Литература
-
Программа курса "Сквозные темы и мотивы отечественной литературы" 2008
Курс "Сквозные темы и мотивы отечественной литературы" предлагается для учащихся 10–11-х классов гуманитарного профиля. Цель курса - формирование функциональной и читательской грамотности школьника. В основе курса - стратегии технологии развития критического мышления, информационно-коммуникационные технологии, технология порфолио.
-
Методическая разработка урока литературы в 9-м классе на тему "Кто такой Чичиков: подлец, приобретатель или …?" 2008
Урок носит проблемный характер. В ходе занятия используются различные методы: инсценирование, работа со словарями, работа с таблицами и т.д. Что сближает Чичикова с помещиками? Чем Чичиков отличается от них? Какие качества делового человека способствовали его карьерному росту? Почему всё-таки автор называет его "подлецом"? Решение этих проблемных вопросов позволяет постичь загадку сложного характера Чичикова, углубляет понимание идейно-художественного своеобразия поэмы. В ходе сопоставления различных мнений о герое учащиеся также определяют свою собственную позицию и отвечают на вопросы: "Почему этот образ вечен? Страшны ли Чичиковы?"
-
Разработка урока литературы по теме "Любовная лирика А.Ахматовой" 2008
Разработка урока литературы по теме "Любовная лирика А.Ахматовой" для 11-го класса. На уроке обучающиеся знакомятся с любовной лирикой А.Ахматовой; выявляют основные черты поэтики А.Ахматовой через анализ и интерпретацию стихотворения "Сжала руки под темной вуалью..."; совершенствуют навыки анализа художественного текста. Для создания особой атмосферы на уроке используются воспоминания Ю.Анненкова, триптих А.Ахматовой "Смятение" в обработке Д.Тухманова.
-
Трагедия старообрядцев, оторвавшихся от народа и не нашедших истину в Боге 2008
Повесть построена на описании жизни и быта староверов. Основные ее жители – кержаки-старообрядцы – живут в селе Вырубы, отгородившись от мира тайгой. Но самоизоляция этих людей приводит к духовному оскудению. А между тем это люди, которые Бога почитают, считают себя правоверными. Но любовь к Богу для них – лишь соблюдение необходимых обрядов. Они забыли о том, что любить Бога – значит принимать и уважать законы жизни, в каких бы формах она не предстала. Человек, который верит в Бога, должен строить свои отношения на уважении к людям, к окружающему миру, к природе. А они борются с ней, стремятся покорить ее, в результате терпят поражение (Амос). Тайга – это не кладовая, из которой можно только брать, это прекрасно устроенный мир гармонии, музыки и красоты. И только при условии единства человека и природы возможно духовное обогащение и физическое возмужание личности.
-
"Не зная прошлого — не построишь и будущего". Урок внеклассного чтения в 8-м классе 2008
Знакомство восьмиклассников с памятником древнерусской литературы "Домострой" подготовит их к глубокому и осмысленному восприятию произведений русской классической литературы в 9–11-х классах (пьесы А.Н. Островского, произведения М.Горького и др.).
-
Литературная викторина о Москве 2008
Литературные викторины - это не только развлечения. Они помогают обучающимся закрепить и повторить пройденное, расширить и дополнить свои знания. Методические рекомендации построены в виде вопросов и ответов на них. Ряд вопросов популяризирует художественные произведения, а некоторые тренируют память, заставляют вспомнить текст или по цитате определить произведение.
-
Обучающее сочинение-миниатюра по картине "Золотая осень" 2008
В статье представлен опыт работы по обучению учащихся 2-го класса с нарушением зрения написанию сочинения по картине (на примере картины И.Левитана "Золотая осень").
-
Урок литературы в 10-м классе по теме "Отчего на свете доброе не ладится?" (по произведению Х.К. Андерсена "Путь к свету") 2008
Предстален конспект урока литературы в 10-м классе по теме "Отчего на свете доброе не ладится" по произведению Х.К. Андерсена "Путь к свету".
-
Урок литературы "Война, беда, мечта и юность!" 2008
Повесть "Сказание о моём ровеснике" посвящена событиям гражданской войны. Герои повестей "Крик", "Убиты под Москвой" (1963) и ряда рассказов - герои Великой Отечественной. В повестях "Генка, брат мой..." (1969) и "Вот пришёл великан" (1971) рассказывается о послевоенной жизни, в них Воробьёв решает нравственные проблемы своего современника.
-
Литературный вечер, посвященный 70-летию Александра Вампилова 2008
Представлен конспект литературного вечера, посвященного 70-летию Александра Вампилова.
-
Конспект урока по литературе Красноярского края по рассказу Н.С. Устиновича "Волк" 2008
Данный урок составлен на основе программы нового предмета "Литература Красноярского края" (5-й класс). Тема урока: "Рассказ Н.С. Устиновича "Волк" (конкретнее тему учащиеся формулируют после обсуждения проблемы произведения). На занятии учащиеся знакомятся с биографией и творчеством Н.С. Устиновича, разгадывают кроссворд "Узнай героя"; работают в группах, анализируя эпизоды рассказа для ответа на главный вопрос урока: "Кто в рассказе Н.С. Устиновича "Волк", по мысли автора, является "зверюгой"? Данный урок предполагает использование ИКТ.
-
Разработка урока литературы для 7-го класса по теме "Нужны ли нам праведники?" (по рассказу А.Платонова "Юшка") 2008
Анализ рассказа А.Платонова "Юшка" помогает в решении серьезных задач, потому что позволяет семиклассникам вместе с автором прикоснуться к главному герою "обнажившимся сердцем" и осознать, что только деятельное сострадание является выражением истинного уважения и к другому человеку, и к самому себе.
-
Урок по литературе в 11-м классе. Интерпретация образа Луки: "Кто он: шарлатан или мудрый утешитель?" Урок-расследование 2008
Цель урока: создать проблемную ситуацию и побудить учащихся к высказыванию собственной точки зрения на образ Луки и его роль в судьбах ночлежников. Методические приемы: аналитическая беседа, индивидуальная исследовательская работа, мультимедиа-презентация. Методическое обоснование урока: завершить изучение пьесы М.Горького со старшеклассниками; обратить внимание учеников на неоднозначное отношение самого автора к центральному персонажу, страннику Луке; соотнести различные варианты трактовки образа героя с особенностями исторических реалий.
-
Любовь "как поединок роковой" (по рассказам Чехова "О любви" и Бунина "Кавказ") 2008
Урок литературы для учащихся 8-х классов, раскрывающий нравственно-философские проблемы взаимоотношений любящих людей на примере рассказов Чехова и Бунина, закрепление навыков анализа художественного произведения, определения типов текста.
-
Урок литературы в 5-м классе по программе "Школа-2100" по учебнику "Шаг за горизонт". Тема урока "Самое дорогое у человека — это жизнь" (по рассказу Д.Лондона "Любовь к жизни") 2008
Урок литературы в 5-м классе по программе «Школа-2100» по теме «Самое дорогое у человека – это жизнь» (по рассказу Джека Лондона «Любовь к жизни»). Ведущая задача урока – вырабатывать и совершенствовать систему знаний школьников по основам безопасности в чрезвычайных ситуациях.
-
Урок-размышление по повести Бориса Васильева "А зори здесь тихие…" 2008
Урок-размышление заставляет учащихся постигать величие и красоту патриотизма, задуматься над кровавой платой, которая была отдана за каждую пядь родной земли.
-
Урок литературы в 10-м классе "О! Кто ты?" (М.Ю. Лермонтов. Поэма "Демон", 2 часа) 2008
Урок литературы в 10-м классе – один из возможных вариантов изучения поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон», вошедшей в стандарт по литературе для старшей школы на профильном уровне. Двухчасовое занятие с домашним творческим заданием расширяет знания о творчестве М.Ю. Лермонтова, а также помогает понять образ Демона в творчестве поэта, в искусстве (при изучении поэмы используются иллюстрации картин М.А. Врубеля, аудиозапись оперы Р.Вагнера).
-
Разработка внеклассного мероприятия (7–11-е классы) на тему "Моя березовая Русь" 2008
Внеклассное мероприятие по литературе на тему «Моя берёзовая Русь» для учащихся 7–11-х классов проводилось в форме литературно-музыкальной композиции (предлагаемый материал можно использовать и для проведения урока внеклассного чтения в старших классах). Обязательными участниками этого вечера были ветераны Великой Отечественной войты и те люди, детство которых выпало на годы войны. Основная цель – воспитание у учащихся интереса к родной истории; чувства гордости за свою страну; патриотизм; уважение к воевавшему поколению.
-
План-конспект урока литературы в 11-м классе "Россия, которую мы потеряли, а мир приобрел" (Возвращенные имена) 2008
В предлагаемой разработке урока говорится о мировом значении культуры России на рубеже XIX и XX веков, проводится подготовка учеников к восприятию литературы "серебряного века". У детей формируются навыки самостоятельной работы с документами, дополнительной литературой, они учатся логически мыслить, рассуждать. У учеников воспитывается чувство гордости за Россию и чувство благодарности странам, приютившим их в минуты горечи и отчаяния. Всё вместе помогает формировать активную жизненную позицию.
-
Урок "Чтобы душа была жива…" по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" 2008
Урок литературы в 10-м классе по роману Ф.М.Достоевского по теме «Чтобы душа была жива… "Преступление и наказание" – роман-предупреждение» проводится с использованием информационно - коммуникационных технологий. Заранее подготовленные учителем материалы - презентации, музыкальный видеоряд, тестовый опрос, интерактивные приемы, сопоставление теста произведения с фрагментом художественного фильма – позволяют решать учебно-воспитательные задачи урока с наибольшей эффективностью.
-
Тема: "А.С. Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»" Анализ стихотворения 2008
Основная цель урока - выявление темы и идеи стихотворения "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...", а также сопоставление стихотворения Пушкина и Державина "Памятник". Методы и приемы, используемые на уроке, - построфный анализ, сопоставление и сравнение двух стихотворений, а также частичный анализ использования средств художественной выразительности - помогают учителю добиться поставленной цели, а учащимся — проникнуться пафосом стихотворения.
-
Родная природа в стихотворениях сибирских поэтов 2008
Предлагаемый урок представляет собой фрагмент целой системы уроков по изучению творчества современных сибирских поэтов в рамках краевого (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта общего образования в Красноярском крае. Читая и разбирая стихотворения поэтов-земляков о природе, ученики получают возможность приобщиться к красотам родной земли, по-новому посмотреть на знакомые с детства пейзажи. Также учащиеся продолжают совершенствовать умения анализировать лирическое произведение.
-
Урок литературы в 5-м классе "Поэзия — прекрасная страна" 2008
Одна из важнейших задач уроков литературы - знакомство с теорией литературы. Литературоведческие знания, необходимые в старших классах, начинаю преподавать с 5-го класса. Даю понятия "рифма" и "ритм", объясняю, как применять их в практической деятельности.
-
Урок литературы в 10-м классе "Вечные вопросы". Рассказ В.Крупина "Мария Сергеевна" 2008
Автор данного произведения пытается вновь ответить на такие извечные вопросы, как: Кому на Руси жить хорошо? Кто виноват? Что делать? Быть или не быть? Своим произведением он утверждает: чем больше будет в мире людей, похожих на героиню рассказа, тем очевиднее будет победа добра над злом. Главное – оставаться всегда человеком!
-
Тема урока: "И.А. Крылов "Лебедь, щука и рак" 2008
Статья представляет собой урок, на котором учащиеся знакомятся с биографией и баснями И.А. Крылова.
-
Тема урока: "Красота и богатство лирики Есенина" 2008
Цель урока: через анализ стихотворения показать сложность внутреннего мира художественного произведения; понять чувство Есенина к родной стране и осознать жгучую боль от ощущения собственной непонятности, ненужности.
-
Урок литературы в 5-м классе на тему "Родная природа в творчестве русских поэтов" 2008
Данный урок является уроком обучения анализу поэтического текста. Используя межпредметные связи с искусством, групповую и фронтальную работу, учитель учит видеть прекрасное, чувствовать слово и понимать его роль в создании художественного образа.
-
Внеклассное мероприятие по физике, музыке, литературе "Литературное кафе физиков-лириков" 2008
Внеклассное мероприятие, цель которого помочь развитию самостоятельной деятельности учащихся в поиске дополнительной литературы; развитию творческого потенциала; культуры речи, театрального мастерства; развитию кругозора; повышению интереса к новому предмету.
-
Урок литературы в 9-м классе "Я не хочу печалить вас ничем…" (Любовная лирика А.С. Пушкина) 2008
Поэзия Пушкина - "песнь торжествующей любви". Урок можно провести как литературно-музыкальную композицию.
-
Турнир знатоков литературы 2008
Урок-соревнование между двумя командами по литературе рассчитан на учеников 6-го класса, разработан на основе учебника, автор Т.Ф. Курдюмова. Урок ставит цели: проверить знание текстов произведений, привить любовь и интерес к изучению литературы, повторить полученные знания на уроках литературы.