 4-м классе. А.Куприн. "Слон" 2008
Использован анализ небольшого художественного рассказа на примере рассказа А. Куприна "Слон". Цель урока — воспитывать доброту силой художественного слова. Задачи: совершенствовать навыки анализа художественного текста, опираясь на поставленные вопросы; укрепить навыки выборочного пересказа.
-
Интегрированный урок по литературе и ИЗО 2008
Интегрированный урок литературы и изобразительного искусства был проведен в 3-м классе по теме "Такой хрупкий и такой прочный мир чувств". Основная идея урока: построение собственной мысли. Цели урока — показать, как в разных поэтическом и художественном образах раскрывается такое чувство, как одиночество; воспитание любви к русской живописи и поэзии.
-
Открытый урок — путешествие по страницам романа Л.Н. Толстого "Война и мир" по теме "Сущность ее жизни — любовь" 2008
Цель урока: провести синтез и углубление знаний об образе главной героини романа Л.Толстого "Война и мир", продолжить обучение навыкам лингвостилистического анализа текста; воспитывать любовь к Родине, стремление жить, не боясь трудностей и ошибок, учить любить жизнь во всех ее проявлениях.
-
Литературная игра "Умники и умницы" по творчеству А.С. Пушкина 2008
Литературная игра проводится после изучения творчества А.С. Пушкина с целью содействовать духовно-нравственному и патриотическому воспитанию личности, обладающей качествами гражданина -патриота Родины; привлечь внимание старшеклассников к творчеству А.С. Пушкина.
-
Урок литературы в 11-м классе "Я последний поэт деревни…" 2008
Основные цели урока - дать понятие об эпохе; познакомить с жизнью, литературной деятельностью, стихотворениями С.Есенина; пробудить интерес к личности и творчеству поэта; раскрыть его духовный мир; в сжатой форме рассказать об основных этапах творческого пути.
-
Урок литературы в 11-м классе "Владимир Высоцкий: судьба и песни" 2008
Урок знакомит с творчеством Владимира Высоцкого, показывает важнейшие составляющие художественного мира поэта, черты его индивидуальности, тематического разнообразия и эстетического единства его произведений; осмысление авторской концепции мира и человека.
-
Викторина "Поэт золотого века" 2008
Викторина по литературе сопровождается презентацией "Поэт Золотого века".
-
"На всех словах события печать" (путешествие мыслью) 2008
При изучении любого произведения важен конечный результат. Как же его добиться? Как заинтересовать учащихся? Как добиться того, чтобы они читали произведение и после звонка? Важно, чтобы ученик побыл с текстом наедине еще до урока, чтобы у него были любимые страницы, чтобы он открыл для себя что-то неожиданное. Данная разработка урока - это еще один путь освоения "уроков булгаковской судьбы", стремления познать свой внутренний мир и открыть его читателю.
-
Литературный суд. "Теоретически это интересно: ну, а практически что? Кто теперь перед вами?" (по повести М.А. Булгакова "Собачье сердце") 2008
На сегодняшнем заседании "литературного суда" рассматривается дело Шарикова Полиграфа Полиграфовича. Дело состоит из трех томов. В деле представлены материалы прессы, средств массовой информации, а также вещественные доказательства (кусок колбасы "особенная краковская", рыба-семга, дневник доктора Борменталя, разбитая дверь туалета, лопнувшая труба, видеокассета к/ф "Собачье сердце" режиссера-постановщика Л.К. Зверева).
-
Урок математики в 6-м классе по теме "Деление обыкновенных дробей" 2008
Представлен конспект игры "Математическое путешествие" для 6-го класса.
-
Конспект урока по повести Н.В. Гоголя "Шинель" (8–9-й класс) 2008
Название урока "Повесть о любви" позволяет в ходе урока открыть гуманистический смысл повести Н.В. Гоголя: ведь это действительно повесть о любви к человеку. Разнообразные формы и методы работы (аналитеческое чтение, работа с иллюстрациями, обсуждение в группах высказываний литературоведов, просмотр и обсуждение финала кинофильма "Шинель", использование листа самооценки на стадии рефлексии) помогают превратить урок в творческое сотрудничество.