Цели:
- совершенствовать связную устную и письменную речь;
- обогащать словарный запас и грамматический строй речи;
- развивать логическое мышление;
- обучать комплексному анализу текста;
- воспитывать нравственные и духовные качества учащихся на уроке.
Оформление урока:
- план комплексного анализа текста,
- музыка Рахманинова,
- песня в исполнении Жанны Бичевской “Храни вас Бог” (музыка В. Верхотурцева, слова Жданова – Лущенко),
- репродукция картины Нестерова “Видение отроку Варфоломею”,
- стихи Николая Рубцова и местного поэта К. Трофимова.
Тема высказываний: “Душа по капле собирает свет”.
Эпиграф урока:
До конца, до самого креста,
Пусть душа останется чиста.Н. Рубцов
Ход урока
(Звучит музыка Рахманинова)
1. Вступительное слово учителя:
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или Пророку –
Каждый выбирает для себя.
Ю. Левитанский
И очень хочется, чтобы в мире, где так много соблазнов, люди выбирали то, что помогло бы им жить по совести, чтобы душа оставалась чиста.
Сегодня на уроке мы не только должны подготовиться к комплексному анализу текста, но и поговорить о духовности и нравственности.
2. Озвучивание домашнего задания.
а) Произвести синтаксический разбор предложения.
Один раз живет на земле человек, и если не было в этой жизни кривых дорог, если прошли эти годы так, чтобы другим людям жилось легче, го похож этот человек на яркий огонек, от которого идет к людям чистое, ясное, согревающее душу тепло…
б) Морфологический разбор слова живет.
в) Прошли?
г) Ясное?
3. Разминка.
а) Найти и объяснить орфограмму в словах: бесконечных, совестью.
б) Разведи по значению и написанию: знамение (знак свыше) - знамя (флаг, стяг); гуманный (человечный) - гуманитарный (связанный с изучением общества, культуры, истории, языка); желанный (любимый, ожидаемый) – желательный (предпочтительный).
в) Восстанови исходную форму: разрушали - разрушать, возрождается - возрождаться, со мной - я, вчера, настоящей - настоящий, в жизни - жизнь.
г) Сколько ситуаций отражено в предложении?
1)
Возрождается храм, вновь его купола
Засветились густой позолотой,
Ночь над ним очень долгой и мрачной была,
Будто сдерживал свет зари кто-то;
Но она все ж пробилась сквозь тьму грозных лет,
И ожили опять колокольни,
И малиновый звон, словно зоревый свет,
Звоном душу мою всю заполнил.
2)
Возрождается Русь,
Во весь рост свой встает,
И полотнища красные
Режет и рвет,
Пропитались они
Кровью наших отцов,
Слышу сердцем я их
Из забвения зов.
3)
Душа всегда тверда, как камень,
И розы утренней нежней,
Но только грязными руками
Не смейте прикасаться к ней.
Душа не даст нам оступиться,
Поддержит, как ребенка мать,
Её бы только по крупицам
В текучке дней не растерять.
4)
Трезвонят вновь колокола,
В лицо дохнуло древней Русью,
И в мире стало меньше зла.
Я слушаю с тоской и грустью
Этот напевный перезвон
Колоколов под колокольней,
Волнует душу мою он,
Всего меня собой заполнил.
д) Чем осложнено предложение?
Мы, дети Солнца и Земли,
Земля одна, другой не будет.
Великой силою любви
От бед её храните, люди.
Надрывный звон колоколов,
Плывущий из морозной сини,
Во все века, без всяких слов
Понятен матери - России.
и) Построить схему предложения:
“Нам бы про душу не забыть, нам бы немножко добрее быть”, - говорил В.Шукшин.
к) Дать характеристику предложению.
[ ... ] и [ ...]; (когда…), [...], (который…), (который…).
л) Какое по цели высказывания предложение в эпиграфе?
м) Алмазные россыпи в русской фразеологии:
Библейские выражения (словарная работа)
Надеть терновый венец - обречь человека на страдания. (Гонители Христа в насмешку над ним надели ему на голову венец из колючего терновника.)
Бросить камень - осуждать кого-либо, предъявляя ему обвинение. (В древности существовал обычай казнить виновного, забрасывая его камнями. Иисус призывал людей простить грешницу.)
Соль земли - выдающиеся представители какого-либо общества. (Так называл Иисус своих учеников.)
Глас вопиющего в пустыне - так говорят в случаях, когда нет надежды на результативность высказанного кем-либо сообщения. (Благовест-голос, возвещавший о Боге.)
4. Такими же драгоценными россыпями являются картины Михаила Васильевича Нестерова.
Век двадцатый миновал, отшумел кровавыми событиями, отгорел иллюзиями и мечтаниями, превратил в прах правдолюбцев и из пепла воскресил их, а отрок Варфоломей сияет нам в молитвенном благоговении, ожидая чуда.
Устное описание картины М.В. Нестерова “Видение отроку Варфоломею”.
Индивидуальная домашняя работа.
5. Комплексный анализ текста.
1) Слово о поэте Ю. Друниной.
Юлия Друнина принадлежит к поколению, юность которого проходила испытание на зрелость на фронтовых дорогах Великой Отечественной войны. Семнадцатилетней выпускницей одной из московских школ она, как и многие ее сверстницы, в 1941 году добровольно ушла на фронт бойцом санитарного взвода и санитаркой прошла всю войну, сохранила о ней память на всю жизнь. Но главное – не растеряла лучшие человеческие качества и веру в добро.
“Доброта” - так называется стихотворении, которое мы будем анализировать сегодня на уроке.
2) Выразительное чтение стихотворения наизусть одним из учащихся.
Доброта
Ю. Друнина.
Ст..раются лица и даты,
Но все (ж) до последн..го дня
Мне помнить о тех, кто когда-(то)
Хоть чем-то согрели меня.Согрели своей (плащ) - палаткой,
Иль тихим шутливым словц..м,
Иль чаем на столике шатком,
Иль п..просту добрым лицом.Как праздник, как счастье, как чудо
Идет Доброта по земле.
И я про нее (не) забуду,
Как я з..бываю о зле...
6. Схема комплексного анализа текста.
- Определить тему, назвать опорные слова.
- Сколько “добрых” слов и сколько “злых” в тексте? О чем это говорит?
- Главная мысль текста. В каком предложении она заключена?
- Тип речи, стиль.
- Структура текста, композиционные части (разделить текст на основные смысловые части и выявить лирическую логику, то есть развитие мысли, чувства, переживания).
- Обозначить своеобразие метрики стиха (ритм, размер, рифма).
- Проанализировать художественные средства выразительности: стираются лица и даты; согреть словцом; идет Доброта, как праздник.
- Синтаксические фигуры текста: многосоюзие, виды предложений. С какой целью автор использует многосоюзие?
- Какие приемы ориентируют читателя на особое эмоциональное восприятие?
- Орфографический и пунктуационный анализ текста.
Задание на дом: письменный анализ текста.
Возрождаются храмы, возрождается Русь. Душа по капле собирает свет. Говорят, что красота спасет мир, а доброта, я считаю, спасет души человеческие, поможет прийти к истине.
Будем верить в это и с этой верой жить!
(Звучит песня Ж. Бичевской “Храни вас Бог”).
11 класс
Тема: Комплексный анализ текста (И. Шмелев “Лето Господне”, гл. “Рождество”)
Цели:
- выявить черты индивидуально-языкового стиля Шмелева;
- проследить взаимосвязь религиозности и духовности; приобщить к высокой духовной культуре, заложенной в произведении;
- закрепить навыки комплексного анализа текста.
Оборудование:
1. портрет И.С. Шмелева;
2. эпиграфы к уроку:
Век от веку
Духовное здравие
Человеку
Несет Православие.
Владимир Русин
“Шмелев теперь – последний и единственный из русских писателей, у которого еще можно учиться богатству, мощи и свободе русского языка”.
А.И. Куприн
3. словарный уголок:
- покаяние
- благодать
- духовность
4. раздаточный материал:
- тексты гл. “Рождество”;
- технологическая карта;
- репродукции “Рождество Иисуса Христа”.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Сегодня мы обращаемся к творчеству одного из достойнейших писателей русского зарубежья – к творчеству Ивана Сергеевича Шмелева. “В произведениях Шмелева дело идет не более и менее как о человеческой судьбе, о жизни и смерти, о последних основах и тайнах земного бытия, о священных предметах; притом не о судьбе других людей или описываемых персонажей, а о собственной судьбе самого читателя” (Ильин И.А.)
Выступление ученицы с кратким биографическим очерком
Учитель: За скупыми строчками биографии таится удивительный мир детства Шмелева. На личности мальчика, на его образе мыслей сказался быт семьи. А семья отличалась патриархальностью, истовой религиозностью, необыкновенным патриотизмом, пылкой любовью к родной земле и ее истории, героическому прошлому. Домашнее воспитание заронило в душу мальчика любовь к России, веру в победу высшей справедливости, тягу к нравственно-духовным и религиозным исканиям. И все это нашло выражение в произведениях И.С.Шмелева.
Выступление ученицы о романе “Лето Господне”
Учитель: Действительно, нельзя не согласиться с утверждением, что язык Шмелева особенный, ни на какой другой не похожий. Не случайно такой знаток слова, как А.И.Куприн, сказал о Шмелеве: “Шмелев теперь – последний и единственный из русских писателей, у которого еще можно учиться богатству, мощи и свободе русского языка”.
Убедиться в красоте языка писателя мы могли, выполняя домашнее задание.
Проверка домашнего задания (озвучивание)
1. Синтаксический разбор предложения
Солнце побежало по верхушкам; иней зарозовел; розово зачернелись галочки,проснулись; брызнуло розоватой пылью, березы позлатились, и огненно-золотые пятна пали на белый снег.
2. Словообразовательный разбор
Задание: выписать из данного предложения слова, образованные приставочным способом и суффиксальным способом (побежало, зарозовел, зачернелись; верхушки, розово, галочки, брызнуло, розоватый).
5. Комплексный анализ текста.
1. Художественное чтение отрывка учителем.
2. Работа с технологической картой.
а) – Тема (Изображение Рождества. Тема Неба, красоты, робкой тяги к Небу, единства человека и Неба.)
- Стиль (художественный с использованием разговорного).
- Тип речи (повествование с использованием описания).
- Проблема (не в повествовании, а в мыслях, которые рождаются у мальчика: “Что приносит Рождество людям?”).
- Идея (ответ, который дает взрослый Шмелев: вечность традиций русских, православных. Праздники объединяют людей. Красота духовного общения – вот что главное).
б) Язык:
- лексика (устаревшие слова, возвышенные слова);
- тропы (эпитеты, метафоры).
Учитель: Изобразительность служит воспеванию национальной архаики. Религиозные празднества, обряды тысячелетней давности, множество драгоценных мелочей отошедшей жизни воскрешает в своих “вспоминательных” книгах Шмелев, поднимаясь как художник до высот словесного хорала, славящего Замоскворечье, Москву, Русь.
в) Стилистические фигуры:
- обращение;
- вводные слова;
- неполные предложения
(Придают тексту непринужденность)
- неспешность письма;
- тонкий психологизм;
- лиризм и юмор;
Словарная работа.
Учитель: Обратимся вновь к домашней работе. Вы должны были узнать значение слов “покаяние”, “благодать”, “духовность”.
Покаяние
1. добровольное признание в совершенном поступке, в ошибке;
2. состояние души, которое неразрывно связано с неосуждением ближнего, с отсутствием ропота на судьбу и людей, чувством глубокой виновности перед всеми и прежде всего самого кающегося.
Благодать
1. изобилие земных благ, благодатное место;
2. ниспосланная свыше сила; божественная сила, с помощью которой совершается спасение человека.
Духовность -
1. относящийся к умственной деятельности, к области духа (духовные интересы);
2. церковный, относящийся к духовенству.
Учитель: Встретились ли вам данные слова в тексте? (Нет).
Для чего же было дано задание найти данные слова? (Эти слова имеют отношение к религиозному образу жизни).
7. Учитель: Обратимся к репродукциям, которые изображены у вас на сиреневом и голубом фоне. Обратите, пожалуйста, внимание на розовый фон, на котором дан портрет Ивана Сергеевича Шмелева. Как вы думаете, почему именно эти цвета я выбрала для сегодняшнего урока?
(Сиреневый – цвет вечернего неба, голубой – цвет мечты, надежды, розовый – цвет Рождества, цвет от Рождественского солнца.)
Учитель: Все, чем мы сегодня занимались, ведет к духовному здоровью, к тому здоровью, о котором говорит в своих стихах местный поэт, а ныне настоятель православного храма в села Куньи Владимир Русин:
Век от веку
Духовное здравие
Человеку
Несет Православие.
Задание на дом:
Вставить в тексте пропущенные буквы;
Написать сочинение-рассуждение по данному тексту.