Певец православной России (разработка урока литературы в 6-м классе по главе "Рождество" из романа "Лето Господне")

Разделы: Литература


Общедидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой информации.

Образовательный аспект – создать условия для анализа литературного произведения, определить эмоционально-смысловые центры повествования, попытаться понять мир “Лета Господня”.

Развивающий аспект - способствовать формированию аналитического мышления и интеллектуальных навыков обобщения, привлечь внимание учащихся к своему внутреннему миру через знакомство с высшими духовными ценностями русского народа, широкой панорамой жизни многих поколений русских людей.

Воспитательный аспект – способствовать формированию нравственных ценностей.

Оформление к уроку

  • Портрет И.С. Шмелева.
    И.С. Шмелев (1873-1950) – запись на доске.
    Глава “Рождество” (“Лето Господне”).
  • Эпиграфы к уроку

“Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам…”

А.С. Пушкин

“В детстве таким явилось и осталось”

И.С. Шмелев

  • Слова, записанные на оборотной стороне доски:

  • Иллюстрации учащихся к условным эпизодам главы “Рождество” (домашнее задание к уроку).
  • Фотография репродукций картины Б. Кустодиева “Зима. Крещенское водосвятие”.

Д/з к уроку.

  • Подготовить устный рассказ на тему “Как празднуется в вашей семье Рождество Христово” Индивидуальные задания.
  • Теоретик.

Работая со словарями литературоведческих терминов, подготовит сообщение: определения основных литературоведческих понятий, необходимых на уроке. (Повествователь, жанр, святочный, рождественский рассказ, эмоционально-смысловые центры, повествование, символ, цветопись.)

  • Комментатор №1.

Какие евангельские события изображаются в рассказе?

  • Комментатор №2.

Какие священные тексты цитирует автор?

  • Специалист (знаток Священной истории).

Кто такой царь Ирод? Как он умер? Почему в “святом приставлении”сапожника Золы и его ребят царя Ирода убивает “царь Кастинкин”?

  • Стилист.

Какие цвета использует автор в повествовании и с какой целью?

  • Биограф.

Знакомит учащихся с фактами биографии И.С. Шмелева.

Этапы урока

I. Вход в учебную ситуацию.

1. Слово учителя.

  • Сегодня у нас необычный урок: мы с вами переживем один день “Лета Господня” нашей светлой Руси. И переживем его вместе с писателем И.С.Шмелевым, умным, наблюдательным, добрым по природе человеком.

Обсуждая одну главу из повести “Лето Господне”, попробуем ответить на вопросы: а) Что хотел донести до нас писатель Шмелев? б) Что нужно каждому человеку, чтобы быть счастливым? в) Что дорого и свято для каждого человека? г) Каким нужно видеть мир?

Чтобы говорить о повести, познакомимся со скупыми фактами биографии писателя.

Биографию см. здесь

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Библия для детей, Ленинград, 1990г.
  2. Ефимова Е.С. Священное, древнее, вечное: Мифологический мир “Лета Господня” ( О романе И.С. Шмелева), Литература в школе. 1992г.
  3. Журавлев В.К. Рассказы русской святости АОЗТ “Просветитель, М. 2004г.
  4. Карпов И.П. Шмелев в школе, Дрофа, М., 2004г.
  5. Лаврова С.В. Образ красоты в повести Ивана Шмелева “Лето Господне”. XI Кл. Литература в школе. 1997.№ 3.
  6. Николина Н.А. “Поэтика повести И.С. Шмелева “Лето Господне”, Русский язык в школе.1994 №5.
  7. Попова Н.А. Становление русской души ( По повести И.Шмелева “Лето Господне”) Литература в школе. 1992 №3-4.