Береги платье снову, а честь смолоду.
Пословица
Тип урока: систематизация и обобщение материала.
Вид урока: урок-размышление.
Цели урока:
- Обучающая: формировать умения понимать смысл, не выраженный словами; создать условия для раскрытия смысла названия повести.
- Развивающая: развивать навыки анализа текста, развивать умение обобщать и систематизировать материал.
- Воспитательная: приобщать ребят к урокам нравственности, находя их в поступках героев; формировать умение видеть честь и бесчестие в людях.
Методы и приемы: слово учителя, аналитическая беседа, индивидуальная работа учащихся, метод комментированного чтения, метод изучения проблематики литературного произведения, метод определения авторской позиции, расширение словарного запаса учащихся, описание иллюстраций.
Оборудование: портрет А.С.Пушкина, записи на доске, иллюстративный материал, ТСО (видеоматериал, мультимедийный проектор), карточки для индивидуальной работы на уроке, презентация.
Структура урока
|
Содержание этапов урока |
Методы и формы работы |
1. |
Организационный момент |
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Организация внимания учащихся. |
2. |
Сообщение темы урока. Постановка целей урока, их мотивация. |
Слайды «Тема урока», «Сегодня на уроке». |
3. |
Актуализация знаний учащихся. |
Проведение словарной работы (индивидуальная работа, коллективная), беседа по вопросам (первичное восприятие образа Маши Мироновой) |
4. |
Работа по теме урока. |
Работа с текстом произведения.
|
5. |
Подведение итогов урока. |
Выводы. |
6. |
Домашнее задание. |
Дифференциация. Инструктаж. |
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Организация внимания учащихся.
2. Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке перелистаем страницы повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», где в высшей степени проявляется благородство и нравственная красота героев. Тема урока: «Маша Миронова, ее душевная стойкость, нравственная красота».
Я хочу привлечь ваше внимание к эпизодам, раскрывающим честь и благородство героев, их душевную красоту. Вы сейчас находитесь в том возрасте, когда формируются ваши взгляды на жизнь. И, я надеюсь, что нравственные уроки повести вам в этом помогут. Продолжаем работу по формированию умения понимать смысл, не выраженный словами, развитию навыков анализа текста, работу по обобщению и систематизации материала.
- Раздать карточки для индивидуальной работы.
3. Актуализация знаний учащихся.
1) Словарная работа.
Прежде чем перейти к обсуждениям и размышлениям по теме урока, давайте раскроем смысл таких понятий, как «честь», «репутация», «нравственность», «совесть».
Какое же толкование дается слову «честь» в словаре В.И.Даля.
- Проверка индивидуального задания (по словарю В.И.Даля).
(Друг Пушкина В.И.Даль – и, кстати, участник его путешествия по Оренбургской губернии в поисках пугачевских материалов – в своем словаре живого великорусского языка слово «честь» определяет как:
- Внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть.
- Но в словаре указано и др. значение: Условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое.
- Выясним, что же такое репутация, нравственность, совесть?
- Работа с записями на доске (слайд):
Честь – хорошая, незапятнанная репутация.
Репутация – общественная оценка.
Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе.
Совесть – чувство нравственной ответственности перед окружающими людьми.
- Вопрос учителя классу.
В каком же значении слово «честь» употребляется в повести? ( в первом значении).
2) Беседа по вопросам (на первичное восприятие образа Маши Мироновой).
Итак, посмотрим, как это нравственное понятие (понятие чести) соотносится с героями повести Машей Мироновой и Петром Гриневым.
- Расскажите о своем первом знакомстве с Марией Ивановной. Какое впечатление она на вас произвела?
- А каково первое впечатление рассказчика о Марии Ивановне?
- Какие качества характера проявляются в М.Мироновой во время мирной жизни в крепости?
4. Работа по теме урока.
1) Просмотр отрывка из кинофильма «Отказ Маши выйти замуж за Петра Гринева без благословения родителей».
Почему? Любит, но отказывается? Как это характеризует Машу?
2) Работа с текстом.(Чтение отрывка из 3-ей главы повести. «А Мария Ивановна? – спросил я, - так же ли смела, как и вы?..)
- Права ли была Василиса Егоровна в оценке своей дочери?
- Наша задача – проследить, какие изменения и почему произошли в характере этой девушки по сравнению с началом повествования.
3) Проверка индивидуальной работы (по карточке, выданной в начале урока).
- Как проявился характер Маши в заточении у Швабрина?
(Маша проявила силу характера. Эта простая и скромная девушка, внешне ничем не примечательная, скорее погибнет, чем согласится выйти замуж за человека, которого не любит и не уважает, несмотря на трагизм своего положения. И тем более ненавистен ей Швабрин, что он примкнул к тем, от чьих рук погибли ее родители).
4) Вопрос классу.
- С чего начинается любовь Гринева к Маше?
(Он пожалел девушку-бесприданницу).
- Под влиянием жизненных испытаний крепнет чувство Гринева к Маше: герой доходит до самопожертвования, до готовности пойти на смерть ради любимой.
А теперь представьте себе бескрайнюю дорогу в зимний морозный день. По ней мчится тройка с бубенцами, в кибитке – Емельян Пугачев и П.Гринев.
5) Проверка индивидуальной работы (по карточке, выданной в начале урока).
- Что же чувствовал рассказчик, садясь в кибитку с Пугачевым? Чего он боялся?
(Гринев страшно боялся за жизнь, так как она дочь капитана Миронова. Но Пугачев об этом не знал. Швабрин или кто-то еще мог рассказать об этом).
- Как может поступить самозванец с дочерью своего врага?
5) Слово учителя.
Итак, то, чего Гринев боялся, произошло. Швабрин, озлобленный и униженный, выдал Машу самозванцу, а Гринева обвинил в том, что тот солгал Пугачеву. Создается взрывоопасная ситуация.
6) Работа с текстом.
- Сейчас должно все решиться. Либо Гринев с Машей погибнут, либо…
- Что же спасает Гринева и его возлюбленную в тот страшный момент, когда Пугачев усомнился было в прямодушии молодого офицера?
(Искренность, отвага, чувство собственного достоинства, честь).
- Найдите подтверждение всего сказанного в тексте.
(«- Швабрин сказал тебе правду, - ответил я с твердостью… - Можно ли было при твоих людях объяснить, что дочь Миронова жива? Да они бы ее загрызли…
- И то правда, - сказал, смеясь, Пугачев. – Мои пьяницы не пощадили бы бедную девушку…
«…Моя искренность поразила Пугачева.
- Так и быть, - сказал он, ударяя меня по плечу. – Казнить так казнить, миловать так миловать…»)
8) Слово учителя.
- В русской литературе писатели часто своих героев проводили через испытания любовью. И Пушкин не исключение. Давайте вспомним, как герои: Швабрин, Зурин, Пугачев - относятся к любовному чувству Маши Мироновой и Петра Гринева. (Слайд)
(Эгоизм, ревность, зависть, бесчестие Швабрина. Легкомыслие Зурина, который говорит: «Женитьба – блажь…», «…развяжись ты с капитанской дочкой…»)
- А как же повел себя Пугачев в отношении П.Гринева и М.Мироновой?
(Отнесся серьезно к их чувству.
«Возьми себе свою красавицу, вези ее куда хочешь, и дай вам Бог совет да любовь!»)
9) Работа с текстом. (Глава 12)
- Вспомним эпиграф к этой главе.
Как он соотносится с Машей?
- Какова была причина обморока Марии Ивановны после милостивых слов Пугачева?
Прочитайте эти слова.
«Выходи, красна девица, дарую тебе волю, я государь».
( Она поняла, что ее освобождает убийца ее родителей.)
- Подумайте, какие черты характера Маши раскрываются в ее любви к Гриневу?
- Подберите определения, характеризующие М.Миронову.
Какой мы ее увидели в начале повести и в конце (в гл. 14)
- Вывод. Просмотр слайда (таблица).
(Пушкин изображает, как застенчивая, хрупкая, тихая, скромная, трусиха, красневшая при неосторожно брошенном слове, в минуты тяжелых испытаний находит в себе силы противостоять домоганиям Швабрина, а затем поехать в Петербург для свидания с царицей.)
10) Беседа с классом
- Как дополняет образ Маши Мироновой эпизод ее поездки в Царское Село и встречи с Екатериной?
- Вывод: она готова на жертвы ради любимого, не уронив чувства человеческого достоинства. Девушка, которая никуда никогда не выезжала из своей захолустной деревушки-крепости, отправилась в Петербург к императрице.
- Рассмотреть иллюстрации к повести: С.В.Герасимов «Белогорская крепость», Р.Штейн «Марья Ивановна у Императрицы».
- Где происходит встреча Маши с императрицей? Почему? Ведь автор волен был устроить эту встречу в иной обстановке.
- Иллюстрация В.Л. Боровиковского «Портрет Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке»
(У Пушкина с этим парком связаны самые светлые воспоминания. Прекрасное несовместимо с бессердечностью. Если бы эта встреча состоялась бы в официальной обстановке, вряд ли Маша смогла бы так убедительно и непосредственно рассказать о сути дела).
- Пушкин наделяет царицу спасительным милосердием (слайд), которое императрица связывает, прежде всего с Марией Ивановной как дочерью человека, погибшего за царский престол. «…я в долгу перед дочерью капитана Миронова.»)
- Вывод: все закончилось благополучно. Маша отправляется в деревню, надеясь на благоприятный исход.
5. Подведение итогов урока.
- Почему Пушкин назвал повесть «Капитанская дочка»?
- Маша Миронова - нравственный идеал автора. (Сила любви, чувство ответственности за любимого, самоотверженность, внутренняя красота).
- Эпиграф ко всей повести, который раскрывает основную идею, прежде всего относится к самой героине, Маше Мироновой. И речь в этой пословице идет не только о чести офицера на царской службе, но и в более широком смысле – верность слову, долгу, внутреннее благородство. (Слайд)
Заключительное слово учителя.
Почему произведение о далеких событиях, о людях 18 века, и теперь читается с неослабевающим интересом?
(Повесть преподносит нам нравственные уроки, которые остаются в нашей памяти на всю жизнь. Главные герои Пушкина учат нас тому, как поступать в сложных жизненных ситуациях, не теряя человеческого достоинства, не нарушая кодекса чести.)
6. Домашнее задание. (На слайде)
- На «5» - Ответить письменно на вопросы:
- Что есть нравственная красота в вашем понимании?
- Докажите, почему Маша Миронова – нравственный идеал А.С.Пушкина?
- На «4» - Составить кроссворд по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
- На «3» - Разгадать кроссворд.