Литература
-
Урок-проект по повести Б.Васильева "В списках не значился" 2009
Цели урока: продолжить знакомство с произведениями о ВОВ; учить анализу художественного произведения; воспитывать интерес к истории страны; воспитывать чувство патриотизма, эмоционально воздействуя на учеников, погружая их в события начала ВОВ, заставляя задуматься над истоками мужества целого поколения людей, которое отдало свою молодость, счастье, любовь, жизнь за свободу страны.
-
Разработка внеклассного мероприятия "Жить не по лжи" (жизнь и творчество А.И. Солженицына) 2009
Цели урока: познакомиться с жизнью писателя, его взглядами на жизнь; на примере жизни А.И. Солженицына воспитывать у ребят гражданственность, любовь к Родине; пробудить у учащихся желание переосмыслить события недавнего прошлого нашей Родины.
-
Литературный КВН "У моря –Лукоморья" 2009
Мероприятие посвящено проблеме вовлечения родителей в учебную деятельность ребенка и его окружение. Цель: привитие интереса к чтению, к изучению творчества А.С.Пушкина, развитие речи, мышления, воображения, памяти. В конкурсе активное участие принимают родители, соревнуясь вместе с детьми. В ходе конкурса используются различные виды работы: инсценировка, декламация, работа с пословицами и др. Занятие сопровождается красочной мультимедийной презентацией.
-
Урок литературы в 11-м классе по творчеству В.В. Маяковского 2009
Урок даёт возможность ближе узнать поэта, разобраться, что для него дорого и бесценно, понять, какие чувства испытывает поэт по отношению к Родине, какова его гражданская позиция.
-
Игра "Умники и умницы" по роману Л.Н. Толстого "Война и мир" (10-й класс) 2009
Заключительный урок по изучению романа-эпопеи Л.Н. Толстого "Война и мир", построенный в форме телепередачи "Умники и умницы". Предложенные задания предполагают проверку знания текста, знание теории литературы, исторических фактов и т.д. Нетрадиционная форма проведения урока вносит разнообразие в учебный процесс, а элементы соревновательности создают ситуацию успешности.
-
Практическая работа по мифологии в курсе литературного образования в 6-м классе 2009
В статье дается обзор проведения практической работы, даются рекомендации по отбору материала, охарактеризованы перспективы урока и возможность обращения к нему при изучении произведений более позднего периода. Статья содержит список примерных вопросов и заданий, адресованных ученикам в ходе выполнения работы. Прилагаемые к ним комментарии помогут не только начинающему учителю, но и опытному педагогу.
-
Поэтические индивидуальности серебряного века. Художественный мир Р.С. Гумилева (Мастерская построения новых знаний и творческого письма в 11-м классе) 2009
В мастерской использованы методы эвристического исследования, смысловых ассоциаций, образного видения и др. Предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут знать основные черты лирического героя Н.Гумилёва, своеобразие поэтического мира, особенности модернистского течения – акмеизма; смогут выполнить творческую работу обобщающего и рефлексивного характера. Материал сопровождается презентациями.
-
Интегрированный урок-семинар математики и литературы в 6-м классе. Тема: "Муза в храме науки" 2009
Интегрированный урок-семинар способствует расширению представлений детей об окружающем мире, показывает взаимосвязь науки и искусства в жизни каждого человека. Главная цель – воспитание мыслящей, творческой личности, умеющей самостоятельно принимать решения, находить красоту в различных ее формах. Основной этап подготовки урока – организация самостоятельной работы учеников.
-
Урок литературы. Тема: "Нравственный мир современника в повести В.Ф. Тендрякова "Ночь после выпуска" 2009
Литература играет важную роль в системе школьного гуманитарного образования. Учителя русского языка и литературы имеют большие воспитательные возможности для формирования духовных и нравственных качеств личности учащихся. При изучении классической и современной литературы воспитывается эмоциональная отзывчивость, способность к переживанию и сопереживанию, доброта и культура речи. Урок рекомендуется проводить в выпускном классе.
-
Интегрированный урок истории и литературы "Чудовищная нелепица войны". Исторический и художественный взгляд на Кавказскую войну (по повести Л.Н. Толстого "Хаджи-Мурат") 2009
Настоящий урок призван показать исторический и художественный взгляд на одно из событий эпохи Николая I - Кавказскую войну. Историческая реальность предстает в ходе урока в виде академических исторических справок и исторических эпизодов, художественно воплощенных на страницах повести Толстого "Хаджи-Мурат". Урок помогает осмыслить отношение писателя к эпохе Николая I и Кавказской войне как исторической необходимости и "чудовищной нелепице", способствует пониманию понятий нравственности и власти, их роли в жизни людей и общества.
-
Разработка системы уроков по теме «А.Н. Островский "Снегурочка"» ( 8-й класс) 2009
Представлена разработка системы уроков по теме «А.Н. Островский. "Снегурочка"» для 8-го класса. Проблема жанра. Фольклорная основа пьесы. Отношения Весны и Мороза. Почему Снегурочка уходит к людям. Жизнь Снегурочки у людей. Суть конфликта пьесы-сказки. Царь Берендей – идеальный правитель. Законы, по которым живут берендеи. Образ Снегурочки. Почему героиня гибнет. Торжество берендеев и Ярилы. Третий, четвертый урок – проектная деятельность учащихся.
-
Возможности уроков литературного чтения (4-й класс) 2009
На уроках литературного чтения используются разные виды чтения: ознакомительное (без анализа); просмотровое (для выявления главного); изучающее (для анализа части); поисковое (выборочное); выразительное (художественное). В развивающей системе - исследовательское чтение. Происходит сотворчество, при котором учитель и ученик – читатели-партнёры, сотрудничающие в процессе, вместе раскрывают проблему героев, открывают истину.
-
Культурологический аспект в преподавании литературы в сельской школе 2009
В статье представлен многолетний опыт работы сельского учителя по использованию культурологического подхода на занятиях в профильной группе. Излагаются два направления, в рамках которых решаются проблемы целей и содержания культуроведческого аспекта: - обучение литературе в контексте русской культуры; - познание культуры русского народа в диалоге культур, осознание самобытности, уникальности русской литературы, ее богатства на фоне сопоставления с другими культурами.
-
Урок по литературе на тему "Любовная лирика А.С. Пушкина" 2009
Урок, посвященный любовной лирике А.С. Пушкина. Ученики изучают любовную лирику Пушкина в эволюции, раскрывают её духовный потенциал; формируют эстетическое восприятие посредством различных видов искусства: литературы, музыки, учатся выразительному чтению стихотворения. Задача данного урока: помочь учащимся увидеть своеобразие любовной лирики, добиться глубокого сопереживания, осмыслить прочитанное.
-
Анализ рассказа И.С. Тургенева "Свидание" 2009
Статья, посвященная анализу рассказа И.С. Тургенева “Свидание“ (“ Записки охотника”) в 7-м классе. Ученики через анализ ярких, выразительных художественных деталей, композиции, пейзажа приходят к раскрытию идейного замысла рассказа, авторской позиции.
-
Литературное чтение в 3-й классе. Тема красоты в романе Л.Мальмузи "Неандертальский мальчик" 2009
Разработка поможет педагогам по-новому взглянуть на урок литературы в начальной школе, откроет не только нового автора, но и интересные приёмы работы с текстом. На уроке идёт исследовательская работа, которая сопровождается компьютерной презентацией, а также работа по формированию информационных умений учащихся.
-
Читательская конференция по книге Барбары Росек "Дневник наркоманки" 2009
Важной формой работы с книгой является проведение читательских конференций. Это вид работы, позволяющий школьникам показать отличное знание текста, анализ его и свое отношение к нему. Читательские конференции привлекают внимание ребят к разным произведениям литературы, расширяют их читательский опыт, учат выступать с сообщениями на литературные темы. Вопрос о наркомании очень актуален, поэтому мы обращаемся к «Дневнику наркоманки» Б. Росек.
-
"Сражаюсь, верую, люблю…" Литературный вечер, посвященный 85-летию Э. А. Асадова 2009
Мероприятие (с применением мультимедийной презентации) можно провести в 10–11-х классах на уроках литературы или в форме внеклассного мероприятия. Цель работы: познакомить учащихся с творчеством Э.А. Асадова, с наиболее яркими страницами его жизни, привить любовь к поэзии.
-
Урок-исследование в 9-м классе с использованием ИКТ по теме «"Живая" душа Чичиков или "мёртвая"? (по поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души")» 2009
Цель урока: прийти к решению проблемного вопроса, лежащего в основе темы. В ходе урока формируются навыки анализа художественного текста, развиваются исследовательские и коммуникативные компетентности учащихся. Использование мультимедийной презентации расширяет возможности предъявления учебной информации, способствует углублению межпредметных связей.
-
А.С. Пушкин "Зима! Крестьянин, торжествуя…". Знакомство с "онегинской строфой" (по системе Л.В. Занкова) 2009
Цель урока: познакомиться со стихотворением А.С. Пушкина "Зима! Крестьянин, торжествуя...", с особенной формой рифмовки "онегинская строфа".
-
Поурочное планирование изучения романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" в 10-м классе на основе осмысления нравственных философских категорий классического текста 2009
Статья посвящена поурочному планированию изучения романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".
-
Урок по литературе в 7-м классе по теме «Загадка романа А.С. Пушкина "Дубровский"» 2009
Формирование творчески активной, способной к саморазвитию личности, является одной из важнейших задач школьного курса литературы. Сегодня актуальны уроки, способствующие организации диалога, создающие возможность для самовыражения, сотрудничества ученика и учителя. Урок-диалог помогает решить ряд задач: воспитание грамотного и вдумчивого читателя; создание условий для свободного творческого общения; формирование навыков общения; развитие воображения, нравственных качеств.
-
Урок литературы в 9-м классе "Природа и Родина в лирике С.Есенина" 2009
Урок-исследование (анализ и сравнение поэтических текстов Есенина, а также Есенина и Блока, определение особенностей поэтического строя есенинской лирики, ее цветовой палитры и цветовой гаммы живописных полотен русских художников Левитана и Шишкина) позволяет подвести учащихся к пониманию индивидуальности С.А. Есенина в раскрытии темы Родины и природы. На примере лирики Есенина у учащихся воспитывается любовь к Родине, природе, эмоциональная и интеллектуальная отзывчивость.
-
"Он не был создан для людей". Комплексный анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Небо и звёзды.( 9-й класс) 2009
В ходе урока учащиеся знакомятся со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Небо и звёзды». Это стихотворение позволяет увидеть, услышать и, возможно, понять поэта. Послушайте стихотворение и скажите, какие образы возникают при его прочтении?
-
Урок-размышление по рассказу В.Солоухина "Мститель" 2009
На уроке литературы в 6-м классе используются формы и приемы технологии развития критического мышления. Данный урок создает учащимся условия для формирования умений высказывать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, способствует гуманному и позитивному отношению к жизни.
-
Урок развития речи в 7-м классе по картине А.К. Саврасова "Грачи прилетели" 2009
На уроке учащиеся знакомятся с творчеством А.К. Саврасова, приобщаются к русской культуре, учатся анализировать и описывать картину. Это урок подготовки к написанию сочинения-описания по картине. На уроке используется презентация к уроку «Саврасов – певец русского пейзажа».
-
Интегрированный урок по литературе и химии "Челове и Земля в повести В.П.Астафьева "Царь-рыба" 2009
Цель: формирование экологической культуры учащихся. Главный вопрос урока: «Так что же я ищу, отчего я мучаюсь, почему, зачем? – нет мне ответа». Отвечая на вопрос урока, ученики высказывали своё мнение, которое было созвучно мыслям В.П. Астафева: необходимо восстановить гармонию человека и природы, ибо борьба с природой равносильна борьбе с самой жизнью. Ученики провели ряд исследований, пытались выяснить экологическую ситуацию в нашем городе. В результате проведённых опытов было выявлено, в каком районе города самый чистый снег, а также доказано пагубное влияние кока-колы на живые организмы.
-
Проект-презентация урока на тему "Семья в жизни и творчестве Л.Н. Толстого" (10-й класс) 2009
Проект-презентация в 10-м классе разработан и проведен в Год семьи. Цель урока: привлечение внимания учащихся к проблемам семьи. Работа учащихся на уроке организована по трем направлениям:<br> – «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!» Л.Н.Толстой;<br> – Лев Николаевич Толстой и его семья;<br> – «Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
-
Программа развития творческого воображения "Путь к мастеру" 2009
Применение технологии РТВ (развитие творческого воображения) позволяет учителю организовать работу на самом высоком уровне обучения – творческом. В данном материале обобщен опыт работы учителя по программе РТВ «Путь к Мастеру», накопленный как в процессе работы на уроке, так и во внеурочной деятельности. Программа РТВ «Путь к Мастеру» разработана с учетом использования изученного материала по русскому языку (авторы программы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский) и литературе (программа под редакцией В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2006). Программа «Путь к Мастеру» рассчитана на развитие творческих способностей учащихся в системе, поэтапно с 5-го по 11-й класс. Автор предлагает планирование материала по классам, даются примерные темы творческих работ.
-
Разработка урока по литературе "Светлые идеи поэзии А.С. Пушкина" 2009
В рамках учебного проекта обучающихся раскрывается проблема догматического представления о Пушкине как о великом русском поэте, подмена живого интереса к творчеству «должным». Выявляется восприятие личности Пушкина и его художественного творчества в академической науке, в массовом сознании, в искусстве, в сознании подростка 14–15-ти лет.