Урок литературы в 9-м классе

Разделы: Литература


Класс делится на 3 группы и получает перспективное задание: изучить материалы и подготовить сообщения о жизни и творчестве А.С. Пушкина по темам: I группа – детство поэта; II группа – лицейский период, друзья в лирике Пушкина; III группа – любовная лирика Пушкина и её адресаты. Внутри каждой группы между её участниками распределяются роли: отбор материала, создание презентации в Power Point, озвучивание слайдов, чтение наизусть стихотворений и т.д.

Выступление представителей I группы.

Презентация

Слайд 1. А.С. Пушкин родился 6 июня (26 мая) 1799 г. в Москве на Немецкой улице (ныне ул. Баумана).

Слайд 2. Мать поэта, Надежда Осиповна Ганнибал, получила хорошее домашнее воспитание, была начитанна, прекрасно владела французским языком. Веселая, всегда оживленная, она свободно чувствовала себя в светском обществе, имела большой круг знакомых, восхищавшихся ее красотой. Для детей было легче, когда они оказывались вне поля зрение красавицы маменьки. Легче потому, что когда она вспоминала о своих обязанностях матери и начинала “обращать внимание” на детей, то ничего путного из этого не выходило. У нее в ту пору не было, по-видимому, основного – настоящей материнской любви, а все ее приемы “воспитания” были чисто внешними и никакого благотворного влияния на детей не имели.

Слайд 3. Сергей Львович Пушкин родился в Москве 23 мая 1770 года. Когда ему было семь лет, его записали в лейб-гвардии Измайловский полк. Сержант, прапорщик, затем капитан – поручик лейб-гвардии Егерского полка в Петербурге, С.Л. Пушкин не считал нужным обременять себя военной службой. В 1798 году он подал в отставку и семья переехала в Москву. Было гораздо вольготней блистать остротами в светском обществе, участвовать в любительских спектаклях и писать легкие стишки, которые нравились дамам и снисходительным приятелям. Сергей Львович знал наизусть многие поэтические произведения, писал стихи, любил и умел их декламировать, обладал хорошим вкусом и художественным чутье…Разносторонние интересы отца, несомненно, способствовали развитию дарований детей.

У Пушкиных было 8 детей. Пятеро из них – Михаил, Николай, Павел, Платон, Софья – умерли в младенчестве.

Слайд 4. Первенцем в семье была дочь Ольга (20 декабря 1797 года – 2 мая 1868 года). Сохранились воспоминания о большой дружбе ее с братом Александром. Оба не были избалованы материнской лаской. Ольга получила неплохое домашнее образование так же, как и брат, свободно говорила по-французски, училась музыке, рисованию. Хорошо знала английский, увлекалась чтением Шекспира. Любимым детским развлечением Ольги и Александра был домашний театр.

Слайд 5. 17 апреля 1805 года родился младший брат А.С. Пушкина Лев, который был настоящим любимцем семьи. В 1814 года учился в Благородном пансионе при Лицее, а с 1817 года учился в Благородном пансионе при Петербургском университете. В 1821 году, не окончив курса, Л.С. Пушкин оставил пансион и в 1824 году поступил на службу в Департамент духовных дел иностранных вероисповеданий, но через два года вышел в отставку. Лёвушка, как называли его в семье, – истинный сын своего отца и истинный племянник своего дяди, в будущем столь же легкомысленный прожигатель жизни и столь же поверхностно одарённый стихотворец, как и те оба.

Слайд 6. Маленького Сашу не слишком любили: он был как-то не совсем понятен. Он требовал пристального внимания к себе, ему необходимо было уделять хотя бы не много искренней человеческой ласки. Но если этого не было со стороны родителей, то Пушкин всегда добром вспоминал двух женщин своего раннего детства – бабушку Марию Алексеевну и няню Арину Родионовну, которая и много позже оставалась “доброю подружкой” поэта.

Слайд 7. В северном селе Суйда 10 апреля 1758 года родилась девочка Арина. С самого своего рождения она, как и все жители этого села, была крепостной. Ариша росла веселой, работящей, все спорилось в ее руках. Именно за это умение баять сказку, да еще за трудолюбие, за добрый нрав за добрую податливость, любовь к малышам и взяли Арину Родионовну в 1797 году в дом Пушкиных нянькой для дочери Оленьки. Было ей тогда 39 лет. Два года спустя она получила вольную, однако осталась в семье Пушкиных и нянчила других детей.

Слайд 8. В годы Михайловской ссылки поэт со слов няни записал ряд народных сказок и песен. Благодаря няне Пушкин узнал красоту, силу и точность родной речи. На основе этих записей и используя другой фольклорный материал, почерпнутый у Арины Родионовны и других русских людей, А.С.Пушкин и создал затем свои необыкновенные сказки, свою волшебную страну.

Слайд 9. Ещё будучи мальчиком Пушкин перечитал великое множество самых разнообразных по содержанию книг, коих в семье было в изобилии. Из воспоминаний Льва Пушкина: “Ребёнок проводил бессонные ночи и тайком в кабинете пожирал книги одну за другою. Пушкин был одарён памятью неимоверною и на одиннадцатом году уже знал наизусть всю французскую литературу”. Пушкин легко покинул стены родного дома и ни разу в стихах не упомянул ни матери, ни отца. При этом он не был лишён родственных чувств: брата и сестру он нежно любил всю жизнь, самоотверженно им помогал, сам находясь в стеснённых материальных обстоятельствах, неизменно платил безо всякого ропота немалые долги брата Лёвушки, которые тот делал по-отцовски беспечно и бессовестно переваливал на Пушкина. Да и к родителям он проявлял больше внимания, чем они к нему. Когда в дальнейшем Пушкин хотел оглянуться на начало своей жизни, он неизменно вспоминал только Лицей. Он был человек без детства.

Выступление представителей II группы.

Слайд 10. В январе 1811 года было обнародовано правительственное постановление о новом учебном заведении – Царскосельском лицее, который был задуман императором Александром I для того, чтобы воспитать своих младших братьев – Николая (будущего царя) и Михаила – совместно с детьми знатных фамилий. Позднее эта мысль о воспитании в Лицее двух великих князей была оставлена, но само учебное заведение - нового типа – было приравнено по своим правам к российским университетам и в то же время находилось в непосредственном ведении министра народного просвещения и под личным покровительством царя.

Экзамены были в августе. Пушкин познакомился с несколькими сверстниками, будущими своими товарищами, с которыми виделся и до начала занятий. И уже в эту начальную пору знакомства маленький Пушкин производил на всех товарищей-сверстников впечатление совершенно особенное: “Все мы видели, что Пушкин нас опередил, многое прочёл, о чём мы не слыхали. Всё, что читал, помнил; но достоинство его состояло в том, что он отнюдь не думал высказываться и важничать, как это очень часто бывает в те годы (каждому из нас было 12 лет)…” (из воспоминаний И.Пущина).

Лицей открылся 19 октября.

Годы, проведённые в Лицее, стали для Пушкина, как и для многих других лицеистов первого выпуска, прежде всего годами нравственного воспитания, школой чести, уважения к человеческой личности, сострадания и веры в силу добра. Шесть лет пробыл Пушкин в этом закрытом учебном заведении, которое было призвано заменить и семью и домашнюю обстановку. И сами воспитанники сливались как бы в одну общую семью с общими интересами. А вместо родственной любви, которая возрастает в недрах хорошей семьи, здесь зарождалось и пускало глубокие корни чувство истинной дружбы. Такие друзья на всю жизнь, найденные именно здесь, были и у Пушкина. Чтение стихотворения “19 октября” (1825).

Слайд 11. Среди лицеистов был и первый, бесценный друг поэта – Иван Иванович Пущин – “Жанно”, как называли его товарищи. Он был на год старше Пушкина. Главным его свойством была рассудительность. Среди товарищей он пользовался особой любовью. Лицеист граф Корф писал о нём: “Иван Иванович Пущин, со светлым умом, с чистою душою, с самыми благородными намерениями, был в Лицее любимцем всех товарищей”. У Пущина было чудесное, открытое сердце, дружбе он был безукоризненно верен, а дух товарищества был для него, как говорится, “второй натурой”.

Радостным событием во время ссылки в Михайловское стал приезд в январе 1825 года лицейского товарища Ивана Пущина. Пущин вспоминал: “Я привёз Пушкину в подарок “Горе от ума”; он был очень доволен этой тогда рукописной комедией. После обеда, за чашкой кофе, он начал читать её вслух… Потом он мне прочёл кое-что своё…” Через три года сосланный на каторгу декабрист Пущин прочтёт написанные для него рукою Пушкина строки: Чтение стихотворения “И.И. Пущину” (1826).

Слайд 12. Другим, близким приятелем Пушкина по Лицею был Дельвиг. Он первый из лицеистов начал печатать свои стихи. Мягкий, добродушный Антон Дельвиг, прекрасный знаток античности, тонкий критик, поэт, выпускал вместе с Пушкиным “Литературную газету” (1830-1831). Любовь к нему Пушкин сохранил на всю свою жизнь, а раннюю смерть его (1831) воспринял как самую тяжёлую утрату.

Слайд 13. Одно из важнейших событий жизни Пушкина – переводной экзамен в Лицее 8 января 1815 года: “Наконец вызвали меня. Я прочёл мои “Воспоминания в Царском Селе”, стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей: когда дошёл я до стиха, где упоминаю имя Державина. Голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом… Не помню, как я кончил своё чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел обнять меня… Меня искали, но не нашли…”.

Слайд 14. Одним из его ближайших друзей был князь Пётр Андреевич Вяземский, поэт, критик, публицист, участник ополчения 1812 года и Бородинской битвы. Исключительно велика его роль в становлении художественных принципов русского романтизма, в пропаганде творчества Пушкина.

Среди дружеских привязанностей Пушкина особое место занимал Жуковский, сразу почувствовавший гений юного поэта. Глубокий и тонкий лирик, открывший тайны поэтического звучания, обладал и другой одарённостью: это был самый добрый, мягкий, отзывчивый человек в русской литературе. В годы учения Пушкина в Лицее Жуковский был уже признанным поэтом. В отношении Жуковского к начинающему поэту не было ни покровительства, столь нетерпимого Пушкиным, ни досаждавшей ему нравоучительности, он обращался к Пушкину тоном любящего старшего брата, при котором старшинство не мешает равенству. Жуковский совершенно искренне радовался успехам младшего сотоварища. 26 марта 1820 г., в день окончания поэмы “Руслан и Людмила”, он подарил молодому поэту свой портрет с надписью “Победителю-ученику от побеждённого учителя…”

Слайд 15. Наиболее значительной фигурой среди новых друзей Пушкина был действительно замечательный человек - Пётр Яковлевич Чаадаев, глубоко образованный и оригинальный мыслитель, по-настоящему храбрый офицер, герой Отечественной войны 1812 года: не имея отроду и двадцати лет, он прошёл ратный путь от Бородина до Парижа. Старший товарищ и наставник Пушкина, Чаадаев был оппозиционно настроен к самодержавию и сумел увлечь своими идеями юного поэта. Много лет спустя взгляды Пушкина и Чаадаева сильно разойдутся. Но в ту пору он был истинно передовым человеком своей эпохи и имел на Пушкина исключительно сильное и благотворное влияние. О близости их между собою можно судить по обращённым к Чаадаеву стихотворным посланиям. Чтение наизусть “Чаадаеву”.

Слово учителя.

А сейчас мы поговорим о любовной лирике Пушкина. Любовь – прекрасное чувство, о котором хочется рассказывать стихами. Может быть, некоторые из вас успели убедиться в этом на собственном опыте.

Любовь у Пушкина раскрывается просто и глубоко, непосредственно и тепло. Гоголь писал о лирике Пушкина: “Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия; никакого наружного блеска, всё просто… всё исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг; всё лаконизм, каким всегда бывает чистая поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают всё. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт…”

Выступление представителей III группы.

Слайд 16.Первая любовь… Она пришла к 16-летнему лицеисту в образе грациозной, неотразимой Катеньки Бакуниной, 20-летней фрейлины императрицы. Екатерина Павловна Бакунина - сестра лицеиста Бакунина. Летом она подолгу жила в Царском селе, бывала на лицейских балах. 29 ноября 1815 года Пушкин записал у себя в дневнике: “Я счастлив был! Нет, я вчера не был счастлив: поутру я мучился ожиданием, с неописанным волнением стоя под окошком, смотрел на снежную дорогу – ее не видно было. Наконец я потерял надежду, вдруг нечаянно встречаюсь с нею на лестнице – сладкая минута! Как она мила была: как черное платье пристало к милой Бакуниной”. Пушкин томился любовью к Бакуниной всю зиму, весну и лето 1816 года. Влюблённый юноша скрывал от своих товарищей свою чистую и платоническую любовь и, лишь оставшись один в “лицейской келье”, давал волю чувствам на страницах дневника. Чтение наизусть “В те дни...”

На протяжении всего 1816 года А.С. Пушкин отдавал Катеньке Бакуниной своё поэтическое вдохновение, весь пыл своего сердца. 22 стихотворения с “бакунинским мотивом” - своего рода энциклопедия юной любви. Чтение наизусть “Осеннее утро” (1816)

И он был не одинок: об этой девушке мечтали и его друзья: Пущин, Малиновский.

Екатерина Павловна Бакунина узнала о “тройственном лицейском воздыхании” много позже, когда стала госпожой Полторацкой и когда Пушкин (к тому времени давно женатый) побывал на её свадьбе.

Слайд 17. “Гением чистой красоты” для Пушкина была красавица Анна Керн, милая, добрая женщина. А.С. Пушкин ещё юношей в первый раз встретил Керн в петербургском доме Олениных в 1819 году. Со свойственной ему непосредственностью увлёкся ею. “Позволительно ли быть до того прелестною”, - воскликнул поэт, увидев юную красавицу. А спустя 6 лет их пути пересекутся во время ссылки в Михайловском. Бродя по аллеям парка, Пушкин мучительно переживал охватившее его чувство. Он написал Анне Керн 7 восторженных посланий на французском языке. Он называл ее “чудотворной”, “чудотворницей”. Искреннее чувство Пушкина и Керн отразилось в его прекрасных стихах “Я помню чудное мгновенье”. Отношения между ними были искренние и дружеские. Анна Петровна с интересом следила за жизнью Пушкина, его литературными планами. С этой историей любви связана ещё одна не менее поэтичная. Композитор М. Глинка, влюбившийся в дочь А.П. Керн, написал музыку на эти стихи (уже после смерти Пушкина). Так, из одного шедевра родился второй. Прослушивание в записи романса “Я помню чудное мгновенье”.

Слайд 18. Одесса. 1823 г. Пушкин пережил роман к Елизавете Ксаверьевне Воронцовой, дочери польского магната и одной из племянниц князя Потемкина. Жена одесского генерал-губернатора была, по свидетельству писателя В.А. Сологуба, “одной из совершеннейших” женщин своего времени. Красивая, живая, умная, образованная женщина, существо которой проникнуто такой мягкою, обаятельною, женственною грацией, такой приветливостью, таким изяществом, что она сразу привлекла внимание поэта.

Вспыхнувшее чувство было глубоким и не осталось безответным. Но счастье не могло быть долгим. По настоянию графа Воронцова Пушкина выслали из Одессы в Михайловское. Уезжая из Одессы “в дальний северный уезд”, Пушкин получил от возлюбленной перстень - талисман, которым очень дорожил. “Талисман”, (1825)

Память “о царице полуденной Тавриды” ещё долго преследовала поэта в новом изгнанье – в родовом имении Михайловском. От любимой женщины изредка приходили письма с заветной печатью, тогда он “запирался в своей комнате, никуда не выходил и никого не принимал к себе”. Но однажды Пушкин получил последнее письмо, которое Елизавета Воронцова велела сжечь. Ему было мучительно больно расставаться с ним, но он это сделал. Всю свою боль поэт выразил в стихотворении “Сожжённое письмо” (1825).

Время идёт. Приходят новые увлечения. Но образ Елизаветы Воронцовой, воспоминания о ней порой воскресают в поэте с пронзительной силой. В 1830 г., накануне женитьбы, Пушкин навсегда прощается с Воронцовой, посвятив ей стихотворение “Прощание”.

Слайд 19. Вырвавшись осенью 1826 года из михайловского заточения, поэт тепло был принят в просвещенной семье президента Академии художеств Алексея Николаевича Оленина, где царила живая и обаятельная Аннет, с которой Александр Сергеевич познакомился, когда Анне было всего 9 лет. Вновь встретив её 19-летней девушкой, Пушкин пылко влюбляется в неё. Стихотворение “Предчувствие”, (1828)

Анна Оленина немного кокетничала, немного гордилась своими добродетелями и внешностью. Она остерегалась Пушкина, хотя и интересовалась им. Она мечтала выйти замуж, как всякая девушка, но не считала поэта “большой партией”. Внимание знаменитого поэта не могло оставить девушку равнодушной, и она сама признавалась, “что это была честь, которой все завидовали”. Пушкин сватался к Анне Алексеевне, но получил отказ. В начале 1829 г. Пушкин посватался к Анне, но, как традиционно случается, получил отказ. Однако современные исследователи жизни и творчества поэта считают, что не все так просто в несостоявшейся женитьбе на Анне Олениной. Есть свидетельства, что Пушкину было дано согласие на брак с Анной. И по этому случаю устроили семейный вечер, где должно было состояться объявление о помолвке. Гости собрались, а Пушкина не было. Он приехал спустя час, удалился с отцом Анны в кабинет, там состоялся разговор, но гостям никаких объяснений дано не было. Их дает дневник Анны Олениной. В это время она переживала очень сильное любовное чувство, но не к Пушкину. Остатки этого чувства еще тлели, полюбить другого она была не готова. Пушкин почувствовал это и ушел сам.

Стихотворение А.С. Пушкина “Я вас любил…”, написанное им в это время, посвящено А.Олениной. А то светлое чувство, выраженное этими стихами, навсегда останется воплощением истинного благородства и человеческого достоинства, сумевшего стать выше вполне понятного и законного эгоизма любви. Более двадцати романсов написано на это замечательное стихотворение. Прослушивание в записи романса “Я вас любил…”.

Слайд 20. От плена изящной Анны Олениной поэта избавила юная Наталья Николаевна Гончарова – самая счастливая и самая трагичная любовь в жизни поэта. Наталья Николаевна впервые появилась в свете в 1828 году, когда ей было 16 лет, и вся Москва заговорила о ней, как о необыкновенной, “романтической” красавице. По шутливому признанию поэта, Наталья Гончарова была его 113 любовь. Но те увлечения, те порывы страстей, которые волновали его в молодости, не были еще той любовью, тем всеобъемлющим чувством, которое пришло к нему на рубеже нового периода жизни. Бурно прожита молодость, настала пора зрелости. Жажда личного, семейного счастья, стремление любить и быть любимым – вот какие чувства владели им в эти года. “Когда я увидел в первый раз, – писал Пушкин, – красоту ее едва начали замечать в свете. Я полюбил ее, голова у меня закружилась, я сделал ей предложение”. Ответ матери был неопределенным: дочь, еще слишком молода. “Ответ при всей его неопределённости свёл меня с ума; в ту же ночь я уехал в армию…” Пушкин уезжает на Кавказ. Неувядаемого очарования полно кавказское стихотворение, навеянное вспыхнувшей любовью к Натали Гончаровой. Стихотворение На холмах Грузии лежит ночная мгла…” (1829)

Весной 1830 года он неожиданно получает через знакомого, приехавшего из Москвы, привет от Гончаровых. Увидев в этом завуалированное приглашение вернуться, поэт, как на крыльях, полетел в Москву. В начале апреля 1830 года он сделал предложение вторично, и на этот раз оно было принято. В 1830 году Пушкин создаёт сонет “Мадонна”, появление которого чаще всего связывается с именем Натальи Гончаровой. (Чтение наизусть).

18 февраля 1831 года в церкви Большого Вознесения в Москве Александр Сергеевич Пушкин и Наталья Николаевна были обвенчаны. “Я женат – и счастлив; одно желание моё, чтоб ничего в жизни моей не изменилось”. Какой заботливостью, сдержанной нежностью, восхищением дышат его письма к жене и детям! Он предстаёт перед нами счастливым, заботливым и любящим.

Жена моя - прелесть, и чем доле я с ней живу, тем более люблю это милое, чистое, доброе создание. Семейство моё умножается, растёт, шумит около меня. Теперь, кажется, и на жизнь нечего роптать и смерти нечего бояться…”

Пушкин был счастлив в семейной жизни. Наталья Николаевна родила четверых детей. Но супружеское счастье длилось всего шесть лет. Год 1837 – трагический для поэта и его жены. Спустя семь лет после смерти Александра Сергеевича Пушкина Наталья Николаевна вышла замуж за генерала Петра Петровича Ланского. Она пережила поэта на 26 лет.

Вывод.

В отличие от дружбы, в которой Пушкин ценил постоянство, верность, любовь рассматривалась им как чувство преходящее. Оно, подобно буре, властно захватывало поэта, давало ему источник вдохновения, лишало его свободы, подчиняя “страстям мятежным”, но, как всякая буря, угасало, превращаясь в “погасший пепел”, “цветок засохший, бездыханный”. Пушкин не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить. В жизни поэта были многочисленные опыты в духе науки “страсти нежной”, ему хорошо знакомо всё, что составляет круг любовных отношений: признания и клятвы, разуверения и измены, “могучая страсть” и мягкая нежность.

Любовь для Пушкина – лирика – предмет высокой поэзии. Она словно выведена за пределы бытия, житейской “прозы”. “Стихотворения, коих цель – горячить воображение любострастными описаниями, - писал Пушкин, - унижают поэзию”. Стихи Пушкина – вовсе не дневник его любовных побед и поражений. В них запечатлена не только психологическая правда любовных переживаний, но и выражены философские представления поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии. Пушкин любил женщин, он воспел Женщину. Любовь в поэзии А.С. Пушкина – это глубокое, нравственно чистое, бесконечно нежное чувство, облагораживающее и очищающее человека.

Слово учителя.

Человек не может, не хочет жить без любви. Он увядает, как растение без влаги. Попавши во власть этого великого ощущения, люди любят, хотят любить и тайно желают быть любимыми. Как утверждают психологи, Голос любимого человека действует с необычайной силой на натуры, наделённые высоким чувством Поэзии. Угаданность человеческого ощущения любви нашёл великий Пушкин. Это озарение поэта. Оно потрясает. Это слово выдержало испытание временем: и в XIX веке, и в XX, и остановит наше внимание в XXI. И если Пушкинская Любовь жива, то его любовная лирика ещё пригодится людям. Буковка к буковке, слог к слогу складывайте, читайте, думайте, учитесь по Пушкинской азбуке – Вечной Любви.

Синквейны учащихся о любви:

Любовь Любовь
Добрая, светлая Необъятная, необъяснимая
Возвышает, окрыляет, помогает. Спасает, радует, живит.
Хорошо, свободно, легко, тепло - Как много в ней сокрыто!
Прекрасно! Хорошо.
Любовь Любовь
Чарующая, нежная Прекрасная, нежная
Волнует, радует, огорчает. Любя, уважают, сближаются.
Любя, человек готов на всё. Людям хорошо, весело.
Ах, она, любовь! Романтика.