Литература
-
Певец православной России (разработка урока литературы в 6-м классе по главе "Рождество" из романа "Лето Господне") 2008
Все произведения И.С. Шмелева замечательны глубокой связью с духовной культурой русского православия. Книги Шмелева помогают сберечь чистоту детского восприятия, наследуя в то же время многовековой опыт нравственной жизни народа. В этом залог возрождения России, которую писатель глубоко любил.
-
"Продлись, продлись, очарованье". Интегрированный урок (технология + биология + литература) в 7-м классе с применением ИКТ 2008
На уроке семиклассницы учатся новому виду рукоделия - вышивке лентами розы. Одновременно повторяются темы строения цветка (биология), описание цветка (русский язык и литература), а также даются интересные сведения о розе.
-
Система уроков по творчеству А.П. Чехова. Комплексный анализ рассказа А.П. Чехова "Дом с мезонином" 2008
В данной статье представлена система уроков по творчеству А.П. Чехова.
-
Урок литературы в 9-м классе "История одного эксперимента" (по повести М.А. Булгакова "Собачье сердце") 2008
Постижение художественного текста - процесс личностный, индивидуальный, поэтому очень важно на уроках литературы дать возможность каждому ученику реализовать свой читательский опыт. С этой целью я использую дифференцированные задания, позволяющие ребенку самостоятельно выбрать для себя те, с которыми он сможет успешно справиться.
-
Проблема социализации личности слабовидящих школьников в средних и старших классах посредствам преподавания литературы 2008
Учителю литературы, работающему со слабовидящими детьми, необходимо представлять особенности методологии предмета литературы в коррекционной школе. Главная задача учителя - помочь слабовидящему ребенку через уроки литературы активно познать социальную действительность, создать условия для его наиболее полной самореализации в обществе.
-
Урок литературы в 9-м классе на тему "Новаторство сонетов В.Шекспира" 2008
На представленном уроке речь идет о сонете - интереснейшем литературном жанре. Сонет вышел из песни и генетически связан со строгой сонатной формой.
-
"О, вещая душа моя!" Биография Ф.И. Тютчева 2008
Представлен конспект урока литературы в 10-м классе. На уроке учащиеся знакомятся с биографией Ф.И. Тютчева через его стихотворения, выявляют особенности жизненного пути поэта, которые повлияли на характер творчества и личность.
-
Сравнительный анализ стихотворений Тютчева и Мандельштама 2008
Урок в системе "Поэзия Серебряного века". Он не просто знакомит с творчеством О.Э. Мандельштама, а позволяет проникнуть в мастерскую художника, дает представление о художественном мире поэта. Учащимся предоставляется возможность поразмышлять, почему поэты разных эпох обращаются к одной теме, как раскрывают ее.
-
Мультимедийный урок – занятие "Введение в предмет «Журналистика»" 2008
Данный урок, построенный в форме телепередачи, дает представление в целом о профессии журналиста. Сценарий занятия создан по мотивам произведений Л.Филатова "Что это такое? Интервью простое!" и "Про Федота-стрельца, удалого молодца".
-
Интегрированное занятие: правила дорожного движения + основы журналистской деятельности 2008
Веселые эстафеты и конкурсы не мешает настроиться на серьезную работу - написание статьи о необходимости соблюдения правил дорожного движения пешеходами и водителями.
-
Внеклассное мероприятие по литературе для 6–7-х классов по рассказу Ю.Яковлева "Сердце земли". Литературно-музыкальная композиция "Слово о маме" 2008
Литературно-музыкальная композиция "Слово о маме" стала итогом внеклассного изучения рассказа Ю.Яковлева "Сердце земли" и была проведена в канун Дня матери для учащихся и их мам. Учащиеся самостоятельно выбирали понравившиеся части рассказа, из которых учителем и была составлена литературно-музыкальная композиция.
-
Урок литературы в 6-м коррекционном классе "А.С. Пушкин. Лицейские годы. Стихотворение «И.И. Пущину»" 2008
Данный урок знакомит учащихся с лицейскими годами А.С. Пушкина; пробуждает интерес к личности и творчеству поэта; помогает осознать детям, что дружба способна влиять на судьбу человека, являясь важным элементом содержания его жизни. Использование презентации на уроке позволяет развивать познавательные процессы у учащихся, способствует лучшему освоению материала.
-
Урок литературы в 9-м классе 2008
Главная цель урока литературы в 9-м классе - обобщение ранее полученных знаний о жизни и творчестве Пушкина и подготовка к более глубокому изучению творчества великого поэта.
-
Подготовка к восприятию учебного материала 2008
Преподавание русского языка и литературы в национальной школе имеет свои особенности. Ребенок думает, анализирует сначала на родном языке, затем только свою речь оформляет на русском языке. На учителя ложится двойная нагрузка: познакомиться с содержанием того или иного произведения и произвести аналитическую работу по всем требованиям.
-
Методическая разработка урока литературы в 7-м классе. Ф.Абрамов. "О чем плачут лошади" 2008
Одна из главных задач, стоящих перед учителем литературы, - подтолкнуть учащихся к правильному выбору жизненных ценностей. Нужно постараться сформировать у школьников нравственные оценки, научить определять свою позицию и соотносить её с авторской. При этом главным источником познания являются художественные произведения.
-
Интегрированный урок внеклассного чтения (литература + ИЗО) в 8-м классе на тему "Чудесные птицы Леонардо да Винчи" 2008
Интегрированный урок является наиболее эффективной формой организации обучения, направленной на развитие художественного мышления и речи учащихся. Привлекаемые образы разных видов искусства создают психологическую основу погружения в искусство живописи и литературы. На уроке учащиеся познакомятся с литературным творчеством Леонардо да Винчи.
-
Урок на тему "Нравственные ориентиры в произведениях Ф.М. Достоевского" 2008
Представлен конспект урока для учащихся 10-го класса на тему "Нравственные ориентиры в произведениях Ф.М. Достоевского".
-
Урок на тему "Все было подвластно ему…" (путешествие по творчеству М.Ю. Лермонтова), 9-й класс 2008
Цели урока: раскрыть богатство и глубину мысли Лермонтова и ее влияние на человеческие судьбы; уметь выражать свое отношение к изученным произведениям; воспитывать любовь к литературе.
-
Интегрированный урок (русский язык по технологии Ю.А. Поташкиной + литература + православная культура) по теме "Комплексный анализ текста" 2008
Представлен конспект интегрированного урока русского языка, литературы и правосланой культуры по технологии Ю.А. Поташкиной, по теме "Комплексный анализ текста".
-
Урок литературы в 11-м классе "Тема исторической памяти в публицистике Д.С. Лихачева и В.А. Солоухина" 2008
Публицистика Д.Лихачева и В.Солоухина призывает к борьбе за русскую культуру, за сохранение "исторической памяти", за человеческие души. Рассказывая о разрушении национальной культуры, авторы едины во мнении: рубя свои корни, люди заполняют душевный вакуум культурой иноземной; надо помочь открыть в себе любовь к малой родине, которая перерастет в любовь к Отечеству.
-
Тема урока: "Гуманисты эпохи Возрождения" 2008
Сервантес - писатель эпохи Возрождения – сказал: "Каждый человек - сын своих дел". Слова эти были произнесены в XVI веке, но они злободневны и по сей день. Глубже постичь этот период человеческой истории, его особенности нам помогут литературовед, искусствовед, историк, биограф.
-
Урок литературы "Как стать крылатым" (по сказке-притче Ф.Сологуба "Крылья") 2008
На уроке литературы в 5-м классе рассматриваются особенности жанра притчи. Знакомство с биографией писателя, медленное чтение, инсценировка сказки, сопоставление её с другими произведениями искусства - пути постижения нравственных проблем человеческой души. На уроке используются индивидуальные и групповые формы работы.
-
"Воскрешение души Родиона Раскольникова" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание") 2008
"Преступление и наказание" – один из интереснейших романов Ф.М. Достоевского. Полностью раскрыть характер главного героя, понять его душу помогает эпилог романа, где показывается процесс воскрешения души Родиона Раскольникова. Урок, построенный на основе анализа отрывка эпилога, способствует пониманию ошибочности теории, которая убивает всё человеческое. Благодаря уроку ребята самостоятельно могут прийти к выводу, что любовь и сострадание способствуют возрождению героя.
-
Урок внеклассного чтения по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина в 9-м классе 2008
В статье представлен урок внеклассного чтения в рамках литературного краеведения, посвященный 180-летию со дня рождения М.Е. Салтыкова-Щедрина. В ходе урока учащиеся представляют презентацию творчества писателя, показывая умение работать над исследовательским сочинением. Инсценировка по произведению писателя развивает эстетические вкусы учащихся через приобщение к искусству слова.
-
Серебрянный век русской и японской поэзии 2008
Урок знакомит учащихся с Серебряным веком русской и японской поэзии на примерах творчества самых ярких представителей русской и японской литературы. В работе используются наглядные материалы, презентации, фотографии. Урок проводится в форме викторины.
-
Интегрированный урок (литература + биология) по теме "Легенды и цветы" 2008
Данное занятие проводится с использованием элементов здоровьесберегающей технологии "Педагогическая мастерская" в сопровождении презентации. Эта форма имеет ряд преимуществ: ненавязчивость, максимальная активизизация мыслительной деятельности каждого участника на каждом этапе урока. Индивидуальная работа чередуется с групповой, что снижает психо-эмоциональную перегруженность во время занятия и способствует сохранению благоприятной обстановки на уроке. На урок отводится два учебных часа.
-
А.С. Пушкин "Арион": связь и отличия от древнегреческого мифа (сравнительный анализ древнегреческой легенды и одноименного пушкинского стихотворения по технологии Б.С. Дыхановой) 2008
А.С. Пушкин "Арион": связь и отличия от древнегреческого мифа (сравнительный анализ древнегреческой легенды и одноименного пушкинского стихотворения по технологии Б.С. Дыхановой). Основные моменты урока - чтение, словарная работа, ответы на эвристические вопросы.
-
Образ главного героя. Причины появления "обломовщины" 2008
Урок литературы с учащимися 1-го курса по теме "Образ главного героя. Причины появления "обломовщины". На уроке учащиеся составляют портретную характеристику главного героя, пытаются проследить, как традиции и обычаи семьи отразились на характере героя. В разработке урока используется презентация Power Point, которая помогает интереснее провести урок.
-
Урок литературного чтения в 4-м классе по теме "Творчество С.Я. Маршака" 2008
Урок литературного чтения в 4-м классе на тему "Творчество С.Я. Маршака". Урок творчества, компетентностно-ориентированного направления. Урок направлен на развитие творческих способностей, познавательных интересов учащихся. Урок с применением информационных технологий.
-
Урок литературы в 5-м классе. И.С. Тургенев. "Муму" 2008
Урок литературы в 5-м классе с целью познакомить с биографией И.С. Тургенева, с обстоятельствами, объясняющими появление рассказа «Муму». В процессе урока учащиеся учатся краткому пересказу текста и художественному пересказу отдельных эпизодов.