Цели урока:
- Образовательная: установление взаимосвязей личности и творчества писателя.
- Развивающая: пробуждение эмоциональной отзывчивости, активизация читательских чувств.
- Воспитательная: духовно-нравственное воспитание учащихся на примере биографии великого писателя.
Оборудование: мультимедийный проектор, выставка произведений И.С.Тургенева, стендовые материалы о жизни и творчестве писателя.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя. Беседа с классом.
Мы с вами знакомы с отдельными страницами творчества Ивана Сергеевича Тургенева и некоторыми фактами его биографии. Давайте вспомним, что мы узнали об этом писателе в предыдущих классах. Назовите известные вам произведения Тургенева.
На сегодняшнем уроке мы остановимся всего на трех важнейших страницах его жизни. Писатель, прежде всего, человек, поэтому нам так интересно узнавать о его личности, интересах, привычках, увлечениях, пристрастиях. Думаю, лучше всего об этом может поведать он сам и те люди, которые непосредственно с ним были связаны и составляли круг его общения.
Вам было предложено дома поработать с фрагментами воспоминаний современников о Тургеневе и отметить то, что поразило вас в личности Тургенева.
- Каким же человеком, по вашему мнению, был писатель Иван Сергеевич Тургенев?
2. Работа с хрестоматией историко-литературных материалов. С. 74-96 [3].
Какие черты личности Тургенева выделяют его современники?
(Доброту, чуткость, отвращение к насилию и попранию человеческих прав, высокое понимание искусства, образованность, находчивый ум, умение привлекать к себе любую аудиторию, никогда не оставаться в долгу ни за какое дело, благотворительность, «нравственную доблесть». Он вселил высшие идеалы, «научил, как лучшие люди относятся к женщине и как они любят» (П.Кропоткин).
П.В.Анненков пишет, что роль Тургенева - «служить зеркалом, в котором отражаются здоровье и болезненные черты родины». Что, по-вашему, может означать такая оценка?
Какую аннибалову клятву дал Тургенев в молодости? («В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решил бороться до конца – с чем я поклялся не примиряться… Это была моя аннибаловская клятва; и не я один дал ее себе тогда».)
Какой шаг Тургенева-писателя можно считать первым в выполнении этой клятвы? Почему? («Записки охотника»).
Чьи воспоминания о Тургеневе произвели на вас наибольшее впечатление? Почему? Назовите, что мы относим к общечеловеческим идеалам?
М.Е.Салтыков-Щедрин отмечал: «Тургенев был человек высокоразвитый, убежденный и никогда не покидавший почвы общечеловеческих идеалов. Идеалы эти он проводил в русскую жизнь с тем сознательным постоянством, которое и составляет его главную и неоцененную заслугу перед русским обществом. В этом смысле он является прямым продолжателем Пушкина и других соперников в русской литературе не знает» [3].
Прокомментируйте, как вы понимаете это высказывание? Подтвердите по возможности примерами из прочитанных вами воспоминаний современников и произведений писателя.
3. Страница первая. Истоки.
Учитель: Все мы знаем, что на формирование личности любого человека огромное влияние оказывает окружающая его среда, природа, частью которой он себя ощущает. И.С.Тургенев не был исключением. Для него родовое имение Спасское-Лутовиново – не просто родина, а та колыбель, которая взрастила его и давала нравственные живительные силы для вдохновения и творчества. Пусть же сам писатель расскажет нам об этом.
Заочная экскурсия по родовому имению Спасское-Лутовиново. Презентация «Когда вы будете в Спасском…» и рассказ подготовленного ученика. (Приложение 1).
4 . Страница вторая. «История любви».
Учитель: В истории мировой культуры не много найдется людей, которые смогли самоотверженно и самозабвенно пронести свою любовь через всю жизнь, зная, что никогда твоя избранница не станет женой. История любви Тургенева и Полины Виардо – высший образец человеческих взаимоотношений, эталон нравственного совершенства людей, сумевших не только остаться безупречными в отношении друг к другу, но и к своим близким.
Тургенев и Полина Виардо. Рассказ подготовленного ученика и демонстрация презентации «История любви» [2]. (Приложение 2).
5. Страница третья. «Вся моя биография в моих сочинениях».
Литература на всю жизнь стала призванием Тургенева. Он овладел всеми тайнами нашего языка. Не случайно «во дни сомнений и тягостных раздумий» Тургенев находил «поддержку и опору» именно в родном языке. А каким сочным и благоуханным предстает наш язык в тургеневских произведениях!
Чтение наизусть стихотворения в прозе «Как хороши, как свежи были розы…».
Основные этапы творчества И.С.Тургенева. Тургенев-романист. Окружение. (Работа со стендовыми материалами). Запись в тетрадях основных этапов творческой биографии писателя.
Экскурсия по книжной выставке. Особое внимание учащихся обращается на исследования, посвященные творчеству Тургенева. Желающим больше узнать о биографии писателя, его окружении рекомендуется книга А.Афанасьева и П.Боголепова «Тропа к Тургеневу» [1].
Учитель: Выполняя свою аннибалову клятву, Тургенев стал одним из первых русских литераторов, кто в своих произведениях отразил этапы становления личности борца за свободу: от образов разночинцев-демократов Инсарова в «Накануне» и Базарова в «Отцах и детях» до радикальных демократов и народников в романах «Дым» и «Новь».
Каковы же основные вехи творческого пути писателя?
Рассказ подготовленного ученика и демонстрация презентации «Поддержка и опора». (Приложение 3). По ходу демонстрации делаются необходимые записи в тетрадях.
6. Подведение итогов, выставление отметок
7. Домашнее задание.
Тургенев и его эпоха. Противоречия в отношении писателя к освободительному движению и их отражение в его творчестве.
Опережающее задание: роман «Отцы и дети». Смысл названия. Система художественных образов.
8. Заключительное слово учителя.
Какое слово было ключевым на нашем уроке? (Нравственность). Да, именно слово нравственность, потому что всей своей жизнью и творчеством Иван Сергеевич Тургенев способствовал формирования нравственного самосознания нации. И эта миссия писателя продолжается и в наши дни.
Используемая литература:
- Афанасьев В., Боголепов П. Тропа к Тургеневу.- М.: «Детская литература», 1983.
- Гревс И. История одной любви. И.С.Тургенев и Полина Виардо. В кн. Тургенев И.С. Первая любовь: Повести, стихотворения в прозе. -М.: «Эксмо», 2002
- Русская литература. 10 класс. Хрестоматия историко-литературных материалов // Сост. Каплан И.Е., Пинаев М.Т.- М.: «Просвещение», 1993.