Актуальность нашей работы "Основные подходы в обучении и воспитании сельских школьников" усиливается в связи с реальным состоянием образовательного развития сельской молодежи. Старшеклассники, находящиеся на ступени личностной социализации, являются наиболее незащищенными и уязвимыми в обществе; в период своего формирования они подвергнуты влиянию негативных проявлений, что особенно ярко проявляется при относительной свободе.
В качестве методологической основы внеурочной деятельности используются следующие подходы: системный, деятельностный, личностный, культурологический, диалогический.
Вовлеченность учащихся во внеурочную деятельность по предмету за последние четыре-пять лет
Виды деятельности |
Годы |
Кол - во уч. |
% участия от кол-ва обучаемых |
Литературные клубы"Зернышки" и "Резонанс" | 2003/2004 2004/2005 2006/2007 2007/2008 2008/2009 |
30 33 34 38 43 |
50% 55% 58% 67% 74% |
Школьные и районные научно-практические конференции по литературе | 2002-2003 2003-2004 2004-2005 2005-2006 2007-2008 |
5 5 5 6 6 |
|
Международный игровой конкурс по истории мировой художественной культуры "Золотое руно" (много вопросов по литературе) | 2005-2006 2006-2007 2007-2008 2008/2009 |
6 10 20 15 |
%участия от всего коллектива
участвующих 100% 50 % 50% 48% |
Социально-значимый творческий проект "Стоит на холме Богашево", посвященный 360-летию села Богашево | 2006-2007 | 21 |
Участие обучающихся во внеурочной деятельности
Международный конкурс сочинений "Милосердие на поле брани" 2003г.
Дипломом награждены 4 учащиеся 5 в класса.
Всероссийский конкурс "Человек - земля" 2009 г.
На конкурс выдвинут сборник стихов Касинской О. 6а класс "Художница Осень" с собственными иллюстрациями - 2008г.
Всероссийская лингвистическая игра "Русский медвежонок" 2007 2 место по русскому языку
Всероссийская лингвистическая игра "Русский медвежонок" 2008 1и 3 места в районе, а также 15 место по региону
Областные олимпиады по литературе и русскому языку
1996г 1 место по литературе
1999г. 2 и 4 места по литературе
2002г. 2 место по литературе
2004г. 2 место по литературе и 4 место по русскому языку
2005г. 2 место (заочная форма) по литературе
2006г. 3 место по литературе
2007г. 2 место (заочная форма) по литературе
2008г. 5, 6 места по литературе
Областные творческие конкурсы
2003г. - Диплом за 1-ое место в книжном конкурсе - Королев А. 6 в класс
2004г. - Диплом за лучшее сочинение Брод Е.
2005г. - Диплом за лучшую творческую работу к 60-летию Победы: Брод Е. 8а
2005г.- Публикация 5 сочинений в сборнике, посвященном 60-летию
Победы: Зайцев В. 7в, Брод Е. 8а, Головина В.7в, Косова М. 8а, Сиюткина С. 8а, Уртамова Е. 7в
2006 - 2008гг. - Дипломы (1 и 2 места) за участие в областном Лермонтовском конкурсе (награждены литературный клуб "Зернышки" и его члены)
2007г. - Участие в областном конкурсе "Вокруг тебя - мир"
2007г. - Участие в областном конкурсе, посвященного году Русского языка
2007г. - Дипломы (2) за участие в областном конкурсе "Пою сибирскую природу". Сертификаты - 7 уч-ся
2006 - 2007гг. - Городской конкурс по сказкам А. Волкова (литература):
1место (3 уч-ся), Гран-при (2уч-ся) 5а класс
2008г. - Участие в областном конкурсе литературных кроссвордов 11 класс Романова Н. (Иллюстрированный кроссворд "Поэтические псевдонимы "серебряного" века", победитель в номинации "За лучшее эстетическое оформление")
Районные творческие конкурсы
Номинант конкурса (2 место), посвященного теме: "Мой дом - мое Отечество" за поэтический сборник "Стоит на холме Богашёво" 2007г.
Конкурс сочинений "Дороги, которые мы выбираем" 2 место (уч-ся 9в - Мунгалов Д., Уртамова Е.), 3 место (1уч-ся 10а - Аникина Г.) 2007г.
Литературные клубы "Зёрнышки" и "Резонанс"
С 1982 года работаю с литературными (поэтическими) клубами "Зернышки" (для 5 - 7классов от 25 до 30 чел.), "Резонанс" (для 8 - 11 классов от 15 до 20 чел.), в которых система личностного развития представляет собой один из подходов к проблемам человеческих отношений и не имеет аналогов вот уже на протяжении двадцати семи лет.
Основой в этой системе является уникальный метод, при котором человек - активный участник духовного оздоровительного процесса. Литературные клубы работают над тем, чтобы помочь человеку освободиться от внутренних оков, предлагают современные методы активизации и самореализации. Чтобы добиться положительных перемен в себе, надо, прежде всего, поверить, что эти перемены возможны. Валентина Богер (ныне она одна из лучших студенток ФФ ТГПУ) еще ученицей 6 класса пишет в своем стихотворении "Зорька":
Зацепилась заря
За густые облака,
За еловые верхушки,
За сосновые макушки.
А в 9 классе в стихотворении "Темнота" уже иная интонация, иной взгляд:
Вместе с зарей, если хочешь узнать,
Кто из ветров милее тебе,
В чистое поле иди погулять
Выйди навстречу последней звезде.
В течение последних лет она занимала призовые места в районной и областной олимпиаде по русскому языку, в научно-практической конференции - тема ее реферата "Наивная картина мира в русском языке". Еще с "Зернышек" удачно пробуют свое перо ныне выпускники - Якимова О., Голикова Л., Бокова Д., Парикожа И., Шуклов Д., Лапшина Н., которая стала победительницей в районном детском конкурсе поэтов. Спектр интересов разнообразен: призеры в Соросовской олимпиаде, областном конкурсе "Вокруг тебя - мир", лауреаты областной олимпиады по литературе, районного литературного конкурса на приз Г. Николаевой.
И вновь в литературный клуб "Зернышки" вливаются заинтересованные ученики. Среди них пятиклассник Н. Скотников (у него уже целая тетрадь своих стихов).
Елочка
Красивая елочка, листик - иголочка
Платье нарядное, как виноградное.
Вся изумрудная елочка чудная.
Обычно занятия проходят в библиотеках школы и села, где их радушно встречают заведующие библиотеками. На занятиях клубов большая часть отдается литературе, музыке, живописи (на которых формируется художественная культура). Участники знакомятся с произведениями писателей, картинами великих мастеров, музыкой прославленных композиторов. И, конечно, творческая мастерская, проба пера.
Проводятся выставки, обзор литературы, периодики, дети участвуют в конкурсах: защита читательского формуляра, читательских дневников (они ведутся с 5 - 8 классы), конкурс на лучший справочный или книжный эрудит; экскурсии, организуются встречи с музыкантами, певцами, поэтами и вообще с хорошими людьми.
Показателями эффективности деятельности клубов являются: качество знания литературы (поэзии), знание поэтических традиций родного края, интерес к культуре, нравственности. Итоги работы клубов подводятся в виде отчетных концертов, участия в литературных праздниках и конкурсах детского творчества.
Ощущение пронзительного чувства в стихотворении выпускницы В. Рузавиной "В родительский дом спешу".
В родительский дом спешу,
Как будто меня там ждут -
И папина яблоня, и мамин халат.
Но все-таки тороплюсь,
И, как всегда, буду тут -
Наивно надеяться
Вернуть все назад.Где вместе нам так тепло,
И папа плетет лозу,
А мама пошла пасти
Пуховых козлят.
Закрою на миг глаза,
И тихо смахну слезу,
Мне папина яблоня,
И мамин халат.
Принимать себя, полюбить себя такого, какой есть! Этому ощущению себя на своем месте, ценности своей жизни учат многие занятия литературных клубов. В спокойной доброжелательной обстановке рождаются чувства сопереживания, сострадания. Этому во многом способствует руководитель клуба села, преподаватель музыкального училища, организуются встречи с музыкантами, певцами, поэтами и вообще с хорошими людьми.
А в этом учебном году выпускники школы (члены литературного клуба "Резонанс") поставили спектакль по повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством".
Формы взаимодействий в клубах перестраиваются по мере становления способов деятельности учеников, проходя ряд фаз и этапов:
а) этап введения в творческую деятельность;
б) этап разделенной деятельности (презентация собственного творчества и защита творческих проектов);
в) этап деятельности, поддержанной со стороны преподавателя;
г) этапы саморегулируемой, самопобуждаемой и самоорганизуемой деятельности;
д) этап партнерства.
Естественно, этапы г) и д) являются самыми важными для детей. Однако мой опыт показывает, что они вполне достижимы при правильной организации продуктивных взаимодействий между учителем и учащимся на тех занятиях, где удается выработать устойчивую внутреннюю мотивацию для деятельности и где очевиден и самооценен результат деятельности.
Работа с родителями в 2006- 2007гг. дала возможность привлечь их к участию в городском семейном конкурсе по сказкам А. Волкова, на котором учащиеся 5 а класса вот уже в третий раз вместе с родителями занимают призовые места и Гран-при.
Конкурсы сочинений, посвященные юбилейным датам, профессии и др. дают свои результаты: сочинения учащихся печатаются в местных сборниках и т.д. Участие школьников в социально-значимых творческих проектах, например, проект "Стоит на холме Богашёво", посвящённый 360-летию села Богашёва. Результатом проекта стал сборник: рисунки, стихи, предисловие созданы учащимися. Всё это создаёт возможность для индивидуального, дифференцированного подходов.
Предпрофильное и профильное обучение
В силу объективных требований общественной жизни в нашей школе изменилась образовательная ситуация. В связи с изменением содержания школы мы перешли на предпрофильное и профильное обучение и работаем в этом режиме с 2004 года. В нашей школе создавались группы по разным направлениям еще с 1993года, в том числе и гуманитарные.
С 1973 года веду факультативные курсы, с 1993 года - спецкурсы, с 2003 - элективные курсы (на сегодня мною разработано 23 курса по
литературе и русскому языку, МХК).
Словесная природа литературного произведения обуславливает движение читателя от слова к культуре. При последовательной и поступательной системе погружения в культуру литературного произведения мои ученики входят на уровень диалога с его создателем, с современниками писателя, с литературными героями, критиками, а также с читателями разных поколений и эпох.
Утверждение культурологического подхода в сельской школе обусловлено рядом причин: отход общего среднего образования от "знаниецентризма" к школе культуросообразной, где ценности духовной и материальной культуры представлены наиболее целостно; усиливается значимость литературы и русского языка в формировании национального, личностного самосознания, духовной культуры русского народа; культуроведческий аспект обучения - аспект реализации одного из компонентов содержания образования - национально-регионального; все большее признание получает принцип коммуникативности, поиска путей определения текстового материала, на основе которого возможно и развитие литературной речи учащихся; широкое включение сведений о культуре русского народа является хорошей основой для формирования коммуникативной культуры личности. Таким образом, наметились два направления, в рамках которых решаются проблемы целей и содержания культуроведческого аспекта:
- обучение литературе в контексте русской культуры;
- познание культуры русского народа в диалоге культур, осознание самобытности, уникальности русской литературы, его богатства на фоне сопоставления с другими культурами.
В учебном плане сельской школы обязательно присутствуют такие мои курсы. Предложенные программы элективных курсов способствуют углубленному изучению учащимися курса русской литературы, воспитанию у них филологической культуры.
Как же развиваю одаренных детей в системе предпрофильного и профильного обучения в сельской школе?
1. Начинаю с развития ассоциативного мышления на уроках и на занятиях элективных курсов. Создать внутреннюю мотивацию, вызвать интерес - ведущая моя задача как учителя-предметника. Это чаще всего обращение к интеллектуальной сфере, к деятельности так называемого левого полушария (для этого служат технологии проблемного обучения, развития критического мышления, приобщение к поисковой, исследовательской или проектной деятельности и т.д.). Думается, не менее, а применительно к литературе даже более эффективно подключение к познавательному процессу фантазии, ассоциативного мышления - всего того, что в большей степени относится к правому полушарию, к сфере не интеллекта, а эмоций и воображения. Особенно это касается работы с художественным текстом. Альтернативой традиционному анализу как раз и становится обращение к эмоциональной сфере личности, к воображению, ассоциативному мышлению юного читателя.
Поэтому главной задачей в преподавании литературы, я считаю, - развить у школьника воображение. Надо, чтобы он сам досочинял образ Наташи Ростовой такой, как она ему видится. Чтение - это то же сотворчество. И читая, ученик становится отчасти писателем. Итак, залогом понимания глубокого, подчас скрытого смысла текста должно быть развитие ассоциативного мышления, богатство ассоциативного ряда, возникающего при чтении: чем более развито ассоциативное мышление, тем богаче и глубже воспринимается содержание текста. Содержание элективных курсов даёт возможность освоить их в диалоге с собой и полилоге с другими.
Изучение курсов осуществляется путем использования разнообразных форм совместной деятельности: проблемных занятий, семинаров в технологии развития критического мышления через чтение и письмо, дискуссий, дебатов, читательских семинаров, учебных конференций в режиме полилога. Самостоятельная работа обучающихся контролируется с помощью методики создания "портфеля" саморазвития.
2. Создаю авторские образовательные программы:
Календарные обряды и обрядовый фольклор (5класс), Мифы и легенды Древней Греции и Рима и славянская мифология (6 класс роль искусства в культурологическом подходе), Библия как памятник мировой культуры (7класс, религиоведение как аспект культурологического образования),
Яркие личности эпохи и памятники культуры Древней Руси (8класс), Культура 18 века и начала 19 века (романтизм) (9класс), Русская поэзия (Поэты пушкинской поры и лики культур в творчестве А.С. Пушкина) (9класс), Гастрономические нравы русского дворянства пушкинского времени (9класс), Историко-культурный комментарий романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (9класс), "Великие имена зарубежной литературы (от античного времени до начала 19 века) (9класс), Русская поэзия (поэты тютчевской плеяды) (10класс), Культура 2-ой половины 19 века (антропософская культура) (10класс)
"Культура Томска" (изучение региональной культуры как аспект культурологического образования), Культура "серебряного" века (11класс), Русская поэзия "серебряного" века (11класс), Литература Русского зарубежья (11класс), Зарубежная литература (10класс), Зарубежная литература (11 класс), Развитие речи в ККРО (6-7 класс), Фразеология вокруг нас (6-7 класс КО), Русские лингвисты и словари (6класс), Русские говоры Сибири (6-7 класс), Прошлое и настоящее русского языка (5-6 класс), Деловые бумаги (10 - 11класс), Введение в науковедение (8-9класс).
Созданные авторские программы утверждались на разных уровнях: кафедрах ТГУ, ТОИПКРО, ТГПУ.
Процесс развития образовательной траектории определялся в авторских программах как поэтапный: теоретический, практический, теоретико-практический; последовательный, включающий школьников в познавательную (репродуктивную по характеру), исследовательскую и творческую деятельность.
На базе гуманитарных групп нашей школы была создана экспериментальная площадка по линии ТОИПКРО. Нами изучались отношение учащихся к предметам гуманитарного профиля, интересы учащихся, мотивы выбора, планы и намерения на ближайшее время. Использовались два метода контроля: анкетирование и сочинение. Интерес объяснялся привлекательностью содержания курсов, разнообразием познавательной деятельности, возможностью участия в олимпиадах и конференциях, конкурсах разного уровня, углубленной подготовкой к поступлению в ВУЗы (литература, архитектура, журналистика и др.)
3. Развиваю исследовательские умения и навыки
Современная педагогическая деятельность, как отмечено в последних документах об образовании, должна основываться на имеющемся прогрессивном социальном опыте и предвидеть пути его развития: роль педагога не только в передаче знаний, умений, навыков, но и в моделировании, проектировании, прогнозировании и осуществлении развития подрастающего поколения. Средством развития исследовательских умений и навыков мною определена модель научно-исследовательской работы (НИР) сельских школьников в процессе изучения русского языка и литературы.
Основу модели составляет интегративный воспитательно-образовательный процесс, который представлен органическим взаимопроникновением предметов и характеризуется переходом на новые формы и методы организации воспитательно-образовательного процесса, максимально включающего самостоятельную, научно-исследовательскую, самообразовательную деятельность сельского школьника. Элементом управления модели является мониторинг качества исследовательских работ старшеклассников, диагностика личностного развития субъекта образовательного процесса.
Этапы модели представлены видами исследовательской деятельности.
На первом этапе учащиеся осуществляют поиск информации и возможные варианты решения поставленной преподавателем проблемы.
В ходе работы преподаватель организует анализ существующего опыта познавательной деятельности с целью осознания учащимися способов работы над проблемой, методов работы с источниками знания, определения своего стиля учебно-познавательной деятельности. В ходе поисковой деятельности учащиеся после составления программы исследования осваивают приемы и методы работы с литературой, проводят обработку собранной информации, интерпретируют полученные данные, которые необходимы для осуществления исследовательской деятельности на этапе сбора информации.
К таким приемам и методам отношу методы конспектирования, цитирования, составления тезисов, аннотаций, работы с библиографией, приемы обобщения, анализа, синтеза, сравнения и др. Отдельным предметом анализа и освоения становятся методы исследования, применяемые в той научной области, которая интересна учащимся. Результаты исследования на данном этапе учащиеся предъявляют на совместном обсуждении групповой работы.
На втором этапе старшеклассникам предлагается принять участие в научно-практических конференциях. Здесь школьники, исходя из предлагаемой тематики, пытаются самостоятельно найти и сформулировать проблему, подбирают методы, адекватные для решения поставленных задач исследования, составляют план работы и осуществляют научный поиск. Преподаватель направляет работу учащегося и оказывает консультативную помощь при возникновении затруднений. Результаты своего исследования ребята оформляют в виде тезисов, доклада на конференции, где защищают выдвинутые положения. На данном этапе приобщения учащихся к исследовательской работе формируются умения планировать и самостоятельно организовывать свой поиск. Школьники получают опыт постановки проблемы и поиска ответов на самостоятельно поставленные вопросы. Предметом усвоения становятся также умения, связанные с логическими методами научного поиска: наблюдение, анализ, синтез, аналогия и др.
На третьем этапе организации и осуществления научно-исследовательской деятельности ученики самостоятельно определяют проблему и тему исследования, осуществляемого в рамках предметного обучения. Осуществляют сбор теоретической информации, продумывают ход и осуществляют шаги практического исследования или преобразовательного этапа исследовательской работы, обобщают и систематизируют результаты в виде письменного или устного изложения (доклад, статья, сообщение, реферат).
Освоение видами исследовательской деятельности субъектами воспитательно-образовательного процесса ведет к развитию способностей выполнять исследовательскую функцию в своей деятельности и обеспечивает становление Я-концепции. Я-концепция - вершина модели, которая рассматривается мною как личностный образ, состоящий из следующих компонентов: когнитивного, эмоционально-оценочного, поведенческого.
В ходе опытной работы доказано, что данная модель эффективно функционирует при создании определенных условий. Важным условием является интеграция научно-исследовательской работы с воспитательно-образовательным процессом школы. Интеграция характеризуется взаимодополняемостью, взаимоосуществляемостью НИР и структурных элементов воспитательно-образовательного процесса. Благодаря этому происходит межсубъектное взаимодействие участников интегративного
воспитательно-образовательного процесса, способствующее обмену знаниями, способами деятельности, ценностями, смыслами, приводящих к развитию потенциальных возможностей каждой личности, ее самореализации. Наметилась успешность динамики качества теоретического обучения.
Условием эффективности модели НИР выступает наличие определенного уровня методологической культуры и методологической грамотности субъектов воспитательно-образовательного процесса. Вот уже в течение шести лет ведется спецкурс "Введение в науковедение". Задача учебного курса - дать будущему исследователю первичные науковедческие знания, которые послужат базой для осмысления социально-политических процессов, для формирования методологической культуры, выработки личной позиции и более четкого понимания меры своей ответственности за результаты своего труда. Опытным путем доказано влияние уровня владения методологией исследовательской деятельности педагогами на качество исследовательских работ учащихся. Так в течение шести лет школьники получают призовые места на районных научно-практических конференциях.
Подводя итог анализу влияния курса на успешность формирования методологической культуры старшеклассников сельской школы, необходимо констатировать следующие результаты. Исследовательская деятельность имеет три функции: образовательную, развивающую, диагностическую. Образовательная функция выражается в активизации мыслительной деятельности, в формировании самостоятельности и основ методологической культуры. Развивающая функция заключается в развитии творческого потенциала старшеклассников.
Диагностическая функция реализуется в том, что ученик, осуществляя активную пробу сил, диагностирует наличие у себя способностей, интересов, умений и навыков. Критериями оценки работ на районных школьных научно-практических конференциях являлись: актуальность, способность к анализу и самостоятельным выводам, глубина исследования, знание контекста проблемы, оформление и защита
Ниже приведены темы реализованных исследовательских работ учащихся и их характер.
Гениальные загадки Жюля Верна (реферат); Античные и библейские мотивы в творчестве А.С. Пушкина (реферат); Няни и дядьки в русской литературе (реферат); Трудная дорога доброты (реферат); Фольклор на страницах "Слово о полку Игореве"; Имя в русской литературе (реферат- исследование); Наивная картина мира в русском языке (исследование);
Английские, немецкие и французские реалии в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (исследование); Екатерина II в русской литературе (исследование); Историко-культурный контекст "Поучения Владимира Мономаха" (реферат); Парадный портрет в искусстве XVIII века (реферат); Основные типы пейзажа в лирике 19 века (реферат); Хронотоп дворянской усадьбы в произведениях А.С. Пушкина (реферат); Сибирское миссионерство в русской литературе (реферат); Круг чтения пушкинских героев (реферат); Обозначение запаха в русской литературе 20 века (исследование); Роль цветообозначения в русской поэзии "серебряного" века (исследование); Чехов в Сибири (реферат); Культура романтизма (реферат); Письмо как доминанта отечественной литературы (исследование); Нравственный идеал в стихотворении А.С. Пушкина "Мадонна" (исследование); Роль музыки в творчестве И.С. Тургенева (исследование); Мотив еды и одежды в произведениях Н.В. Гоголя (исследование).
Приобщение учащихся к исследовательской и творческой деятельности решало следующие задачи (формирование исследовательской культуры):
1.Повышение уровня социальной адаптации учащихся, так как развивается способность к рефлексии собственной деятельности, формируется познавательность и активность
2.Создаются условия для личностного самоопределения (учащиеся определяют значимость и ценность данного вида деятельности для себя и возможность его дальнейшего использования)
3.Формирование готовности к продолжению образования в ВУЗе (так как исследовательская деятельность является ведущим видом деятельности студента)
4.Формирование умений и навыков планирования, организации и контроля собственной деятельности.
Выводы:
Данные результаты свидетельствуют следующее:
- проблемная ситуация, в основе которой лежит формирование интереса к профессии разрешается,
- действует организованная система педагогических условий (авторские программы, литературные клубы, конкурсы, олимпиады; деятельностный, культурологический, личностный, диалогический подходы),
- осуществляется взаимосвязь обучения и воспитания,
- совершенствуется совместная деятельность субъектов воспитательно-образовательного процесса,
- развиваются творческие и исследовательские способности обучающихся.
Учащиеся гуманитарных групп демонстрируют высокие показатели. Дифференциация обучения и деятельности способствует развитию самостоятельности, совершенствованию творческого подхода, стимулируют активное стремление к применению имеющихся знаний на практике. Мотивы играют одну из доминантных ролей при формировании познавательной культуры.
Перед вами фотографии некоторых выпусков гуманитарной группы: 1999, 2004, 2006 гг.
План занятия гуманитарной группы по элективному курсу "Русская поэзия"
Тема: "Презентация поэтических сборников. Современный издатель" 11 класс
Как нам кажется, наиболее интересным занятием, которое мы разработали и провели, было занятие - презентация поэтических сборников. Здесь учащиеся смогли проявить себя в новых амплуа, реализовать свои творческие способности, отобразить свои поэтические пристрастия и, более того, услышать оценку своей работы, узнать о положительных и отрицательных моментах, причем в роли критиков выступали одноклассники.
По этому занятию велась предварительная подготовка учащихся, разрабатывались поэтические сборники. В процесс разработки входило: подборка стихотворений, написание вступительной статьи, творческое оформление титульного листа, иллюстрации.
Занятие носило название "Презентация поэтических сборников. Современный издатель". Продолжительность данного мероприятия была 2 часа, где можно выделить 3 этапа:
- собственно презентация
- круглый стол
- написание рецензии
Цели, которые мы ставили перед собой, были следующие:
Обобщить знания учащихся по поэзии "серебряного века", показать многообразие творческих судеб и поэтических стилей.
Раскрыть индивидуальность каждого ученика в восприятии поэтического текста близкого ему автора через представление самостоятельно составленного сборника стихотворений этого поэта.
Сборник должен был отвечать следующим требованиям:
- художественно оформленный титульный лист, отражающий название сборника, имя автора;
- предисловие в сборнике о принципе подбора стихотворений и кратких сведениях о поэте и его творчестве;
- подборка стихотворений (не менее 10);
- оглавление;
- список использованной литературы;
- возможны иллюстрации внутри сборника.
Данное занятие оформлялось фотографиями поэтов "серебряного века" и строился по такому плану:
I. Слово учителя.
Культура "серебряного века" поражает обилием талантов и многообразием художественных поисков. Почти полувековое царствование реализма, прославленное именами Пушкина, Лермонтова, Гончарова, Достоевского, сменилось эпохой безудержного творческого эксперимента. К сожалению, школьная программа не дает возможности подробно говорить обо всех представителях литературы "серебряного века", но этот пробел мы и пытаемся восполнить. Наше занятие - это знакомство с ярчайшими личностями, индивидуальностями. Вам предстоит выступить в роли читателей, слушателей, рецензентов и непривычной, даже, можно сказать, незнакомой, роли - роли издателей.
II. Подготовительный этап.
Рекомендации учителя по представлению поэтических сборников, после чего учащимся дается время на подготовку к выступлению (для удобства дальнейшей работы каждому ученику выдается план, по которому он будет представлять свой сборник).
План представления поэтического сборника.
Подумайте, как начнете свое выступление: первое предложение должно "зацепить" слушателей.
Представьте поэта, название сборника, эпиграф (если есть).
Объясните, почему именно этот поэт был выбран вами. По какому принципу отобраны стихотворения в сборник? (Можно рассказать с опорой на статью от составителя).
Прочитайте одно из стихотворений поэта.
Подумайте, как закончите свое выступление: последнее предложение должно запомниться слушателям.
Не забывайте, что время выступления ограничено! (3-5 минут)
III. Основная часть.
Учитель обращает внимание учащихся на необходимость внимательного прослушивания ответов выступающих, чтобы затем принять участие в обсуждении представленных сборников, например, по таким аспектам:
- степень заинтересованности выступающего в теме;
- умение заинтересовать других;
- умение отбирать важный и интересный (для себя и для других) материал;
- способность убедительно и эмоционально говорить;
- умение выразительно читать стихотворение.
Презентация поэтических сборников учащимися.
Выступления были представлены по направлениям "серебряного века": символизм, акмеизм, футуризм. Старшеклассники подошли к этому заданию творчески. Были интересно составлены вступительные статьи, которые частично цитировались. Также нам понравились подборки стихов, они показались нам разнообразными и оригинальными. Особенно запомнились работы, проиллюстрированные самостоятельно, где были рисунки составителей.
Просматривая эти работы, мы чувствовали заинтересованность авторов в успехе своих сборников. Также хорошо выглядели работы с копиями фотографий и рисунков, но в них не так сильно чувствовалось авторское начало, индивидуальность составителей. Конечно, не все сборники были безупречны, например, можно выделить пару работ, которым не хватило логики построения или в которых были слабые вступительные статьи, также были работы с бедным оформлением, но в целом, с подготовительным и презентационным этапами урока учащиеся справились. За большую часть работ были выставлены оценки "отлично", за остальные работы - "хорошо".
Следующий этап работы состоял из ответов "составителей" на вопросы "читателей".
IV. Круглый стол.
Был организован круглый стол, на котором обсуждались все представленные поэтические сборники.
План анализа, оценки:
Анализ названия сборника, принцип отбора стихотворений, статья от составителя.
Анализ основных разделов сборника.
Анализ оформления сборника (титульный лист, вступительная статья, количество включенных стихотворений, оглавление).
Какие авторские находки Вы отметили? Что показалось Вам неудачным?
Анализ презентации сборника.
Какие рекомендации Вы бы дали составителю сборника?
Данный этап работы прошел успешно. Обсуждения были эмоциональными, высказывались разные мнения о сборниках, понравились рекомендации составителям. На этом этапе урока активно обсуждалась тема логики подборки стихотворений и построения сборника, составители делились опытом и рассказывали о процессе подготовительных работ. Интересно было выслушать комментарии как составителей, так и читателей по поводу названий сборников, т.к. часто, на первый взгляд, в них не улавливалось логики.
Работа на данном этапе была плодотворной, поэтому следующий этап урока не вызвал особых затруднений у учащихся.
IV. Работа литературных критиков.
После круглого стола, учитель обращает внимание на вторую часть темы урока - "Современный издатель". Чтобы книга была издана, необходимо заключение редактора. В связи с этим учащимся предлагалось написать рецензию на один из сборников.
Памятка "Как написать рецензию на книгу".
Составитель поэтического сборника: имя, фамилия, класс.
Название сборника, имя, фамилия поэта.
Особенности вступительной статьи: обоснованность выбора поэта, стихотворений, заинтересованность автора сборника в выборе темы.
Особенности оформления титульного листа.
Формат сборника.
Дополнительные сведения в сборнике.
Достоинства сборника.
Недостатки сборника.
Рекомендации составителю.
Озвучивание составленных рецензий.
Такой вид работы показался нам удачным, т.к. он подводил итог круглого стола. Рецензии учащихся представляли собой своеобразные резюме проведенных обсуждений, в них были собраны наиболее значимые и адекватные мнения о сборниках.
V. Рефлексия.
Подведение итогов урока: каждому ученику предлагалось ответить на вопросы:
- какой опыт я приобрел как читатель?
- какой опыт я приобрел как издатель?
- какой опыт я приобрел как слушатель?
- какой опыт я приобрел как критик?
Выслушав ответы учеников, мы смогли установить, что такой вид работы понравился учащимся. Они приобрели хороший опыт в подготовке, презентации и рецензировании сборников. По мнению учеников, наиболее важный опыт, который они приобрели, это опыт вдумчивого прочтения текста и выявления критериев подборки стихотворений.
Наиболее сложным этапом работы для детей был процесс оформления сборников, также не просто было подобрать нужные слова для презентации. Приятно было услышать, что как слушатели, ребята отметили развивающую сторону занятия. Они познакомились с новыми, интересными, красивыми стихами, которые расширили их представление о поэтическом мире начала 20 века.
По результатам рефлексии можно сделать вывод, что занятие удалось. Цели, которые мы перед собой ставили, были достигнуты. У учащихся остались хорошие впечатления о проделанной работе. Данным занятием мы удачно завершили весь элективный курс и, более того, вызвали интерес у учеников к дальнейшему самообразованию и поиску информации по теме: "Серебряный век" русской поэзии. Также, приятным открытием для нас стало то, что изучение поэзии данного периода явилось стимулом к написанию собственных стихотворений отдельных учеников. По их отзывам, изученный материал раскрыл перед ними новые возможности в стихосложении, а также сумел разнообразить тематику их творчества.
Экспертное заключение
Занятие продемонстрировало способность и умение педагога профессионально работать в рамках личностно-ориентированного обучения. Вовлеченность учащихся в учебную деятельность была максимальной (89% учеников, заполнивших рефлексивные листки, зафиксировали свою успешность на уроке в том или ином варианте).
Показателем высокого уровня активности стали их ответы, говорящие о том, что на уроке оказалось возможным в разных вариантах работать с собственным мнением ("выразить свое мнение", "дополнить и изменить его") - 74% позитивных ответов. В этом контексте достоинством мероприятия является то, что большая часть его участников связывают собственную познавательную активность с самоопределением (65%).
Педагогу удалось реализовать содержание учебной деятельности в рамках занятия элективного курса. На подготовительном этапе продуктивным оказался план действия для учащихся.
Презентация сборников оказалась плодотворной. Учащимся удалось сформировать свое версионное поле и обозначить свою позицию. Несомненным достоинством работы педагога является организация круглого стола, где учителю пришлось менять свою позицию (консультирующая, информирующая, редактирующая).
На этапе рефлексии эффективными оказались формы этого вида деятельности, организованные педагогом (индивидуальный оценочный и рефлексивные листки), которые подтвердили успешность работы педагога.