Интегрированное занятие: правила дорожного движения + основы журналистской деятельности

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Цель: Подготовка к написанию сочинения – рассуждения /газетной статьи/.

Задачи: знакомство с методами обдумывания и выбора темы, обучение отражению идеи в содержании сочинения, развитие навыков исследовательско-поисковой деятельности, интервьюирования, воспитание журналистской этики, закрепление знаний по изученным правилам дорожного движения, воспитание осмысленной необходимости в их выполнении, привитие интереса к журналистской деятельности средствами игры.

Оборудование: плакаты по правилам дорожного движения, мультимедиа таблицы «Журналистика», «Тема», «Идея», «Интервью», «Репортаж», билеты для экзамена по правилам дорожного движения, реквизит для эстафеты (одинаковые детские машинки на лентах, кегли, путевые листы с надписью «Правила движения достойны уважения», импровизированные деревянные кони, медали с надписью «Тише едешь – дальше будешь» по количеству участников. Дипломы и грамоты для награждения победителей экзамена по правилам дорожного движения.

Специальная подготовка: приглашение инструктора по вождению и подготовка детей к интервью с ним, подготовка устных сообщений юных журналистов на темы «Из истории регулирования дорожного движения», «Первый автомобиль», подготовка репортажа- сводки новостей «Дорожно-транспортные происшествия в районе за текущий месяц». Изучение правил и знаков дорожного движения в течение учебного года.

Ход занятия

1. Приветствие. Представление гостей. Сообщение цели их посещения.

У нас в гостях инструктор по вождению Шевцов Сергей Вячеславович.

2. Сообщение темы и цели занятия.

3. Повторение изученного.

- Что такое интервью? /ИНТЕРВЬЮ (англ. interview), жанр публицистики, беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам. Подразделяется на интервью-сообщение, преследующее главным образом информационную цель, и интервью-мнение, комментирующее известные факты и события./

  • Какой подготовки от журналиста требует интервью? /необходимо подготовить интересные, четкие вопросы, расположить к себе собеседника/
  • Какова цель интервью в данном конкретном случае? /мы готовимся к написанию грамотной статьи, поэтому мы должны владеть фактами, это поможет нам правильно раскрыть тему/.

И, пожалуй, самое главное, - при подготовке к интервью журналист должен хотя бы частично познакомиться с областью знаний, по которой будет проводиться беседа.

Юный журналист Величкина Татьяна проведет для вас краткий экскурс в историю регулирования дорожного движения.

Сообщение «Из истории регулирования дорожного движения» (Приложение 1)

Итак, на дороге появился первый автомобиль. Каким он был? Об этом сообщение юного журналиста Нерез Ольги.

Сообщение «На дороге появился первый автомобиль» (Приложение 2)

- А теперь давайте вспомним что такое репортаж? РЕПОРТАЖ (франц. reportage, от англ. report — сообщать), жанр журналистики, оперативно сообщающий для печати, радио, телевидения о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент.

Репортаж юной журналистки Любы Мозжиной познакомит вас со сводкой новостей по дорожно-транспортным происшествиям в районе за текущий месяц. Я думаю, это также поможет вам в определении и выборе темы и идеи будущей статьи, а также подготовит к интервью с нашим гостем.

Репортаж- сводка новостей «Дорожно-транспортные происшествия в районе за текущий месяц». / Указать - из материалов средств массовой информации/.

4. Изучение темы занятия.

Итак, мы подошли к основному этапу нашего занятия – работе над темой и идеей нашего будущего произведения. Думаю, что сообщения наших журналистов доказали в достаточной степени актуальность выбора этого вопроса.

Что такое тема? Тема – это то, о чем в сочинении, в статье собственно и говорится. В данном случае – это правила дорожного движения. Иногда тема и название произведения совпадают. Так было в ваших некоторых сочинениях, которые вы писали во время прошлой встречи. Но бывают такие авторские находки, когда журналист даёт настолько ёмкое, хлёсткое название своему произведению, что становится ясно – это и есть идея, то есть главная мысль, крик души, красной нитью следующий через всё повествование. Гость нашей студии – инструктор по вождению Шевцов С.В. ответит на интересующие вас вопросы.

Интервью с инструктором по вождению.

Описывая эту встречу, нельзя забывать, какова тема вашей статьи и что вы хотите донести до читателя, а именно – идею, основную мысль вашей работы.

Вопросы:

  • Что такое тема?
  • Что такое идея?
  • Как бы вы назвали свою работу?

5. А сейчас состоится настоящий экзамен по правилам дорожного движения для вас, уважаемые журналисты, оценивать ваши ответы будет инструктор по вождению. Как вы уяснили его информацию, и насколько вы сведущи в вопросе, который собираетесь раскрывать?

Экзамен по правилам дорожного движения. Журналисты берут билеты (Приложение 3), готовятся в течение 1-3 мин и отвечают на вопросы. Для определения победителей возможно использование дополнительных вопросов инструктора.

6. Эстафета для 2-х команд участников.

1-й конкурс «Водители». Необходимо быстро и безаварийно провести детскую машинку, привязанную за ленточку до финиша и обратно.

2-й конкурс «Поезд». Участники, держась за локти, следуют до импровизированной станции и обратно, огибая препятствия (кегли), стараясь не сбить их.

3-й конкурс «Путевой лист». Известно, что водитель промышленного предприятия заполняет путевой лист. Наша задача – на финише написать свою фамилию и расписаться. На ваших путевых листах (продемонстрировать) написано «Правила движения достойны уважения». Думаю, ваши автографы подтвердят ваше согласие со сказанным.

4-й конкурс «Скачки». Как вы думаете, какой вид транспорта самый безопасный? Он же и самый древний вид транспорта – езда на лошадях. Задача – проскакать на деревянном коне до финиша и обратно. Красота выполнения конного шага приветствуется.

Подведение итогов эстафеты. На примере проигравшей команды обоснуется и приводится в пример вывод: «Тише едешь – дальше будешь». Все участники в дальнейшем награждаются медалями с этим же лозунгом.

7. Ребята, я часто говорю вам о том, что журналист должен быть разносторонне развитой личностью, он должен разбираться во многих вопросах, иначе он просто не сможет беседовать с людьми разных специальностей, сделать хороший грамотный репортаж, очерк. Кроме этого журналист – это артист. Пока жюри подводит итоги и готовится к награждению, для вас звучит песня в исполнении юной журналистки Татьяны, которую она подготовила для этой встречи.

Песня «Шофёр-дальнобойщик».

8. Награждение победителей экзамена и эстафеты. Благодарственное слово инструктору.

Перерыв.

9. Упражнение в написании тезисов статьи на тему «Правила дорожного движения». Конкурс на лучшее название.

10. Домашнее заданиепродолжить работу по обдумыванию темы, поиск новых идей и тезисов для яркого отражения мысли о необходимости выполнения правил дорожного движения пешеходами и водителями.

Литература:

  1. Гринина-Земскова. Сочинения в газетных жанрах. М.1977.
  2. Т.А.Ладыженская. Развивайте дар слова. М., 1977.
  3. Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. М. 1989.
  4. Харри Тайдре. Я и моя улица. Таллин 1987.
  5. Кувашова Н.Г. Праздники круглый год. Волгоград, 2001.