Организуя известным образом сознание, идущее навстречу искусству, мы заранее обеспечиваем успех или проигрыш этому произведению искусства.
Л.С. Выготский
Известный советский педагог М.А. Рыбникова неоднократно подчеркивала, что учитель-словесник должен уметь не только удивлять класс новизной, но и организовать его работу. Расчет и вдохновение должны руководить учителем во всем том, что он делает и как он поступает. К изучению, к анализу любого материала нужно переходить только тогда, когда у учащихся возникают определенные эмоции, появляется потребность осознать, узнать. Нужно развивать “исследовательский дух” (определение С.Т. Шацкого) в человеке до конца дней. Но какими средствами его развивать, да и всех ли можно научить творчеству? Исследования ученых доказывают, что можно, особенно если начать эту работу своевременно. Иначе школьники, пассивные интеллектуально, не смогут выработать собственное мнение, критически оценить окружающее, не научатся размышлять об увиденном и прочитанном. Экспериментальные данные об индивидуальных различиях в овладении вторым языком свидетельствуют о том, что есть два типа учащихся – коммуникативный и не коммуникативный. Если для первого типа характерна инициативность в общении, преобладание слуховой памяти, стереотипность ответов, повторы, беглость речи при медленном решении аналитических задач на языковом материале, то учащиеся второго типа – более распространенного – пассивны в общении, у них преобладает произвольное запоминание, зрительная память, ответы нестереотипны, повторы редки, но аналитические задачи решают быстро. И нельзя игнорировать эти объективные особенности личности учащихся.
Особенность преподавания русского языка и литературы нами, учителями национальных школ, в том, что мы не учим родному языку. Из психологии мы знаем, что любой человек думает, мысленно рассуждает только на своем родном языке. И потому перед нами двойная задача: преподнести материал доступно и еще провести аналитическую работу. Сейчас множество дополнительной массовой литературы, в том числе и по психологии. Читая ее, узнаешь много интересного. Хотя бы о том, что у нас есть сознание и подсознание, и зачастую между ними нет гармонии. А тем временем именно подсознание поддерживает сознание, именно подсознание возможно на невозможное. Прочитав об этом, приходишь к мысли: как разбудить подсознание учащихся? Что нужно для этого? И пришла к мысли, что можно, насколько позволяет наличие материала под рукой, готовиться целенаправленно. Способствовать познавательной активности, чтобы у ученика появился внутренний голос: я хочу узнать и понять!
Когда ученики начинают изучать литературу в системе, с 9 класса, то им кажется, что многие фамилии им уже известны, и вызвать желание и интерес очень трудно. Стала готовить раскладушки, искать в творческой или в жизненной биографии моменты, детали, которые заинтересовали бы. Например, в 10 классе, раздаю карточки с заданиями прочитать, прокомментировать, выразить согласие или несогласие.
Эти умные мысли близки для юношей и девушек этого возраста, потому что их интересуют приёмы самовоспитания. Но кто же автор? И их удивляет, что это писал еще в 19 веке один из гениальных русских писателей – Л.Н. Толстой. И далее настрой на мысль, что вся жизнь писателя – следование этим правилам. А когда уже познакомятся с творчеством Толстого, пусть составляют свой план самовоспитания и самообразования, выявляют свои недостатки.
“Бежин луг” И.С. Тургенева в 7 классе. Казалось бы, что там трудного, про детей, быстро поймут, заинтересуются. Но там действий нет, диалоги, описание. Дети не любят читать такие тексты. И вот затрагиваю их любимую тему: про привидения. Обычно в селах много таких истории и все почему-то любят рассказывать. Рассказывают про привидения. Потом спрашиваю: “А ещё хотите узнать?”. Выбираю один из отрывков и зачитываю, затем вместе находим, читаем. Потом только знакомимся с самими мальчиками, кто автор, т.е. изучение начинается с конца.
Обучение русскому языку в национальной школе в первую очередь опирается на образцовую речевую модель. Потому уроки развития речи желательно начинать со знакомства с сочинением (или другой любой работой), написанной самим учителем или другим учеником. Этот показательный пример, взятый из привычной среды, заставляет ученика попробовать свои силы, появляется желание соперничества: а почему я так не могу?
А произведения, в которых тема природы, в 5 классах, можно предварить сочинениями: по полю, лесу прошел хороший человек (или плохой человек); или монолог сорванного цветка, листика, сломанной ветки. (Монологи писали ученики 7 класса)
“Я родился из тополиной почки. Однажды я открыл глаза и увидел яркое – яркое солнце, что сначала испугался. Но потом обрадовался, потому что от солнца шло тепло, и мне было приятно. И так я жил, становился большим, тополь питал меня вкусной, чистой и подземной водой. И вот однажды послышались голоса, шли люди; один маленький человечек взял и оторвал от меня краешек, как мне было больно. Я заплакал, слеза моя выкатилась из стебля. С тех пор мне плохо живется, я стал хилым и больным. И умру, наверное, раньше всех листьев” и т.д.
Ныне в эпоху информационного взрыва, как воздух нужны такие приемы обучения, которые позволяли бы овладевать знаниями легче, быстрее, а главное, меньше утомляли. И потому в своей практической деятельности я стараюсь опереться на личностный, природный потенциал каждого ученика. Нужно увязывать знания со всей полнотой и сложностью жизни, чтобы сделать урок не только образовательным, но и человекоформирующим. Вот и Ильин считает, что “надо не просто любить ученика, надо ему поклоняться, верить в него”. А чтобы ученик верил и поклонялся – учитель должен превратить свой урок в единый литературно-музыкально-художественный спектакль, где центром будет он сам.
Таким образом, почти ко многим темам уроков русской литературы можно найти элементы для подготовки к восприятию учебного материала, дать какой-то эмоционально-психологический всплеск для активизации мыслительной деятельности.
Творчество С.А.Есенина нужно начинать с песен и романсов на его же стихи. Уже на перемене можно включить грамзапись, чтобы было ненавязчивое восприятие. А потом, я уверена, дети сами будут просить дать послушать еще. Можно спросить, почему и что понравилось. Далее происходит плавный переход к восприятию новой темы урока.
Урок начинается сценкой – диалог школьного портфеля и Пети (по стихотворению Ю. Тимянского “Рассказ школьного портфеля”).
Портфель:
Знакомьтесь, Петя. Мой сосед.
Ему уже двенадцать лет.
Но говорит он до сих пор:
Петя:
“Колидор”.
“Дилектор” входит в кабинет.
Закрой магазин на обед.
Хозяйка моет стаканы,
“Секет” свеклу. “Пекет” блины.
Портфель:
И до меня дошел черед -
Портфель он портфелем зовет.
Но мне не зря родную речь,
Судьбой доверено беречь.
И я придумал не шутя,
Пусть и его зовут Петя.– Петя!- несется со двора, -
Тебе домой идти пора!
Не трогай малыша, Петя,
Ведь ты большой, а он дитя,
Петя обижен на ребят:
Скажите, в чем я виноват?
Я не ругался, не грубил,
И никого не оскорбил.
За что же средь бела дня
Отняли имя у меня?
Действительно, за что?
Так можно перейти к беседе о культуре речи при работе над ошибками после выполнения письменной работы.
Наглядный урок. Сценка.
Идут двое. Один идет и ворчит:
- Все у них переставлено! Глагол уехал в конец предложения, прилагательные стоят позади существительного.
Потом, замечает у другого, стопку бумаг под мышками.
- Что это у тебя?
- Рукопись новой книги.
Первый берет листы, внимательно перелистывает и вдруг начинает разбрасывать их по одному.
- Что вы делаете? – второй начинает собирать листы.
- Вот и собирай, собирай! Будешь знать, как разбрасывать фразу! Придет время, начнешь также ее собирать, как собираешь сейчас эти листки.
Впоследствии молодой литератор стал известным писателем, и с благодарностью вспоминал этот наглядный урок. Хотите узнать, кто это? Далее всю биографию можно рассказать, сохраняя интригу, не называя имени. Назвать только в самом конце рассказа.
Еще более интересным было начало урока внеклассного чтения по рассказу Петра Краснова “Шатохи”. Это произведение вызвало у меня большой интерес в том отношении, что в селах любят заводить собак. Постоянно происходит целевой отстрел бродячих собак. И самое неприглядное, что дети иногда сами помогают взрослым, дают ориентиры. А взрослые за отстрел еще получают деньги. Это ли не пример кощунственного отношения к “братьям нашим меньшим”? И в рассказе такая же ситуация, как будто взято из реальных событий нашего села.
Главным козырем был щенок, который был спрятан и мирно посапывал до начала урока. Вот прозвенел звонок, дети уселись за парты и ждут. Они не знают, чем будут заниматься сегодня на уроке. И вдруг из-под стола достаю и приподнимаю на руках щенка, прижимаю к себе и глажу. Реакция – необъяснимая. В глазах – сначала вопрос, а потом – неподдельное умиление. Согласитесь, нет человека, который бы не любил маленького щенка. Урок продолжается беседой о любви к собаке, у кого дома есть собака и какой породы, как относятся к ним они и взрослые. Потом беседа непроизвольно переключается само собой на рассказ.
Урок-конференция “Мы отвечаем за тех, кого приручили”. (по рассказу Петра Краснова “Шатохи”)
Добро мертво без боли
М. Дудин
Цель: Познакомиться с психологически напряженным повествованием о драматических событиях; вызвать чувства “Со..”: сострадание, сопереживание, сочувствие, сожаление, сознание; соумышленник, соучастник; вести активный образ жизни, учиться любить “братьев наших меньших”.
Тип урока: изучение новой темы в форме урока-конференции
Оборудование:
- щенок;
- текст рассказа;
- сообщение “Откуда появились собаки?”;
- раскладушка о породах собак;
- грамзапись “Собака бывает кусачей”;
- вопросы к рассказу.
Ход урока
I.
а) Подготовка к восприятию: щенок
Вы любите щенков? А почему? У вас дома у всех есть собаки? Зачем человеку нужны собаки?
б) Сообщение: откуда появились собаки?
в) Об авторе
г) Назовите действующих лиц
II. Слово учителя: начало рассказа (наизусть) – переход сразу
Обсуждение (по вопросам)
- Когда произошло нападение собак на Гришука.
- Что это за собаки?
- Почему Гришук не побежал?
- Как напали собаки на Гришука?
- Почему и как остановились собаки?
- Кто и как помог дойти Гришуку до медпункта?
- Когда взрослые решили устроить облаву на собак?
- Взрослые готовятся к облаве.
- Идет облава шатох.
а) Кто вызывает у нас отрицательное отношение и почему?
б) Где кульминация рассказа? Какое отношение у автора к Фильке? Почему?
в) Как ведут себя остальные жители деревни? Почему расправа состоялась?
г) Какие чувства вызывают у вас сцена расправы? Расскажите о ней.
д) Как ведет себя Гришук?
III. Вывод:
равнодушие – жестокость;
безжалостность прикрыта целью – обезопасить детей; эта убежденность передана уже детям;
собака – помощник, друг человека, а здесь – идет охота на собак.
Антуан Сент Экзюпери: “Мы отвечаем за тех, кого приручили” – к чему призывает эпиграф нашего урока
IV. Рассказ о породах собак. Видеоматериал.
V. Как вы будете относиться к своим собакам?
Данные элементы важны там, где заботятся об интеллектуально-творческом развитии каждого ребенка. Сейчас решение образовательных задач должно осуществляться путем создания специальной развивающей среды, в которой обучающиеся находят стимулы для самообучения и развития. Основные требования, выступающие в качестве ориентиров:
- опираться на собственный опыт учащихся,
- обучать в действии,
- побуждать к наблюдению и анализу,
- активизировать мыслительную деятельность.
Успешной может быть только правильно выстроенное обучение, которое должно осуществляться без принуждения, без насилия.