Урок литературы в 7-м классе на тему "Человек и природа в стихотворениях прохоровского поэта В.М. Чурсина"

Разделы: Литература


ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя.

Звучит фрагмент песни из кинофильма «Тени исчезают в полдень». Выразительное чтение наизусть стихотворения В.М.Чурсина «Богата Русь Мариями, Иванами...»

Богата Русь Мариями, Иванами,
Так повелось уж испокон веков.
Богата Русь певучими названьями
И городов, и сел, и хуторов.
Я не ищу для жизни места лучшего,
Не понимаю летунов никак...
Имен я пью лучистые созвучия,
Как воду из лесного родника.
Названья будто мастер все выстругивал,
Именовал, вздохнувши, от сохи.
Деревня под яругой – Подъяруги,
Деревня под ольхою – Подольхи.
Слова рождались все – живые и разумные,
Ядреные, хоть пробуй их на зуб:
Ольшанка, Правороть, Шипы и Думное,
Гремучий, Вязовое, Редкодуб...
История Руси неисчерпаема,
Имен одних и тех же вам не счесть:
В честь деда чаще внука называем мы,
А внучку кличем в бабушкину честь.
Идет по свету сказочной Еленою,
И заглядится на нее любой...
Как хочется, чтоб были неизменными
И Вера, и Надежда, и Любовь.

Учитель: Веру в будущее России, надежду на подрастающее поколение, любовь к тихой нашей родине находим мы в стихотворениях прохоровского поэта Владимира Михайловича Чурсина, с творчеством которого познакомимся на сегодняшнем уроке.

2. Формулировка учащимися темы урока, ее обоснование.

Учитель: Для того, чтобы сформулировать тему урока, обратимся к отрывкам из его стихов. О ком эти строки?

  1. А человек в том, главном,
    Не изучен,
    Что с колыбели движет
    Все его дела...

  2. Мой поклон тебе, жизнь,
    За великое счастье такое
    Человеком пройти
    По прекрасной и грешной земле.

  3. Во всей красе весна вновь заблистала.
    Вновь в сердце чувств
    Чуть слышный перезвон.
    Как надо человеку в жизни мало,
    Чтоб оказался вдруг счастливым он.

(О человеке).

О чем эти строки?

  1. Природе удивляться не устану,
    Ее разумной круговерти дней.
    Капелям в марте, в январе туману,
    Ночным июльским шорохам дождей.

  2. Природа жалует наградами,
    Ты только душу ей открой: дождь ливмя льет –
    Какие градины в ее алмазной кладовой.

  3. Березки поникли, притихли невесело,
    Прошитые злыми дождями насквозь.
    В природе и в жизни всегда равновесие:
    Столь солнца прольется,
    Сколь дождя пролилось...

(О природе.)

Учитель: Сформулируйте тему урока.

Учащийся: Человек и природа в творчестве Владимира Михайловича Чурсина. (Учащиеся записывают тему урока в тетрадь).

Учитель: В формулировке темы урока опорными являются слова «человек», «природа». Как вы думаете, почему?

(Учащиеся обосновывают тему урока, говорят о взаимопроникновении и взаимосвязи человека с природой, об их духовном и физическом единении).

3. Работа с эпиграфом.

Учитель: Владимир Михайлович, соглашаясь с вами, говорит:

«Пусть дожди небо в лужах полощут,
Чтобы совесть белела, чиста,
Чтоб жила ты на свете светлее и проще,
Чтоб звенела в душе красота».
(«Дочке»).

Ощущая себя частичкой природы, пишет:
«На берегу рыбешкой сиротливой
Топорщусь жабрами, песок весь измесил...
Все дальше рокот мощного отлива,
В усохших плавниках все меньше сил.
(«Рыбалка»).

Такое гармоничное и естественное слияние душевного мира с природой есть результат долгой поэтической работы.

Эпиграфом к уроку являются слова:

Что у жизни просить? Чтоб подольше весна
Полыхала кострами подснежников в рощах,
Чтобы рядом звучали друзей имена,
Пелись песни вокруг и добрее, и проще.

Учитель проводит фронтальную беседу для выявления восприятия:

  • какие мысли, чувства поэта в этих строках близки вам?
  • какие слова и выражения в них вам особенно понравились и запомнились?
  • что можно сказать о связи поэта с природой?

(Учащиеся говорят о том, что у поэта с природой полная гармония, так как он очень внимательный, наблюдательный, зоркий человек. На уроке с помощью его произведений мы будем этому учиться, чтобы жить в единстве с природой).

Учитель (обобщая ответы учащихся): Человек единственное в мире существо, наделенное даром слова, и так как человек – часть природы, то и слово его должно быть в гармонии с тем, что без слов выражает природа.

4. Сообщение целей урока:

  • познакомимся с прохоровским поэтом Владимиром Михайловичем Чурсиным и его стихотворениями,
  • проанализируем стихотворения «Мороз в феврале много силы истратил...» и «Осень скоро вздохнет...», найдем в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определим их роль, назовем художественные образы рассматриваемых произведений.

5. Знакомство с поэтом. Сообщение учащегося.

(Приложение 1)

6. Анализ стихотворений В.М. Чурсина.

  1. Повторение теории литературы (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, антитеза).

  2. Уточнение понятий «лирическое стихотворение», «лирический герой», «художественный образ».

  3. Словарная работа: боярыньки-ели, дубасит, нахоромил, тем паче, отпарившее, гребнем-дождем, взыграло, мальчишкой бедовым, спеющей дулей.

  4. Выразительное чтение анализируемых стихотворений.

  5. Групповая работа:
    • первая группа анализирует стихотворение «Мороз в феврале много силы истратил...»;
      вторая группа анализирует стихотворение «Скоро осень вздохнет...»; в
      процессе анализа каждый семиклассник заполняет опорную таблицу (Приложение 2),
      в процессе работы с таблицей звучит музыка;
    • выразительное чтение стихотворения (Приложение 3),
      анализируемого первой группой, ответы учащихся первой группы на вопросы учителя: какие художественно-изобразительные средства помогли автору нарисовать картину зимней природы, а какие – приход весны? С какой целью вводит поэт противопоставление картин «Мороз много силы истратил» и «Съежилась зимняя вся красота» и противопоставление слов «утрат», «наград»? Какими словосочетаниями автор передает настроение лирического героя? Назовите художественные образы «тихой моей родины»; выразите своими словами идею стихотворения.

    (Во время анализа учащиеся второй группы сочиняют четверостишие по заданной учителем рифме о своих впечатлениях от анализируемого стихотворения).

    Учитель обобщает сказанное, делает вывод о единстве человека и природы.

    Физкультурная пауза

    • выразительное чтение стихотворения (Приложение 3),
      анализируемого второй группой, ответы учащихся второй группы на вопросы учителя: с помощью каких эпитетов описывается приближение осени? Какое художественно-изобразительное средство помогло поэту передать тоску природы по хозяйскому отношению к ней человека? Удалось ли автору с помощью метафор и сравнений нарисовать картину быстротечности человеческой жизни? Приведите примеры.
      - Комментарий учителя о родине поэта с целью подготовки учащихся к правильному пониманию идеи стихотворения;
      - завершение анализа: в чем смысл противопоставленных картин «дивные груши» - «осыпаются груши»? Объясните антитезу «хотели собрать» - «уже не сберём»; выразите своими словами главную мысль стихотворения.

    (Во время анализа учащиеся первой группы сочиняют четверостишие по заданной учителем рифме о своих впечатлениях от анализируемого стихотворения). Учитель обобщает сказанное, делает вывод о разладе человека с природой, говорит о проблеме брошенных хуторов и о возрождении деревни, об экологических проблемах.

    • восприятие учащимися стихотворений (работа с таблицей).

7. Знакомство с прохоровским художником-пейзажистом А.П.Зениным и его картинами:

  • слово учителя о художнике (Приложение 4);

  • художественные образы тихой нашей родины в пейзажах Алексея Петровича;

  • стихотворение В.М Чурсина, посвященное художнику.

Не верю,
Что уже зима пришла.
Только вчера
Бурлил ручьем в апреле,
Шумел разливом
Хлебного тепла...
И вдруг - зима.
Не может быть.
Не верю.
Не верю и иду,
Будто в бреду,
Быть может,
И к несбыточному свету
Все кажется,
Что в гору я иду,
И кажется,
Конца дороги нету.
И не свернуть
Мне с этого пути,
Не сбить с него меня
Каким-то раем.
Такой уж крест
Раз выпало нести
другого я себе
Не пожелаю.
И в декабре
дорога хороша,
Пусть даже если льют
дожди безмерно.
Я – жив,
Пока во мне душа,
А ведь она – известно всем — Бессмертна.

8. Итог урока:

самостоятельный вывод учащихся, в котором каждый ученик соединяет свои знания, воображение, впечатления.

9. Оценка знаний и умений учащихся.

10. Задание на дом:

выучить понравившееся стихотворение В.М Чурсина;

Заключительное слово учителя.

Не привыкайте к чудесам,
Дивитесь им, дивитесь,
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам!
Прислушивайтесь к птицам,
Прислушивайтесь к родникам,
Ничто не повторится...
(Владимир Шефнер)

11. Дополнительный материал к уроку.

Краткие сообщения учащихся о героическом прошлом Прохоровки, её сегодняшнем дне:

  • село Подольхи. Истоки Северского Донца

  • Прохоровка сегодня. Вид с высоты птичьего полёта

  • памятник Победы Звонница

  • храм святых апостолов Петра и Павла

  • встреча трех президентов на Прохоровской земле

  • Алексий II в Прохоровке

  • Прохоровка. Районный Дворец культуры