Общедидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой информации.
Образовательный аспект – создать условия для анализа литературного произведения, определить эмоционально-смысловые центры повествования, попытаться понять мир “Лета Господня”.
Развивающий аспект - способствовать формированию аналитического мышления и интеллектуальных навыков обобщения, привлечь внимание учащихся к своему внутреннему миру через знакомство с высшими духовными ценностями русского народа, широкой панорамой жизни многих поколений русских людей.
Воспитательный аспект – способствовать формированию нравственных ценностей.
Оформление к уроку
- Портрет И.С. Шмелева.
И.С. Шмелев (1873-1950) – запись на доске.
Глава “Рождество” (“Лето Господне”).
- Эпиграфы к уроку
“Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам…”
А.С. Пушкин
“В детстве таким явилось и осталось”
И.С. Шмелев
- Слова, записанные на оборотной стороне доски:
- Иллюстрации учащихся к условным эпизодам главы “Рождество” (домашнее задание к уроку).
- Фотография репродукций картины Б. Кустодиева “Зима. Крещенское водосвятие”.
Д/з к уроку.
- Подготовить устный рассказ на тему “Как празднуется в вашей семье Рождество Христово” Индивидуальные задания.
- Теоретик.
Работая со словарями литературоведческих терминов, подготовит сообщение: определения основных литературоведческих понятий, необходимых на уроке. (Повествователь, жанр, святочный, рождественский рассказ, эмоционально-смысловые центры, повествование, символ, цветопись.)
- Комментатор №1.
Какие евангельские события изображаются в рассказе?
- Комментатор №2.
Какие священные тексты цитирует автор?
- Специалист (знаток Священной истории).
Кто такой царь Ирод? Как он умер? Почему в “святом приставлении”сапожника Золы и его ребят царя Ирода убивает “царь Кастинкин”?
- Стилист.
Какие цвета использует автор в повествовании и с какой целью?
- Биограф.
Знакомит учащихся с фактами биографии И.С. Шмелева.
Этапы урокаI. Вход в учебную ситуацию.
1. Слово учителя.
- Сегодня у нас необычный урок: мы с вами переживем один день “Лета Господня” нашей светлой Руси. И переживем его вместе с писателем И.С.Шмелевым, умным, наблюдательным, добрым по природе человеком.
Обсуждая одну главу из повести “Лето Господне”, попробуем ответить на вопросы: а) Что хотел донести до нас писатель Шмелев? б) Что нужно каждому человеку, чтобы быть счастливым? в) Что дорого и свято для каждого человека? г) Каким нужно видеть мир?
Чтобы говорить о повести, познакомимся со скупыми фактами биографии писателя.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Библия для детей, Ленинград, 1990г.
- Ефимова Е.С. Священное, древнее, вечное: Мифологический мир “Лета Господня” ( О романе И.С. Шмелева), Литература в школе. 1992г.
- Журавлев В.К. Рассказы русской святости АОЗТ “Просветитель, М. 2004г.
- Карпов И.П. Шмелев в школе, Дрофа, М., 2004г.
- Лаврова С.В. Образ красоты в повести Ивана Шмелева “Лето Господне”. XI Кл. Литература в школе. 1997.№ 3.
- Николина Н.А. “Поэтика повести И.С. Шмелева “Лето Господне”, Русский язык в школе.1994 №5.
- Попова Н.А. Становление русской души ( По повести И.Шмелева “Лето Господне”) Литература в школе. 1992 №3-4.