ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя.
Звучит фрагмент песни из кинофильма «Тени исчезают в полдень». Выразительное чтение наизусть стихотворения В.М.Чурсина «Богата Русь Мариями, Иванами...»
Богата Русь Мариями, Иванами,
Так повелось уж испокон веков.
Богата Русь певучими названьями
И городов, и сел, и хуторов.
Я не ищу для жизни места лучшего,
Не понимаю летунов никак...
Имен я пью лучистые созвучия,
Как воду из лесного родника.
Названья будто мастер все выстругивал,
Именовал, вздохнувши, от сохи.
Деревня под яругой – Подъяруги,
Деревня под ольхою – Подольхи.
Слова рождались все – живые и разумные,
Ядреные, хоть пробуй их на зуб:
Ольшанка, Правороть, Шипы и Думное,
Гремучий, Вязовое, Редкодуб...
История Руси неисчерпаема,
Имен одних и тех же вам не счесть:
В честь деда чаще внука называем мы,
А внучку кличем в бабушкину честь.
Идет по свету сказочной Еленою,
И заглядится на нее любой...
Как хочется, чтоб были неизменными
И Вера, и Надежда, и Любовь.
Учитель: Веру в будущее России, надежду на подрастающее поколение, любовь к тихой нашей родине находим мы в стихотворениях прохоровского поэта Владимира Михайловича Чурсина, с творчеством которого познакомимся на сегодняшнем уроке.
2. Формулировка учащимися темы урока, ее обоснование.
Учитель: Для того, чтобы сформулировать тему урока, обратимся к отрывкам из его стихов. О ком эти строки?
-
А человек в том, главном,
Не изучен,
Что с колыбели движет
Все его дела... -
Мой поклон тебе, жизнь,
За великое счастье такое
Человеком пройти
По прекрасной и грешной земле. -
Во всей красе весна вновь заблистала.
Вновь в сердце чувств
Чуть слышный перезвон.
Как надо человеку в жизни мало,
Чтоб оказался вдруг счастливым он.
(О человеке).
О чем эти строки?
-
Природе удивляться не устану,
Ее разумной круговерти дней.
Капелям в марте, в январе туману,
Ночным июльским шорохам дождей. -
Природа жалует наградами,
Ты только душу ей открой: дождь ливмя льет –
Какие градины в ее алмазной кладовой. -
Березки поникли, притихли невесело,
Прошитые злыми дождями насквозь.
В природе и в жизни всегда равновесие:
Столь солнца прольется,
Сколь дождя пролилось...
(О природе.)
Учитель: Сформулируйте тему урока.
Учащийся: Человек и природа в творчестве Владимира Михайловича Чурсина. (Учащиеся записывают тему урока в тетрадь).
Учитель: В формулировке темы урока опорными являются слова «человек», «природа». Как вы думаете, почему?
(Учащиеся обосновывают тему урока, говорят о взаимопроникновении и взаимосвязи человека с природой, об их духовном и физическом единении).
3. Работа с эпиграфом.
Учитель: Владимир Михайлович, соглашаясь с вами, говорит:
«Пусть дожди небо в лужах полощут,
Чтобы совесть белела, чиста,
Чтоб жила ты на свете светлее и проще,
Чтоб звенела в душе красота».
(«Дочке»).
Ощущая себя частичкой природы, пишет:
«На берегу рыбешкой сиротливой
Топорщусь жабрами, песок весь измесил...
Все дальше рокот мощного отлива,
В усохших плавниках все меньше сил.
(«Рыбалка»).
Такое гармоничное и естественное слияние душевного мира с природой есть результат долгой поэтической работы.
Эпиграфом к уроку являются слова:
Что у жизни просить? Чтоб подольше весна
Полыхала кострами подснежников в рощах,
Чтобы рядом звучали друзей имена,
Пелись песни вокруг и добрее, и проще.
Учитель проводит фронтальную беседу для выявления восприятия:
- какие мысли, чувства поэта в этих строках близки вам?
- какие слова и выражения в них вам особенно понравились и запомнились?
- что можно сказать о связи поэта с природой?
(Учащиеся говорят о том, что у поэта с природой полная гармония, так как он очень внимательный, наблюдательный, зоркий человек. На уроке с помощью его произведений мы будем этому учиться, чтобы жить в единстве с природой).
Учитель (обобщая ответы учащихся): Человек единственное в мире существо, наделенное даром слова, и так как человек – часть природы, то и слово его должно быть в гармонии с тем, что без слов выражает природа.
4. Сообщение целей урока:
- познакомимся с прохоровским поэтом Владимиром Михайловичем Чурсиным и его стихотворениями,
- проанализируем стихотворения «Мороз в феврале много силы истратил...» и «Осень скоро вздохнет...», найдем в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определим их роль, назовем художественные образы рассматриваемых произведений.
5. Знакомство с поэтом. Сообщение учащегося.
6. Анализ стихотворений В.М. Чурсина.
-
Повторение теории литературы (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, антитеза).
-
Уточнение понятий «лирическое стихотворение», «лирический герой», «художественный образ».
-
Словарная работа: боярыньки-ели, дубасит, нахоромил, тем паче, отпарившее, гребнем-дождем, взыграло, мальчишкой бедовым, спеющей дулей.
-
Выразительное чтение анализируемых стихотворений.
- Групповая работа:
- первая группа анализирует стихотворение «Мороз в феврале много силы истратил...»;
вторая группа анализирует стихотворение «Скоро осень вздохнет...»; в
процессе анализа каждый семиклассник заполняет опорную таблицу (Приложение 2),
в процессе работы с таблицей звучит музыка; - выразительное чтение стихотворения (Приложение 3),
анализируемого первой группой, ответы учащихся первой группы на вопросы учителя: какие художественно-изобразительные средства помогли автору нарисовать картину зимней природы, а какие – приход весны? С какой целью вводит поэт противопоставление картин «Мороз много силы истратил» и «Съежилась зимняя вся красота» и противопоставление слов «утрат», «наград»? Какими словосочетаниями автор передает настроение лирического героя? Назовите художественные образы «тихой моей родины»; выразите своими словами идею стихотворения.
(Во время анализа учащиеся второй группы сочиняют четверостишие по заданной учителем рифме о своих впечатлениях от анализируемого стихотворения).
Учитель обобщает сказанное, делает вывод о единстве человека и природы.
Физкультурная пауза
- выразительное чтение стихотворения (Приложение 3),
анализируемого второй группой, ответы учащихся второй группы на вопросы учителя: с помощью каких эпитетов описывается приближение осени? Какое художественно-изобразительное средство помогло поэту передать тоску природы по хозяйскому отношению к ней человека? Удалось ли автору с помощью метафор и сравнений нарисовать картину быстротечности человеческой жизни? Приведите примеры.
- Комментарий учителя о родине поэта с целью подготовки учащихся к правильному пониманию идеи стихотворения;
- завершение анализа: в чем смысл противопоставленных картин «дивные груши» - «осыпаются груши»? Объясните антитезу «хотели собрать» - «уже не сберём»; выразите своими словами главную мысль стихотворения.
(Во время анализа учащиеся первой группы сочиняют четверостишие по заданной учителем рифме о своих впечатлениях от анализируемого стихотворения). Учитель обобщает сказанное, делает вывод о разладе человека с природой, говорит о проблеме брошенных хуторов и о возрождении деревни, об экологических проблемах.
- восприятие учащимися стихотворений (работа с таблицей).
- первая группа анализирует стихотворение «Мороз в феврале много силы истратил...»;
7. Знакомство с прохоровским художником-пейзажистом А.П.Зениным и его картинами:
- слово учителя о художнике (Приложение 4);
-
художественные образы тихой нашей родины в пейзажах Алексея Петровича;
-
стихотворение В.М Чурсина, посвященное художнику.
Не верю,
Что уже зима пришла.
Только вчера
Бурлил ручьем в апреле,
Шумел разливом
Хлебного тепла...
И вдруг - зима.
Не может быть.
Не верю.
Не верю и иду,
Будто в бреду,
Быть может,
И к несбыточному свету
Все кажется,
Что в гору я иду,
И кажется,
Конца дороги нету.
И не свернуть
Мне с этого пути,
Не сбить с него меня
Каким-то раем.
Такой уж крест
Раз выпало нести
другого я себе
Не пожелаю.
И в декабре
дорога хороша,
Пусть даже если льют
дожди безмерно.
Я – жив,
Пока во мне душа,
А ведь она – известно всем — Бессмертна.
8. Итог урока:
самостоятельный вывод учащихся, в котором каждый ученик соединяет свои знания, воображение, впечатления.
9. Оценка знаний и умений учащихся.
10. Задание на дом:
выучить понравившееся стихотворение В.М Чурсина;
Заключительное слово учителя.
Не привыкайте к чудесам,
Дивитесь им, дивитесь,
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам!
Прислушивайтесь к птицам,
Прислушивайтесь к родникам,
Ничто не повторится...
(Владимир Шефнер)
11. Дополнительный материал к уроку.
Краткие сообщения учащихся о героическом прошлом Прохоровки, её сегодняшнем дне:
-
село Подольхи. Истоки Северского Донца
-
Прохоровка сегодня. Вид с высоты птичьего полёта
-
памятник Победы Звонница
-
храм святых апостолов Петра и Павла
-
встреча трех президентов на Прохоровской земле
-
Алексий II в Прохоровке
-
Прохоровка. Районный Дворец культуры