Литература
-
Бинарный урок по истории и литературе "Дорогая моя столица" 2009
На уроке выявляются знания студента о прошлом и настоящем столицы нашей родины, расширяются знания студентов по этому вопросу, развивается умение систематизировать, обобщать и выбирать нужный вариант ответа, воспитывается любовь к родине, гордость за славное прошлое нашей столицы, уважение друг к другу.
-
Открытый урок в 9-м классе по теме "Любовная лирика А.С. Пушкина. Опыт нестандартного прочтения лирического стихотворения «Я вас любил…»" 2009
Цели и задачи, поставленные учителем, направлены на то, чтобы показать учащимся, как определить тему, идею, систему образов, художественные достоинства стихотворения, а также сделать попытку прочитать уже изученный текст по-новому, отступив от признанных канонов видения идейности и образности произведения, соблюдая при этом нравственные и этические нормы.
-
Интегрированный урок (литература+музыка) "Самая счастливая пора". Тема детства в искусстве второй половины XIX века 2009
Урок расширяет кругозор детей, помогает им увидеть связь литературы с живописью и музыкой, формирует гармонично развитую личность, развивает комплексную коммуникативную компетентность, воспитывает любовь к матери, способствует развитию речи.
-
Программа элективного курса по литературе для 9–10-х классов "От слова к слову" (литературное моделирование текста) 2009
Программа создана на основе пособия – тетради по литературе «Знаю, умею, могу», разработанной В.Н. Александровым (М.: Школа-Пресс, 1999.) Целью программы является формирование культуры анализа художественного текста и обучение моделированию текста на основе клише, самостоятельному написанию сочинений.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме "И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Творческая история романа. Споры вокруг романа" 2009
Урок проводится с целью организации исследовательской деятельности учащихся 10-го класса по восприятию, осмыслению и первичному усвоению знаний о творческой истории романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», а также знаний о спорах вокруг романа. Использование информационных технологий на уроке призвано формировать исследовательскую компетенцию учащихся.
-
"Дар доброты и человечности" (по рассказам Ф. Абрамова "Старухи" и "Материнское сердце") 2009
В данной работе дается анализ небольших рассказов Ф.А. Абрамова. Основная цель – помочь ребятам разобраться в исканиях автора, объяснить позицию писателя: почему «лучше на свете не жить, чем жить без совести», постараться возбудить интерес к творчеству Ф. Абрамова. Особое внимание уделить таким понятиям, как милосердие, доброта, человечность, честь, достоинство, бескорыстность.
-
"Мы все перед ней в неоплатном долгу" 2009
Авторская разработка урока по литературе по творческому и жизненному пути М.И. Цветаевой Данный урок помогает понять учащимся 11-го класса, как жила и творила, страдала и любила Марина Цветаева, помогает насладиться музыкой ее стихов. Учащиеся на данном уроке совершенствуют навыки работы с дополнительной литературой и поэтическими текстами.
-
Урок литературы "Дореволюционное творчество В. Маяковского" 2009
Это первый урок в 11-м классе по творчеству В.В. Маяковского, поэтому необходимо дать ребятам представление о его автобиографии, познакомить с мнением о В.В. Маяковском его современников. На уроке необходим анализ некоторых самых ярких и понятных ребятам стихотворений, чтобы они познакомились с лирическим героем Маяковского, изобразительно-выразительными средствами стихотворений, научились читать его стихи.
-
Урок-игра по литературе "Самый умный" 2009
Интеллектуальная игра помогает учащимся вспомнить и закрепить знания по литературе. Игровая форма стимулирует познавательный интерес к предмету.
-
Природа и человек в рассказе С. Устинова "Любопытный бурундук" (урок литературы в 5-м классе) 2009
Это один из уроков по учебному курсу «Литература Восточной Сибири», который изучается в средних классах общеобразовательных школ Иркутской области. На уроках курса ученики узнают свой край, литературу и культуру, осознают место литературы и культуры своего края в общем литературном процессе.
-
Урок литературы по произведению М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова". Тема: "Проблема чести и долга в поэме М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича…" 2009
Урок литературы построен с учётом основных принципов технологии эвристического обучения. Ученики выдвигают гипотезы, делают выводы. Это урок-следствие, на котором определяются мотивы действий героев, происходит обвинение и защита персонажей. Учащиеся могут проявить своё творчество, высказать и записать свои мысли, создать цитатную характеристику героев.
-
Тема любви и гражданственности в произведениях И.С. Тургенева "Накануне" и Ф. Стендаля "Ванина Ванини" 2009
Данный урок дает возможность учителю показать взаимосвязь русской и зарубежной литературы в раскрытии темы любви и гражданственности, выявить новаторство писателей в создании художественных образов, через анализ раскрыть черты «нового героя» в русской и зарубежной литературе Х1Х века; раскрыть неизбежность трагичности судьбы человека в переломные моменты истории.
-
Урок литературы в 8-м классе по теме "Виртуальная экскурсия по Пушкинским местам" 2009
Использование информационных технологий на уроках литературы повышает познавательную активность учащихся. Представлена методическая разработка урока литературы с использованием презентаций учащихся по теме «Виртуальная экскурсия по Пушкинским местам». Подробное знакомство с основными периодами жизни поэта является мотивацией для изучения произведений А.С. Пушкина, способствует воспитанию у учащихся интереса и любви к литературе.
-
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Бородино" (5-й класс) 2009
Вопросы сформулированы таким образом, что ответы на них позволят ученикам обнаружить значение формальных элементов (употребление определенных лексических единиц, синтаксическое своеобразие, звукопись). Работа позволяет учителю привить учащимся навык внимательного прочтения художественного произведения, научить быть внимательными к слову, к интонации.
-
Урок по литературе "Мой дом на чужбине случайный" (по роману В.Набокова "Машенька") 2009
Урок проходит в форме обсуждения за круглым столом. Это урок-семинар, к которому учащиеся готовятся заранее, выполняя свое индивидуальное задание. Мастерство учителя состоит в том, чтобы из разрозненных сообщений создать неповторимый образ русского писателя с американской судьбой. Огромную роль играет презентация, представленная как творческая работа группы учеников.
-
Обобщающий урок литературы в 10-м классе по теме "Нравственный выбор Базарова" (по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети") 2009
Перевоплощение в героев романа И.С. Тургенева, исполнение ролей судьи, прокурора, адвоката, свидетелей помогло ребятам более глубоко понять смысл произведения, сопоставить поступки главного героя с действиями современников, а также в чём-то проанализировать и свои поступки, задуматься над своей целью в жизни.
-
"Театр Древней Греции" 2009
Материал к уроку дополнен мультимедийными презентациями и литературными переработками сцен трагедий Софокла "Царь Эдип" и "Одиссеи" Гомера. Сцены из трагедий изложены автором сценария урока доступным для восприятия современным языком в стихотворной форме. Терминология, свойственная изучаемой эпохе, тем не менее, сохранена. Содержание слайд - фильмов делает возможным их использование в обучении наряду или вместо учебника, а элементы театрализации дают возможность детям творчески осмыслить учебный материал.
-
"Светлая душа Лазоревой Бабки" (по рассказу А.И. Щербакова "Лазоревая Бабка"). 8-й класс 2009
Урок представляет фрагмент целой системы уроков по изучению творчества сибирских писателей в рамках краевого (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта. При работе над рассказом формируются навыки аналитической работы с художественным текстом. Учащиеся соотносят образы родных бабушек с Лазоревой бабкой, получают урок гордости и уважения к старшему поколению.
-
Внеклассное чтение в 5-м классе. Уроки-сказки Евгения Шварца "Два брата" 2009
Урок расширяет представление учащихся о литературной сказке, знакомит с новым автором, способствует развитию навыка анализа текста. Воспитательным аспектом урока является формирование нравственных основ поведения человека. Элемент развития речи позволяет выявить восприятие учащимися основной идеи урока.
-
Урок литературного чтения по теме "И.А. Крылов «Мартышка и очки»" 2009
На уроке происходит знакомство с жизнью и творчеством И.А. Крылова и формирование умения определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении.
-
Интегрированный урок (литература + биология) "Среда жизнедеятельности. Взаимоотношения организмов" (8-й класс) 2009
Основная идея урока – показать взаимосвязь законов природы и человеческого общества, учить сопоставлять биологические законы и законы развития общества. Урок основан на учительской презентации. К уроку дети готовили небольшие исследовательские работы.
-
Формирование культуры полоролевых отношений подростков средствами литературы 2009
В статье представлены модели и образцы поведения, отношений, ценностных установок, которые приглашают к диалогу, привлекают или отталкивают, вызывают споры. В них содержатся идеи и понятия чести, достоинства, нравственного величия человека, истинные ценности.
-
Описание игрового комплекса "Морской бой" для проведения предметных недель 2009
Имея в распоряжении компьютерную игру, учитель может быстро организовать мероприятие по своему предмету. Описан порядок работы с программой и весь путь от разработки вопросов для игры до проведения мероприятия. Учебный комплекс "Морской бой" интересен учителям естественнонаучного и гуманитарного циклов.
-
Статья "Мотив дома, семьи и домашнего очага в жизни А.С. Пушкина" 2009
А.С. Пушкин занимает особое место в русской литературе. Деятельность величайшего национального поэта ознаменовала целую эпоху в истории культуры и общественной жизни. Мотив дома, семьи и домашнего очага - это очень важная тема в духовной биографии Пушкина.
-
Урок литературы по теме "Творческая история повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»" 2009
Это первый урок в системе уроков по анализу текста повести. Цели урока: подвести учащихся к осознанию значения Пушкина в жизни каждого человека и помочь выработать личностное отношение к его творчеству; ознакомить с историей создания повести и подготовить учащихся к восприятию жанровых особенностей произведения; ввести в общую проблематику повести.
-
Литературный проект "Путешествие в дикий город, или Чемодан чепухи " (на материале сказок Л.С. Петрушевской) 2009
В статье предложено краткое и достаточно схематичное описание этапов работы над литературным проектом и его презентацией. Авторы уверены, что метод проектов помог учащимся освоить новый сложный материал, познакомиться и использовать на практике трудные литературоведческие понятия, развить умения и навыки анализа художественного текста.
-
Интегрированный урок литературы и истории в 6-м классе по теме "Илиада - поэма Гомера" 2009
Интегрированный урок русского языка и истории позволяет расширить уже известные знания из курса 5-го класса по истории Древнего мира, а также актуализировать знания по фразеологии русского языка, по развитию речи. Групповые задания, предлагаемые на уроке, направлены на развитие логического мышления, умения сопоставлять исторические факты с эпизодами художественного произведения, обеспечивая более полный комплексный анализ текста поэмы.
-
Литературная викторина "Басни И.А. Крылова". 5–6-й классы 2009
Материал можно использовать как на уроке, так и во внеклассной работе по предмету. Задания направлены на развитие у учащихся внимания, памяти, наблюдательности, чуткого отношения к слову.
-
Урок литературы с элементами театрализации по теме "Ж.Б. Мольер «Мещанин во дворянстве». Особенности классицистской драмы" 2009
На уроке изучаются особенности классицистской драмы, произведений французского классицизма, что способствует формированию у старшеклассников понятия о литературных направлениях. На занятии учитель с помощью элементов театрализации пробуждает у своих учеников интерес к внимательному прочтению комедии, вошедшей в сокровищницу мировой классики.
-
Открытый урок по теме "Александр Пушкин Сергея Довлатова. Опыт собственного прочтения повести С.Довлатова "Заповедник" 2009
Урок литературы в 10-м классе. Урок-размышление, цель которого – на примере восприятия и интерпретации творчества А.С. Пушкина с позиции современного писателя сделать попытку собственной интерпретации творчества поэта. В центре урока – собственные суждения учащихся по поводу прочитанного произведения С.Довлатова и произведений А.С. Пушкина.