Урок литературы в 6-м коррекционном классе "А.С. Пушкин. Лицейские годы. Стихотворение «И.И. Пущину»"

Разделы: Литература


Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с лицейскими годами А.С.Пушкина.
  2. Научить видеть за строчками стихов чувства, переживания, реальные события .

Задачи урока:

  1. Формировать систему читательских умений.
  2. Обучать выразительному чтению.

Ход урока.

1. Слово учителя. Презентация. (Слайд №1)

Эпиграф к уроку:

Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы
Еле слышный шелест шагов.

(А.Ахматова, 1911)

- С ранних лет мы знакомы с творчеством А.С.Пушкина. Каждый год на уроках литературы мы открываем новую страничку жизни это замечательного поэта, больше читаем, узнаем о его творчестве, его окружении, его времени.

- Прочитайте эпиграф к уроку. Как понимаете эти строки? О каком периоде жизни А.С.Пушкина мы сегодня поговорим?

- Сегодня мы с вами познакомимся с лицейскими годами А.С.Пушкина, с его друзьями и прочитаем стихотворение, посвященное одному из них.

2. Рассказ о лицейских годах А.С.Пушкина. Анализ статьи учебника.

(Слайд № 2)

Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня (26 мая по старому стилю) 1799 году в Москве. Отец его, Сергей Львович (1771 -1848), происходил из помещичьей, когда-то богатой семьи. От имений предков (в Нижегородской губернии) до него дошло немного; но и дошедшее он проматывал, совершенно не интересуясь хозяйственными делами; служил он в Московском комиссариате, но службой не был озабочен. Среди его знакомых было много писателей, а брат его Василий Львович приобрел известность как поэт.

(Слайд №3)

В доме Пушкина интересовались литературой, а сам Сергей Львович был поклонником французских классиков и сам пописывал французские и русские стихи, которые, впрочем, были известны только знакомым и родственникам. Мать Пушкина, Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, происходила от Ганнибала, петровского "арапа", изображенного в романе Пушкина.

Воспитание Пушкина было безалаберным. Сменявшиеся французы-гувернеры, случайные учителя не могли иметь глубокого влияния на ребенка, в значительной степени предоставленного самому себе. Детство Пушкин провел в Москве, выезжая на лето в уезд Захарово, в подмосковное имение бабушки.

Кроме Александра у Пушкиных были дети – старшая дочь Ольга и младший сын Лев. Родители не уделяли много внимания детям, да, по-видимому, Александр не был любимым ребенком в семье.

(Слайд № 4)

 Его брат писал впоследствии о детских годах Александра:

"До одиннадцатилетнего возраста он воспитывался в родительском доме.

Страсть к поэзии появилась в нем с первыми понятиями: на восьмом году возраста, умея уже читать и писать, он сочинял на французском языке   маленькие комедии и эпиграммы на своих учителей.  Вообще воспитание его мало заключало в себе русского.  Он слышал один французский язык; Гувернер был француз, впрочем   человек неглупый и образованный; библиотека его отца состояла из одних французских сочинений. Ребенок проводил бессонные ночи и тайком в кабинете отца пожирал книги одну за другою".

(Слайд № 5)

Пушкина привезли в Царское Село летом 1811 года, в скоре после того, как было объявлено о предстоящем открытии лицея. Привез его дядя, Василий Львович Пушкин, известный в свое время поэт, оказавший  на юного Пушкина некоторое литературной влияние. В Петербурге юный Пушкин поселился в доме дяди. Здесь он и жил все то время, пока готовился к экзаменам в лицей. Лицей был задуман Александром I как закрытое привилегированное учебное заведение для подготовки образованных и преданных слуг государства. Задуманному им учебному заведению Александром I придавал столь важное значение, что собирался в начале поместить туда и великих князей. Позднее он от этой мысли отказался, но своего интереса к лицею не потерял.

- Прочитайте о Лицее (по учебнику). Откуда он получил такое название? Какие задачи ставил русский государь перед этим учебным заведением?

(Слайд № 6)

Лицей был закрытым учебным заведением, в него было принято всего 30 учеников. Это были дети средних малообеспеченных дворян, обладавших служебными связями.

Программа обучения в лицее предусматривала изучение самых разнообразных наук. Среди приглашенных преподавать лицеистам были также лучшие по тому времени учителя, как А.П. Куницын, А.И. Галич и другие.

– Найдите в статье учебника, чем интересно было открытие Лицея.

(Слайд № 7)

На празднование торжественного акта по случаю открытия лицея присутствовала царская семья. Однако самым памятным для Пушкина событием торжественного дня 19 октября 1811 года была вступительная речь Куницына.

В своем последнем стихотворении, посвященном дате 19 октября, “была пора….” (1836 году), Пушкин скажет о речи Куницына – скажет, потому что всегда о ней помнил:

Вы помните когда возник Лицей,
И царь для нас открыл чертог царицын,

И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием мех царственных гостей…..

(Слайд № 8)

В лицее Пушкин плотно занимался поэзией, особенно французской, за что он и получил прозвище "француз". Среди лицеистов проводились пассивные соревнования, где Пушкин долгое время одерживал первенство. Из русских поэтов Пушкина привлекал Батюшков и вся группа писателей, объединившиеся вокруг Карамзина. С этой группой Пушкин был связан через семейные отношения, в частности, через дядю, который был вхож в нее.

- Прочитайте, каковы были внутренние покои в Лицее, одежда лицеистов, режим в Лицее.

- Расскажите о лицейских профессорах.

(Слайд № 9)

Для Пушкина лицей был не только источником дорогих воспоминаний, но и многого существенно важного и решающего в его последующем духовном развитии.  В лицее были хорошие преподаватели, там читались ученикам основы наук, но еще более, чем преподаватели и излагаемые ими научные сведения, служил образованию их тесный дружеский круг.  Его значение для Пушкина было неизмеримо велико. Пушкин недаром после окончания лицея отмечал каждую лицейскую годовщину посвященной этой дате стихами.

И это были стихи о дружбе. Лицей, лицейское содружество были тем самым, что заменяло ему в юности столь необходимое для человеческой души ощущения дома.

Лицей, лицейское содружество, воспоминания о лицее были тем положительным основанием, на котором, при всех ошибках и неудачах, не только в радостях, но и в невзгодах, всегда строилась внутренняя судьба личности Пушкина.

Это то, на что Пушкин оглядывался при всех поворотах своей жизни, с чем соизмерял все с ним происходящее.

- Какие стихи пишет А.С.Пушкин в стенах Лицея? Прочитайте.

(Слайд № 10)

В лицее, в атмосфере лицея, все хорошо воспитывало. Дружеские беседы изощряли ум и приучали к умственной и духовной открытости (к той открытости, без которой не может быть истинного поэта);  прогулки по садам лицея заставляли вспоминать и приобщаться мыслью к прошлому человечества и к его культуре (что нашло потом сильное отражение в поэзии Пушкина). Лицей заложил культурные и человеческие основы пушкинской поэзии в значительной степени, нежели это могли сделать домашнее чтение в детстве и те уроки, которые давались Пушкину его многочисленными домашними хорошими и плохими учителями.  В лицее были возможности свободного и естественно- непринужденного приобщения к культуре и – что не менее важно – приобщение всем дружеским кругом, вместе.

(Слайд № 11)

Среди лицейских друзей Пушкина особенно близкими и дорогими – на всю жизнь дорогими – стали Дельвиг, Пущин, Кухельбекер,. Двое из них были поэтами. Все лицейский друзья Пушкина – и он сам прежде всего – были более всего увлечены делами литературными.  Лицейское братство было не только человеческим, но и поэтическим братством. Это не могло не иметь влияния на Пушкина.  В лицее, как вспоминал позднее Пущин, Пушкин “постоянно и деятельно участвовал во всех литературных журналах, импровизировал так называемые народные песни, точил на всех эпиграммы и пр.”

(Слайд № 12)

Лицейское поэтическое братство вырастало и воспитывалось.  Лицеисты по существу почти не знали притеснений, дружеские отношения связывали их не только между собой, но и с некоторыми профессорами. С годами они получили возможность общаться и с теми, кто находился в Царском Селе, но за пределами лицея.

- Случаи из жизни лицеистов. (сообщения учеников) (Приложение № 1)

(Слайд № 13)

Срок пребывания в лицее кончился летом 1817 года. 9 июня состоялись выпускные экзамены, на которых Пушкин читал заказанное стихотворение "Безверие". Арзамасец Ф. Вигель писал в своих воспоминаниях: "На выпуск молодого Пушкина смотрели члены "Арзамаса" как на счастливое для них происшествие, как на торжество. Сами родители его не могли принимать в нем более нежного участия; особенно Жуковский, восприемник его в "Арзамасе", казался счастлив, как будто бы сам бог послал ему милое чадо. Чадо показалось довольно шаловливо и необузданно, и мне даже больно было смотреть, как все старшие братья на перерыв баловали маленького брата. Спросят: был ли он тогда либералом? Да как же не быть восемнадцатилетнему мальчику, который только   что вырвался на волю, с пылким поэтическим воображением, кипучею африканскою кровью в жилах, и в такую эпоху, когда свободомыслие было в самом разгаре".

- Как относились лицеисты к лицейским годовщинам?

3. Рассказ о истории создания стихотворения “И.И.Пущину”.

– Пушкинские обращения к друзьям... Сколько в них свежести, новизны, оригинальности! Какой задушевностью веет от них, каким человеческим теплом они согреты. Поистине нужно было именно по-пушкински обладать даром такой “всемирной отзывчивости”, чтобы найти теплые, светлые слова для всех и для каждого, к кому он обращался.

- Встретились и подружились некогда в царскосельском лицее два мальчика: Саша Пушкин и Ваня Пущин. Казалось, они были очень разными. Пушкин — порывист и вспыльчив, Пущин — уравновешен, упорен, рассудителен.

- Сообщение ученика. (Приложение № 2) (слайды 14-15)

4. Выразительное чтение и анализ стихотворения “ И.И.Пущину”.

- Стихотворение “И.И.Пущину” написано в жанре послания. Докажите.

- Прочитайте еще раз первую строку. С какой интонацией мы ее должны прочитать? Почему?

- Каким чувством проникнуты строки, в которых поэт вспоминает свидание в Михайловском?

- Объясните выражение “… я судьбу благословил, когда мой двор… твой колокольчик огласил”?

- С чем сравнивает А.С.Пушкин детскую дружбу с Пущиным? Почему?

- Используя какие приемы, Пушкин сближает печаль ссыльного поэта и радость встречи с другом?

5. Итог урока. Домашнее задание.

- Что больше всего поразило вас на уроке?

- Выучить стихотворение “И.И.Пущину” наизусть.

Литература.

Беляева Н.В. Дороги, ведущие к Пушкину. Материалы для уроков по изучению лирики А.С.Пушкина // Культура. Филология. Методика: Сб. трудов в честь 60-летия проф. Г.С.Меркина. – Смоленск: СГПУ, 2000. –

Вересаев В.В. В двух планах: Статьи о Пушкине. – М.: Захаров, 2000.

Карпушин С.В., Ковалева Е.С., Терентьева А.В. А.С.Пушкин: начало всех начал: Жизнь, творчество, эпоха. – Смоленск: Русич, 1999. –

Коровин В.И. А.С.Пушкин в жизни и творчестве: Учебн. пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей. – М.: Русское слово, 2000.

И. И. Пущин. Записки о Пушкине.

Приложение 3 (Презентация)